Решение №55 Решение № 55 и предписание № 17 в отношении закупочной комис... от 26 июня 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ №55

18 июня 2015 года                                                                                  г. Хабаровск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю в составе председательствующего <…>.– заместитель руководителя Хабаровского УФАС России, начальник отдела контроля органов власти, членов Комиссии: <…>. – главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти Хабаровского УФАС России, <…>. – ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти Хабаровского УФАС России,

в присутствии представителей:

- ОАО «Сбербанк России», Дальневосточный банк ОАО «Сбербанк России» - <…>по доверенности,

- ИП <…>– <…>по доверенности,

рассмотрев жалобу ИП <…>на действия ОАО «Сбербанк России», закупочной комиссии общества при проведении открытого запроса котировок в электронной форме по выбору организации на предоставление услуг по техническому обслуживанию, ремонту  служебного и специального автотранспорта, а также  по поставке запасных частей для автотранспорта Приморского отделения № 8635 на 2015 год по лоту № 1, материалы дела 8-01/161,             

                                                 УСТАНОВИЛА:                            

В Хабаровское УФАС России поступила жалоба ИП <…> на действия ОАО «Сбербанк России», закупочной комиссии  общества при проведении открытого запроса котировок в электронной форме по выбору организации на предоставление услуг по техническому обслуживанию, ремонту  служебного и специального автотранспорта, а также  по поставке запасных частей для автотранспорта Приморского отделения № 8635 на 2015 год по лоту №1 (извещение №31502328011), в связи с необоснованным отклонением его заявки.

В заседании Комиссии представитель предпринимателя пояснила, что в заявке представлены все документы, предусмотренные закупочной документацией, решение комиссии об отклонении заявки неосновательно, в протоколе подведения итогов отсутствует обоснование принятого решения, в документации не раскрыт порядок оценки заявок, отсутствуют критерии оценки.

Заказчик в представленном отзыве и его представитель в заседании Комиссии доводы жалобы отклонили, так как допуск заявок к участию в закупке проводился в соответствии с требованиями закупочной документации, согласно которым  заявка должна содержать сертификат на уборочно-моечные работы, регулировку углов установки управляемых колес, электротехнические работы на автомобиле. Предпринимателем представлен сертификат в котором данные работы не поименованы.

Жалоба рассматривается Комиссией по правилам статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

        Комиссия, рассмотрев материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, пришла к следующим выводам.

Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц установлены Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон № 223-ФЗ).

В соответствии с частями 1, 2 статьи 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закон № 223-ФЗ не определяет порядок закупки товаров, работ, услуг, а устанавливает обязанность заказчиков разработать и утвердить положение о закупках - документ, регламентирующий закупочную деятельность заказчика и содержащий требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения, а также порядок заключения и исполнения договоров, в связи с чем заказчик вправе самостоятельно установить в положении о закупке способы закупок, порядок и условия их применения.

При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: 1) информационная открытость закупки; 2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; 3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; 4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки (часть 1 статьи 3 Закона №223-ФЗ).

Участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке (часть 5 статьи 3 Закона №223-ФЗ).

Частью 5 статьи 4 Закона № 223-ФЗ установлено, что при закупке в единой информационной системе размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация.

До ввода в эксплуатацию единой информационной системы информация и документы размещаются на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (часть 10 статьи 8 Закона № 223-ФЗ).

Пунктами 2,3,9 части 10 статьи 4 Закона №223-ФЗ установлено, что непосредственно в закупочной документации заказчиком указываются требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке; требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

05.05.2015 ОАО «Сбербанк России»  на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение  №3150238011 о проведении открытого запроса котировок в электронной форме по выбору организации на предоставление услуг по техническому обслуживанию, ремонту  служебного и специального автотранспорта, а также  по поставке запасных частей для автотранспорта Приморского отделения № 8635  на 2015 год по лотам №№ 1- 7, закупочная документация. Начальная (максимальная) цена 4 990 000,0 руб. Даты начала и окончания подачи заявок  с 06.05.2015 до 12.05.2015. Проведение запроса котировок назначено на 13.05.2015, подведение итогов на 21.05.2015.

Согласно протоколу от 28.05.2015 №30 на участие в запросе котировок поданы  заявки ИП <…>., ИП <…>., ИП <…>., ООО «Оригинальные запчасти-1», ООО «ТехПрогрессСервис», ИП <…>,ООО «Заря», ИП <…>. Заявки ИП <…>, ИП <…>., признаны не соответствующими требованиям закупочной документации, победителем закупки признан ИП <…> с предложенной стоимостью 1700 000,0 руб. По лотам №№ 2,3,4,5,6,7 закупка признана несостоявшейся.

Обоснование принятого комиссией решения об отклонении заявки предпринимателя в протоколе отсутствует, что нарушает пункт 1 части 1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ.

Из представленных заказчиком пояснений следует, что заявка ИП <…> отклонена на основании пункта 5.4 Приложения №2 к документации, в связи с несоответствием абзацам 3,4 пп. 2.1, не сертифицированы: уборочно-моечные работы, регулировка углов установки управляемых колес, электротехнические работы на автомобиле. По иным основаниям заявка не отклонялась.

В соответствии  с подпунктом 2.1. пункта 2  закупочной документации  участник должен иметь лицензии или свидетельства о допуске к поставке товаров, производству работ и оказанию услуг, подлежащих лицензированию (регулированию) в соответствии с законодательством Российской Федерации и являющихся предметом заключаемого договора; необходимые сертификаты на продукцию, являющуюся предметом заключаемого договора, в соответствии с законодательством Российской Федерации, наличие профессиональной компетентности, финансовых и трудовых (кадровых) ресурсов, оборудования и других материальных возможностей, опыта, необходимого для исполнения договора на поставку продукции.

Согласно приложению №2 (группа №3) закупочной документации резиденту физическому лицу, в том числе индивидуальному предпринимателю, необходимо представить свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя,  свидетельство о внесении в ЕГРИП записи об индивидуальном предпринимателе, зарегистрированном до 01.01.2004, или иной документ, подтверждающий право на занятие частной практикой или иным видом предпринимательской деятельности,  и/или  документ, подтверждающий право на осуществление деятельности, если законодательство предусматривает осуществление соответствующего вида деятельности на основании  такого документа (лицензия, разрешение, свидетельство об аккредитации и др.).

Из указанного следует, что лицензии, свидетельства предоставляются в заявке в том случае, если поставка товара, выполнение работ, оказание услуг осуществляются в соответствии с законодательством при наличии специального разрешения.

В нарушение пункта 1 части 1 статьи 3, пункта 9 части 10 статьи 4 Закона №223-ФЗ заказчиком в документации не конкретизированы документы, которые необходимо представить участнику в целях подтверждения соответствия установленным требованиям и условиям допуска к участию в закупке (конкретная лицензия, сертификат). Информация о том, в отношении каких работ, товаров либо услуг необходимо представить лицензию (сертификат) в документации также отсутствует.

Основаниями отклонения заявки являются: несоответствие участника требованиям запроса котировок; неудовлетворительное финансовое состояние участника, влекущее за собой риски, невыполнения обязательств по договору (подпункт 5.4 пункта 5 Приложения №2 к закупочной документации).

В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 27.12.2002 №184-ФЗ «О техническом регулировании» подтверждение соответствия осуществляется в целях: удостоверения соответствия продукции, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работ, услуг или иных объектов техническим регламентам, стандартам, сводам правил, условиям договоров.

Подтверждение соответствия на территории Российской Федерации может носить добровольный или обязательный характер. Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации. Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах: принятия декларации о соответствии; обязательной сертификации.

Добровольное подтверждение соответствия осуществляется по инициативе заявителя на условиях договора между заявителем и органом по сертификации. Добровольное подтверждение соответствия может осуществляться для установления соответствия национальным стандартам, предварительным национальным стандартам, стандартам организаций, сводам правил, системам добровольной сертификации, условиям договоров (статья 21).

Согласно статье 23 указанного закона обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом, и исключительно на соответствие требованиям технического регламента. Объектом обязательного подтверждения соответствия может быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации.

Поскольку уборочно-моечные работы, регулировка углов установки управляемых колес, электротехнические работы на автомобиле в силу приведенных положений не подлежат обязательной сертификации, соответственно, необходимость предоставления в составе заявки сертификата на эти работы отсутствует.

Частью 6 статьи 3 Закона №223-ФЗ не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В отсутствие в документации требования об обязательном предоставлении конкретной лицензии (сертификата) на осуществление предусмотренных предметом закупки работ, сертификата на соответствующие работы,  решение комиссии об отклонении заявки предпринимателя по мотиву непредставления лицензии (сертификата) неосновательно.

Из  понятийного аппарата Положения  о закупках ОАО «Сбербанк России», утвержденного постановлением наблюдательного совета ОАО «Сбербанк России от 05.12.2011 №1135 §6а следует, что под запросом котировок понимается конкурентный способ закупки, не являющийся торгами, при котором банком запрашиваются цены одновременно у нескольких поставщиков на стандартную продукцию на определенных условиях поставки в соответствии с установленными банком требованиями, победителем признается участник, предложивший наиболее низкую цену (пункт 2.1.4 Положения).

В соответствии с подпунктом 5.3 пункта 5 закупочной документации победителем запроса котировок признается участник, подавший лучшее ценовое предложение по предмету запроса котировок при условии соответствия котировочной заявки требованиям, изложенным в запросе котировок. Применение иных критериев оценки при проведении запроса котировок Положением и документацией не предусмотрено, в связи с чем доводы жалобы об отсутствии в документации критериев оценки и порядка оценки заявки необоснованны.

        В соответствии с частью 17 статьи 18.1  Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

        По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона (часть 20 статьи 18.1).

На основании изложенного, руководствуясь статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

                                                   РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ИП <…>на действия ОАО «Сбербанк России» при проведении открытого запроса котировок в электронной форме по выбору организации на предоставление услуг по техническому обслуживанию, ремонту  служебного и специального автотранспорта, а также  по поставке запасных частей для автотранспорта Приморского отделения № 8635 на 2015 год по лоту № 1 (извещение №31502328011), в части отсутствия в закупочной документации критериев оценки, порядка оценки и сопоставления заявок необоснованной.

2. Признать действия ОАО «Сбербанк России» при проведении указанного запроса котировок, в части неустанволения в документации информации о конкретных документах (лицензиях, сертификатах), которые необходимо представить в составе заявки, в целях подтверждения соответствия участника закупки, выполняемых работ установленным требованиям, нарушающими пункт 1 части 1 статьи 3, пункт 9 части 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ.

3. Признать жалобу ИП <…> на действия закупочной комиссии ОАО «Сбербанк России» при проведении указанного запроса котировок обоснованной.

4. Признать действия закупочной комиссии ОАО «Сбербанк России» при проведении указанного запроса котировок, в части предъявления к участнику закупки требования, не предусмотренного закупочной документацией, неуказания в протоколе от 28.05.2015 №30 оснований отклонения заявок претендентов на участие в закупке, нарушающими пункт 2 части 1,  часть 6 статьи 3 Закона №223-ФЗ.

5. Выдать ОАО «Сбербанк России», закупочной комиссии общества предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения закупки.

6. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Хабаровского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 17

18 июня 2015 года                                                                              г. Хабаровск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю в составе председательствующего <…> – заместителя руководителя Хабаровского УФАС России – начальника отдела контроля органов власти, членов Комиссии: <…>– главный специалист- эксперт отдела контроля органов власти Хабаровского УФАС России, <…>– ведущий специалист - эксперт отдела контроля органов власти Хабаровского УФАС России, на основании своего решения от 18.06.2015 № 55 по делу № 8-01/161, руководствуясь статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

ОАО «Сбербанк России», закупочной комиссии общества  в срок до 01.07.2015 совершить действия, направленные на устранение нарушений пунктов 1,2 части 1, части 6 статьи 3, пункта 9 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», допущенных при проведении открытого запроса котировок в электронной форме по выбору организации на предоставление услуг по техническому обслуживанию, ремонту служебного и специального автотранспорта, а также  по поставке запасных частей для автотранспорта Приморского отделения № 8635   на 2015 год по лоту № 1 (извещение №31502328011), с целью чего:

- отменить протокол  от 28.05.2015 №30 подведения итогов открытого запроса котировок по лоту № 1,

- повторно провести процедуру рассмотрения заявок на участие в запросе котировок по лоту № 1, с учетом замечаний, изложенных в решении комиссии Хабаровского УФАС России от 18.06.2015 № 55,

- информацию об отмене указанного протокола, о результатах повторного рассмотрения заявок разместить на официальном сайте закупок в установленные Законом №223-ФЗ сроки,

- исключить случаи неуказания в закупочной документации информации о конкретных документах (лицензиях, сертификатах), которые необходимо представить в составе заявки, в целях подтверждения соответствия участника закупки, выполненяемых работ установленным требованиям, предъявления к участнику закупки требований, не предусмотренных закупочной документацией, неуказания в протоколах  оснований отклонения заявок претендентов на участие в закупке,

- провести соответствующую разъяснительную работу с должностными лицами, ответственными за проведение закупок товаров, работ, услуг в рамках Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Об исполнении настоящего предписания необходимо сообщить в Хабаровское УФАС России не позднее пяти дней с даты его выполнения (с приложением подтверждающих документов).

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны