Решение №б\н Решение по жалобе ИП Макушенко М.С. на действия Дальневосточ... от 15 февраля 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDFКомиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю в составе председательствующей: заместитель руководителя Хабаровского УФАС России, членов Комиссии: начальник отдела контроля органов власти; главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти Хабаровского УФАС России,
в присутствии представителей от:
- ИП Макушенко М.С. – представитель по доверенности;
- ПАО Сбербанк - представитель по доверенности,
рассмотрев жалобу ИП Макушенко М.С., материалы дела №8-01/12 (027/10/18.1-139/2021),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступила жалоба ИП Макушенко М.С. на действия Дальневосточного банка ПАО Сбербанк при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства ЗП-8100051648 на выполнение работ по монтажу систем безопасности (извещение № 32109916637).
Как следует из жалобы, заказчиком необоснованно установлены требования о количестве персонала участника, а также о наличии у персонала сертификатов обучения по наладке, конфигурированию, а также техническому обслуживанию адресной системы безопасности «Рубикон», программной платформой «Интеллект», требование о наличие сертификатов обучения на момент заключения договора, а не момент выполнения работ, установлен запрет на привлечение третьих лиц (субподряд), то есть выполнение работ осуществляется лично, требование о подтверждении подрядчиком наличия необходимых основных строительных машин, механизмов, транспортных средств, а также в закупочной документации заказчика отсутствует требование об обеспечении договора и об обеспечении гарантийных обязательств, что позволяет подрядчику не нести никакой ответственности за качество выполненных работ.
Представитель ПАО Сбербанк с доводами жалобы не согласилась по основаниям, изложенным в письменных возражениях от 11.02.2021 №ДВБ-81-исх/93, дополнительно пояснив, что поскольку срок рассмотрения 1 частей заявок 16.02.2021, у банка отсутствует информация о заявках участников, и информация подалась ли заявка ИП Макушенко М.С. на участие в конкурсе не известна. Требования, установленные к участникам конкурса, являются законными и обоснованными в соответствии с требованиями проектно-сметной документации заказчика, которая предоставляется участникам после подписания соглашения о соблюдении конфиденциальности.
Жалоба рассматривается Комиссией Хабаровского УФАС России по правилам статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).
В заседании комиссии объявлялся перерыв до 11.00 ч. 15.02.2021, перерыв до 17.00 ч. 15.02.2021.
Комиссия Хабаровского УФАС России, рассмотрев материалы дела, пришла к следующим выводам.
Статьей 18.1. Закона о защите конкуренции установлен порядок обжалования действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее Закон о закупках).
Действия (бездействия) могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов (часть 2 статьи 18.1. Закона о защите конкуренции).
По правилам указанной статьи проверке подлежит соблюдение установленного законодательством и иными нормативно-правовыми актами процедуры организации и проведения торгов, иной закупки, процедуры заключения договоров по результатам торгов, закупок (часть 2 статьи 18.1. Закона о защите конкуренции).
Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц установлены Законом о закупках.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
- информационная открытость закупки (пункт 1 часть 1 статьи 3 Закона о закупках);
- равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (пункт 2 часть 1 статьи 3 Закона о закупках);
- целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика (пункт 3 часть 1 статьи 3 Закона о закупках);
- отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки (пункт 4 часть 1 статьи 3 Закона о закупках).
Участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке (часть 5 статьи 3 Закона о закупках).
Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
В силу части 5 статьи 4 Закона о закупках в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная документация, размещение которой в ЕИС предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
Закон о закупках не определяет порядок закупки товаров, работ, услуг, а устанавливает обязанность заказчиков разработать и утвердить положение о закупках - документ, регламентирующий закупочную деятельность заказчика и содержащий требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения, а также порядок заключения и исполнения договоров, в связи, с чем заказчик вправе самостоятельно установить в положении о закупке способы закупок, порядок и условия их применения (часть 2 статьи 2 Закона о закупках).
Таким образом, именно на заказчика возложена обязанность устанавливать в закупочной документации требования к участникам закупки, критерии и порядок оценки заявок и участников.
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (часть 2 статья 2 Закона о закупках).
Из части 10 статьи 4 Закона о закупках следует, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке: требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара (пункт 1), требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке (пункт 2); требования к участникам такой закупки (пункт 9); критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке (пункт 13); порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке (пункт 14).
Закупка проводится в соответствии с Законом о закупках, Положением о закупке ПАО «Сбербанк», утвержденного решением наблюдательного совета ПАО «Сбербанк» от 04.06.2020 (далее – Положение о закупке), размещенного на официальном сайте в ЕИС www.zakupki.gov.ru.
Согласно пункту 2.1.2 Положения о закупке конкурс – форма торгов, при которой победителем конкурса признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в конкурентной закупке, окончательное предложение которого соответствует требованиям, установленным документацией, и заявка, окончательное предложение которого по результатам сопоставления заявок, окончательных предложений на основании указанных в документации критериев оценки содержит лучшие условия исполнения договора.
Информация о конкурентных закупках и о проведении аккредитации размещается в ЕИС и на ЭТП (при проведении закупок в электронной форме) (пункт 7.2.1 Положения о закупке).
Сведения, содержащиеся в извещении и документации, а также требования к описанию предмета конкурентной закупки, определены в приложении 4 Положения (пункт 7.2.3 Положения о закупке).
Конкурс может проводиться в электронной и не электронной форме. Конкурс, проводимый банком, может быть одноэтапным или многоэтапным. Порядок проведения конкурса, в том числе количество этапов, указывается в извещении и документации (пункт 8 Положения о закупке).
Банк осуществляет публичное размещение извещения и документации о проведении Конкурса в соответствии с п. 7.2 Положения (пункт 8.1.1 Положения о закупке).
Для участия в конкурсе участник должен подать конкурсную заявку в порядке, установленном документацией (пункт 8.2.1 Положения о закупке).
Требования к форме и составу документов, включенных в конкурсную заявку, устанавливаются документацией (пункт 8.2.5 Положения о закупке).
Участник должен предоставить эскизы, рисунки, чертежи, фотографии, каталоги, образцы, опытные экземпляры, макеты закупаемой продукции, решения тестовых заданий и иные материалы, если такое требование установлено документацией. Непредставление (несвоевременное предоставление) участником данных материалов и документов и/или их ненадлежащее оформление может являться основанием отклонения конкурсной заявки участника (пункт 8.2.6 Положения о закупке).
22.01.2021 на официальном сайте Российской Федерации в Единой информационной системе www.zakupki.gov.ru ПАО «Сбербанк» размещено извещение №32109916637 о проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства ЗП-8100051648 на выполнение работ по монтажу систем безопасности, конкурсная документация.
Начальная (максимальная) цена договора - 34 983 275,00 руб. Срок подачи заявок – с 22.01.2021 по 08.02.2021. Дата рассмотрения 1 частей заявок – 16.02.2021. Рассмотрение 2 частей заявок – 24.02.2021. Дата подведения итогов – 02.03.2021.
Предметом закупки является выполнение работ по монтажу и пуско-наладке систем охранно-пожарной сигнализации в административном здании Дальневосточного банка ПАО «Сбербанк», расположенного по адресу г. Хабаровск, ул. Гамарника, д. 12. (пункт 3 информационной карты закупки).
Обеспечение заявки 1% от начальной максимальной цены договора (НМЦ), с учетом всех налогов и сборов. Размер обеспечения составляет 349 000, 00 руб. (пункт 3 информационной карты закупки).
Требования к участникам установлены в разделе 2 конкурсной документации, к числу обязательных отнесены в пункте 9 раздела 2 конкурсной документации наличие лицензии оформленной в соответствии с требованиями Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» подтверждающей право осуществлять деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений со следующими видами работ - монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пуско-наладочных работ.
Требования, предъявляемые банком к участникам закупки, к продукции, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные банком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемой ими продукции, к условиям исполнения договора (пункт 3.6 конкурсной документации).
Банк вправе не допускать к участию (исключать из состава участников, отклонять заявки участников) в закупочных процедурах участников, не соответствующих требованиям, установленным документацией, в том числе в случае непредставления, несвоевременного, ненадлежащего предоставления участником материалов и документов, нарушения участником предусмотренной документацией процедуры проведения закупки, а также в иных случаях, предусмотренных Положением о закупках или документацией (пункт 3.9 конкурсной документации).
Согласно пункту 3.15 конкурсной документации заявку на участие в конкурсе может подать любое юридическое лицо в соответствии с требованиями документации.
Правила участия в конкурсе коллективного участника установлены в пунктах 3.16, 3.17, 3.18 конкурсной документации.
Согласно пункту 1 раздела 5 конкурсной документации (техническое задание) установлены общие положения в том числе, что объём и содержание работ определяется проектно-сметной документацией (далее - ПСД).
В процессе выполнения работ отступления от ПДС не допускаются без согласования с заказчиком, с проектной организацией - разработчиком проекта.
Состав ПСД:
- система охраной сигнализации (170220-ИОС.ОС);
- система автоматической пожарной сигнализации (170220-ИОС.ПС);
- проект организации строительства (170220-ПОС);
- кабельный журнал ПС (170220-ИОС.ПС.КЖ);
- кабельный журнал ОС (170220-ИОС.ОС.КЖ);
- спецификация ОС (170220-ИОС.ОС.С);
- спецификация ПС (170220-ИОС.ПС.С);
- пояснительная записка (170220-ПЗ).
ПСД содержит конфиденциальную информацию, и направляются только участникам закупочной процедуры до момента окончания подачи заявок, по их письменному запросу (официальному письму либо по электронной почте) после предоставления подписанного соглашения о неразглашении конфиденциальной информации (приложение № 2 к документации).
В пункте 2 раздела 5 конкурсной документации (техническое задание) установлены особенности проведения работ.
Пункт 3 раздела 5 конкурсной документации (техническое задание) устанавливает технологическую последовательность проведения работ.
Пункт 4 раздела 5 конкурсной документации (техническое задание) устанавливает общую минимальную потребность в кадрах, квалификационные требования к персоналу подрядчика.
Должность: инженер – 1 человек, вид работ ответственный руководитель работ; прораб - 1 человек, вид работ производитель работ; электромонтажник - 8 человек, вид работ монтажные работы, инженер по наладке и испытаниям – 2 человека, вид работ пусконаладочные работы.
Руководство работами и выполнение пусконаладочных работ должны выполняться специалистами (персоналом), сертифицированными на работу с оборудованием ОПС Рубикон и ПО Axxon Intellect.
Монтаж АСБ «Рубикон» должен осуществляться специалистами (персоналом), которые прошли обучение по наладке, конфигурированию и техническому обслуживанию адресной системы безопасности «Рубикон», программной платформы «Интеллект» и имеют подтверждающие документы.
Пункт 7 раздела 5 конкурсной документации (техническое задание) устанавливает гарантийные обязательства.
Разделом 7 конкурсной документации установлен порядок и методика рассмотрения, оценки и сопоставления заявок.
Оценка заявок участников проводится в соответствии с методикой по следующим критериям исходя из общего количества 100%: стоимость работ (75%), срок выполнения работ (5%), наличие специалистов прошедших обучение по наладке, конфигурированию и техническому обслуживанию адресной системы безопасности «Рубикон» (5%) (при условии 0 баллов – специалисты в штате отсутствуют, 1 балл - специалисты в штате имеются); наличие специалистов прошедших обучение по наладке, конфигурированию и техническому обслуживанию программной платформы «Интеллект» (5%) (при условии 0 баллов – специалисты в штате отсутствуют, 1 балл - специалисты в штате имеются).
В соответствии с приложением №1 к конкурсной документацией (требования к оформлению и содержанию заявки участника), приложения 1.5 «Форма сведений о квалификации участника» заказчиком установлено требование о предоставлении копии удостоверения о соответствующем обучении, либо гарантийное письмо о наличие в штате участника специалистов, прошедших данное обучение, наличие основных строительных машин, механизмов, транспортных средств у подрядчика подтверждается гарантийным письмом.
Согласно пункту 1.3 проекта договора объём и содержание работ определяется ПСД. В процессе выполнения работ отступления от ПДС не допускаются без согласования с заказчиком, с проектной организацией - разработчиком проекта.
Разделом 10 проекта договора установлены гарантийные обязательства, а разделом 11 регламентируется ответственность сторон договора.
На момент рассмотрения жалобы комиссией Хабаровского УФАС России протоколы рассмотрения заявок участников отсутствуют.
Информация о наличии персонала у подрядчика (пункт 4 раздела 5 конкурсной документации) не является требованием к участнику закупки, влекущему отклонение заявки участника, а в соответствии с разделом 7 конкурсной документации является критерием оценки, в случае наличия которого присваивается большее количество баллов, при их отсутствии присваивается меньшее количество (ноль баллов). Поскольку данная необходимость иметь в наличие персонал обусловлена потребностью заказчика, распространяется на всех участников закупки, не влечет отказа в допуске к участию в закупке, довод заявителя о требованиях персонала отклоняется комиссией Хабаровского УФАС России.
Комиссией Хабаровского УФАС России отклоняются доводы заявителя о необоснованных требованиях заказчика о наличии сертификатов обучения и о наличии основных строительных машин, механизмов, транспортных средств у подрядчика поскольку таковые требуются на момент заключения договора, не влекут отказа в допуске к участию в закупке.
Довод заявителя о запрете привлечения субподрядчиков отклоняется комиссией Хабаровского УФАС России, поскольку отнесено к полномочиям заказчиков в области установления разрешения или запретов на использование субподряда, а также обусловлено соблюдением конфиденциальности по данной закупочной процедуре, при этом заказчиком не ограничено право участников на подачу заявок от лица коллективного участника.
Довод заявителя об отсутствии требования об обеспечении договора и об обеспечении гарантийных обязательств, что позволяет подрядчику не нести никакой ответственности за качество выполненных работ, комиссией Хабаровского УФАС России отклоняется, поскольку установление обеспечения исполнения договора относится к праву заказчиков, установление такого обеспечения не требовалось в рамках данной закупки, гарантийные обязательств для подрядчиков установлены в разделе10 проекта договора, а также в пункте 7 раздела 5 конкурсной документации (техническое задание).
Исходя из материалов дела, жалобу ИП Макушенко М.С. на действия Дальневосточного банка ПАО Сбербанк при проведении конкурса в электронной форме, комиссией Хабаровского УФАС России принято решение признать жалобу необоснованной.
В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1. части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции (часть 20 статьи 18.1. поименованного закона).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ИП Макушенко М.С. на действия Дальневосточного банка ПАО Сбербанк при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства ЗП-8100051648 на выполнение работ по монтажу систем безопасности (извещение № 32109916637) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его принятия.