Постановление №52 Постановление № 52 в отношении ООО «РН-Комсомольский НПЗ» от 14 октября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

         

ПОСТАНОВЛЕНИЕ  № 52

о назначении административного наказания

                                                                                                                    г. Хабаровск

Резолютивная часть постановления объявлена 06 октября 2015 года

В полном объеме постановление изготовлено   07 октября 2015 года

 

Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю – начальник отдела контроля органов власти <…>, рассмотрев протокол от 29.09.2015, материалы дела № 8-04/75 об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, возбужденного в отношении ООО «РН-Комсомольский НПЗ»

УСТАНОВИЛ:

Решением комиссии Хабаровского УФАС России от 25.08.2015 №92 по делу о нарушении антимонопольного законодательства №8-01/76 действия ООО «РН-Комсомольский НПЗ», выразившиеся в установлении требования о наличии у участника закупки  опыта работы не менее 3 лет, в неустановлении в документации запроса предложений №10/55 на право заключения договора на поставку клапанов (извещение №31401085683) порядка оценки и сопоставления заявок, применения установленных в документации критериев оценки заявок и их значимостей, расчета итоговой оценки заявок признаны нарушающими часть 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Правовая основа, общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц регламентированы Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

В силу части 1 статьи 1 Закона о закупках целями его регулирования являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц (заказчиков), указанных в части 2 статьи 1 названного закона, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Документом, регламентирующим закупочную деятельность заказчика, является положение о закупке, которое должно содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (часть 2 статьи 2 Закона о закупках).

Закон о Закупках не определяет порядок закупки товаров, работ, услуг, а устанавливает обязанность заказчиков разработать и утвердить положение о закупках – документ, регламентирующий закупочную деятельность заказчика и содержащий требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения,  а также порядок заключения и исполнения договоров, в связи с чем заказчик вправе самостоятельно установить в положении о закупке способы закупок, порядок и условия их применения.

Частью 1 статьи 3 Закона о закупках определены основополагающие принципы закупки товаров, работ, услуг. Одним из таких принципов является принцип информационной открытости закупки, который предполагает доступность для потенциальных участников закупки информации о закупке. Указанный принцип подразумевает обязательность предоставления участникам закупки документации о закупке, разъяснений положений документации о закупке.

Согласно части 5 статьи 4 Закона о закупках в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено поименованным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Частью 10 статьи 4 Закона о закупках установлен перечень сведений, который должен быть указан в документации о закупках, в частности, установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика (пункт 1), требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке (пункт 2), требования к  описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественные и качественные характеристики (пункт 3), место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (пункт 4), требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям (пункт 9).

До ввода в эксплуатацию единой информационной системы информация и документы размещаются на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (часть 10 статьи 8 Закона о  закупках).

Необходимость полного раскрытия информации о торгах следует как из статей 1, 3 и 4 Закона о закупках, так и из пункта 2 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации с учетом положения о равенстве всеобщего доступа к открытым торгам (пункт 1 этой статьи).

18.04.2014 на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru размещено извещение №31401085683 о проведении запроса предложений №10/55 на право заключения договора на поставку клапанов.

Дата окончания подачи заявок – 07.05.2014. Дата рассмотрения заявок – 08.05.2014. Дата подведения итогов – 13.06.2014. Начальная (максимальная) цена договора – 40 441 909,93 руб. Извещением от 16.11.2014 внесены изменения, рассмотрение заявок и подведение итогов перенесено на 30.12.2014. Извещением от 30.12.2014 подведение итогов перенесено на 27.02.2015.

Документацией о запросе предложений на право заключения договора на поставку клапанов для нужд ООО «РН-Комсомольский НПЗ» (№10/55) установлено, что в соответствии с пунктом 1.2. информационная карта содержит конкретные реквизиты и условия запроса предложений, дополняет и изменяет положения разделов 1 и 2 (подпункт «в»).

Общие требования к оформлению заявки с технико-коммерческими предложениями установлены пунктом 2.11.4 документации о закупке, в соответствии с которым все документы, входящие в заявку на участие, должны быть представлены на русском языке, за исключением случаев, когда участник закупки представляет копии документов, которые выданы ему третьими лицами на ином языке, в таком случае участник может предоставить копии таких документов на языке оригинала при условии, что к ним приложен нотариально заверенный перевод этих документов на русский язык (официальные документы также должны быть апостилированы).

Подпунктом 3.1.45 закупочной документации установлен перечень критериев оценки заявок на участие в запросе предложений и их значимость: техническое предложение - 40%, коммерческое предложение - 30%, квалификация участника запроса предложений – 30%.

В соответствии с частью 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке (пункт 12), порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке (пункт 13).

        В документации запроса предложений отсутствует порядок оценки и сопоставления заявок, порядок применения установленных критериев оценки заявок, тогда как пункт 2.16 документации о закупке предполагает расчет степени предпочтительности в отношении каждой заявки по каждому из критериев, которые установлены в пункте 3.1.45 информационной карты (техническое предложение – 40%, коммерческое предложение – 30%, квалификация участника запроса предложений – 30%). После расчета степени предпочтительности по каждому из критериев осуществляется расчет итоговой оценки каждой заявки путем суммирования оценок по каждому из критериев в соответствии с его значимостью.

        В отсутствие названной информации невозможно определить, каким образом осуществляется такой расчет степени предпочтительности.

Неуказание в документации о закупке порядка расчета  (присвоения) баллов по критериям оценки заявок, исходя из представленных в квалификационных заявках документов, нарушает информационную открытость закупки, принципы равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (пункты 1 и 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках), может привести к созданию отдельным участникам закупки преимущественных условий участия в закупке, нарушает права и законные интересы заинтересованных лиц (участников закупки), поскольку в этом случае они лишены возможности отследить, по какому принципу осуществляется расчет степени предпочтительности и определяется победитель закупки.

Уведомлением Хабаровского УФАС России от 07.09.2015 законный представитель ООО «РН-Комсомольский НПЗ» вызван на составление протокола 29.09.2015.

Заявленное  ООО «РН-Комсомольский НПЗ» ходатайство от 17.09.2015 №КПУ/1036 об отложении составления данного протокола по делу №8-04/75 об административном правонарушении в связи с обжалованием решения от 25.08.2015 №92 и  предписания  от 25.08.2015 №31 Хабаровского УФАС России в судебном порядке отклонено, поскольку нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отложение составления протокола об административном правонарушении не предусмотрено.

29.09.2015 в отношении ООО «РН-Комсомольский НПЗ» в присутствии  законного представителя общества <…>по доверенности от 17.09.2015 №158 составлен протокол об административном правонарушении.

На рассмотрение дела явилась законный представитель ООО «РН-Комсомольский НПЗ», надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения дела, <…>по доверенности от 30.09.2015 №170.

Представитель общества с вменяемым правонарушением не согласна, представила письменные возражения от 05.10.2015 №КПУ/1128, приобщенные к материалам дела, из которых следует, что прямого запрета на применение заказчиком какого-либо требования к участникам закупки законодательство не содержит. Согласно Закону о закупках документация о закупке должна соответствовать положению о закупке и не может ему противоречить. В соответствии с положением о закупке товаров, работ, услуг ООО «РН-Комсомольский НПЗ» требования к участникам закупки определяются в документации о закупке, в документации о закупке должно быть указано требование о  предоставлении документов, подтверждающих надежность, опыт, репутацию участника закупки, иные  подтверждающие соответствие участника закупки требования. В документации о закупке в соответствии с Положением о закупке товаров, работ, услуг общества указан порядок оценки и сопоставления заявок участников законом не установлена обязанность или необходимость устанавливать в документации о запросе предложений и использовать при рассмотрении заявок баллы, значимость критериев оценки заявок и алгоритм расчета итогового рейтинга. Основания для признания общества виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 7.32.3 КоАП РФ, отсутствуют.

Аналогичные возражения представлены в письменном виде от 23.09.2015 №КПУ/1086 и при составлении протокола об административном правонарушении.

Заместитель руководителя Хабаровского УФАС России – начальник отдела контроля органов власти <…>, рассмотрев материалы дела №8-04/75 об административном правонарушении, пришел к выводу о наличии в действиях ООО «РН-Комсомольский НПЗ» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 7.32.3 КоАП РФ, по следующим основаниям.

Несоблюдение предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц требований к содержанию извещений о закупке товаров, работ, услуг и (или) документации о закупке товаров, работ, услуг образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Санкцией данной нормы предусмотрена административная ответственность должностных и юридических лиц.

Объективной стороной указанного административного правонарушения является несоблюдение требований Закона о закупках к содержанию извещений о закупке и (или) документации о закупке.

Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (часть 1 статьи 1.5 КоАП РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В силу части 2 указанной статьи юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Частью 3 этой же статьи предусмотрено, что назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 16.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», при рассмотрении дел об административных правонарушениях следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц кодекс формы вины не выделяет.

Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части кодекса возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 Кодекса Российской Федерации, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.

Материалами дела подтверждено, что поименованная документация о запросе предложений не содержит порядка оценки и сопоставления заявок, установленные в документации критерии оценки и их значимости не содержат порядка их применения, отсутствует порядок расчета итоговой оценки заявок, что нарушает установленные Законом о закупках предписания и свидетельствует о наличии в действиях общества объективной стороны вменяемого административного правонарушения.

У общества имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению, общество небрежно отнеслось к выполнению возложенной на него Законом о закупках публичной обязанности информационного обеспечения закупки.

При этом не может быть принята ссылка на допустимость подобных действий Положением о закупках общества, поскольку в силу части 1 статьи 2 Закона № о закупках проводимые обществом закупки подчинены в первую очередь требованиям федерального законодательства, в связи с чем устанавливаемыми в Положении о закупке условиями проведения закупок, в том числе информационного обеспечения закупок, не могут быть преодолены обязательные требования законодательства.  Доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств непреодолимой силы и иных обстоятельств, находящихся вне контроля общества и препятствующих надлежащим образом выполнять требования законодательства, в материалы дела не представлено.

По своей юридической конструкции правонарушение, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.32.3 КоАП РФ, образует формальный состав и считается оконченным с момента нарушения требований, установленных законодательством. В этой связи существенная угроза общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении нарушителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, в частности, в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.

Целями регулирования Закона о закупках являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей  отдельных видов юридических лиц в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупках товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Установленные Законом о закупках основополагающие принципы при проведении закупок, в числе которых принцип информационной открытости, направлены не только на обеспечение прав участников закупки на получение полной и достоверной информации о такой закупке, но и на обеспечение раскрытия соответствующей информации перед всеми третьими лицами, которые могут быть заинтересованы в ее получении, в том числе правоохранительные и контролирующие органы в целях оценки действий заказчика на предмет соответствия Закону о закупках и иным нормативным правовым актам.

Учитывая особый субъектный состав лиц, на которых распространяются положения Закона о закупках, и цели правового регулирования Закона о закупках, отсутствие соответствующей информации в публичном доступе исключает либо существенным образом ограничивает возможность оценки объективности и беспристрастности процесса закупки.

В совокупности изложенного факт совершения ООО «РН-Комсомольский НПЗ» правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 7.32.3 КоАП РФ, доказан имеющимися в деле материалами.

Место совершения правонарушения: г. Комсомольск-на-Амуре.

На основании изложенного, руководствуясь частью 7 статьи 7.32.3, 23.83, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

 

1. Признать ООО «РН-Комсомольский НПЗ» (ул. Ленинградская, д.115, г. Комсомольск-на-Амуре, 681007, ИНН 2703032881, ОГРН 1052740255358) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившегося в несоблюдении предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц требований к содержанию извещений о закупке товаров, работ, услуг и (или) документации о закупке товаров, работ, услуг при проведении открытого запроса предложений №10/55 на право заключения договора на поставку клапанов (извещение №31401085683), а именно: в неустановлении в документации запроса предложений порядка оценки и сопоставления заявок, применения установленных в документации критериев оценки заявок и их значимостей, расчета итоговой оценки заявок.

2. Применить к ООО «РН-Комсомольский НПЗ» меру ответственности в виде административного штрафа в размере 5 000 (пяти тысяч) рублей.

 

Согласно части 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

В соответствии со статьями 30.1, 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в судебном порядке в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Суммы штрафов, уплаченных за нарушение антимонопольного законодательства, зачисляются: получатель: УФК по Хабаровскому краю (Хабаровское УФАС России), ИНН 2721023142, КПП 272101001, КБК 161 1 16 02010 01 6000 140. Банк получателя: Отделение Хабаровск г. Хабаровск, БИК 040813001, расчетный счет  40101810300000010001, ОКТМО 08701000001.

 

В трехдневный срок со дня уплаты штрафа необходимо представить в Хабаровское УФАС России надлежащим образом заверенные копии платежных документов.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны