Решение б/н Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы Росси... от 6 января 2010 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ №38

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в присутствии представителей Межрегиональной инспекции федеральной налоговой службы по Дальневосточному федеральному округу, Управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе, ООО «Страховая Компания «Согласие» и ОАО «Страховая компания «СОГАЗ-Мед», рассмотрев дело № 8-01/149, возбужденное в отношении Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Дальневосточному федеральному округу (далее – инспекция) по признакам нарушения части 1 статьи 18 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступило обращение Управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе о нарушении инспекцией статьи 18 Закона о защите конкуренции, из которого следует, что инспекцией заключены:

- 01 марта 2010 года договор бн без проведения торгов с ООО «Страховая Компания «Согласие» об организации работы в целях заключения договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельца парка транспортных средств,

- в 2009 году дополнительное соглашение к договору от 01.08.2006 №70108160 об обязательном страховании работающих граждан о пролонгации данного договора на три года без проведения конкурса либо аукциона с Хабаровским филиалом ОАО «Страховая Компания «Согаз-Мед».

 

В заседании комиссии представитель ответчика, не согласившись с нарушением Закона о защите конкуренции, представила письменное пояснение. По вопросу заключения без проведения торгов договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца парка транспортных средств  полагает, что инспекция действовала в рамках закона. Цена договора ОСАГО не превышает 100 000 руб., следовательно, проведение торгов в данном случае не требуется.

 

По вопросу заключения договора обязательного медицинского страхования (далее – договор ОМС) утверждает, что последний заключен до вступления в силу Закона о защите конкуренции.  Договор ОМС отличается от договора личного страхования тем, что договор личного страхования предусматривает уплату страхователем страховщику страховой премии, а страховщик должен произвести выплаты денежных средств лицам, в чью пользу заключен договор.  Страховую организацию инспекция выбирала без проведения торгов потому, что при исполнении данного договора финансовых отношений между инспекцией и страховой организацией нет, так как финансовые средства фондов обязательного медицинского страхования находятся в государственной собственности Российской Федерации, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат. Денежных отношений между инспекцией и страховой организацией, между страховой организацией и сотрудниками нет, возможности определить стоимость медицинских услуг, которые могут потребоваться сотрудникам инспекции, не имеется. А эти признаки являются существенными для договоров личного страхования согласно главы 48 ГК РФ, статей 2,4,15,17  Закона Российской Федерации от 26.08.1991 №1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации».

 

Представитель прокуратуры заявил, что статьей 18 Закона о защите конкуренции устанавливается обязанность федеральных органов исполнительной власти заключать договоры с финансовыми организациями по результатам проведенных торгов независимо от цены договора и роли, в которой выступает орган власти. Представитель страховой компании «СОГАЗ-Мед» пояснил, что компания будет участвовать в конкурсе, если его объявят. Проблема цены контракта всегда имеет место, платежи, которые отчисляют, страхователь определить не может. Обязательное медицинское страхование не имеет отношения к личному страхованию, это есть обязательные платежи, процент на ведение страхового дела составляет 0,98% от суммы финансирования.

 

Представитель ООО «Страховая компания «Согласие» полагает, что в действиях инспекции нарушений антимонопольного законодательства нет.  Считает целесообразным руководствоваться пунктом 14 части 2 статьи 55 Федерального закона  от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд« (далее - Закон о размещении заказов),  которым предусматривается размещение заказа у единственного поставщика в случае осуществления поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных нужд на сумму, не превышающую установленного Центральным банком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке. В соответствии с этими положениями закона заключен договор ОСАГО в отношении одного автомобиля.   

 

Комиссия Хабаровского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, рассмотрев материалы дела, заслушав доводы представителей сторон, пришла к следующему выводу. В соответствии со статьей 32.9. Закона Российской Федерации от 27.11.1992 №4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (далее – Закон об организации страхового дела) медицинское страхование (п.5), страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств (п. 14) являются видами страхования.

 

Статьей 2 Закона Российской Федерации от 28.06.19941№1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» (далее – Закон №1499-1) в качестве страхователя для работающего населения выступает организация-работодатель, на которую возложена обязанность заключать договоры обязательного медицинского страхования со страховой медицинской организацией. Страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств является обязанностью указанных владельцев и устанавливается пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 25.04.2002 №40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

 

Частью 1 статьи 18  Закона о защите конкуренции установлена обязанность федеральных органов исполнительной власти осуществлять отбор финансовых организаций путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями Закона о размещении заказов для оказания финансовых услуг, поименованных в указанной части, в частности, страхование ответственности, личное страхование, в том числе медицинское страхование.

 

Инспекцией в 2009 году с Хабаровским филиалом ОАО «Страховая Компания «Согаз-Мед» заключено дополнительное соглашение к договору от 01.08.2006 №70108160 об обязательном страховании работающих граждан, согласно которому данный договор пролонгируется на три года без проведения конкурса либо аукциона. Предметом указанного договора является обязательство страховщика организовывать и финансировать предоставление гражданам, включенным страхователем в списки застрахованных, медицинской помощи  определенного объема и количества или иных услуг, с выдачей им страховых медицинских полисов установленного образца. Закон о защите конкуренции вступил в силу 27.10.2006 года.

 

В соответствии с пунктом  2 статьи 422 ГК РФ условия заключенного договора сохраняют силу, если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

 

При заключении договора на новый срок,  в том числе при продлении срока действия договора путем подписания дополнительного соглашения у сторон возникают новые правоотношения, которые в соответствии с частью 1 статьи 422 ГК РФ должны соответствовать обязательным для сторон правилам, действующим на момент их возникновения. В данной связи, устанавливая дополнительным соглашением от 2009 года новый срок действия договора обязательного медицинского страхования, инспекция должна была соблюсти требования статьи 18 Закона о защите конкуренции.

 

Статья 1 Закона №1499-1 устанавливает, что обязательное медицинское страхование         является видом медицинского страхования. Частью 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции установлена обязанность  органов власти осуществлять отбор финансовых организаций путем проведения торгов для оказания финансовых услуг по личному страхованию, в том числе медицинскому страхованию. При этом часть 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции не устанавливает исключений из общего правила отбора финансовых организаций для оказания услуг медицинского страхования.

 

Аналогичное нарушение части 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции допущено инспекцией  при заключении с ООО «Страховая Компания «Согласие» без проведения торгов 01.03.2010 договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее - договор ОСАГО) в отношении одного легкового автомобиля марки «Тойота Кроун», государственный номер Х 115 УК 27, в соответствии с которым страховщик принимает на обязательное страхование риск гражданской ответственности страхователя, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств страхователя. Страховая премия по договору установлена в размере 7235, 2 руб.  

 

Комиссия отклоняет доводы ответчика и заинтересованного лица о возможности заключения договора ОСАГО без торгов на основании пункта 14 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов как основанного на неверном толковании части 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции, устанавливающей исключительный способ заключения договора ОСАГО – путем открытого конкурса или открытого аукциона. Кроме того, статьй 18 Закона о защите конкуренции не установлена возможность исключения обязанности органа власти проводить торги по отбору финансовых организаций  в зависимости от  стоимости услуг страхования.

 

Комиссия отклоняет иные доводы лиц, участвующих в деле, как не имеющие правового значения в рассмотренном деле. На основании изложенного  и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать Межрегиональную инспекцию Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Дальневосточному федеральному округу нарушившей часть 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции при  заключении 01 марта 2010 года без проведения торгов договора бн с ООО «Страховая Компания «Согласие» об организации работы в целях заключения договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельца парка транспортных средств, при заключения в 2009 году без проведения торгов с Хабаровским филиалом ОАО «Страховая Компания «Согаз-Мед» дополнительного соглашения к договору от 01.08.2006 №70108160 об обязательном страховании работающих граждан, которым указанный договор пролонгирован на три года.

 

2. Выдать Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Дальневосточному федеральному округу предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и о совершении действий направленных на обеспечение конкуренции.

 

3. Предложить Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Дальневосточному федеральному округу:

- в срок до 01 августа 2010 года рассмотреть возможность прекращения договора бн, заключенного с ООО «Страховая Компания «Согласие», и дополнительного соглашения к договору от 01.08.2006 №70108160, заключенного с Хабаровским филиалом ОАО «Страховая Компания «СОГАЗ-Мед» в 2009 году;

- в срок до 10 августа 2010 года представить в Хабаровское УФАС России документы, свидетельствующие о прекращении указанных договора и дополнительного соглашения, при непредоставлении которых Хабаровское УФАС России обратится в арбитражный суд с исковым заявлением о признании сделок недействительными.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ №26

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) на основании своего решения от 01.06.2010 № 38 по делу № 8-01/149 о нарушении Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Дальневосточному федеральному округу (ул. Ленина, 57, г. Хабаровск, 680030) части 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1.  Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Дальневосточному федеральному округу прекратить нарушение антимонопольного законодательства, с целью чего в срок до 01 августа 2010 года провести торги по привлечению страховой организации для заключения договоров обязательного медицинского страхования и страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

2. Об исполнении настоящего предписания письменно сообщить в Хабаровское УФАС России в срок до 10 августа 2010 года.

 

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны