Решение №ЛИ/6872/23 Решение по жалобе ООО «МосСпецСтрой» на действия заказчика –... от 3 июля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю в составе председательствующего: "...", членов Комиссии: "...",

в присутствии представителей от:

- АО «РусГидро Снабжение»: "...",

- ООО «МосСпецСтрой» и АО «Усть-СреднеканГЭСстрой»: о дате, времени, месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, явку представителя не обеспечили,

рассмотрев жалобу ООО «МосСпецСтрой», материалы дела № 7-11/100 (027/10/18.1-1042/2023),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Хабаровское УФАС России поступила жалоба ООО «МосСпецСтрой» на действия заказчика – АО «Усть-СреднеканГЭСстрой», организатора закупки - АО «РусГидро Снабжение» при проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора по лоту: ОКПД2 43.99.30 Выполнение комплекса строительно-монтажных работ по устройству буронабивных свай (1123 сваи) в рамках комплекса генподрядных работ реализации проекта «Строительство Хабаровской ТЭЦ-4 с внеплощадочной инфраструктурой» 2 этапа строительства для нужд АО «Усть-СреднеканГЭСстрой» (лот №0197-КС ДОХ-2023-УСГС) (извещение № 32312296629).

Доводы жалобы Заявителя по существу сводятся к допущенным организатором закупки нарушениям при признании победителем закупки заявку ООО «РДВ ГРУПП».

Жалоба рассматривается комиссией по правилам статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).

Статьей 18.1. Закона о защите конкуренции установлен порядок обжалования действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

Действия (бездействия) могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов (часть 2 статьи 18.1. Закона о защите конкуренции).

По правилам указанной статьи проверке подлежит соблюдение установленной законодательством и иными нормативно-правовыми актами процедуры организации и проведения торгов, иной закупки, процедуры заключения договоров по результатам торгов, закупок.

Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для принятия Хабаровским УФАС России жалобы ООО «МосСпецСтрой» к рассмотрению.

Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц установлены Законом о закупках.

В соответствии с частями 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (часть 2 статья 2 Закона о закупках).

При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

- информационная открытость закупки (пункт 1 часть 1 статьи 3 Закона о закупках);

- равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (пункт 2 часть 1 статьи 3 Закона о закупках);

- целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика (пункт 3 часть 1 статьи 3 Закона о закупках);

- отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки (пункт 4 часть 1 статьи 3 Закона о закупках).

Положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений настоящего Федерального закона. При этом конкурентные закупки, участниками которых с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 8 настоящей статьи, могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляются в электронной форме. Конкурентные закупки в иных случаях осуществляются в электронной форме, если иное не предусмотрено положением о закупке (часть 2 статьи 3 Закона о закупках).

Участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке (часть 5 статьи 3 Закона о закупках).

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В силу части 5 статьи 4 Закона о закупках в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке,  документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе  закупки, а также иная документация, размещение которой в ЕИС предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

Из части 10 статьи 4 Закона о закупках следует, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке: требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара (пункт 1), требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке (пункт 2); требования к участникам такой закупки (пункт 9); критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке (пункт 13); порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке (пункт 14).

Таким образом, именно на заказчика возложена обязанность устанавливать в закупочной документации требования к участникам закупки, критерии и порядок оценки заявок и участников.

Рассматриваемая закупка проводится в соответствии с Законом о закупках, Единым положением о закупке продукции для нужд Группы РусГидро (далее – Положение о закупках), размещенного на официальном сайте в ЕИС www.zakupki.gov.ru.

17.04.2023 АО «Усть-СреднеканГЭСстрой» на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение о закупке № 32312296629 о проведении Аукцион в электронной форме на право заключения договора по лоту: ОКПД2 43.99.30 Выполнение комплекса строительно-монтажных работ по устройству буронабивных свай (1123 сваи) в рамках комплекса генподрядных работ реализации проекта «Строительство Хабаровской ТЭЦ-4 с внеплощадочной инфраструктурой» 2 этапа строительства для нужд АО «Усть-СреднеканГЭСстрой» (лот № 0197-КС ДОХ-2023-УСГС).

Дата начала срока подачи заявок: 17.04.2023.

Дата окончания подачи заявок: 06.06.2023.

Согласно протоколу №2/ВП от 14.06.2023 на участие в закупке подано 6 заявок, все заявки признаны соответствующими документации о закупке. 1 Победителем признан Участник закупки, занявший 1 (первое) место в ранжировке по мере повышения цены заявки: Участника № 1 – ООО «РДВ ГРУПП» (623104, Свердловская обл., г. Первоуральск, ул. Герцена, д. 9 кв. 11, ИНН: 6684022071) с ценой заявки не более 299 999 999,99 руб. без учета НДС.

В соответствии с п. 6.3.1 Положения о закупке юридические лица или предприниматели без образования юридического лица (в том числе все члены коллективного Участника – если Участник является коллективным) должны быть зарегистрированы в установленном порядке, а для видов деятельности, требующих, в соответствии с законодательством Российской         Федерации, специальных разрешений и (или) лицензий, наличия членства в саморегулируемых организациях, – обладать специальной правоспособностью.

Заказчик определяет требования к Участникам в извещении и (или) документации о закупке в соответствии с настоящим Положением. Не допускается предъявлять к Участникам требования, которые не указаны в извещении и (или) документации о закупке. Требования, предъявляемые к Участникам, установленные Заказчиком, применяются в равной степени ко всем Участникам (п. 6.3.4 Положения о закупке).

В соответствии с п. 3.1.2 документации о закупке чтобы претендовать на победу в закупке и получение права заключить Договор с Заказчиком, Участник самостоятельно или Коллективный участник в целом должен отвечать требованиям, установленным в настоящей Документации о закупке. Требования к Участникам установлены с учетом требований к продукции, являющейся предметом закупки.

В соответствии с п. 4.14.2 документации о закупке победителем закупки признается Участник, заявка которого соответствует требованиям настоящей Документации о закупке и который предложил наиболее низкую цену договора (цену заявки), занявший1 (первое) место в ранжировке заявок.

Приложением №3 к Техническим требованиям документации о закупке установлены требования к участникам закупки:

№ п/п

Наименование параметра

Требование Заказчика

1

2

3

1.

В соответствии со ст. 55.8 Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004 № 190-ФЗ:

Участник закупки должен быть членом саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц:

а) осуществляющих строительство, и зарегистрированной на территории субъекта Российской Федерации, в котором зарегистрирован участник (с учетом исключений, предусмотренных законодательством);

     Участник должен иметь право выполнять работы в отношении объектов:

- капитального строительства (кроме особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов использования атомной энергии);

- особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства (кроме объектов использования атомной энергии).

В соответствии со статьей 48.1 п.10.1 (п. 10.1 введен Федеральным законом от 04.12.2007 N 324-ФЗ) к особо опасным объектам относятся тепловые электростанции мощностью 150 МВт и выше, установленная электрическая мощность Хабаровской ТЭЦ-4 в настоящее время составляет 320,8 МВт, установленная тепловая мощность 1368,3 Гкал/ч.

 

В соответствии с Федеральным законом от 30.12.2021 № 447-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в статью 55.17 Градостроительного кодекса Российской Федерации проверка наличия сведений об участнике закупки, а также оценки соответствия уровня ответственности участника осуществляется по общедоступному ресурсу:

   - Национальное объединение строителей НОСТРОЙ - сервис «Единый реестр членов СРО» (http://reestr.nostroy.ru/);

     Данные из реестра членов СРО, формируемые на вышеуказанном ресурсе проверяются на дату окончания срока подачи заявок, установленную в Извещении/Документации о закупке, должны включать в себя сведения об уровне ответственности участника:

- по компенсационному фонду возмещения вреда,

- по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств.

     Проверка соответствия уровня ответственности участника по компенсационному фонду возмещения вреда будет осуществляться исходя из предложенной участником стоимости (включая налоги и сборы (с учетом НДС)):   

- строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства,

      По компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств из предложенной участником стоимости (включая налоги и сборы (с учетом НДС)):                                                 

- строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства,

    при этом   проверка соответствия уровня ответственности участника по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств  в строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства осуществляется с учетом стоимости (в случае их наличия в технических требованиях) поставки оборудования и материально-технических ресурсов.

     Требование является обязательным, неисполнение которого повлечет отклонение заявки.

 

 

Комиссией Хабаровского УФАС России установлено, что в составе заявки ООО «РДВ ГРУПП» представлена выписка из реестра членов саморегулируемой организации Союз «Уральское объединение строителей». Согласно указанной выписке уровень ответственности члена саморегулируемой организации:

- по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств составляет 1 класс ответственности (шестьдесят миллионов рублей);

- по компенсационному фонду возмещения вреда информация отсутствует.

В соответствии с ч. 3 ст. 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) член саморегулируемой организации имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, при соблюдении в совокупности следующих условий:

1) наличие у саморегулируемой организации, членом которой является такое лицо, компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, сформированного в соответствии со статьями 55.4 и 55.16 настоящего Кодекса;

2) если совокупный размер обязательств по указанным в абзаце первом настоящей части договорам не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с частью 11 или 13 статьи 55.16 настоящего Кодекса. Количество договоров подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договоров строительного подряда, договоров подряда на осуществление сноса, которые могут быть заключены членом саморегулируемой организации с использованием конкурентных способов заключения договоров, не ограничивается.

Согласно п. 1 и п. 2 ч. 12 ст. 55.16 ГрК РФ минимальный размер взноса в компенсационный фонд возмещения вреда на одного члена саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства в зависимости от уровня ответственности члена саморегулируемой организации составляет:

1) сто тысяч рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять строительство, реконструкцию (в том числе снос объекта капитального строительства, его частей в процессе строительства, реконструкции), капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее в целях настоящей части - строительство), стоимость которого по одному договору не превышает шестьдесят миллионов рублей (первый уровень ответственности члена саморегулируемой организации);

2) пятьсот тысяч рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять строительство, стоимость которого по одному договору не превышает пятьсот миллионов рублей (второй уровень ответственности члена саморегулируемой организации).

Согласно п.1 и п.2 ч. 13 ст. 55.16 ГрК РФ минимальный размер взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств на одного члена саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, выразившего намерение принимать участие в заключении договоров строительного подряда, договоров подряда на осуществление сноса с использованием конкурентных способов заключения договоров, в зависимости от уровня ответственности члена саморегулируемой организации составляет:

1) двести тысяч рублей в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает шестьдесят миллионов рублей (первый уровень ответственности члена саморегулируемой организации);

2) два миллиона пятьсот тысяч рублей в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает пятьсот миллионов рублей (второй уровень ответственности члена саморегулируемой организации).

Согласно протоколу №2/ВП от 14.06.2023 Участника № 1 – ООО «РДВ ГРУПП» предложена цена договора 299 999 999,99 руб. без учета НДС.

Таким образом, на основании положений Градостроительного кодекса Российской Федерации уровень ответственности члена саморегулируемой организации ООО «РДВ ГРУПП» при цене договора 299 999 999,99 руб.:

- по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств должен составлять 2 класс ответственности;

- по компенсационному фонду возмещения вреда должен составлять 2 класс ответственности.

Вместе с тем, положения Приложения №3 к Техническим требованиям документации о закупке сформулированы таким образом, что однозначно указывают, что данные из реестра членов СРО, формируемые на вышеуказанном ресурсе, проверяются на дату окончания срока подачи заявок (06.06.2023) и должны включать в себя сведения об уровне ответственности участника:

- по компенсационному фонду возмещения вреда,

- по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств.

Требование является обязательным, неисполнение которого повлечет отклонение заявки.

При этом документацией не предусмотрена возможность представления гарантийных писем, оплаты взносов в целях достижения уровня ответственности на иную дату.

Таким образом, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о том, что заявка ООО «РДВ ГРУПП» на момент рассмотрения заявок не соответствовала требованиям документации о закупке в части наличия соответствующих уровней ответственности по компенсационному фонду возмещения вреда и договорных обязательств.

Допуск Организатором закупки заявки ООО «РДВ ГРУПП» является предоставлением необоснованного преимущественного положения перед иными участниками, строго соблюдающими требования документации о закупке.

Принимая во внимание вышеизложенное, с учетом конкретных обстоятельств, установленных в рамках рассмотрения настоящего дела, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о признании жалобы обоснованной.

В действиях Организатора закупки устанавливается нарушение п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 8 ст. 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона (часть 20 статьи 18.1).

Исходя из установленных обстоятельств, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о необходимости выдачи заказчику– АО «Усть-СреднеканГЭСстрой», организатору закупки - АО «РусГидро Снабжение» предписания.

На основании изложенного, руководствуясь положениями ст.ст. 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Хабаровского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «МосСпецСтрой» на действия заказчика – АО «Усть-СреднеканГЭСстрой», организатора закупки - АО «РусГидро Снабжение» при проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора по лоту: ОКПД2 43.99.30 Выполнение комплекса строительно-монтажных работ по устройству буронабивных свай (1123 сваи) в рамках комплекса генподрядных работ реализации проекта «Строительство Хабаровской ТЭЦ-4 с внеплощадочной инфраструктурой» 2 этапа строительства для нужд АО «Усть-СреднеканГЭСстрой» (лот №0197-КС ДОХ-2023-УСГС) (извещение № 32312296629) обоснованной.

2. Признать организатора закупки - АО «РусГидро Снабжение» нарушившим п. 2 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3. Выдать предписание об аннулировании протоколов, составленных в ходе закупок, пересмотре заявок, поданных на участие в закупке.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны