Решение №027/01/18.1-151/2020 Рассмотрение жалобы ООО «Транспортно-логистическая компания ... от 4 февраля 2020 г.
Текст документа
Сохранить как PDFКомиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю в составе <…>
в присутствии представителей:
- ООО «Транспортно-логистическая компания «Динакс» - о дате, времени и месте рассмотрения обращения уведомлены надлежащим образом, явку своих представителей не обеспечило;
- АО «ДГК» - <…>
рассмотрев жалобу ООО СК «Транспортно-логистическая компания «Динакс» на действия организатора закупки – АО «ДГК», материалы дела № 8-01/19 (027/01/18.1-151/2020),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступила жалоба ООО «Транспортно-логистическая компания «Динакс» на действия АО «ДГК» при проведении аукциона на право заключения договора на поставку трубной продукции по лоту №1203901-РЕМ-РЕМ ПРОД-2020-ДГК» (извещение №31908568489)
Как следует из жалобы ООО Транспортно-логистическая компания «Динакс» , заказчик принял необоснованное решение об отклонении заявки ООО «Транспортно-логистическая компания «Динакс», в связи с несоответствием требованиям документации, по формальным основаниям, а именно: техническое предложение участника не соответствует установленной требованиями документации форме; в бухгалтерской отчетности заполнены не все требуемые показатели.
Представители АО «ДГК» с доводами жалобы не согласились, по основаниям, изложенным в письменных возражениях от 30.01.2020 № 21 дополнительно пояснив в заседании комиссии, что в соответствии в подпунктом 4.6.1.2. пункта 4.6.1 документации о закупке подача участником закупки означает его согласие с условиями участия в закупке, содержащимися в документации о закупке, в письме о подаче оферты от 12.12.2019 №17 ООО «Транспортно-логистическая компания «Динакс» подтвердило свое ознакомление с извещением, документацией о закупке, приняло установленные в них требования и условия.
Комиссия Хабаровского УФАС России, заслушав лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, рассмотрев материалы дела, пришла к следующим выводам.
Жалоба рассматривается по правилам статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2066 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).
Статьей 18.1 Закона о защите конкуренции установлен порядок обжалования действий (бездействия) организаторов торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным Законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг, отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон № 223-ФЗ).
Действия (бездействие) могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
По правилам указанной статьи проверке подлежит соблюдение установленной законодательством и иными нормативными правовыми актами процедуры организации и проведения торгов, иной закупки, процедуры заключения договоров по результатам торгов, закупок.
Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц установлены Законом № 223-ФЗ.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закон № 223-ФЗ не определяет порядок закупки товаров, работ, услуг, а устанавливает обязанность заказчиков разработать и утвердить положение о закупках - документ, регламентирующий закупочную деятельность заказчика и содержащий требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения, а также порядок заключения и исполнения договоров, в связи с чем заказчик вправе самостоятельно установить в положении о закупке способы закупок, порядок и условия их применения.
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В силу части 1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: 1) информационная открытость закупки; 2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; 3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; 4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Частью 5 статьи 4 Закона № 223-ФЗ установлено, что при закупке в единой информационной системе размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация.
В соответствии с частями 9, 10 статьи 3.2 Закона № 223-ФЗ для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные, в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
Пунктами 1, 2, 9 части 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ установлено, что в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в числе которых требования к техническим или функциональным характеристикам работ, требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, требования к участникам закупки.
Таким образом в соответствии с Законом №223-ФЗ установление требований к участникам, заявке, документам, включаемых в состав заявки, отнесено к полномочиям заказчика при составлении документации о закупке, иные лица таким правом не обладают.
Единое положение о закупке продукции для нужд Группы РусГидро (в редакции, утвержденной протоколом заседания Совета директоров АО «ДГК» от 31.12.2019 года № 13 (далее – Положение о закупках).
26.11.2019 АО «ДГК» на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение № 31908568489 о проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку трубной продукции. Срок подачи заявок установлен до 12.12.2020.
Начальная (максимальная) цена договора 62 478 520,00 рублей.
Документацией о закупке предусмотрено, что участник закупки в составе заявки должен представить техническое предложение, оформленное по форме и в соответствии с инструкциями документации о закупке (подпункт 4.5.1.1 раздела 11 документации о закупке)
В соответствии с подпунктом 4.5.5.1 документации при описании продукции Участник обязан подтвердить соответствие поставляемой продукции требованиям Документации о закупке в отношении всех показателей, которые в ней установлены. При этом должны указываться точные и не допускающие двусмысленного толкования показатели.
Пунктом 1.2.16 установлено, требование к описанию продукции в составе заявки участника, а именно: подробное предложение участника в отношении поставляемой продукции, включая функциональные характеристики (потребительские свойства), количественные и качественные характеристики продукции по параметрам эквивалентности, указанным в Технических требованиях Заказчика – по форме Технического предложения, установленной в подразделе 7.4 документации о закупке.
Форма технического предложения и порядок ее заполнения опубликованы в составе документации о закупке в единой информационной системе, установленные формы и требования к их заполнению в равной мере распространены на всех потенциальных участников закупки.
В соответствии с подпунктом 4.6.1.2 документации о закупке подача участником заявки означает его безоговорочное согласие с условиями участия в закупке, содержащимися в документации о закупке, а также изучение им Положения о закупке Заказчика и настоящей документацию о закупке (включая все приложения к ней).
В соответствии с пунктом 3 подраздела 10.1 раздела 10 документации о закупке установлено, что в составе заявки участник должен предоставить копию составленного в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах за последний завершенный финансовый год (включающего в себя данные обязательной бухгалтерской (финансовой) отчетности за последний завершенный и предшествующий ему финансовый год, а в случае, если участник закупки представляет в налоговые органы упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, ему необходимо предоставить в составе заявки копию данной отчетности.
Бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах должны содержать следующие показатели: Основные средства, итого по разделу I, дебиторская задолженность, финансовые вложения (за исключением денежных эквивалентов), денежные средства и денежные эквиваленты, валюта баланса (актив), капитал и резервы, нераспределенная прибыль (непокрытый убыток), в том числе промежуточные дивиденды, итого по разделу III, долгосрочные заемные средства, итого по разделу IV, краткосрочные заемные средства, кредиторская задолженность, итого по разделу V, валюта баланса (пассив), выручка, проценты к уплате, прибыль (убыток) до налогообложения (форма №8 документации о закупке).
Пунктом 4.9.6 документации установлено, что по результатам рассмотрения заявок (проведения отборочной стадии) закупочная комиссия отклоняет несоответствующие заявки по основаниям в числе которых, несоответствие заявки по составу, содержанию и правильности оформления требованиям документации о закупке, в том числе наличие недостоверных сведений или намеренно искаженной информации или документов; несоответствие участников требованиям документации о закупке.
В соответствии с подразделом 4.10 документации о закупке в рамках процедуры рассмотрения, оценки и сопоставления заявок организатор вправе направить в адрес участника дополнительный запрос разъяснений и/или дополнения его заявки, влияющие на отклонение или оценку и сопоставление его заявки.
В рамках проведения процедуры рассмотрения и оценки участников, закупочной комиссией принято решение о направлении разъяснений и дозапросов всем участникам подавшим заявки, а именно участникам с порядковыми номерами 1,2,3,4,5.
Протоколом от 10.02.2020 №2/Р отклонены 2 заявки участников с порядковыми номерами 4,5, в числе которых заявка общества с ограниченной ответственностью «Транспортно-логистическая компания «Динакс» (заявка №5) как несоответствующая требованиям документации по двум основаниям, а именно: техническое предложение участника не соответствует форме 4, участником в данных о бухгалтерской (финансовой) отчетности заполнены не все требуемые показатели.
В составе заявки обществом предоставлено письмо подаче оферты от 12.12.2019 №17 ООО «Транспортно-логистическая компания «Динакс», которым общество подтверждает свое ознакомление с документацией о закупке и принимает установленные закупочной документацией требования и условия.
В составе заявки ООО «Транспотно-логистическая компания «Динакс», техническое предложение общества не по форме, установленной документацией о закупке, без учета технических требований к закупаемому товару, установленных документацией о закупке, в части описания предлагаемых условий оплаты продукции.
На основании подраздела 4.10 документации о закупке обществу направлен запрос о разъяснении заявки и устранении выявленного недостатка технического предложения.
В ответ обществом представлено скорректированное техническое предложение, в котором указаны конкретные условия оплаты, замечания к форме технического предложения не устранены, а именно в техническом предложении отсутствуют требуемые, в соответствии с формой, отсутствуют графы «Наименование параметра», «Требование заказчика» «Примечания, обоснование», вместо них в техническом предложении участника указаны графы «Место поставки» «Итого» и иные, требования которых было не предусмотрено аукционной документацией.
Заполнение участника технического предложения в произвольной форме, без учета требований документации, с указанием графика поставки исключает возможность заказчика проверить предлагаемую к поставке продукцию.
Материалами дела подтверждается, что форма технического предложения общедоступна в составе документации, обязательна к применению для всех участников аукциона, ООО «Транспортно-логистическая компания «Динакс» в своей заявке подтвердило свое безоговорочное согласие с условиями документации о закупке.
Поскольку несоответствие заявки по форме влечет отклонение заявки, действия закупочной комиссии не могут быть признаны нарушающими права заявителя.
В составе заявки ООО «Транспортно-логистическая компания «Динакс» представлена упрощенная бухгалтерская отчетность за 2018 год, включающая в себя показатели за 2016,2017, 2018 года, данные бухгалтерской (финансовой) отчетности по форме 8 документации о закупке, в которых отражены сведения за 2017-2018 годы, в которых не отражена информация об итоговых показателях подлежащих оценке периодов, а именно: отсутствуют значения показателей итого по разделу I, итого по разделу III,итого по разделу V, прибыль (убыток) до налогообложения, что не позволяет оценить финансовое состояние общества и проверить его на соответствии предъявляемым к участникам закупки требованиям.
После направления заказчиком дозапроса, обществом дополнительно представлена скорректированная форма 8 о данных бухгалтерской (финансовой) отчетности, в которой в строке прибыль (убыток) до налогообложения указаны сведения за 2018 год в размере 684 миллионов рублей, за 2017 год в размере 60 миллионов рублей, тогда как эти же данные отражены в показателях чистой прибыли (убытка) общества за аналогичный период (данный показатель содержится в прилагаемом к бухгалтерскому балансу отчете о финансовых результатах).
В соответствии с пунктом 79 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29.07.1998 №34н, бухгалтерская прибыль (убыток) представляет собой конечный финансовый результат (прибыль или убыток), выявленный за отчетный период на основании бухгалтерского учета всех хозяйственных операций организации и оценки статей бухгалтерского баланса по правилам, принятым нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету (строка 2300).
В бухгалтерском балансе финансовый результат отчетного периода отражается как нераспределенная прибыль (непокрытый убыток), т.е. конечный финансовый результат, выявленный за отчетный период, за минусом причитающихся за счет прибыли установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации налогов и иных аналогичных обязательных платежей, включая санкции за несоблюдение правил налогообложения (строка 2400) (пункт 83 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации).
Из приведенных выше норм можно сделать вывод, что в бухгалтерской (финансовой) отчетности показатели строки 2400 и 2300 не могут быть равными, представленные ООО «Транспортно-логистическая компания «Динакс» после дозапроса сведения содержат противоречивую информацию, а именно указанные Прибыли (убыток) до налогообложения совпадают с показателем чистая прибыль (убыток), что не позволяет закупочной комиссии произвести корректную оценку финансового состояния общества.
В данной связи довод заявителя о том, что его заявка содержит всю необходимую информацию и соответствует требованиям документации, не находит своего подтверждения.
Исходя из установленных обстоятельств жалоба признается необоснованной.
В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона (часть 20 статьи 18.1).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», комиссия Хабаровского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО «Транспортно-логистическая компания «Динакс» на действия АО «ДГК» при проведении аукциона на право заключения договора на поставку трубной продукции по лоту №1203901-РЕМ-РЕМ ПРОД-2020-ДГК» (извещение №31908568489) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его принятия.