Решение №027/05/5-843/2019 Решение по делу по признакам нарушения законодательства Росс... от 16 января 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе  в составе:

Председатель Комиссии:

– руководитель  управления.

Члены Комиссии:

– начальник отдела рекламы и недобросовестной конкуренции,

– ведущий специалист-эксперт отдела рекламы и недобросовестной конкуренции,

рассмотрев дело № 027/05/5-843/2019 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения ООО «Премиум» (ИНН 2723147256 место нахождения: 680000 г. Хабаровск, ул. Истомина – 14, кв. 37) рекламы, нарушающей требования части 6 статьи 5 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»),

в отсутствие ООО «Премиум», надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения дела,

                                                             

УСТАНОВИЛА:

 

Хабаровским УФАС России в рамках осуществления государственного надзора за соблюдением рекламного законодательства 19 сентября 2019 года отслежена наружная реклама магазина «Парижанка», размещенная около здания по ул. Тургенева, 36 в г. Хабаровске, следующего содержания  –  «ПАРИЖАНКА Новая коллекция Осень-Зима 2019.PARIZANKA_KHABAROVSK  Тургенева, 36. ТЦ «На Пушкина» бут. 307. 47-37-58 / 47-37-88», содержащая изображение женщины в нижнем белье.

 

 

 

 

В соответствии с частью 6  статьи 5  Федерального закона от 13 марта 2006 года  № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе») в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.

В ходе подготовки материалов к возбуждению дела Хабаровским УФАС России организовано проведение заседания Экспертного совета по применению законодательства о рекламе при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее – Экспертный совет), которое состоялось 21 октября 2019 года в форме заочного голосования.

В заседании Экспертного совета приняли участие 13 членов из 15, которыми проведена экспертиза и оценка рекламы «ПАРИЖАНКА Новая коллекция Осень-Зима 2019.PARIZANKA_KHABAROVSK  Тургенева, 36. ТЦ «На Пушкина» бут. 307. 47-37-58 / 47-37-88», содержащей образ полуобнаженной женщины. Оценка воздействия рекламы на потребителей рекламной информации.

На повестку заседания  Экспертного совета поставлены вопросы:

-  используются ли в рекламе непристойные образы?

-  используются ли в рекламе оскорбительные образы?

По итогам заседания экспертного совета решено (большинством голосом – 9 из 13), что в рекламе «ПАРИЖАНКА Новая коллекция Осень-Зима 2019.PARIZANKA_KHABAROVSK  Тургенева, 36. ТЦ «На Пушкина» бут. 307. 47-37-58 / 47-37-88» присутствуют признаки нарушения части 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе», так как данная реклама содержит непристойный образ. 

В соответствии с законодательством Российской Федерации, реклама предназначена для неопределенного круга лиц, для всех слоев населения и вероисповедания, включая несовершеннолетних. Использованный в рекламе женский образ является не уместным и противоречит нормам этики и морали. Образ, используемый в данной рекламе, является непристойным. Демонстрация подобной рекламы на улицах города противоречит законодательству и является недопустимой.

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований  части 6 статьи 5 Закона  несет рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В ходе подготовки материалов дела  Хабаровским УФАС России сделан запрос в департамент муниципальной собственности администрации г. Хабаровска (исх. № 4/10826 от 28.10.2019г.) о предоставлении сведений о владельце вышеназванной рекламной конструкции с приложением разрешительной документации.

В соответствии с ответом на запрос (вх. № 4/13664 от 06.11.2019) – рекламная конструкция, расположенная около здания по ул. Тургенева – 36 в г. Хабаровске установлена и эксплуатируется без разрешительных документов, выдаваемых органом местного самоуправления. В адрес ООО «Премиум» департаментом муниципальной собственности администрации г. Хабаровска направлено предписание о демонтаже рекламной конструкции.

Таким образом, рекламодателем (лицом, осуществляющим реализацию нижнего белья в магазинах «Парижанка»), определившим объект рекламирования, в чьих интересах распространяется реклама, является ООО «Премиум» (ИНН 2723147256 место нахождения: 680000 г. Хабаровск, ул. Истомина – 14, кв. 37).

На рассмотрение дела ООО «Премиум» представлены письменные пояснения (вх. № 4/14742 от 29.11.2019), согласно которым общество с выявленным нарушением не согласно.

ООО «Премиум» считает, что вышеуказанная реклама размещена с соблюдением всех требований рекламного законодательства. Образ женщины, используемый в данной рекламе, изображен в черном непрозрачном нижнем белье и не является непристойным и оскорбительным. Реклама нижнего белья, так или иначе, подразумевает использование образов женщин и мужчин с демонстрацией полуобнаженного тела и никак иначе, невозможно рекламировать нижнее белье одетое поверх верхней одежды или как-то иначе. ООО «Премиум» рекламирует свой основной вид деятельности, а именно: торговлю нижним бельем и домашней одеждой. Восприятие рекламы является сугубо индивидуальным и зависит от многих факторов, таких как возраст, образование, воспитание, семейные устои и прочее.

Данные доводы ООО «Премиум» отклоняются Комиссией по вышеуказанным основаниям.

В ходе подготовки материалов к рассмотрению дела Хабаровским УФАС России сделан запрос в адрес Уполномоченного по правам ребенка в Хабаровском крае (исх. № 4/12257 от 29.11.2019) с просьбой выразить мнение с точки зрения влияния визуальной информации в рекламе на детей, учитывая размещение рекламной конструкция (площадью около 52 м2) напротив КГБУЗ «Детская городская клиническая больница» им. В.М. Истомина (ул. Тургенева, 45) и в непосредственной близости от фитнес-клуба «World Class Хабаровск», в котором находится детский клуб и аквапарк.

Согласно ответу Уполномоченного по правам ребенка в Хабаровском крае (вх. № 4/16458 от 30.12.2019): «На основании экспресс - анкетирования на восприятие визуального образа, проведенного экспертами, в том числе из реестра Роскомнадзора, следует, что текстовая нагрузка рекламы нижнего белья в 5,5 раза меньше изображения полуобнаженной модели. Центром плаката является грудь женщины, прикрытая нижним бельем. Внимание на текст в верхней части рекламной конструкции, извещающий о названии фирмы и ее коллекции, падает в последнюю очередь (нечеткий, размытый), адрес внизу плаката смотрится отдельно от всего изображения. В связи с чем, необходимо признать, что рекламный стенд презентует полуобнаженную фигуру девушки, а не представленный товар, компанию-изготовителя, адрес».

В соответствии с требованиями Федерального закона от 29.12.2011 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, наносящей вред их здоровью и развитию» рекламе может быть присвоена маркировка «16+».

Таким образом, размещение рекламной продукции в подобном виде на одной из центральных улиц города и вблизи от детских учреждений невозможно».

Кроме того, Хабаровским УФАС России сделан запрос в департамент архитектуры, строительства и землепользования администрации г. Хабаровска (исх. № 4/12255 от 29.11.2019) о предоставлении информации о расстоянии от данной рекламной конструкции до ограждения территории и непосредственно до здания КГБУЗ «Детская городская клиническая больница» им. В.М. Истомина (ул. Тургенева, 45).

Из ответа департамента архитектуры, строительства и землепользования администрации г. Хабаровска (вх. № 4/15919 от 19.12.2019) следует, что по замерам с геодезической съемки (М1:500) примерное расстояние от наружной рекламы магазина «Парижанка» до ограждения территории КГБУЗ «Детская городская клиническая больница» им. В.М. Истомина составляет 37,2м., до здания больницы – около 73,7м.

Учитывая вышеизложенное, на основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального  Закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей наружную рекламу:  «ПАРИЖАНКА Новая коллекция Осень-Зима 2019.PARIZANKA_KHABAROVSK  Тургенева, 36. ТЦ «На Пушкина» бут. 307. 47-37-58 / 47-37-88», содержащую изображение женщины в нижнем белье, в том числе размещаемую около здания по ул. Тургенева  – 36 в г. Хабаровске, поскольку в ней нарушены требования части 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

2. Выдать ООО «Премиум» (ИНН 2723147256 место нахождения: 680000 г. Хабаровск, ул. Истомина – 14, кв. 37) обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения рекламного законодательства.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Хабаровского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение изготовлено в полном объеме 16 января 2020 года.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в трехмесячный срок).

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны