Решение №ли/1743/24 Признать жалобу ООО «Венчур» на действия заказчика – КГАУ «Д... от 19 февраля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 7-11/25

(027/10/18.1-184/2024)

 

14 февраля 2024 года                                                                                  г. Хабаровск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю в составе председательствующего: <...>, членов комиссии: <...>;  <...>,

в отсутствии представителей:

- КГАУ «Дом молодежи», представитель не явился (о дате, времени и месте рассмотрения уведомлены надлежащим образом);

- ООО «Венчур» представитель не явился (о дате, времени и месте рассмотрения уведомлены надлежащим образом).

рассмотрев ООО «Венчур», материалы дела  №7-11/25 (027/10/18.1-184/2024),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступила жалоба ООО «Венчур» на действия заказчика – КГАУ «Дом молодежи» при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку дизельного топлива для дизельной электростанции «Центр для активной молодежи» урочище Шарголь (извещение №32413203225).

Из жалобы следует, что при проведении закупки Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя, поскольку Заказчиком неправомерно принято решение об отклонении заявки участника.

КГАУ «Дом молодежи» представлен отзыв от 07.02.2024 №01-14/117, в соответствии с которым считает жалобу необоснованной в полном объеме.

Жалоба рассматривается по правилам статьи 18.1.  Федерального закона  от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).

Комиссия Хабаровского УФАС, заслушав лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, рассмотрев материалы  дела, пришла к следующим выводам.

Статьей 18.1 Закона о защите конкуренции  установлен порядок обжалования действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 года №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках).

По правилам указанной статьи проверке подлежит соблюдение установленного законодательством и иными нормативно-правовыми актами процедуры организации и проведения торгов,  иной закупки, процедуры заключения договоров по результатам торгов, закупок (часть 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).

Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц установлены Законом о закупках.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

- информационная открытость закупки (пункт 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках);

- равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (пункт 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках);

- целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика (пункт 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках);

- отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки (пункт 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках).

Участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке (часть 5 статьи 3 Закона о закупках).

В соответствии с пунктом 2 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки.

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В силу части 5 статьи 4 Закона о закупках в единой информационной  системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке,  документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе  закупки, а также иная документация, размещение которой в ЕИС предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев,  предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

Закон о закупках не определяет порядок закупки товаров, работ, услуг, а устанавливает обязанность заказчиков разработать и утвердить положение о закупках - документ, регламентирующий закупочную деятельность заказчика и содержащий требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения, а также порядок заключения и исполнения договоров, в связи, с чем заказчик вправе самостоятельно установить в положении о закупке способы закупок, порядок и условия их применения (часть 2 статьи 2 Закона о закупках).

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (часть 2 статья 2 Закона о закупках).

Согласно ч. 10 ст. 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны: 1) требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика; 2) требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке; 3) требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик; 4) место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги; 5) сведения о начальной (максимальной) цене договора, либо формула цены и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора; 6) форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги; 7) обоснование начальной (максимальной) цены договора либо цены единицы товара, работы, услуги, включая информацию о расходах на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей; 8) порядок, дата начала, дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке (этапах конкурентной закупки) и порядок подведения итогов такой закупки (этапов такой закупки); 9) требования к участникам такой закупки; 10) требования к участникам такой закупки и привлекаемым ими субподрядчикам, соисполнителям и (или) изготовителям товара, являющегося предметом закупки, и перечень документов, представляемых участниками такой закупки для подтверждения их соответствия указанным требованиям, в случае закупки работ по проектированию, строительству, модернизации и ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства и закупки товаров, работ, услуг, связанных с использованием атомной энергии; 11) формы, порядок, дата и время окончания срока предоставления участникам такой закупки разъяснений положений документации о закупке; 12) дата рассмотрения предложений участников такой закупки и подведения итогов такой закупки; 13) критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке; 14) порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке; 15) описание предмета такой закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона; 16) иные сведения, определенные положением о закупке.

Таким образом, именно заказчик наделен правом устанавливать требования к закупаемым товарам, работам, услугам.

23.01.2024 КГАУ «Дом молодежи» на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение о закупке № 32413203225 о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку дизельного топлива для дизельной электростанции «Центр для активной молодежи» урочище Шарголь. Дата начала срока подачи заявок – 23.01.2024. Дата окончания срока подачи заявок – 01.02.2024 в 08:00. Дата подведения итогов – 05.02.2024. Начальная (максимальная) цена договора – 19793400,00 рублей.

В приложении №2 Документации о закупке – «Техническая часть. Сведения об объекте закупки» указаны функциональные, технические и качественные характеристики (эксплуатационные характеристики) товара.

 

№ п/п

Наименование товара, его характеристик, потребительских свойств

Ед.изм.

Значение характеристики

1.

Дизельное топливо ЕВРО (зимнее/летнее)

 

Количество – 220 000 литров

1.1

Массовая доля серы(зимнее / летнее)

мг/кг

Не более 10/не более 10

1.2

Плотность при 15°C (зимнее / летнее)

кг/м3

800-840 / 820-845

1.3

Температура вспышки, определяемая в закрытом тигле (зимнее/летнее)

ГРАД ЦЕЛЬС

Не ниже 40 / выше 55

 

Пунктом 3.8 Документации о закупке определена рекомендуемая форма Предложения участника закупки (заявка – первая часть):

 

№ п/п

Требования Заказчика

Предоставляется участником закупки

Наименование товара, его характеристик, потребительских свойств

Ед. изм.

Требуемое значение характеристики

Конкретные* показатели, характеристики, товарный знак (при наличии) предлагаемого для поставки товара

1

2

3

4

5

1.

Дизельное топливо ЕВРО (зимнее/летнее)

литр

220 000

 

 

Указать товарный знак

(при наличии)

________________________ Указать наименование

страны происхождения в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира

 

1.1

Массовая доля серы (зимнее / летнее)

 

мг/кг

Не более 10/ не более 10

1.2

Плотность при 15°C (зимнее / летнее)

 

кг/м3

800-840 / 820-845

1.3

Температура вспышки, определяемая в закрытом тигле (зимнее / летнее)

 

ГРАД ЦЕЛЬС

Не ниже 40 / выше 55

 

* указываются конкретные показатели подлежащего поставке товара, установленные в документации об аукционе:

- в отношении показателей, имеющих количественную оценку, - их конкретное значение;

- в отношении показателей, не имеющих количественной оценки, - указываются конкретные показатели подлежащего поставке товара или указывается «Наличие», или «Соответствие», или «Да». Заполнение предложения любым из вышеперечисленных способов применительно к данной закупке означает указание конкретного показателя.

Согласно разделу IV Документации о закупке «Порядок рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства» Комиссия проверяет заявки на участие в электронном аукционе, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на соответствие требованиям, установленным настоящей документацией. По результатам рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе, комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в электронном аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены части 1.9 раздела I настоящей документации.

Согласно пп. «в» п. 13 ч. 1.9.2 раздела I Документации о закупке основанием для отказа в допуске к участию в аукционе в электронной форме или отказ от заключения Договора с победителем на любом этапе до заключения Договора является несоответствие заявки на участие требованиям настоящей документации.

ООО «Венчур» подана заявка (порядковый номер 2) на участие в закупке с указанием следующих характеристик предлагаемого товара:

 

№ п/п

Требования Заказчика

Предоставляется участником закупки

Наименование товара, его характеристик, потребительских свойств

Ед. изм.

Требуемое значение характеристики

Конкретные* показатели, характеристики, товарный знак (при наличии) предлагаемого для поставки товара

1

2

3

4

5

1.

Дизельное топливо ЕВРО (зимнее/летнее)

литр

220 000

 

Дизельное топливо ЕВРО (зимнее/летнее)

Страна происхождения:

643/РОССИЯ/Российская Федерация/RU/RUS

 

220 000 литр.

1.1

Массовая доля серы (зимнее / летнее)

 

мг/кг

Не более 10/ не более 10

1.2

Плотность при 15°C (зимнее / летнее)

 

кг/м3

800-840 / 820-845

1.3

Температура вспышки, определяемая в закрытом тигле (зимнее / летнее)

 

ГРАД ЦЕЛЬС

Не ниже 40 / выше 55

 

 

Протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе №32413203225, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства от 01.02.2024 заявка ООО «Венчур (порядковый номер 2) отклонена комиссией по осуществлению закупок на основании несоответствия заявки по составу, содержанию и оформлению (В заявке не указаны конкретные показатели подлежащего к поставке товара).

Относительно правомерности отклонения заявки участника Комиссией Хабаровского УФАС России установлено следующее.

Заявка ООО «Венчур» (порядковый номер 2), не соответствует требованиям техническая части, а именно не указаны конкретные показатели предлагаемого к поставке товара, в нарушение требований закупочной документации. Таким образом, заявка участника № 2 не соответствовала установленным требованиям документации, в связи с чем, у КГАУ «Дом молодежи» отсутствуют правовые основания для допуска заявки Заявителя на участие в закупках.

При этом, в случае принятия решения об участии в закупке, участник связывает себя порядком проведения закупки, который предусмотрен извещением о  проведении закупки и применяется в равной степени ко всем участникам закупки. Подавая заявку на участие в закупке, Заявитель жалобы ознакомился с условиями документаций и согласился с условиями установленными документацией о закупке.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Таким образом, по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в закупке, либо лицом, не подавшим заявку на участие в случае, если обжалуется порядок размещения информации о проведении закупки либо порядок подачи заявок на участие.

Вместе с тем, ООО «Венчур» не обжаловались положения документации о закупке, также не подавались запросы разъяснений положений документации о закупке.

Кроме того, на участие в закупке подано 4 заявки, при этом 3 заявки признаны комиссией по осуществлению закупок соответствующими требованиям документации о закупке (в заявках указаны конкретные показатели предлагаемого к поставке товара).

В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1. части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции (часть 20 статьи 18.1).

На основании изложенного, руководствуясь  статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», комиссия Хабаровского УФАС России

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «Венчур» на действия заказчика – КГАУ «Дом молодежи», при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку дизельного топлива для дизельной электростанции «Центр для активной молодежи» урочище Шарголь (извещение №32413203225) - необоснованной.

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Хабаровского края  в течение трех месяцев со дня его принятия.

.

Связанные организации

Связанные организации не указаны