Постановление №ТТ/5926/23 Постановление по отслеженной Хабаровским УФАС России 21 ап... от 9 июня 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

   ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 15

о наложении штрафа по делу №  027/04/14.3.1- 887/2023

 об административном правонарушении

 

09 июня 2023 года                                                                                                   г. Хабаровск

 

Руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю, рассмотрев протокол об административном правонарушении от 09 июня 2023 года и материалы дела № 027/04/14.3.1-887/2023, возбужденного в отношении ИП *  в связи с распространением рекламы с нарушением требований пункта 8 статьи 7 ФЗ «О рекламе»,

в присутствии ИП *,

 

УСТАНОВИЛА:

 

При осуществлении контрольного (надзорного) мероприятия за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе Хабаровским УФАС России  21 апреля 2023 года  на внешних стенах торгового киоска, расположенного в г. Хабаровске по улице Волочаевская (на автобусной остановке «Уссурийская») отслежена  реклама табака, табачной продукции, курительных  принадлежностей. 

Установлено, что на внешних стенах торгового киоска  (магазина) «Vape shop» распространяется информация в виде следующих изображений: HQD, Spectrum, Masthave Undercoal, Element, Sebero, Darkside, Brusko.

      Пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» определено, что реклама-это информация, распространенная  любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу  лиц и направленная  на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование  или поддержание интереса  к нему и его продвижение на рынке.

Объектом рекламирования, в силу пункта 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе», могут выступать товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или  продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс,  фестиваль, основанные  на риске игры пари), на привлечение внимания к которым  направлена реклама.

Таким образом, для признания информации рекламой такая информация должна отвечать определенным признакам, а именно: быть распространенной; адресованной неопределенному кругу лиц; направленной на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему; направленной на продвижение объекта рекламирования на рынке.

В соответствии с пунктом 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Закона о рекламе» размещение отдельных сведений, очевидно вызывающих у потребителя ассоциацию с определенным товаром, имеющее своей целью привлечение внимания к объекту рекламирования, должно рассматриваться как реклама этого товара, поскольку в названных случаях для привлечения внимания и поддержания интереса к товару достаточно изображения части сведений о товаре (в том числе товарного знака).

      Распространенные на внешних стенах магазина по указанному выше адресу обозначения:

- Sebero, Element, Darkside,   SpectrumMasthave  являются названиями марок табака для кальянов; 

 - HQD является названием марки электронных сигарет;

- Darkside зарегистрировано в качестве товарного знака по классу 34 в отношении  табака, табака для кальяна (свидетельство № 599750);

- Brusko  зарегистрировано в качестве товарного знака по классу 34 в отношении ароматизаторов для электронных сигарет (свидетельство № 643894).

Анализ размещенных изображений на внешних стенах и в оконных проемах указанного выше торгового павильона, показал, что помимо сведений, обязательных в силу размещения  закона, обычаев делового оборота (название магазина, режим работы, сведения о лице, осуществляющем деятельность в торговой точке) размещены сведения рекламного характера, а именно: обозначения наименований марок табака, табака для кальянов и электронных сигарет.    Распространенная информация  направлена на привлечение внимания потребителей к деятельности торгового заведения  по продаже табачной, кальянной продукцией и курительными принадлежностями магазина кальянов и поддержания интереса к ним как к продавцу, так и к ассортименту  реализуемой им продукции.

Следовательно, рассматриваемая информация является  рекламой  табачной, кальянной продукцией и курительных принадлежностей.

Действие рассматриваемой рекламы  направлено на неограниченное количество лиц, в том числе  на тех, кто не является  потребителями такой продукции (например, несовершеннолетние), поскольку  размещение   рекламы табачной, кальянной продукцией и курительных принадлежностей способом, обеспечивающим  ее свободно восприятие  (внешние стены торгового павильона), делают  такую рекламу доступной для этих лиц.

Согласно Федеральному закону от 24.04.2008 N 51-ФЗ «О присоединении Российской Федерации к Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака» Российская Федерация присоединилась к Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака, в которой определено, что под рекламой и стимулированием продажи табака, табачной продукции или табачных изделий и (или) потребления табака подразумевается любой вид передачи коммерческой информации, рекомендации или действие с целью, результатом или вероятным результатом которых является стимулирование продажи табачного изделия или употребления табака, прямо или косвенно.

Частью 1 статьи 16 Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ  «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака»  установлен запрет рекламы и стимулирования продажи табака, спонсорства табака, в целях сокращения спроса на табак и табачные изделия.

В соответствии с требованиями пункта 8 статьи 7 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама табака, табачной продукции, табачных изделий и курительных принадлежностей, в том числе трубок, кальянов, сигаретной бумаги, зажигалок.

Таким образом, реклама, размещенная на фасаде магазина кальянов, расположенного в г. Хабаровске по улице Волочаевская  (на автобусной остановке «Уссурийская»),  нарушает требования пункта 8 статьи 7 Закона о рекламе и является ненадлежащей.

В процессе рассмотрения дела ИП * с выявленным нарушением согласился.

Частями 6, 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» предусмотрена ответственность рекламодателя и рекламораспространителя за нарушение требований  пункта 8 статьи 7  настоящего Федерального закона.

Установлено, что деятельность по реализации табачной продукции  в магазине кальянов, расположенного в г. Хабаровске, на улице Волочаевская (на автобусной остановке «Уссурийская)  осуществляет ИП *.

Таким образом, рекламодателем и рекламораспространителем рекламы  является ИП *.

 

       Согласно части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

           В соответствии с частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

 

Вместе с тем в рассматриваемом деле  не могут применены нормы части 1 статьи 4.1.1 КОАП РФ.

Совершенное ИП * административное правонарушение при распространении  рекламы табака, табачной продукции и курительных принадлежностей посягает на установленный  нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере производства, размещения и распространения рекламы.      

В данном случае  несоответствие рекламы требованиям   законодательства о рекламе побуждает к отказу от здорового образа жизни. Распространенная ИП * реклама  имеет   побудительный характер, то есть стимулирует интерес  потребителей к табачной, кальянной продукции и к курительным принадлежностям, поддерживает заинтересованность в них.

Основными задачами Концепции демографической  политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента  Российской Федерации  от 09.12.2007   № 1351, являются  сохранения и укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности активной жизни, создание условий и формирование мотивации для ведения здорового образа  жизни.

Борьба с курением в России – огромная социальная и медицинская проблема. Особенно опасно  подростковое табакокурение, которое мешает нормальному развитию  и формированию юного организма.

Распространение подобной рекламы  может вызвать рост числа потребителей табака и курительных принадлежностей, что приводит к ухудшению здоровья населения, оказывает  негативное  влияние на социальный климат в семьях и влияет на социально- экономическое развитие страны.

 

Совершенное ИП* правонарушение  создает существенную угрозу  охраняемым общественным отношениям, затрагивающим охрану жизни и здоровья населения Российской Федерации.

На основании части 4 статьи 14.3.1  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем запрета рекламы табака, табачной продукции, табачных изделий, никотинсодержащей продукции, курительных принадлежностей, устройств для потребления никотинсодержащей продукции или кальянов влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до шестисот тысяч рублей.

Доказательства, свидетельствующие о малозначительности совершенного ИП* административного правонарушения, в материалах настоящего дела отсутствуют.

Обстоятельств, смягчающих административную ответственность, предусмотренных статьей 4.2 КоАП РФ, не установлено.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, предусмотренных статьей 4.3 КоАП РФ, не установлено.

 

Руководствуясь статьей 33 Федерального закона «О рекламе», статьями 14.3.1, 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

                                                             ПОСТАНОВИЛА:

 

1. Признать ИП*  виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4  статьи  14.3. 1 КоАП РФ.

2. Применить к ИП*  меру ответственности в виде административного штрафа за ненадлежащую рекламу в размере 10 000 (десять  тысяч) рублей.

Согласно части 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не  позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Сумма штрафа, уплаченная за нарушение законодательства о рекламе, зачисляется в бюджет:

получатель УФК по Хабаровскому краю (Хабаровское УФАС России, л/с 04221340250),  ИНН 2721023142, КПП 272101001, ОГРН 1022700921022, расчетный счет                                       № 03100643000000012200  ОТДЕЛЕНИЕ  ХАБАРОВСК БАНКА  России/УФК по Хабаровскому краю, г. Хабаровск, БИК банка 010813050, Кор/счет № 40102810845370000014, ОКТМО 08701000, КБК 161 1 1601141019002 140,  УИН 16100500000001685890

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в  арбитражный суд  в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

В платежном документе обязательно указывать «УИН», «Код бюджетной классификации» и код «ОКТМО». В поле «Назначение платежа» - номер   дату постановления. В случае необходимости оплаты более одного штрафа, обязательно уплачивать каждый штраф отдельным платежным документом. Штраф, наложенный на физическое лицо, должен быть оплачен   именно данным физическим лицом. При несоблюдении указанных условий не гарантируется квитирование  платежа в «Государственной информационной системе государственных и муниципальных  платежей « (ГИС ГМП), что повлечет  за собой отражение штрафа  в системе «Госуслуги» как неоплаченного, возможные проблемы при прохождении пограничного контроля  при выезде за пределы Российской Федерации.    

Связанные организации

Связанные организации не указаны