Решение б/н Решение по жалобе ООО «Технологии 1520» (далее также – Жалоб... от 28 ноября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю в составе председательствующего: <...> – заместитель руководителя Хабаровского УФАС России, членов Комиссии: <...> – начальник отдела контроля закупок Хабаровского УФАС России, <...> – главный специалист-эксперт отдела контроля закупок Хабаровского УФАС России,

в присутствии представителей:

- от ОАО «РЖД» <...> по доверенности от 24.12.2011 № 27АА 1818483

- от ООО «Технологии 1520» <...> по доверенности от 30.10.2023 № 55, Шаповала Е.А. по доверенности от 03.04.2023 № 30,

рассмотрев жалобу ООО «Технологии 1520» действия заказчика - ОАО «РЖД» (ИНН 7708503727 / КПП 770801001)  при осуществлении закупки путем проведения запроса котировок среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме № 3302/ЗКТЭ-ЦДЗС/23/1 на право заключения договора поставки шин для погрузчиков для нужд Дальневосточной дирекции ОАО «РЖД», материалы дела № 7-11/168 (027/10/18.1-1619/2023),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Хабаровское УФАС России поступила жалоба ООО «Технологии 1520» (далее также – Жалоба, Заявитель) действия заказчика - ОАО «РЖД» при осуществлении закупки путем проведения запроса котировок среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме № 3302/ЗКТЭ-ЦДЗС/23/1 на право заключения договора поставки шин для погрузчиков для нужд Дальневосточной дирекции ОАО «РЖД».

Из жалобы следует, что по результатам проведенного заказчиком - ОАО «РЖД» (далее также – Заказчик) запроса котировок среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме №3302/ЗКТЭ-ЦДЗС/23/1 на право заключения договора поставки шин для погрузчиков для нужд Дальневосточной дирекции ОАО «РЖД» (далее также - запрос котировок №3302/ЗКТЭ-ЦДЗС/23/1), согласно Протоколу заседания Конкурсной комиссии по вопросам закупок Дальневосточной дирекции снабжения 18.10.2023 участник ООО «Технологии 1520» признано победителем по лоту с суммой договора 419 500,00 руб., без НДС. Однако, 30.10.2023 в Единой информационной системе опубликовано уведомление об отказе заказчика от проведения запроса котировок среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме №3302/ЗКТЭ-ЦДЗС/23 на право заключения договора поставки шин для погрузчиков в соответствии с пунктом 481.7 Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО «РЖД», что является незаконным и нарушает права и интересы участников закупки.

Жалоба рассматривается комиссией по правилам статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).

Рассмотрев материалы дела, комиссия пришла к следующему выводу.

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.

Частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений принимает решение о необходимости выдачи предписания.

В силу положений части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО «РЖД», утвержденным решением совета директоров ОАО «РЖД» от 28.06.2018 (протокол № 26) (в редакции с изменениями, утвержденными решением совета директоров ОАО «РЖД» от 01.02.2023 (протокол № 8) (далее - Положение о закупке).

В соответствии с извещением о проведении запроса котировок среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме (далее - Извещение), протоколами, составленными в ходе определения поставщика (исполнителя, подрядчика):

1. Извещение размещено на сайте www.rts-tender.ru ( далее также –  Оператор) -28.09.2023;

2. Начальная (максимальная) цена договора составляет 653 355,32 рублей;

3. Дата окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок                  № 3302/ЗКТЭ-ЦДЗС/23/1 – 05.10.2023;

4. На участие в запросе котировок № 3302/ЗКТЭ-ЦДЗС/23/1 подано 4 заявки участников закупки;

5. Дата подведения итогов запроса котировок № 3302/ЗКТЭ-ЦДЗС/23/1  - 18.10.2023;

6. По результатам рассмотрения заявок, поступивших для участия в запросе котировок № 3302/ЗКТЭ-ЦДЗС/23/1,  победителем признан участник с № 2 с предложением о цене договора в размере 419 500,00 рублей, без учета НДС (503 400,00 рублей с учетом НДС).

В ходе заседания 14.11.2023 Комиссией Хабаровского УФАС России, с целью изучения представленных материалов, срок рассмотрения Жалобы продлен до 23.11.2023.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Из Жалобы следует, что права и законные интересы Заявителя нарушены действиями Заказчика, неправомерно принявшего решение об отмене закупочной процедуры после окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

Представитель Заказчика с доводом Жалобы не согласился и сообщил, что при проведении запроса котировок № 3302/ЗКТЭ-ЦДЗС/23/1 Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положения о закупке и Извещения.

Комиссией Хабаровского УФАС России установлено, что Жалоба содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителей Заказчика, Заявителя, Комиссия Хабаровского УФАС России установила следующее.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются установленными в Законе о закупках принципами, в том числе принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Согласно части 5 статьи 3.2 Закона о закупках заказчик вправе отменить конкурентную закупку по одному и более предмету закупки (лоту) до наступления даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в конкурентной закупке.

Частью 7 статьи 3.2 Закона о закупках предусмотрено, что по истечении срока отмены конкурентной закупки в соответствии с частью 5 статьи 3.2 Закона о закупках и до заключения договора заказчик вправе отменить определение поставщика (исполнителя, подрядчика) только в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы в соответствии с гражданским законодательством.

Пунктом 481.7 Положения о закупке установлено, что Заказчик вправе отменить неконкурентную закупку по одному и более предмету закупки (лоту) в любое время до заключения договора.

Согласно протоколу заседания Конкурсной комиссии по вопросам закупок Дальневосточной дирекции снабжения № 3302/ЗКТЭ-ЦДЗС/23/1  от 18.10.2023 Заказчиком принято решение о признании Заявителя победителем запроса котировок № 3302/ЗКТЭ-ЦДЗС/23/1.

При этом 30.10.2023 Заказчиком на сайте Оператора размещено уведомление об отмене запроса котировок № 3302/ЗКТЭ-ЦДЗС/23/1 на основании пункта 481.7 Положения о закупке.

На заседании Комиссии Хабаровского УФАС России представители Заявителя пояснили, что запрос котировок № 3302/ЗКТЭ-ЦДЗС/23/1  соответствует всем признакам конкурентной закупки, в связи с чем, Заказчиком в нарушение части 5 статьи 3.2 Закона о закупках неправомерно принято решение об отказе от проведения закупочной процедуры после окончания срока подачи заявок, что, по мнению Заявителя, свидетельствует о намеренном уходе Заказчика от заключения договоров с Заявителем по результатам запроса котировок № 3302/ЗКТЭ-ЦДЗС/23/1.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Вместе с тем, пунктом 481.1 Положения о закупке установлено, что Заказчик проводит неконкурентные закупки, сведения о которых не размещаются в единой информационной системе, во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 06.03.2022 № 301 «Об основаниях неразмещения в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд сведений о закупках товаров, работ, услуг, информации о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми заключены договоры» (далее - Постановление № 301).

В соответствии с частью 3 статьи 3 Закона о закупках конкурентной закупкой является закупка, осуществляемая с соблюдением одновременно следующих условий:

1) информация о конкурентной закупке сообщается заказчиком одним из следующих способов:

а) путем размещения в единой информационной системе (далее - ЕИС) извещения об осуществлении конкурентной закупки, доступного неограниченному кругу лиц, с приложением документации о конкурентной закупке;

б) посредством направления приглашений принять участие в закрытой конкурентной закупке в случаях, которые предусмотрены статьей 3.5 Закона о закупках, с приложением документации о конкурентной закупке не менее чем двум лицам, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом такой закупки;

2) обеспечивается конкуренция между участниками конкурентной закупки за право заключить договор с заказчиком на условиях, предлагаемых в заявках на участие в такой закупке, окончательных предложениях участников такой закупки;

3) описание предмета конкурентной закупки осуществляется с соблюдением требований части 6.1 статьи 3 Закона о закупках.

С учетом положений пункта 1 Постановления № 301 заказчики, в отношении которых иностранными государствами введены санкции и меры ограничительного характера, обязаны не размещать в ЕИС сведения о закупках.

Представитель Заказчика на заседании Комиссии Хабаровского УФАС России пояснил, что в связи с тем, что в отношении Заказчика со стороны недружественных государств введены политические или экономические санкции и меры ограничительного характера, у Заказчика в силу Постановления № 301 возникла обязанность по неразмещению сведений о закупках, в том числе сведений в отношении запроса котировок № 3302/ЗКТЭ-ЦДЗС/23/1, в ЕИС.

Таким образом, по мнению Заказчика, запрос котировок № 3302/ЗКТЭ-ЦДЗС/23/1 в силу пункта 481.1 Положения о закупке является неконкурентной процедурой, в связи с чем положения частей 5 статьи 3.2 Закона о закупках в настоящем случае неприменимы.

Комиссия Хабаровского УФАС России отмечает, что Закон о закупках, а также Положение о закупке не являются единственными документами, регламентирующими деятельность заказчиков, в частности, при проведении закупочных процедур также применяются положения Гражданского законодательства Российской Федерации.

Учитывая изложенное, утвержденное Заказчиком Положение о закупке не может и не должно противоречить действующему законодательству, а право заказчиков устанавливать особенности проведения закупочных процедур не освобождает Заказчика от необходимости соблюдения действующего законодательства, а также прав и законных интересов участников закупки.

При этом согласно пункту 1 части 3.1 статьи 3 Закона о закупках конкурентные закупки осуществляются путем проведения торгов (конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс), аукцион (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок), запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений).

Комиссией Хабаровского УФАС России установлено, что в данном случае Заказчиком проводится запрос котировок в электронной форме, то есть закупка, отвечающая критериям конкурентности, установленным в части 3 статьи 3, пункте 1 части 3.1 статьи 3 Закона о закупках.

Также Комиссией Хабаровского УФАС России установлено, что Постановление №301 лишь закрепляет основание для неразмещения сведений о закупке товаров, работ, услуг, информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в ЕИС. Кроме того, Постановление № 301 не указывает на то, что все закупки, проводимые заказчиками, в отношении которых введены санкции, являются неконкурентными.

При этом факт введения в отношении Заказчика санкций и мер ограничительного характера со стороны недружественных государств не подразумевает, что конкурентные по своему содержанию способы закупок становятся неконкурентными.

Вместе с тем, Комиссия Хабаровского УФАС России отмечает, что сведения о запросе котировок № 3302/ЗКТЭ-ЦДЗС/23/1 размещены на сайте Оператора, что соответствует принципу информационной открытости закупки, установленному в пункте 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

Кроме того, в соответствии с подпунктом 8 пунктом 12 Положения о закупке запрос котировок – форма торгов, при которой победителем запроса котировок признается участник закупки, заявка которого соответствует требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок, и содержит наиболее низкую цену договора.

Таким образом, факт неразмещения запроса котировок № 3302/ЗКТЭ-ЦДЗС/23/1 в ЕИС не свидетельствует о неконкурентности проводимой закупки, поскольку Извещение доступно неограниченному кругу лиц, обеспечена конкуренция между участниками, описание предмета закупки осуществлено с соблюдением требований части 6.1 статьи 3 Закона о закупках, в связи с чем на нее распространяются положения части 5 статьи 3.2 Закона о закупках.

Учитывая изложенное, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу, что действия Заказчика, отменившего проведение запроса котировок               № 3302/ЗКТЭ-ЦДЗС/23/1 после окончания срока подачи заявок, противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушают положения части 5 статьи 3.2 Закона о закупках.

При этом в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссией Хабаровского УФАС России принято решение о необходимости выдачи предписания, направленного на устранение выявленного нарушения.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частями 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия Хабаровского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу жалоба ООО «Технологии 1520» на действия заказчика - ОАО «РЖД» (ИНН 7708503727 / КПП 770801001)  при осуществлении закупки путем проведения запроса котировок среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме № 3302/ЗКТЭ-ЦДЗС/23/1 на право заключения договора поставки шин для погрузчиков для нужд Дальневосточной дирекции ОАО «РЖД», размещенной на сайте www.rts-tender.ru), обоснованной.

2. Признать ОАО «РЖД» нарушившим часть 5 статьи 3.2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3. Выдать обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленного нарушения, в соответствии с принятым решением от 23.11.2023 по делу № 7-11/168 (027/10/18.1-1619/2023).

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу с целью решения вопроса о возбуждении административного производства в отношении должностного лица Заказчика.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны