Решение №б\н Решение по жалобе ИП Макушенко М.С. на действия Дальневосточ... от 15 февраля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю в составе председательствующей: заместитель руководителя Хабаровского УФАС России, членов Комиссии:  начальник отдела контроля органов власти;  главный специалист-эксперт  отдела контроля органов власти Хабаровского УФАС России,

в присутствии представителей от:

- ИП Макушенко М.С. – представитель по доверенности;

- ПАО Сбербанк   - представитель по доверенности,

 

рассмотрев жалобу  ИП Макушенко М.С., материалы дела №8-01/12 (027/10/18.1-139/2021),

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступила жалоба  ИП Макушенко М.С. на действия Дальневосточного банка ПАО Сбербанк   при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства ЗП-8100051648  на выполнение работ по монтажу систем безопасности  (извещение № 32109916637).

Как следует из жалобы, заказчиком необоснованно установлены требования о  количестве персонала участника,  а также о наличии  у персонала  сертификатов обучения  по наладке,  конфигурированию, а также техническому обслуживанию адресной системы безопасности «Рубикон», программной платформой «Интеллект», требование о наличие сертификатов обучения на момент заключения договора, а не момент выполнения работ,  установлен запрет на привлечение  третьих лиц (субподряд), то есть выполнение работ осуществляется лично,  требование о подтверждении подрядчиком  наличия  необходимых основных строительных машин, механизмов,  транспортных средств, а также в  закупочной документации заказчика отсутствует требование   об обеспечении договора и  об обеспечении гарантийных обязательств, что позволяет подрядчику не нести никакой ответственности за качество выполненных работ. 

Представитель ПАО Сбербанк   с доводами жалобы не согласилась по основаниям, изложенным в письменных возражениях от 11.02.2021 №ДВБ-81-исх/93, дополнительно пояснив, что  поскольку срок рассмотрения 1 частей заявок 16.02.2021, у банка отсутствует информация о заявках участников, и информация  подалась ли заявка ИП Макушенко М.С.  на участие в конкурсе не известна.  Требования, установленные к участникам конкурса,  являются законными и обоснованными в соответствии с требованиями проектно-сметной документации заказчика, которая предоставляется участникам после подписания соглашения о соблюдении конфиденциальности.

Жалоба рассматривается Комиссией Хабаровского УФАС России по правилам статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

В заседании комиссии объявлялся перерыв до 11.00 ч. 15.02.2021, перерыв до 17.00 ч. 15.02.2021.

Комиссия Хабаровского УФАС России, рассмотрев материалы дела, пришла к следующим выводам.

Статьей 18.1. Закона о защите конкуренции  установлен порядок обжалования действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее Закон о закупках).

Действия (бездействия) могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие  в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного  нормативными  правовыми актами порядка размещения информации  о проведении торгов, порядка подачи  заявок на участие в торгах,  также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или  нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов (часть 2 статьи 18.1. Закона о защите конкуренции).

По правилам указанной статьи проверке подлежит соблюдение установленного законодательством и иными нормативно-правовыми актами процедуры организации и проведения торгов,  иной закупки, процедуры заключения договоров по результатам торгов, закупок (часть 2 статьи 18.1. Закона о защите конкуренции).

Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц установлены Законом о закупках.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

- информационная открытость закупки (пункт 1 часть 1 статьи 3 Закона о закупках);

- равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (пункт 2 часть 1 статьи 3 Закона о закупках);

- целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика (пункт 3 часть 1 статьи 3 Закона о закупках);

- отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки (пункт 4 часть 1 статьи 3 Закона о закупках).

Участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке (часть 5 статьи 3 Закона о закупках).

Согласно  части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В силу части 5 статьи 4 Закона о закупках в единой информационной  системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке,  документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе  закупки, а также иная документация, размещение которой в ЕИС предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев,  предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

Закон о закупках не определяет порядок закупки товаров, работ, услуг, а устанавливает обязанность заказчиков разработать и утвердить положение о закупках - документ, регламентирующий закупочную деятельность заказчика и содержащий требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения, а также порядок заключения и исполнения договоров, в связи, с чем заказчик вправе самостоятельно установить в положении о закупке способы закупок, порядок и условия их применения (часть 2 статьи 2 Закона о закупках).

Таким образом, именно на заказчика возложена обязанность устанавливать в закупочной документации требования к участникам закупки, критерии и порядок оценки заявок и участников.

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (часть 2 статья 2 Закона о закупках).

Из  части 10 статьи 4 Закона о закупках следует, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке: требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара (пункт 1),  требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке (пункт 2); требования к участникам такой закупки (пункт 9); критерии оценки и сопоставления  заявок  на участие в такой  закупке (пункт 13); порядок оценки и сопоставления  заявок  на участие в такой  закупке (пункт 14).

Закупка проводится в соответствии с Законом о закупках, Положением о закупке  ПАО «Сбербанк», утвержденного  решением наблюдательного совета ПАО «Сбербанк» от 04.06.2020 (далее – Положение о закупке), размещенного на  официальном сайте в ЕИС www.zakupki.gov.ru.

Согласно пункту 2.1.2 Положения о закупке конкурс – форма торгов, при которой победителем конкурса признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в конкурентной закупке, окончательное предложение которого соответствует требованиям, установленным документацией, и заявка, окончательное предложение которого по результатам сопоставления заявок, окончательных предложений на основании указанных в документации критериев оценки содержит лучшие условия исполнения договора.

Информация о конкурентных закупках и о проведении аккредитации размещается в ЕИС и на ЭТП (при проведении закупок в электронной форме) (пункт 7.2.1 Положения о закупке).

Сведения, содержащиеся в извещении и документации, а также требования к описанию предмета конкурентной закупки, определены в приложении 4 Положения (пункт 7.2.3 Положения о закупке).

Конкурс может проводиться в электронной и не электронной форме. Конкурс, проводимый банком, может быть одноэтапным или многоэтапным. Порядок проведения конкурса, в том числе количество этапов, указывается в извещении и документации (пункт 8  Положения о закупке).

Банк осуществляет публичное размещение извещения и документации о проведении Конкурса в соответствии с п. 7.2 Положения (пункт 8.1.1  Положения о закупке).

Для участия в конкурсе участник должен подать конкурсную заявку в порядке, установленном документацией (пункт 8.2.1  Положения о закупке).

Требования к форме и составу документов, включенных в конкурсную заявку, устанавливаются документацией (пункт 8.2.5  Положения о закупке).

Участник должен предоставить эскизы, рисунки, чертежи, фотографии, каталоги, образцы, опытные экземпляры, макеты закупаемой продукции, решения тестовых заданий и иные материалы, если такое требование установлено документацией. Непредставление (несвоевременное предоставление) участником данных материалов и документов и/или их ненадлежащее оформление может являться основанием отклонения конкурсной заявки участника (пункт 8.2.6  Положения о закупке).

22.01.2021  на официальном сайте Российской Федерации в Единой информационной системе www.zakupki.gov.ru  ПАО «Сбербанк» размещено извещение №32109916637 о проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства ЗП-8100051648  на выполнение работ по монтажу систем безопасности, конкурсная  документация.

Начальная (максимальная) цена   договора -  34 983 275,00  руб.  Срок подачи заявок – с 22.01.2021 по  08.02.2021. Дата рассмотрения 1 частей заявок – 16.02.2021. Рассмотрение 2 частей заявок – 24.02.2021. Дата подведения итогов – 02.03.2021.

Предметом закупки является выполнение работ по  монтажу и пуско-наладке систем охранно-пожарной сигнализации в административном здании Дальневосточного банка ПАО «Сбербанк», расположенного по адресу г. Хабаровск, ул. Гамарника, д. 12. (пункт 3 информационной карты закупки).

Обеспечение заявки  1% от  начальной максимальной цены договора (НМЦ),  с учетом всех налогов и сборов. Размер обеспечения составляет 349 000, 00 руб. (пункт 3 информационной карты закупки).

Требования к участникам установлены в разделе 2 конкурсной документации, к числу обязательных отнесены в пункте 9 раздела 2 конкурсной документации  наличие лицензии оформленной в соответствии с требованиями Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» подтверждающей право осуществлять деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений со следующими видами работ - монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пуско-наладочных работ.

Требования, предъявляемые банком к участникам закупки, к продукции, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные банком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемой ими продукции, к условиям исполнения договора (пункт 3.6  конкурсной документации).

Банк вправе не допускать к участию (исключать из состава участников, отклонять заявки участников) в закупочных процедурах участников, не соответствующих требованиям, установленным документацией, в том числе в случае непредставления, несвоевременного, ненадлежащего предоставления участником материалов и документов, нарушения участником предусмотренной документацией процедуры проведения закупки, а также в иных случаях, предусмотренных Положением о закупках или документацией (пункт 3.9  конкурсной документации).

Согласно пункту 3.15 конкурсной документации заявку на участие в конкурсе может подать любое юридическое лицо в соответствии с требованиями документации.

Правила участия в конкурсе коллективного участника установлены в пунктах 3.16, 3.17, 3.18 конкурсной документации.

Согласно пункту 1 раздела 5 конкурсной документации (техническое задание) установлены общие положения в том числе, что  объём и содержание работ определяется проектно-сметной документацией (далее - ПСД).

В процессе выполнения работ отступления от ПДС не допускаются без согласования с заказчиком, с проектной организацией - разработчиком проекта.

Состав ПСД: 

- система охраной сигнализации (170220-ИОС.ОС);

- система автоматической пожарной сигнализации (170220-ИОС.ПС);

- проект организации строительства (170220-ПОС);

- кабельный журнал ПС (170220-ИОС.ПС.КЖ);

- кабельный журнал ОС (170220-ИОС.ОС.КЖ);

- спецификация ОС (170220-ИОС.ОС.С);

- спецификация ПС (170220-ИОС.ПС.С);

- пояснительная записка (170220-ПЗ).

ПСД содержит конфиденциальную информацию, и направляются только участникам закупочной процедуры до момента окончания подачи заявок, по их письменному запросу (официальному письму либо по электронной почте) после предоставления подписанного соглашения о неразглашении конфиденциальной информации (приложение № 2 к документации).

 В пункте  2 раздела 5 конкурсной документации (техническое задание) установлены особенности проведения работ.

Пункт 3 раздела 5 конкурсной документации (техническое задание) устанавливает технологическую последовательность проведения работ.

Пункт 4 раздела 5 конкурсной документации (техническое задание) устанавливает  общую минимальную потребность в кадрах,  квалификационные требования к  персоналу подрядчика.

Должность: инженер – 1 человек, вид работ ответственный руководитель работ;  прораб - 1 человек, вид работ производитель работ;  электромонтажник - 8 человек,  вид работ монтажные работы, инженер по наладке и испытаниям – 2 человека, вид работ пусконаладочные работы.

Руководство работами и выполнение пусконаладочных работ должны выполняться специалистами (персоналом), сертифицированными на работу с оборудованием ОПС Рубикон и ПО Axxon Intellect.

Монтаж АСБ «Рубикон» должен осуществляться специалистами (персоналом), которые прошли обучение по наладке, конфигурированию и техническому обслуживанию адресной системы безопасности «Рубикон», программной платформы «Интеллект» и имеют подтверждающие  документы.

Пункт 7 раздела 5 конкурсной документации (техническое задание) устанавливает гарантийные обязательства.

Разделом 7 конкурсной документации установлен порядок и методика рассмотрения, оценки и сопоставления  заявок.

Оценка заявок участников проводится в соответствии с методикой по следующим критериям исходя из общего количества 100%: стоимость работ (75%), срок выполнения работ (5%), наличие специалистов прошедших обучение по наладке, конфигурированию и техническому обслуживанию адресной системы безопасности «Рубикон» (5%) (при условии 0 баллов – специалисты в штате отсутствуют, 1 балл - специалисты в штате имеются); наличие специалистов прошедших обучение по наладке, конфигурированию и техническому обслуживанию программной платформы «Интеллект» (5%) (при условии 0 баллов – специалисты в штате отсутствуют, 1 балл - специалисты в штате имеются).

В соответствии с приложением №1 к конкурсной документацией (требования к оформлению и содержанию заявки участника), приложения 1.5  «Форма сведений  о квалификации участника» заказчиком установлено требование о предоставлении копии  удостоверения о соответствующем обучении, либо гарантийное письмо о наличие в штате участника специалистов, прошедших данное обучение,  наличие основных строительных машин, механизмов,  транспортных средств у подрядчика подтверждается  гарантийным письмом.

Согласно пункту 1.3 проекта договора объём и содержание работ определяется ПСД. В процессе выполнения работ отступления от ПДС не допускаются без согласования с заказчиком, с проектной организацией - разработчиком проекта.

Разделом 10 проекта договора установлены  гарантийные обязательства, а разделом 11 регламентируется ответственность сторон  договора.

На момент рассмотрения жалобы комиссией Хабаровского УФАС России   протоколы  рассмотрения заявок участников отсутствуют.

Информация о наличии персонала у подрядчика (пункт 4 раздела 5 конкурсной документации) не является требованием к участнику закупки, влекущему отклонение заявки участника, а в соответствии с разделом 7 конкурсной документации является критерием оценки, в случае наличия которого присваивается большее количество баллов, при их отсутствии присваивается меньшее количество (ноль баллов). Поскольку данная необходимость иметь в наличие персонал обусловлена потребностью заказчика, распространяется на всех участников  закупки, не влечет  отказа в допуске к участию в закупке, довод заявителя о требованиях персонала  отклоняется комиссией Хабаровского УФАС России.

Комиссией Хабаровского УФАС России отклоняются доводы заявителя о необоснованных  требованиях заказчика о наличии сертификатов  обучения   и о наличии основных строительных машин, механизмов,  транспортных средств у подрядчика поскольку таковые требуются на момент заключения договора, не влекут отказа в допуске к участию в закупке.

Довод заявителя  о запрете привлечения субподрядчиков отклоняется комиссией Хабаровского УФАС России, поскольку отнесено к полномочиям заказчиков в области установления разрешения или запретов на использование субподряда, а также обусловлено соблюдением конфиденциальности по данной закупочной процедуре, при этом заказчиком не ограничено право участников на подачу заявок от лица коллективного участника.

 Довод заявителя  об отсутствии требования   об обеспечении договора и  об обеспечении гарантийных обязательств, что позволяет подрядчику не нести никакой ответственности за качество выполненных работ,  комиссией Хабаровского УФАС России отклоняется, поскольку установление обеспечения исполнения договора относится к праву заказчиков, установление  такого обеспечения не требовалось в рамках данной закупки, гарантийные обязательств для подрядчиков установлены в  разделе10 проекта договора, а также в  пункте 7 раздела 5 конкурсной документации (техническое задание).

 Исходя  из материалов дела, жалобу  ИП Макушенко М.С.  на действия Дальневосточного банка ПАО Сбербанк  при проведении конкурса в электронной форме, комиссией Хабаровского УФАС России принято решение признать жалобу необоснованной.

В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений. 

По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1. части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции (часть 20 статьи 18.1. поименованного закона).

На основании изложенного, руководствуясь статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ИП Макушенко М.С. на действия Дальневосточного банка ПАО Сбербанк   при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства ЗП-8100051648  на выполнение работ по монтажу систем безопасности  (извещение № 32109916637) необоснованной.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны