Решение №510 Решение № 510 в отношении КГЗ, краевого государственного каз... от 29 декабря 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 510

 

23.11.2016 год                                                                                   г. Хабаровск

   

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю в сфере размещения заказов в составе:

в присутствии представителей:

-от заявителя АО «Ярославский проектный институт «Резиноасбопроект», уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, представитель не явился;

-от уполномоченного органа комитета государственного заказа Правительства Хабаровского края: <…> (представитель по доверенности);

-от заказчика краевого государственного казенного учреждения "Служба заказчика министерства строительства Хабаровского края" <…> (представитель по доверенности);

-от лицензирующего органа  Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Межрегионального территориального управления по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Сибири и Дальнего Востока: <…>;

- от Министерства здравоохранения Хабаровского края: <…> (представитель по доверенности).

рассмотрев жалобу АО «Ярославский проектный институт «Резиноасбопроект» и материалы дела № 7-1/803,

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступила жалоба АО «Ярославский проектный институт «Резиноасбопроект» на действия уполномоченного органа - комитета государственного заказа Правительства Хабаровского края, заказчика – краевого государственного казенного учреждения "Служба заказчика министерства строительства Хабаровского края" при проведении открытого конкурса на выполнение проектных и изыскательских работ по объекту «Межрайонный онкологический диспансер г. Комсомольска-на-Амуре (строительство: I очередь – патологоанатомическое отделение, II очередь – отделение радиотерапии, III очередь – поликлиника с пансионатом), 3500 кв. м, 40 коек, 100 посещений в смену, 30 мест» (№0122200002516008621).

Заявитель указывает в своей жалобе доводы, касающиеся положения документации открытого конкурса, а именно, что условия конкурсной документации разработаны с нарушением действующего законодательства, в части предъявляемых требований к участникам закупки и оценки заявок по критерию «Квалификация участника закупки». Установленные требования не соответствуют законодательству, условия оценки заявок являются завышенными по объему и характеру работ, подтверждающих опыт участников.

На основании ст. 99 Федерального закона №44-ФЗ от 05.04.2013 г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе), Хабаровским УФАС России принято решение о проведении внеплановой проверки, по результатам которой установлено следующее.

Извещение № 0122200002516008621 о проведении открытого конкурса размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок 01.11.2016.

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 54 873 877,00 рублей.

Согласно протоколу вскрытия конвертов от 22.11.2016 на участие в открытом конкурсе подано 3 заявки.

Уполномоченный орган, заказчик представили мотивированные отзывы на жалобу, считают доводы жалобы необоснованными.

На заседании Комиссии Хабаровского УФАС России представитель уполномоченного органа, поддержал позицию, изложенную в отзыве.

В свою очередь, на заседании Комиссии Хабаровского УФАС России представители заказчика также поддержали позицию, изложенную в отзыве.

 

В результате изучения материалов дела, исходя из конкретных обстоятельств осуществления закупки, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к следующим выводам.

 

Согласно п. 1 ч. 1 с. 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

Согласно ч.1 ст.12 Закона о контрактной системе государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Основанием для поведения конкурса является Распоряжение Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2016 года №704-р «Об утверждении долгосрочного плана комплексного социально- экономического развития г.Комсомольска-на-Амуре».

Согласно извещению о проведении открытого конкурса предметом закупки является выполнение проектных и изыскательских работ по объекту «Межрайонный онкологический диспансер г. Комсомольска-на-Амуре (строительство: I очередь – патологоанатомическое отделение, II очередь – отделение радиотерапии, III очередь – поликлиника с пансионатом), 3500 кв. м, 40 коек, 100 посещений в смену, 30 мест».

Согласно п. 10 раздела II «Информационная карта» конкурсной документации участником конкурса в составе заявки должны быть представлены копии следующих документов:

1. Лицензия  Федеральной службы по  экологическому, технологическому и атомному надзору на проектирование радиационных источников объектов использования атомной энергии. 

2.  Лицензия Федеральной службы по надзору в сфере  защиты прав  потребителя и благополучия человека на осуществление деятельности в области  использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности), на следующие виды работ:

- Проектирование средств радиационной защиты источников ионизирующего излучения (генерирующих);

- Размещение источников ионизирующего излучения (генерирующих).

3.  Свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданного саморегулируемой организацией, основанной на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, с указанием следующего вида работ по подготовке проектной документации (в соответствии с приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 № 624, с учетом требований части 1.1. ст. 55.8 Градостроительного  кодекса  Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ):

п. 13. Работы по организации подготовки проектной документации, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком).

Свидетельство, выданное саморегулируемой организацией, основанной на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, должно позволять выполнять работы по проектированию объектов капитального строительства, включая особо опасные и технически сложные объекты капитального строительства, объекты использования атомной энергии.

Объект отнесён к особо опасным и технически сложным объектам капитального строительства

 

Заявитель считает избыточными все установленные конкурсной документацией требования к участникам закупки, ошибочно полагая, что объект – межрайонный онкологический диспансер г.Комсомольск – на Амуре не является:

- объектом использования атомной энергии;

-особо опасным объектом.

 

По вопросу установления требований о наличии лицензия  Федеральной службы по  экологическому, технологическому и атомному надзору на проектирование радиационных источников объектов использования атомной энергии.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 21.11.1995 № 170-ФЗ (ред. от 05.04.2016) "Об использовании атомной энергии" под радиационными источниками понимаются не относящиеся к ядерным установкам комплексы, установки, аппараты, оборудование и изделия, в которых содержатся радиоактивные вещества или генерируется ионизирующее излучение.

Согласно Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 22 января 2010 г. № 29 "Об утверждении Положения о составе и содержании отчета о состоянии радиационной безопасности в организациях, использующих радионуклидные источники" под радиационными источниками понимаются:

Комплекс - совокупность технических устройств (установок, аппаратов, оборудования, изделий) взаимосвязанного назначения, содержащих РнИ, эксплуатация которых осуществляется в рамках единого технологического процесса.

Установка - техническое устройство, содержащее один или несколько РнИ и предназначенное для осуществления радиационных технологий, исследований в области воздействия ионизирующего излучения на вещество, метрологической аттестации приборов и РнИ.

Аппарат - техническое устройство, содержащее один или несколько РнИ и предназначенное для облучения очага заболевания человека или для неразрушающего контроля качества продукции с использованием ионизирующего излучения.

В данном случае, указывая в требовании на необходимость наличия данной лицензии Ростехнадзора, объект лицензирования (межрайонный онкологический диспансер) принимается как комплекс ввиду вхождения в него совокупности аппаратов, установок, изделий.

Необходимо учесть, что в проектирование таких сложных объектов как центры позитронно-эмиссионной томографии и отделения гамма-терапии с гамма-терапевтическими аппаратами входит проектирование систем вентиляции, водоподготовки, электроснабжения, физической и биологической защиты, оказывающих существенное влияние на обеспечение радиационной безопасности.

В соответствии с ст.40 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отдельные виды деятельности, представляющие потенциальную опасность для человека, подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, если организация (не зависимо от отраслевого направления) эксплуатирует радиационные источники, содержащие радиоактивные вещества или осуществляется обращение с радиоактивными веществами, то такая организация является организацией, осуществляющей деятельностью в области исполнения атомной энергии.

В соответствии с ст.26 Федерального закона от 21.11.1995 № 170-ФЗ (ред. от 05.04.2016) "Об использовании атомной энергии" лицензированию подлежат виды деятельности в области использования атомной энергии - размещение, сооружение, эксплуатация и вывод из эксплуатации ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов, закрытие пунктов захоронения радиоактивных отходов, обращение с ядерными материалами и радиоактивными веществами, в том числе при разведке и добыче урановых руд, при производстве, использовании, переработке, транспортировании и хранении ядерных материалов и радиоактивных веществ, обращение с радиоактивными отходами при их хранении, переработке, транспортировании и захоронении, использование ядерных материалов и (или) радиоактивных веществ при проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, проектирование и конструирование ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов, конструирование и изготовление оборудования для ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов, проведение экспертизы безопасности (экспертизы обоснования безопасности) объектов использования атомной энергии и (или) видов деятельности в области использования атомной энергии.

Исходя из изложенного, деятельность по предоставлению услуг такой организации (проектирование) подлежит лицензированию.

Присутствующие на Комиссии Хабаровского УФАС России представители лицензирующего органа подтвердили позицию о необходимости наличия Лицензии  Федеральной службы по  экологическому, технологическому и атомному надзору на проектирование радиационных источников объектов использования атомной энергии при осуществлении работ, обозначенных условиями конкурсной документации. 

По вопросу установления требования о Лицензии Федеральной службы по надзору в сфере  защиты прав  потребителя и благополучия человека на осуществление деятельности в области  использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности), на следующие виды работ: - Проектирование средств радиационной защиты источников ионизирующего излучения (генерирующих); - Размещение источников ионизирующего излучения (генерирующих).

Согласно п.2.8. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 20.07.2015 № 31 "Об утверждении СанПиН 2.6.1.3288-15 "Гигиенические требования по обеспечению радиационной безопасности при подготовке и проведении позитронной эмиссионной томографии" (вместе с "СанПиН 2.6.1.3288-15. Санитарные правила и нормативы...") (Зарегистрировано в Минюсте России 24.08.2015 № 38655) проектирование, строительство и реконструкция помещений для подразделений ПЭТ, а также монтаж и сервисное обслуживание диагностических томографов, проектирование и изготовление средств радиационной защиты, радиометрической и дозиметрической аппаратуры, технологического оборудования для объектов производства и использования РФП, меченных ПИРн выполняется организациями, имеющими специальные разрешения (лицензии) на осуществление указанных видов деятельности с источниками ионизирующего излучения (ИИИ)

Согласно Письму Роспотребнадзора от 21.09.2005 года №0100/7690-05-32:

- к «проектированию» следует относить работы по разработке проектной документации на установки, содержащие источники ионизирующего излучения, или на средства радиационной защиты источников ионизирующего излучения, соответственно.

- к «размещению» следует относить работы по разработке проекта размещения установок, содержащих источники  ионизирующего излучения, а также работы по монтажу и введению установок в эксплуатацию.

В соответствии с санитарными правилами СП 2.6.1.2612-10 «Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности» (ОСПОРБ-99/2010),  Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 16.09.2013 № 43 «О внесении изменений в отдельные санитарные правила, устанавливающие требования в области радиационной безопасности», пунктом 4 Изменений уточнены критерии деятельности в области использования техногенных источников ионизирующего излучения (ИИИ) и (или) обращения с радиоактивными отходами (РАО) не требующие оформления специального разрешения (лицензии) на ее осуществление. В новой редакции ОСПОРБ-99/2010 п.1.8.1 установлено, что лицензия на право осуществления деятельности в области использования техногенных ИИИ не требуется, если установки, генерирующие ионизирующее излучение, используются для медицинской диагностики или лечения пациентов организациями, имеющими лицензию на медицинскую деятельность, включающую рентгенологию.

При этом следует уточнить, что организации осуществляющие проектирование, конструирование, производство, размещение, техническое обслуживание установок медицинского назначения, генерирующих ионизирующее излучение, проектирование средств радиационной защиты должны иметь лицензию на право осуществление деятельности с использованием генерирующих ионизирующее излучение, проектирование средств радиационной защиты должны иметь лицензию на право осуществления деятельности в области использования техногенных ИИИ, так как они не имеют лицензию на медицинскую деятельность (в части выполнения работ по рентгенологии)».

Таким образом, довод заявителя о необоснованности требования о наличии лицензии Роспотребнадзора является ошибочным.

 

Заявитель оспаривает необходимость наличия у исполнителя свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которое должно позволить выполнить работы по проектированию объектов капитального строительства, включая особо опасные и технически сложные объекты капитального строительства, объекты использования атомной энергии, утверждая, что проектируемый объект – межрайонный онкологический диспансер не является таковым.

В соответствии с п.1 ч.1 ст. 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ к особо опасным и технически сложным объектам относятся объекты использования атомной энергии (в том числе ядерные установки, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, пункты хранения радиоактивных отходов).

Согласно ответу Роспотребнадзора №16.25/769 от 12.08.2016, «Проектируемый объект- «Межрайонный онкологический диспансер г.Комсомольска-на-Амуре (строительство: I очередь – патологоанатомическое отделение, II очередь – отделение радиотерапии, III очередь – поликлиника с пансионом), 3500 кв.м., 40 коек, 100 посещений в смену, 30 мест» относиться к радиационным источникам (не относящиеся к ядерным установкам комплексы, в которых содержаться радиоактивные вещества) и в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 21.11.1995 № 170-ФЗ, является объектом использования атомной энергии».

 

Довод заявителя о несопоставимости установленного порядка оценки конкурсной заявки по показателю «опыт участника по успешной поставке товара, выполнение работ, оказание услуг сопоставимого характера и объема (предельное необходимое максимальное значение – 10)», является несостоятельным, ввиду следующего.

Пунктом 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе предусмотрено, что конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с указанным Федеральным законом.

В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.

Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.

Частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе определено, что для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:

1) цена контракта;

2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;

3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1085 (далее - Правила № 1085). Согласно пункту 1 указанного нормативного акта, настоящие Правила определяют порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в целях выявления лучших из предложенных условий исполнения контракта при проведении закупки, а также предельные величины значимости каждого критерия оценки заявок, окончательных предложений участников закупки.

В силу пункта 2 Правил, они применяются в отношении всех закупок, за исключением закупок, осуществляемых путем проведения аукциона, запроса котировок, у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), а также путем проведения запроса предложений, если заказчиком установлены иные критерии оценки заявок, не предусмотренные частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе.

Пунктом 3 Правил № 1085 определено, что оценка - это процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.

Значимость каждого из показателей установлена исходя из потребности заказчика для выявления исполнителя, имеющего достаточный опыт выполнения работ.

Заказчик вправе установить условие сопоставимости стоимости работ с начальной (максимальной) ценой контракта на право заключения которого проводиться открытый конкурс.

Согласно пункту 11 Правил № 1085 для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев.

Заказчиком в соответствии с пунктом 11 Правил №1085 ограничено максимально необходимое количество успешно выполненных контрактов сопоставимого характера и объема – десять.

Иными словами, даже в случае предоставления ста подобных контрактов, оценка по данному показателю не измениться, то есть участник получит одинаковое количество баллов как в случае предоставления 10. Одновременно, с этим непредставление ни одного контракта не является основанием для отклонения заявок на участие в конкурсе.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 99, 106 Закона о контрактной системе,

РЕШИЛА:

 

         Признать жалобу АО «Ярославский проектный институт «Резиноасбопроект» на действия уполномоченного органа - комитета государственного заказа Правительства Хабаровского края, заказчика – краевого государственного казенного учреждения "Служба заказчика министерства строительства Хабаровского края" при проведении открытого конкурса на выполнение проектных и изыскательских работ по объекту «Межрайонный онкологический диспансер г. Комсомольска-на-Амуре (строительство: I очередь – патологоанатомическое отделение, II очередь – отделение радиотерапии, III очередь – поликлиника с пансионатом), 3500 кв. м, 40 коек, 100 посещений в смену, 30 мест» (№0122200002516008621 – необоснованной.

Настоящее решение может быть обжаловано в трехмесячный срок со дня его оглашения в Арбитражный суд Хабаровского края.

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны