Решение б/н Решение по жалобе ЗАО «Научно-Технический Центр «Корвет-2000... от 10 ноября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 7-11/133

(027/10/18.1-1496/2022)

 

07.11.2022 г. Хабаровск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю в составе председательствующего: <...> – начальник отдела контроля закупок Хабаровского УФАС России, членов Комиссии: <...> – главный специалист-эксперт отдела контроля закупок Хабаровского УФАС России, <...> – ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок Хабаровского УФАС России,

в присутствии представителей от:

- АО «Дальневосточная генерирующая компания»: <...> по доверенности от 21.01.2022 №51/26, <...> по доверенности от 30.01.2018 №51/45;

- ЗАО «Научно-Технический Центр «Корвет-2000»: о дате, времени, месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, явку представителя не обеспечили,

рассмотрев жалобу ЗАО «Научно-Технический Центр «Корвет-2000», материалы дела № 7-11/133 (027/10/18.1-1496/2022),


 

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Хабаровское УФАС России поступила жалоба ЗАО «Научно-Технический Центр «Корвет-2000» (далее – Заявитель, Общество, ЗАО «НТЦ «Корвет-2000») на действия заказчика – АО «Дальневосточная генерирующая компания» (далее – Заказчик, АО «ДГК») при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на поставку комплектующих частей шаровых барабанных мельниц (извещение № 32211673062).

Доводы жалобы Заявителя по существу сводятся к допущенным АО «ДГК» нарушениям при присвоении баллов заявкам участников закупки, а также указывает на допущенные нарушения при формировании конкурсной документации.

Жалоба рассматривается комиссией по правилам статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).

Статьей 18.1. Закона о защите конкуренции установлен порядок обжалования действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

Действия (бездействия) могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов (часть 2 статьи 18.1. Закона о защите конкуренции).

По правилам указанной статьи проверке подлежит соблюдение установленной законодательством и иными нормативно-правовыми актами процедуры организации и проведения торгов, иной закупки, процедуры заключения договоров по результатам торгов, закупок.

Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для принятия Хабаровским УФАС России жалобы ЗАО «Научно-Технический Центр «Корвет-2000» к рассмотрению.

Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц установлены Законом о закупках.

В соответствии с частями 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (часть 2 статья 2 Закона о закупках).

При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

- информационная открытость закупки (пункт 1 часть 1 статьи 3 Закона о закупках);

- равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (пункт 2 часть 1 статьи 3 Закона о закупках);

- целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика (пункт 3 часть 1 статьи 3 Закона о закупках);

- отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки (пункт 4 часть 1 статьи 3 Закона о закупках).

Положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений настоящего Федерального закона. При этом конкурентные закупки, участниками которых с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 8 настоящей статьи, могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляются в электронной форме. Конкурентные закупки в иных случаях осуществляются в электронной форме, если иное не предусмотрено положением о закупке (часть 2 статьи 3 Закона о закупках).

Участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке (часть 5 статьи 3 Закона о закупках).

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В силу части 5 статьи 4 Закона о закупках в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная документация, размещение которой в ЕИС предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

Из части 10 статьи 4 Закона о закупках следует, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке: требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара (пункт 1), требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке (пункт 2); требования к участникам такой закупки (пункт 9); критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке (пункт 13); порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке (пункт 14).

Таким образом, именно на заказчика возложена обязанность устанавливать в закупочной документации требования к участникам закупки, критерии и порядок оценки заявок и участников.

Рассматриваемая закупка проводится в соответствии с Законом о закупках, Единым положением о закупке продукции для нужд Группы РусГидро (далее – Положение о закупках), размещенного на официальном сайте в ЕИС www.zakupki.gov.ru.

07.09.2022 АО «ДГК» на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение о закупке № 32211673062 конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку комплектующих частей шаровых барабанных мельниц.

Дата начала срока подачи заявок: 07.09.2022 00:00 (МСК+7).

Дата и время окончания подачи заявок: 22.09.2022 16:00 (МСК+7).

Согласно протоколу подведения итогов от 20.10.2022 на участие в закупке подано две заявки № 909024(ООО «МАСТЕРЛИТ») и № 913766 (ЗАО «НТЦ «Корвет-2000»).

По итогу ранжирования заявок закупочная комиссия решила утвердить следующий расчет баллов по результатам оценки заявок:

 

Критерий оценки (подкритерий)

Весовой коэффициент значимости

Количество баллов, присужденных заявке по каждому критерию / подкритерию
(без учета весового коэффициента значимости)

критерия

Участник № 909024

ООО "МАСТЕРЛИТ"

Участник № 913766

ЗАО "НТЦ Корвет-2000"

Критерий оценки 1:

Цена договора

0,70

Ш = 5

Б1 = 0,0255

Ш = 5

Б1 =0,3947

Критерий оценки 2

Отношение Участника закупки к изготовителю предлагаемой продукции

0,20

Б2=5

Б2=0

Критерий оценки 3

Свидетельства об аттестации Лаборатории неразрушающего контроля производителя предлагаемой в составе заявки

0,10

Б3=5

Б3=0

Итоговый балл заявки (с учетом
весовых коэффициентов значимости)

1,5178

0,2762

 

Победителем закупки признан ООО «МАСТЕРЛИТ» с ценовым предложением 16 689 118,00 руб.

Заказчиком – АО «ДГК» представлены письменные возражения согласно которым Заказчик считает жалобу необоснованной в полном объеме.

Заслушав пояснения представителей Заказчика, рассмотрев материалы дела, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к следующим выводам.

1. Заявитель в жалобе указывает, что по критерию №2 участнику
№ 913766 (ЗАО «НТЦ «Корвет-2000») должно быть присвоено 2 балла, а также просит проверить правильность присвоения баллов участника закупки №909024(ООО «МАСТЕРЛИТ»).

Приложением №6 «Порядок и критерии оценки и сопоставления заявок» документации о закупке (далее – Приложение №6) установлено, что расчет итоговой оценки предпочтительности каждой заявки, успешно прошедшей отборочную стадию рассмотрения вторых частей заявок(и ценовых предложений Участников)(подраздел 4.15), в том числе отборочную стадию рассмотрения дополнительных ценовых предложений – если проводилась переторжка, осуществляется по следующим критериям оценки и в соответствии со следующим порядком оценки предпочтительности и сопоставления заявок:

1. цена договора (70% (B1 = 0,70));

2. квалификация (отношение Участника закупки к изготовителю предлагаемой продукции) (20% (В2 = 0,2);

3. квалификация (предпочтительность) участника: наличие Свидетельства об аттестации Лаборатории неразрушающего контроля производителя предлагаемой в составе заявки (10% (В3 = 0,1).

Согласно Приложению №6 в графе «Расчет оценки предпочтительности заявки» по критерию 2: Расчет оценки предпочтительности по частному критерию по методу «Оценка предпочтительности посредством однозначной числовой шкалы измерений»:

порядок осуществления оценки (значение оцениваемого параметра), в зависимости от предоставленных в i-ой заявке копий документов, подтверждающих статус изготовителя:

- Б2 = 0 - Участник не является изготовителем и/или аффилированным изготовителю и/или представителем изготовителя;

- Б2 = 1 - Участник является представителем изготовителя (статус подтверждается гарантийным письмом от изготовителя на выполнение обязательств поставки с указанием предмета проводимой закупки и Участника);

- Б2= 2 - Участник является полномочным представителем изготовителя (статус подтверждается документами изготовителя, в которых указан статус участника в качестве представителя/дилера, сроком действия не менее одного года);

- Б2 = 3 - Участник является официальным представителем изготовителя (статус подтверждается копией подписанного с обеих сторон договора (либо соглашения) с изготовителем, сроком действия не менее одного года, предметом которого является представление Участником интересов изготовителя в части реализации продукции);

- Б2 = 4 - Участник является аффилированным изготовителю (статус аффилированности подтверждается Справкой об аффилированности участника закупки (форма 10) с приложением подтверждающих документов по форме, приведенной в п.7.12.1 настоящей Документации о закупке);

- Б2 = 5 - Участник является изготовителем (подтверждается документами на продукцию, в которых указан изготовитель).

Комиссией Хабаровского УФАС России установлено, что ЗАО «НТЦ «Корвет-2000» в составе заявки представлено свидетельство №052-13-657 от 28.08.2020 ПАО «Курганский Машиностроительный завод», согласно которого ЗАО «НТЦ «Корвет-2000» является торговым представителем ПАО «Курганский Машиностроительный завод», имеет право на реализацию продукции производства ПАО «Курганский Машиностроительный завод»: зубьев ковша, траков, плит, брони, бил, молотков, бронеплит.

Вместе с тем, в представленном в составе заявки письме ПАО «Курганский Машиностроительный завод» отсутствует указание на изготовление комплектующих частей шаровых барабанных мельниц, а также предоставление ЗАО «НТЦ «Корвет-2000» полномочий в части реализации такой продукции.

Следовательно, участником закупки ЗАО «НТЦ «Корвет-2000» не представлено документов, подтверждающих отношение к производителю товара. Свидетельством №052-13-657 от 28.08.2020 указана лишь часть продукции, соответствующей Техническому заданию Заказчика. Так, в указанном свидетельстве отсутствует: венец зубчатый (чертеж 4650СБ), вал приводной шестерни Ш-16 (чертеж 3974), клин затяжной L295мм (чертеж 3-61143 (РК 1674)) и иные виды продукции, предусмотренные к поставке в соответствии с закупочной документацией.

Следовательно, закупочной комиссией правомерно присвоено ЗАО «НТЦ «Корвет-2000» по критерию 2 «0» баллов.

Также, Комиссий Хабаровского УФАС России установлено, что ООО «МАСТЕРЛИТ» представлено в составе заявки информационное письмо о том, что общество является производителем предлагаемой продукции, сертификаты качества на поставляемую продукцию.

Исходя из представленных ООО «МАСТЕРЛИТ» документов в составе заявки, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о правомерности применения положений Приложения №6 и присвоению участнику «5» баллов по критерию 2.

В данной части доводы жалобы признаются необоснованными.

2. Довод Заявителя о том, что по критерию 3 участнику ООО «МАСТЕРЛИТ» неправомерно присвоено «5» баллов, Комиссия Хабаровского УФАС России признает обоснованным исходя из следующего.

Приложением №6 по критерию 3 «Квалификация (предпочтительность) участника: наличие Свидетельства об аттестации Лаборатории неразрушающего контроля производителя предлагаемой в составе заявки» указано: Наличие в составе заявки свидетельства об аттестации Лаборатории неразрушающего контроля производителя предлагаемой продукции, выданного в порядке, установленном Постановлением №29 от 02.06.2000 «Федерального горного и промышленного надзора России», повышает предпочтительность.

Расчет оценки предпочтительности по частному критерию по методу «Оценка предпочтительности посредством однозначной числовой шкалы измерений»:

Наличие в составе заявки свидетельства об аттестации Лаборатории неразрушающего контроля производителя предлагаемой продукции, выданного в порядке, установленном Постановлением №29 от 02.06.2000 «Федерального горного и промышленного надзора России» (в случае предложения продукции нескольких изготовителей, указанное свидетельство должен иметь каждый из указанных в заявке изготовителей) повышает предпочтительность.

Порядок осуществления оценки (значение оцениваемого параметра):

- Б3 = 0 - Отсутствие в составе заявки свидетельства об аттестации Лаборатории неразрушающего контроля производителя/производителей предлагаемой продукции;

- Б3 = 5 - Наличие в составе заявки свидетельства об аттестации Лаборатории неразрушающего контроля производителя/производителей предлагаемой продукции.

Материалами дела подтверждается, что ООО «МАСТЕРЛИТ» в составе заявки представлены следующие документы: Заключение АО «Омсктрансмаш» о состоянии измерений в лаборатории № 009-ИП-22 от 11.04.2022, перечень объектов и контролируемых показателей в центральной заводской лаборатории АО «Омсктрансмаш» и информационное письмо ООО «МАСТЕРЛИТ» от 13.09.2022 об изготовлении необходимых к поставке товаров.

Комиссией Хабаровского УФАС России установлено, что Постановлением Госгортехнадзора Российской Федерации от 02.06.2000
№ 29 «Об утверждении Правил аттестации и основных требований к лабораториям неразрушающего контроля» (утратившим силу 01.01.2021 в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 06.08.2020 № 1192 ) установлена форма свидетельства об аттестации лаборатории неразрушающего контроля.

Однако заключение АО «Омсктрансмаш» не соответствует форме, установленной Постановлением №29.

Вместе с тем, по условиям Приложения №6 в случае предложения продукции нескольких изготовителей, указанное свидетельство должен иметь каждый из указанных в заявке изготовителей.

Поскольку ООО «МАСТЕРЛИТ» в составе заявки предложены документы, подтверждающие наличие статуса производителя товара, то по смыслу положений документации о закупке (Приложение №6) свидетельство об аттестации Лаборатории неразрушающего контроля должно быть выдано непосредственно производителю товара (ООО «МАСТЕРЛИТ»).

Вопреки доводам заказчика, закупочная документация не содержит указаний на возможность предоставления в составе заявки свидетельств аттестации Лаборатории неразрушающего контроля, выданной иным лицам, не являющимся участником закупки.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Поскольку участником закупки ООО «МАСТЕРЛИТ» не представлено в составе заявки свидетельство об аттестации Лаборатории неразрушающего контроля, представлены документы в отношении иной организации, а закупочной комиссией Заказчика присвоено «5» баллов по критерию 3 в отсутствие необходимого документа и на основании конкурсного критерия, предусматривающего предоставление документа, выдаваемого в соответствии с утратившим силу нормативным правовым актом, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о нарушении закупочной комиссии заказчика п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках. Указанные действия образуют признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 8 ст. 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В данной части жалоба признается обоснованной.

3. Доводы Заявителя о неправомерности формирования в конкурсной документации конкурсных критериев, в том числе по критерию 3 «Квалификация (предпочтительность) участника: наличие Свидетельства об аттестации Лаборатории неразрушающего контроля производителя предлагаемой в составе заявки», а также методики расчета по конкурсным критериям, Комиссией Хабаровского УФАС России признаются необоснованными по следующим основаниям.

В соответствий с ч. 10 ст. 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных статьей 3 Закона о закупках, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в случаях, установленных частью 10 статьи 3 Закона о закупках.

При этом в соответствии с ч. 2 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Из системного толкования вышеназванных норм следует, что обжаловать действия (бездействия) субъектов контроля Закона о закупках по основаниям, предусмотренным ч. 10 ст. 3 Закона о закупках вправе любые лица, чьи права и законные интересы нарушены неправомерными действиями (бездействием) субъектов контроля Закона о закупках.

При этом необходимо учитывать, что согласно ч. 11 ст. 3 Закона о закупках в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.

Поскольку жалоба ЗАО «Научно-Технический Центр «Корвет-2000» поступила в антимонопольный орган после окончания срока подачи заявок, доводы Заявителя в части обжалования положений аукционной документации не рассматриваются.

В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

Принимая во внимание вышеизложенное, с учетом конкретных обстоятельств, установленных в рамках рассмотрения настоящего дела, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о признании жалобы частично обоснованной.

Поскольку по рассматриваемой закупке заключен договор, Комиссия Хабаровского УФАС России принято решение не выдавать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.

На основании изложенного, руководствуясь положениями ст.ст. 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Хабаровского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ЗАО «Научно-Технический Центр «Корвет-2000» на действия заказчика – АО «Дальневосточная генерирующая компания» при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на поставку комплектующих частей шаровых барабанных мельниц (извещение № 32211673062) частично обоснованной в части доводов о неправомерном присвоении участнику закупки баллов по критерию 3 «Квалификация (предпочтительность) участника: наличие Свидетельства об аттестации Лаборатории неразрушающего контроля производителя предлагаемой в составе заявки».

2. Признать заказчика - АО «Дальневосточная генерирующая компания» нарушившим п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках.

3. Предписание не выдавать.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу с целью решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении виновных должностных лиц.

Связанные организации

Связанные организации не указаны