Решение б/н ООО "Альянспродсервис - ДВ", ООО "Первая Бакалейная Компания... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

    РЕШЕНИЕ № 21

 

 

Резолютивная часть решения оглашена 08 ноября 2010 года. Полный текст изготовлен 22 ноября 2010 года. Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в присутствии представителей ООО «Альянспродсервис – ДВ», ООО «Первая Бакалейная Компания – Дальний Восток», ООО «Торговый Дом «Русь-Хабаровск», ИП Акенина, рассмотрев дело № 3-1/160 по признакам нарушения ООО «Альянспродсервис – ДВ», ООО «Первая Бакалейная Компания – Дальний Восток», ООО «Торговый Дом «Русь-Хабаровск», ИП Акениным пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2010 года № 530 соль поваренная пищевая (далее – соль поваренная пищевая, соль) относится к социально значимым продовольственным товарам первой необходимости. Правительство Российской Федерации, согласно пункта 3 протокола селекторного совещания у Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации  В.А.Зубкова от 23.07.2010 № ВЗ-П11-61пр поручило Федеральной антимонопольной службе России обеспечить постоянный мониторинг цен на продукцию и, при необходимости, принятия незамедлительных мер при выявлении нарушений антимонопольного законодательства.

 

В рамках исполнения поручения ФАС России от 30.07.2010 № АЦ/24579 об усилении работы территориальных органов ФАС России по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства на товарных рынках продовольствия по определенным группам социально значимых продовольственных товаров первой необходимости (крупа гречневая – ядрица, соль поваренная пищевая, масло подсолнечное, молоко питьевое, хлеб и булочные изделия из пшеничной муки и пр.), управлением Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее – Хабаровское УФАС России) в период с августа по сентябрь 2010 года проводился мониторинг цен в отношении средне- и мелкооптовых предприятий осуществляющих деятельность на территории оптово-розничных рынков, расположенных в г. Хабаровске, г.Комсомольске-на-Амуре, а также в Хабаровском муниципальном районе, районе имени Лазо, Ульчском районе.

 

В соответствии с п.2 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» оптовая торговля – вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в предпринимательской деятельности (в том числе для перепродажи) или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.

 

Как показал мониторинг цен на продовольственные товары первой необходимости, как правило, на этих рынках сложилась трехзвенная цепь перепродаж. Так основными поставщиками соли поваренной пищевой являются субъекты, производящие поставку из центральной части России. Вторым звеном являются оптовые поставщики, осуществляющие свою деятельность на территории Хабаровского края. Третьим звеном являются как магазины, реализующие в розницу, так и мелкооптовые предприниматели, осуществляющие свою деятельность на рынках г. Хабаровска, г. Комсомольска-на-Амуре и в иных районах Хабаровского края.

       

По результатам обработки информации, поступившей от хозяйствующих субъектов, при наличии достаточных оснований для возбуждения  и рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, предусмотренных статьей 39 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ, управлением Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю 29.09.2010 возбуждено дело № 3-1/160 в отношении ООО «Альянспродсервис – ДВ», ООО «Первая Бакалейная Компания – Дальний Восток», ООО «Торговый Дом «Русь-Хабаровск», ИП Акенина по признакам нарушения части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»). Данное нарушение выразилось в совершении согласованных действий хозяйствующих субъектов на товарном рынке реализации соли поваренной пищевой, путем установления или поддержания цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок.

 

В целях определения продуктовых границ рынка; определения состава хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке; расчета объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке Хабаровским УФАС России проведена работа по анализу рынка соли, из которого следует:  на территории Хабаровского края отсутствуют производители соли поваренной пищевой и вся продукция ввозится на территорию края организациями оптового звена для дальнейшей перепродажи. Поскольку соль не производится на территории Хабаровского края и также отсутствует вывоз соли за пределы территории Хабаровского края, то объем товарной массы в обороте за определенный период времени в продуктовых и географических границах рассматриваемого рынка определен по объему ввоза в Хабаровский край по данным  Росстата.

 

В 2009 году на территорию Хабаровского края поступило 6991,3 тн. соли. Так в соответствии с данными, полученными от хозяйствующих субъектов в 2009 году ООО «Плавмагазин» реализовано 5153,1тн.; ООО «Торговый дом «Русь-Хабаровск» реализовано 2299,0 тн.; ООО «Альянспродсервис-ДВ» - 129,9; ООО «Бакалейная компания» - 47,4 тн. Указанные компании, а также иные средне- и мелкооптовые субъекты, осуществляют деятельность на территории Хабаровского края (в том числе ИП Акенин) по перепродаже соли на оптовом рынке, реализуют соль иным структурам, а также хозяйствующим субъектам, осуществляющим розничную торговлю для конечных потребителей.

 

Товарный рынок реализации соли поваренной пищевой на территории Хабаровского края является высококонцентрированным (обзор рынка от 28.10.2010). Вывод о наличии согласованных действий между участниками рынка является обычно следствием анализа и оценки совокупности косвенных доказательств, которые представляют собой изменение поведения на рынке его участников: в частности увеличение торговых надбавок, цен на товар независимыми друг от друга участниками рынка. Таким образом, в целях установления в действиях хозяйствующих субъектов наличия согласованности Комиссией по рассмотрению дела № 3-1/160 в первую очередь рассмотрены экономические показатели хозяйственной деятельности каждого из хозяйствующих субъектов, а именно ООО «Альянспродсервис – ДВ», ООО «Первая Бакалейная Компания – Дальний Восток», ООО «Торговый Дом «Русь-Хабаровск», ИП Акенина. Объектом исследования и анализа в рассматриваемом деле будет являться поведение на рынке конкурирующих между собой лиц.

 

ООО «Альянспродсервис-ДВ» (далее – Альянспродсервис) является оптовым звеном в правоотношениях по операциям купли-продажи социально значимых продовольственных товаров, а именно соли поваренной пищевой. Так согласно сведениям представленным Альянспродсервис за период с 01.01.2010 по 20.10.2010 поставщиками соли поваренной пищевой являлись ЗАО «ТДС» и ООО «Плавмагазин» (местонахождения: 680011, г. Хабаровск, ул. Тихоокеанская, д.43, оф.32). Объем закупа соли в 2010 году составил: на 25.02.2010 (соль в/с 1 помол фасовка по 1 кг в мешке по 20 кг.) – 3 тонны по 8 рублей 10 копеек за 1 килограмм; на 22.07.2010 (соль экстра «Полесье» фасовка по 1 кг в мешке по 20 кг.) – 66 тонн по 7 рублей 79 копеек за 1 килограмм; 16.08.2010 (соль 1 сорт «Экстра» Биробиджан фасовка в мешках по 25кг.) – 1 тонна по 10 рублей за килограмм. Помимо этого на 01.01.2010 у ООО «Альянспродсервис-ДВ» на складах находилось 43,8 тонн соли экстра «Полесье» фасовка по 1 кг в мешке по 20 кг. по 7 рублей 45 копеек за 1 килограмм. По состоянию на период с 1 января по 1 марта 2010 года оптовая отпускная цена на соль поваренную пищевую экстра «Полесье» фасовка по 1 кг в мешке по 20 кг. составляла 8 рублей 90 копеек (с НДС), при этом величина торговой надбавки в течение двух месяцев не изменялась и составляла 19,46%.

 

В период с 01 марта по 22 июля 2010 года оптовая отпускная цена на соль поваренную пищевую экстра «Полесье» фасовка по 1 кг в мешке по 20 кг. показала динамику и составляла от 8 рублей 90 копеек (с НДС) до 10 рублей 20 копеек (с НДС), при этом величина торговой надбавки в течение более четырех месяцев изменилась и показала существенную динамику от 19,46% до 36,91%.  Наиболее значительная динамика колебания оптовой отпускной цены на соль поваренную пищевую экстра «Полесье» (в том числе и торговой надбавки) ООО «Альянспродсервис-ДВ» наблюдается с 26 июля до середины сентября 2010 года.

 

Из представленных сведений и счетов-фактур ООО «Альянспродсервис-ДВ» следует, что оптовая цена реализации на соль поваренную пищевую экстра «Полесье» в период с 26 июля по 29 июля 2010 года составила 11 рублей 70 копеек, при этом торговая надбавка увеличилась по сравнению с предыдущим периодом с 36,91% до 50,19%. Далее в начале августа 2010 года оптовая отпускная цена на соль поваренную пищевую экстра «Полесье» составила 11 рублей 50 копеек. В период с 5 августа по 18 августа 2010 года у ООО «Альянспродсервис-ДВ» отсутствуют продажи соли поваренной пищевой.

 

С 19 августа 2010 года ООО «Альянспродсервис-ДВ» возобновило реализацию соли поваренной пищевой, однако оптовая отпускная цена возросла до 20 рублей за 1 килограмм. При этом торговая надбавка ООО «Альянспродсервис-ДВ» составила 156,7%. Таким образом, в соответствии с данными представленными ООО «Альянспродсервис-ДВ», Комиссия по рассмотрению дела № 3-1/160 о нарушении антимонопольного законодательства, приходит к выводу, что общество, закупив соль экстра «Полесье» по 7 рублей 45 копеек и 7 рублей 79 копеек за 1 килограмм, реализовало данный товар по цене от 8 рублей 90 копеек до 20 рублей. Торговая надбавка при этом, показав значительную динамику, увеличилась с 19,46% до 156,7%.

 

Динамика торговых надбавок ООО «Альянспродсервис-ДВ» представлена в виде линейного графика: в данном случае восходящий линейный тренд на графике подтверждает движение торговой надбавки вверх, и соответственно цены реализации на соль поваренную пищевую экстра «Полесье». По факту повышения цены реализации соли поваренной пищевой в заседании Комиссии ООО «Альянспродсервис-ДВ» пояснило следующее: 05.08.2010 покупатель привез обратно партию в количестве 2000кг. закупленной соли в связи с тем, что при вскрытии мешков обнаружил брак товара, была нарушена упаковка и соль была мокрая. По факту инвентаризации соли составлен акт на списание 20442кг. бракованной соли на сумму 159243 рублей 18 копеек. В соответствии с решением директора ООО «Альянспродсервис-ДВ» сумма бракованной соли отнесена на себестоимость.

 

Как пояснили представители ООО «Альянспродсервис-ДВ» на заседании Комиссии, бухгалтер общества ошибочно отнесла понесенные убытки на себестоимость данной партии соли, в то время как необходимо было данные убытки распределить на все общество в целом. Так как торговая надбавка рассчитывается автоматически от себестоимости товара, продавая соль в период с 16.08.2010 по 24.08.2010 произошло необоснованное повышение цены реализации на соль поваренную пищевую экстра «Полесье». При обнаружении директором 05.09.2010 факта отсутствия продаж соли поваренной пищевой оптовая отпускная цена снизилась до 15 рублей за 1 килограмм, при этом торговая надбавка составила 92,55%.

 

Комиссией установлено, что 08 сентября 2010 года ООО «Альянспродсервис-ДВ» осуществляло реализацию соли поваренной пищевой по оптовой отпускной цене – 15 рублей 30 копеек за 1 килограмм. При этом величина торговой надбавки снова возросла до 96,41%. С 13 сентября 2010 года произошло снижение оптовой отпускной цены на соль поваренную пищевую экстра «Полесье» в связи со снижением торговой надбавки с 96,41% до 60,46%. Однако в марте 2010 года торговая надбавка ООО «Альянспродсервис-ДВ» на соль поваренную пищевую экстра «Полесье» составляла 19,46%. В данном рассматриваемом деле в период с августа по октябрь 2010 года для ООО «Альянспродсервис-ДВ» была незначительной торговая надбавка в размере 20%, несмотря на то, что торговая надбавка в 20% обеспечивала уровень доходности предприятия в период с января по май 2010 года. Комиссия по рассмотрению дела № 3-1/160 усматривает наиболее значительную динамику колебания оптовой отпускной цены на соль поваренную пищевую экстра «Полесье» (в том числе и торговой надбавки) ООО «Альянспродсервис-ДВ» с 26 июля до середины сентября 2010 года. Таким образом, Комиссия по рассмотрению дела № 3-1/160 приходит к выводу что в период с 26 июля до середины сентября 2010 года произошло повышение торговой надбавки ООО «Альянспродсервис-ДВ» на соль поваренную пищевую экстра «Полесье».

 

ООО «Торговый дом «Русь-Хабаровск» (далее – ООО «ТД «Русь») является оптовым звеном в правоотношениях по операциям купли-продажи социально значимых продовольственных товаров, в том числе соли пищевой поваренной.  Так согласно сведениям представленным ООО «ТД «Русь» за период с 01.01.2010 по 20.10.2010 поставщиками соли поваренной пищевой в адрес ООО «ТД «Русь» являлись ООО «Евросервис Плюс», ООО «Тыретская соль» и ООО «Сибирская соль». Объем закупа соли в 2010 году составил 933 тонны из них: соль экстра «Полесье» по 1 кг. в мешке по 20 кг. – 385 тонн по цене от 7 рублей 73 копейки до 7 рублей 84 копейки за 1 килограмм; соль в/с 1 помол фасовка по 1 кг в мешке по 50 кг. – 20 тонн по цене 6 рублей 31 копейка за 1 килограмм; соль 2 помола по 1 кг. в мешках по 50 кг. – 465 тонн по цене от 4 рублей 74 копейки до 6 рублей 11 копеек за 1 килограмм; соль 1 сорт 2 помол в пакетах по 2,5 кг. в мешках по 50 кг. – 10 тонн по цене 5 рублей 89 копеек за 1 килограмм; соль 1 сорта 2 помола в пакетах по 5 кг. в мешке по 50 кг. – 48 тонн по цене 5 рублей 93 копейки за 1 килограмм и 5 тонн соли экстра «Полесье» йодированной по 1 кг. в мешке по 20кг. по цене 8 рублей 06 копеек за 1 килограмм.

 

По состоянию на период с 1 января по 02 июня 2010 года оптовая отпускная цена на соль поваренную пищевую экстра «Полесье» фасовка по 1 кг в мешке по 20 кг. варьировалась от 8 рублей 50 копеек до 10 рублей, величина торговой надбавки в течение пяти месяцев изменялась от 10% до 35%.  В течение короткого периода с 02 июня по 10 июня 2010 года торговая надбавка на соль поваренную пищевую экстра «Полесье» фасовка по 1 кг в мешке по 20 кг. показала динамику и возросла с 35% до 40,31%, при этом отпускная цена на соль экстра «Полесье» увеличилась с 10 рублей до 11 рублей за 1 килограмм.  В период с 10 июня по 02 августа 2010 года оптовая отпускная цена на соль поваренную пищевую экстра «Полесье» фасовка по 1 кг в мешке по 20 кг. составляла 11 рублей, при этом величина торговой надбавки оставалась на уровне 40,31%.

 

Наиболее значительная динамика колебания оптовой отпускной цены на соль поваренную пищевую экстра «Полесье» (в том числе и торговой надбавки) ООО «ТД «Русь» произошла 04 августа 2010 года и за 10 дней (с 03.08.2010 по 13.08.2010) увеличилась с 40,31% до 104,1% при этом Комиссия констатирует, что цена закупа соли поваренной пищевой оставалась неизменной. Из представленных сведений и счетов-фактур ООО «ТД «Русь» следует, что оптовая цена реализации на соль поваренную пищевую экстра «Полесье» 04 и 05 августа 2010 года составила 13 рублей, при этом торговая надбавка была равна 65,82%. Далее с 06 августа по 10 августа 2010 года цена реализации соли поваренной пищевой составила 15 рублей, при торговой надбавке 91,33%.  На 12 августа 2010 года торговая надбавка ООО «ТД «Русь» на соль поваренную пищевую экстра «Полесье» достигла своего пика и составила 104,1 % при цене реализации 16 рублей.

 

Начиная с 13 августа 2010 года ООО «ТД «Русь» прекратило реализацию соли поваренной пищевой иным сторонним организациям помимо ООО «Первая Бакалейная Компания – Дальний Восток» (далее – ООО «ПБК-ДВ»). Комиссия Хабаровского УФАС России в рамках рассмотрения дела № 3-1/160 выявила признаки группы лиц в отношении ООО «Торговый дом «Русь-Хабаровск» и ООО «Первая Бакалейная Компания – Дальний Восток», в связи с чем проведен детальный анализ всех учредительных документов данных хозяйствующих субъектов. Критерии отнесения хозяйствующих субъектов к определенной группе лиц определены ст. 9 ФЗ «О защите конкуренции». При этом группа лиц рассматривается как совокупность хозяйствующих субъектов, действующих на определенном товарном рынке в едином экономическом интересе и (в силу особых связей: имущественных, родственных, управленческих и иных) способных оказывать ощутимое влияние на соответствующую экономическую деятельность.

 

Согласно проведенному анализу учредительных документов Комиссия по рассмотрению дела № 3-1/160 установила, что Сапожников Юрий Евгеньевич имеет в силу своего участия в ООО «ТД «Русь» и ООО «ПБК-ДВ» 60% общего количества голосов, приходящихся на доли в уставном (складочном) капитале каждого из этих хозяйственных обществ. Сапожников Станислав Юрьевич имеет право распоряжаться 40% доли в УК ООО «ТД «Русь» и ООО «ПБК-ДВ». Таким образом, ООО «ТД «Русь-Хабаровск» и ООО «ПБК-ДВ» являются хозяйствующими субъектами входящими в одну группу лиц. В период с 13 августа по 21 сентября 2010 года ООО «ТД «Русь» реализовывало соль поваренную пищевую экстра «Полесье» ООО «ПБК-ДВ» по цене от 7 рублей 90 копеек до 10 рублей 50 копеек.

 

ООО «Первая Бакалейная Компания – Дальний Восток» (далее – ООО «ПБК-ДВ») как было указано выше, также является оптово-розничным звеном в правоотношениях по операциям купли-продажи социально значимых продовольственных товаров, в том числе соли поваренной пищевой. Согласно сведениям представленным в Комиссию по рассмотрению дела № 3-1/160 о нарушении антимонопольного законодательства ООО «ПБК-ДВ» за период с 01.01.2010 по 20.10.2010 единственным поставщиком соли являлось ООО «Торговый дом «Русь-Хабаровск» (местонахождения: 680006, г.Хабаровск, ул.Республиканская, д.5А) с которым ООО «ПБК-ДВ» являются группой лиц.

 

Объем закупа соли в 2010 году составил 403 тонны из них: соль экстра «Полесье» по 1 кг. в мешке по 20 кг. – 86 тонн по цене от 7 рублей 75 копеек до 10 рублей 50 копеек за 1 килограмм; соль 2 помола по 1 кг. в мешках по 50 кг. – 227,6 тонн по цене от 5 рублей 90 копеек до 6 рублей 90 копеек за 1 килограмм. Комиссией по рассмотрению дела № 3-1/160 установлено, что ООО «ПБК-ДВ» до августа 2010 года не осуществляло реализацию соли поваренной пищевой иным организациям помимо ООО «Пром-Агро-Контракт». ООО «Пром-Агро-Контракт» является хозяйствующим субъектом, состоящим в группе лиц с ООО «ТД «Русь» и ООО «ПБК-ДВ» в соответствии с пунктами 2, 3, 13, 14 статьи 9 ФЗ «О защите конкуренции».

 

В период с 19 марта по 29 марта 2010 года ООО «ПБК-ДВ» реализовывало соль поваренную пищевую экстра «Полесье» ООО «Пром-Агро-Контракт» по цене 8 рублей 03 копейки. С 23 и 24 августа 2010 года оптовая отпускная цена ООО «ПБК-ДВ» на соль поваренную пищевую экстра «Полесье» фасовка по 1 кг в мешке по 20 кг. составляла 16 рублей при этом величина торговой надбавки была равна 102,5%. В период с 14 сентября по 29 сентября 2010 года оптовая отпускная цена на соль поваренную пищевую экстра «Полесье» фасовка по 1 кг в мешке по 20 кг. также показала динамику от 11 рублей до 12 рублей 20 копеек за 1 килограмм, при этом величина торговой надбавки для ООО «ПБК-ДВ» была на уровне от 48,78% до 17%  сторону уменьшения. Поскольку ООО «ТД «Русь» и ООО «ПБК-ДВ» являются группой лиц, следовательно Комиссия рассматривает величину торговых надбавок ООО «ТД «Русь» и ООО «ПБК-ДВ» в совокупности.  Так даже если у ООО «ПБК-ДВ» с 21 сентября 2010 года торговая надбавка на соль поваренную пищевую экстра «Полесье» составила 17%, то у группы лиц (ООО «ТД «Русь» И ООО «ПБК-ДВ») при реализации ООО «ПБК-ДВ» торговая надбавка равна 40,31%.

 

Таким образом, согласно данных, представленных группой лиц (ООО «ТД «Русь» и ООО «ПБК-ДВ»), наиболее значительная динамика колебания оптовой отпускной цены на соль поваренную пищевую экстра «Полесье» (в том числе и торговой надбавки) наблюдается с 04 августа до середины сентября 2010 года, при этом максимальный уровень торговых надбавок пришелся на 23 и 24 августа 2010 года. В данном случае восходящий линейный тренд на графике подтверждает движение торговой надбавки вверх, и соответственно цены реализации на соль поваренную пищевую экстра «Полесье» в сторону увеличения. ИП Акенин  является оптовым звеном в правоотношениях по операциям купли-продажи социально значимых продовольственных товаров, в том числе соли поваренной пищевой.

 

На заседании Комиссии по рассмотрению дела № 3-1/160 установлено, что за период с 01.01.2010 по 20.10.2010 поставщиками ИП Акенина соли поваренной пищевой являлись ООО «Торговый Дом «Русь-Хабаровск»; ООО «Первая Бакалейная Компания – Дальний Восток»; ИП Тесля и ООО «Альянспродсервис-ДВ». Объем закупа соли в 2010 году составил 25 тонн из них: соль экстра «Полесье» по 1 кг. в мешке по 20 кг. – 23 тонны по цене от 8 рублей 80 копеек до 15 рублей за 1 килограмм; соль экстра «Байкалочка» по 1 кг в мешке по 50 кг. – 2 тонны по цене от 10 рублей до 11 рублей за 1 килограмм. По состоянию на период с 1 января по 30 апреля 2010 года оптовая отпускная цена на соль поваренную пищевую экстра «Полесье» фасовка по 1 кг в мешке по 20 кг. варьировалась от 9 рублей до 11 рублей 60 копеек за 1 килограмм, величина торговой надбавки в течение четырех месяцев изменялась от 6% до 33,3%.

 

В период с 01 мая по 31 мая 2010 года ИП Акенин установил торговую надбавку на соль поваренную пищевую экстра «Полесье» в размере 22,22%, данная торговая надбавка в течение месяца оставалась неизменной. На 01 июня 2010 года Комиссией по рассмотрению дела установлен резкое повышение торговой надбавки до 44,44%, при этом оптовая отпускная цена на соль поваренную пищевую экстра «Полесье» изменилась от 11 рублей до 13 рублей за 1 килограмм. В течение короткого периода с 08 июня по 23 июня 2010 года торговая надбавка на соль поваренную пищевую экстра «Полесье» фасовка по 1 кг в мешке по 20 кг. показала динамику и возросла с 44,44% до 55,56%, при этом отпускная цена на соль увеличилась с 13 рублей до 14 рублей за 1 килограмм.

 

В период с 23 июня по 31 июля 2010 года оптовая отпускная цена на соль поваренную пищевую экстра «Полесье» фасовка по 1 кг в мешке по 20 кг. не изменилась по сравнению с предыдущим периодом и составляла также от 13 до 14 рублей за 1 килограмм, при этом торговая надбавка ИП Акенина сократилась до 18,20%, как пояснил ИП Акенин в заседании Комиссии, в связи с увеличением цены закупа соли экстра «Полесье». Наиболее значительная динамика колебания оптовой отпускной цены на соль поваренную пищевую экстра «Полесье» (в том числе и торговой надбавки) происходила в августе 2010 года. Так 03 августа 2010 года торговая надбавка на соль поваренную пищевую экстра «Полесье» составила 34,55%.

 

С 09 августа по 16 августа 2010 года оптовая отпускная цена на соль поваренную пищевую экстра «Полесье» увеличилась с 20 рублей до 23 рублей за килограмм. 18 августа 2010 года оптовая отпускная цена на соль поваренную пищевую экстра «Полесье» достигла своего максимального уровня и была равна 25 рублей за 1 килограмм. Отпускная цена держалась на уровне 25 рублей за 1 килограмм до 07 сентября 2010 года, при этом торговая надбавка составила 66,67%. После 07 сентября 2010 года произошло снижение оптовой отпускной цены на соль поваренную пищевую экстра «Полесье» до 21 – 13 рублей за 1 килограмм.  В течение периода с 10 сентября по 20 октября 2010 года оптовая отпускная цена на соль экстра «Полесье» была установлена ИП Акениным  дифференцировано. Так например, на 15 сентября 2010 года ИП Акенин  производил реализацию соли экстра «Полесье» по 15 рублей, по 17 рублей, по 18 рублей и по 21 рублю за 1 килограмм, а торговая надбавка в свою очередь варьировалась от 25% до 75%.

 

Таким образом, Комиссия по рассмотрению дела № 3-1/160 приходит к выводу что в период с 03 августа до середины сентября 2010 года произошло повышение торговой надбавки ИП Акениным на соль поваренную пищевую экстра «Полесье». В данном случае восходящий линейный тренд на графике подтверждает движение торговой надбавки вверх, и соответственно цены реализации на соль поваренную пищевую экстра «Полесье» в сторону увеличения.

 

Таким образом, Комиссия по рассмотрению дела № 3-1/160 приходит к выводу, что в период с начала августа до середины сентября 2010 года ООО «Альянспродсервис-ДВ», ООО «Первая Бакалейная Компания – Дальний Восток», ООО «Торговый Дом «Русь Хабаровск» и ИП Акенин  допустили относительно синхронное повышение торговых надбавок при реализации соли поваренной пищевой экстра «Полесье» при отсутствии на то объективных причин. Комиссией в рамках рассмотрения дела № 3-1/160 установлено, что хозяйствующие субъекты в период с начала августа до середины сентября 2010 года поддерживали путем повышения торговые надбавки и в период с середины сентября 2010 года хозяйствующими субъектами не предпринимались действия по снижению торговых надбавок.

В частности, если предприниматель оставляет статичной свою торговую надбавку при увеличении стоимости закупа товара, данный предприниматель получит больше выручки в суммарном выражении. Следовательно, статичная торговая надбавка на соль поваренную пищевую экстра «Полесье» не привела бы ни одного из хозяйствующих субъектов к убыточности, а напротив увеличила выручку каждого из них.  Таким образом, значительное синхронное увеличение торговой надбавки при реализации соли поваренной пищевой экстра «Полесье» проведено хозяйствующими субъектами необоснованно, учитывая, что объективных причин для повышения торговых надбавок не существовало.

 

В соответствии со ст.8 ФЗ «О защите конкуренции» для признания действий хозяйствующих субъектов согласованными, необходимо чтобы эти действия, удовлетворяли в совокупности следующие условия:

1) результат таких действий соответствует интересам каждого из указанных хозяйствующих субъектов только при условии, что их действия заранее известны каждому из них.

 

Причина, по которой хозяйствующие субъекты (ООО «Альянспродсервис-ДВ», ООО «Первая Бакалейная Компания – Дальний Восток», ООО «Торговый Дом «Русь Хабаровск», ИП Акенина ) не заинтересованы в конкуренции и в самостоятельных, независимых действиях это наличие у них какого-либо общего интереса экономического характера. Доказательством общего интереса экономического характера может служить получение наибольшей выручки при реализации соли поваренной пищевой.

 

Результат согласованных действий соответствовал интересам каждого из субъектов, поскольку каждый из хозяйствующих субъектов получил больше выручки в суммарном выражении с каждого реализованного килограмма соли поваренной пищевой. Анализ изменения величины торговой надбавки, приведенный в данном решении позволяет сделать вывод о достижении цели (в части получения дополнительных денежных средств, обеспечение прибыльности) каждым из хозяйствующих субъектов, совершавших действия по установлению торговых надбавок при реализации соли поваренной пищевой. Условие п.1 ч.1 ст.8 ФЗ «О защите конкуренции» о том, что действия субъектов должны быть заранее известны каждому из них также соблюдается.

 

Комиссия изучив рынок реализации соли поваренной пищевой, приходит к выводу, что деятельность хозяйствующих субъектов, рассматриваемых в данном деле в качестве ответчиков, ориентирована на конкурентов, что также подтверждается пояснениями представителей хозяйствующих субъектов. Каждый из перечисленных хозяйствующих субъектов в заседании Комиссии по рассмотрению дела № 3-1/160 пояснил, что торговая надбавка устанавливается в зависимости от ценовой политики конкурентов и потребительского спроса.

 

Так например, представители группы лиц (ООО «Первая Бакалейная Компания – Дальний Восток» и ООО «Торговый Дом «Русь Хабаровск») пояснили, что компании проводят мониторинг цен на рынке реализации соли поваренной пищевой и устанавливают цены не ниже рыночной цены, так как более высокая цена относительно иных конкурентов приведет к снижению величины спроса.

Известность каждому из хозяйствующих субъектов, рассматриваемого дела установлена также в соответствии с пояснениями ООО «Альянспродсервис-ДВ», ООО «Первая Бакалейная Компания – Дальний Восток», ООО «Торговый Дом «Русь Хабаровск» и ИП Акенина

 

2) действия каждого из указанных хозяйствующих субъектов вызваны действиями иных хозяйствующих субъектов и не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке

 

Действия каждого из хозяйствующих субъектов, являющихся ответчиками по делу № 3-1/160 обусловлены действиями друг друга, поскольку каждый из хозяйствующих субъектов, как было установлено на Комиссии, исследует и анализирует рынок реализации соли поваренной пищевой, а именно цены реализации соли каждого из конкурентов.

 

Комиссией определено, что более высокая цена одного из участников по сравнению с иными потенциальными конкурентами приведет к снижению величины спроса на товар этого хозяйствующего субъекта, то есть каждый из хозяйствующих субъектов должен обладать информацией о том, какая цена на соль поваренную пищевую установлена конкурентом. В ходе рассмотрения дела Комиссией установлено, что каждый из участников согласованных действий изучал уровень цен на рынке реализации соли поваренной у своих потенциальных конкурентов.

 

Таким образом, согласованность действий будет иметь смысл для каждого хозяйствующего субъекта только в качестве модели группового поведения, когда достижение цели каждого хозяйствующего субъекта возможно лишь в результате сложного ролевого поведения всех действующих согласованно хозяйствующих субъектов. Действия группы лиц (ООО «Первая Бакалейная Компания – Дальний Восток» и ООО «Торговый Дом «Русь Хабаровск») вызваны действиями ООО «Альянспродсервис-ДВ» и ИП Акенина, также как и действия ООО «Альянспродсервис-ДВ» вызваны действиями группы лиц и действиями ИП Акенина , поскольку объективные причины для повышения торговых надбавок и как следствие цен при реализации соли поваренной пищевой отсутствовали, что подтверждается исследованием, проведенным в рамках рассмотрения дела № 3-1/160, а именно исследованием рынка реализации соли поваренной пищевой, стоимости закупа соли и издержек каждого хозяйствующего субъекта.

 

Помимо вышеизложенного Хабаровское УФАС России направило запросы в Комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края, а также в Министерство экономического развития и внешних связей Хабаровского края, с целью дополнительного объективного исследования.

 

Хабаровское УФАС России направило в адрес Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края документы и сведения, рассматриваемых хозяйствующих субъектов на основе которых просило разъяснить усматриваются ли из представленных сведений и документов бухгалтерской отчетности основания для повышения торговых надбавок при реализации соли пищевой поваренной в период с августа по сентябрь 2010 года.

 

Письмом от 03.11.2010 № 4-1-3/4347 Комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края указал, что оснований для роста торговых надбавок при реализации соли поваренной пищевой Комитетом не усматривается. Министерство экономического развития и внешних связей Хабаровского края Хабаровское УФАС России просило разъяснить имелись ли обстоятельства, которые в равной мере могли повлиять на всех хозяйствующих субъектов и привести к росту цен на товар – соль поваренная пищевая на товарном рынке реализации соли поваренной пищевой в период с августа по сентябрь 2010 года.  Министерство экономического развития и внешних связей Хабаровского края письмом от 03.11.2010 № 09.1-1193 пояснило, что обстоятельств, которые в период с августа по сентябрь 2010 года в равной мере могли повлиять на всех хозяйствующих субъектов на товарном рынке реализации соли и привести к росту цен на товар – соль поваренная пищевая, а также привести к росту торговой надбавки на указанный товар не существовало.

 

В период с 01.01.2010 по 31.10.2010 не наблюдалось изменение цен на сырье, используемое для производства товара, не наблюдалось изменение цен на соль поваренную пищевую на мировых товарных рынках, отсутствовало существенное изменение спроса на товар в течение года, а также отсутствовали иные обстоятельства в равной мере влияющие на всех хозяйствующих субъектов. Таким образом, Комиссия пришла к выводу, что действия каждого из хозяйствующих субъектов, являющихся ответчиками по делу № 3-1/160, вызваны действиями каждого из них и не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на товарном рынке реализации соли поваренной пищевой.

 

Исходя из проведенного анализа, Комиссия по рассмотрению дела № 3-1/160 пришла к выводу о наличии согласованности действий между участниками рынка реализации соли поваренной пищевой, которая заместила собой конкурентную борьбу с целью установления надбавок при реализации соли поваренной пищевой и максимизации выручки каждого из участников. Помимо вышеизложенного Комиссия констатирует что, даже учитывая падение величины торговой надбавки, начиная с середины сентября 2010 года хозяйствующие субъекты не обеспечили уровня торговых надбавок, существовавших на начало 2010 года, то есть до периода, когда согласованных действий данных хозяйствующих субъектов не существовало. Таким образом, если предположить, что повышение торговых надбавок каждым хозяйствующим субъектом в отдельности было обусловлено сезонным повышением спроса, то адекватного снижения торговых надбавок по окончанию сезонного периода при снижении величины спроса не произошло, что в свою очередь отразилось на социальной сфере, а именно на потребителях социально значимых продовольственных товаров первой необходимости.

 

Согласно п.1 ч.1 ст. 11 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок. Таким образом, в действиях ООО «Альянспродсервис-ДВ», ООО «Первая Бакалейная Компания – Дальний Восток», ООО «Торговый Дом «Русь Хабаровск», ИП Акенина  по установлению торговых надбавок при реализации соли поваренной пищевой в период с августа до середины сентября 2010 года усматривается нарушение п.1 ч.1 ст.11 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ, а именно совершение согласованных действий.

 

Доход, полученный ООО «Альянспродсервис-ДВ», ООО «Первая Бакалейная Компания – Дальний Восток», ООО «Торговый Дом «Русь Хабаровск», ИП Акениным в результате осуществления согласованных действий не представляется возможным определить, в связи с тем, что издержки каждого хозяйствующего субъекта определяются в целом по организации и не подразделяются по видам товаров, а именно по соли поваренной пищевой. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 1, статьей 22 Федерального закона «О защите конкуренции» № 135-ФЗ, в целях предупреждения монополистической деятельности Комиссия считает целесообразным выдать ООО «Альянспродсервис-ДВ», ООО «Первая Бакалейная Компания – Дальний Восток», ООО «Торговый Дом «Русь Хабаровск», ИП Акенину  предписание о недопущении действий, которые могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства. Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2007 г. №  135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать в действиях ООО «Альянспродсервис-ДВ», ООО «Торговый Дом «Русь Хабаровск» и ООО «Первая Бакалейная Компания – Дальний Восток» (в составе группы лиц), ИП Акенина  нарушение п.1 ч.1 ст.11 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ в части осуществления согласованных действий на товарном рынке реализации соли поваренной пищевой путем установления надбавок при реализации соли поваренной пищевой.

2. Выдать ООО «Альянспродсервис-ДВ», ООО «Первая Бакалейная Компания – Дальний Восток», ООО «Торговый Дом «Русь Хабаровск», ИП Акенину  предписание о недопущении действий, которые могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 13

 

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего Решения № 21 от 22.11.2010 по делу № 3-1/160 о нарушении ООО «Альянспродсервис – ДВ», ООО «Первая Бакалейная Компания – Дальний Восток», ООО «Торговый Дом «Русь-Хабаровск», ИП Акениным пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. В целях устранения и предотвращения нарушений антимонопольного законодательства ООО «Альянспродсервис-ДВ», ООО «Первая Бакалейная Компания – Дальний Восток», ООО «Торговый Дом «Русь Хабаровск», ИП Акенину,  начиная со дня получения настоящего предписания не допускать действий, которые могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства, а именно пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона «О защите конкуренции» № 135-ФЗ.

2. С целью исполнения пункта 1 настоящего предписания ООО «Альянспродсервис-ДВ», ООО «Первая Бакалейная Компания – Дальний Восток», ООО «Торговый Дом «Русь Хабаровск», ИП Акенину:

2.1. При  осуществлении предпринимательской деятельности, связанной с реализацией соли поваренной пищевой не допускать осуществления согласованных действий, запрещенных частью 1 статьи 11 Федерального закона «О защите конкуренции» № 135-ФЗ и вести самостоятельную хозяйственную деятельность.

2.2. Ежеквартально в течение 2011 года предоставлять в управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю заверенные подписью руководителя и скрепленные печатью документы и информацию о ценах закупа и ценах реализации соли поваренной пищевой.

3. Об исполнении настоящего предписания (за исключением пункта 2.2. настоящего предписания) сообщить управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю в срок до 29 декабря 2010 года.

4. Об исполнении пункта 2.2. настоящего предписания сообщать в управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (с приложением подтверждающих документов) в следующие сроки:

- за I квартал 2011 года в срок до 10 апреля 2011 года;

- за II квартал 2011 года в срок до 10 июля 2011 года;

- за III квартал 2011 года в срок до 10 октября 2011 года;

- за IV квартал 2011 года в срок до 10 января 2011 года.

 

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны