Решение б/н Решение по жалобе ЧОУ ДПО «Спутник» на действия АО «Дальнево... от 14 мая 2020 г.
Текст документа
Сохранить как PDFКомиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю в составе председательствующей– заместитель руководителя управления Хабаровского УФАС России, членов комиссии: – главного специалиста – эксперта отдела контроля органов власти Хабаровского УФАС России, – ведущего специалиста – эксперта отдела контроля органов власти Хабаровского УФАС России,
в присутствии представителей:
- ЧОУ ДПО «Спутник» - по доверенности от 02.03.2020 № 3;
- АО «ДГК» –по доверенности от 30.01.2018 № 51/45; по доверенности от 17.01.2019 № 51/16,
рассмотрев жалобу ЧОУ ДПО «Спутник» на действия АО «Дальневосточная генерирующая компания» при проведении запроса предложений в электронной форме на обучение по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации в области промышленной безопасности (извещение № 32008999496), материалы дела № 8-01/151 (027/01/18.1 - 608/2020),
УСТАНОВИЛА:
В Хабаровское УФАС поступила жалоба ЧОУ ДПО «Спутник» на действия закупочной комиссии АО «Дальневосточная генерирующая компания» при проведении запроса предложений в электронной форме на обучение по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации в области промышленной безопасности (извещение № 32008999496).
Из жалобы общества следует, что заявка ЧОУ ДПО «Спутник» необоснованно отклонена закупочной комиссией, поскольку соответствует техническим требованиям заказчика.
В заседании комиссии представители АО «ДГК» с доводом жалобы не согласились по основаниям, изложенным в письме виде от 13.05.2020 № 82.1/8027 представленное заявителем в составе заявки на участие в закупочной процедуре техническое предложение оформлено не в соответствии с требованиями документации о закупке. Пояснив, что заявителем представлены в составе заявки договоры аренды помещений (на которые ссылается заявитель в качестве подтверждения своего соответствия требованиям документации о закупке) с истекшим сроком аренды в 2018-2019 гг. Так, по договору аренды помещения от 12.04.2018 № 02-5-21 срок аренды истек 31.03.2019, по договору аренды от 12.02.2018 № 02-5-09 – срок аренды истек 31.01.2019 года, по договору аренды от 06.04.2018 № 02-5-26 срок аренды истек 28.02.2019; по договору аренды от 07.12.2017 № 02-5-25 срок аренды истек 30.11.2018 года. Также заявителем в составе заявки представлен лицензионный договор аренды СДО СПУТНИК №005\04\16-П от 13 апреля 2016 года (файл №17 договоры аренды на помещения и СДО). Согласно спецификации (приложение №2) к указанному договору срок, на который право использования программы предоставлялось, составляет 3 года. Учитывая дату заключения лицензионного договора, срок, на который право использования программы предоставлялось, истек. Документов, свидетельствующем об обратном, в составе заявки заявителем не представлено. В связи с чем, заявка заявителя обоснованно отклонена закупочной комиссией от дальнейшего рассмотрения на основании пп. а п.4.9.6. документации о закупке.
Жалоба рассматривается по правилам статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 №135–ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).
В соответствии с Указом Президента «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней» от 25.03.2020г. № 206, а также в связи с необходимостью принятия мер по нераспространению новой коронавирусной инфекции, рассмотрение дела № 8-01/151 (027/01/18.1 - 608/2020) проведено в дистанционном режиме посредством ВКС.
Комиссия Хабаровского УФАС, заслушав лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, рассмотрев материалы дела, пришла к следующим выводам.
Статьей 18.1. Закона о защите конкуренции установлен порядок обжалования действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.
Действия (бездействия) могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов (часть 2 статьи 18.1. Закона о защите конкуренции).
По правилам указанной статьи проверке подлежит соблюдение установленного законодательством и иными нормативно-правовыми актами процедуры организации и проведения торгов, иной закупки, процедуры заключения договоров по результатам торгов, закупок (часть 2 статьи 18.1. Закона о защите конкуренции).
Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц установлены Законом о закупках.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
- информационная открытость закупки (пункт 1 часть 1 статьи 3 Закона о закупках);
-равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (пункт 2 часть 1 статьи 3 Закона о закупках);
- целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика (пункт 3 часть 1 статьи 3 Закона о закупках);
- отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки (пункт 4 часть 1 статьи 3 Закона о закупках).
Участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке (часть 5 статьи 3 Закона о закупках).
Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
В силу части 5 статьи 4 Закона о закупках в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная документация, размещение которой в ЕИС предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
Закон о закупках не определяет порядок закупки товаров, работ, услуг, а устанавливает обязанность заказчиков разработать и утвердить положение о закупках - документ, регламентирующий закупочную деятельность заказчика и содержащий требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения, а также порядок заключения и исполнения договоров, в связи, с чем заказчик вправе самостоятельно установить в положении о закупке способы закупок, порядок и условия их применения (часть 2 статьи 2 Закона о закупках).
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (часть 2 статья 2 Закона о закупках).
Из части 10 статьи 4 Закона о закупках следует, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара (пункт 1), требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке (пункт 2); требования к участникам такой закупки (пункт 9); критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке (пункт 13); порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке (пункт 14).
Таким образом, именно заказчик наделен правом устанавливать требования к закупаемым товарам, работам, услугам.
Закупка проводится в соответствии с Законом о закупках, Единым положением о закупке продукции для нужд Группы РусГидро, утвержденное протколом Совета директоров от 04.12.2019 № 300 (далее – Положение о закупке), размещенным на официальном сайте в ЕИС www.zakupki.gov.ru.
Пунктом 6.3 Положения о закупке к участникам закупок установлены единые требования.
Согласно пункту 6.3.3 Положения о закупке участник должен подготовить заявку по форме, установленной в документации о закупке. Из текста заявки должно следовать, что ее подача является принятием (акцептом – в случае проведения торгов) всех условий заказчика (организатора закупки), в том числе согласием исполнять обязанности участника.
В соответствии с пунктом 6.3.4 Положения о закупке заказчик определяет требования к участникам в извещении и (или) документации о закупке в соответствии с настоящим Положением. Не допускается предъявлять к участникам требования, которые не указаны в извещении и (или) документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам.
Пунктом 6.3.7 Положения о закупке иные требования устанавливаются извещением и (или) документацией о закупке. Требования к участникам не должны накладывать на конкурентную борьбу излишние (необоснованные) ограничения, в том числе ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам.
18.03.2020 на официальном сайте в ЕИС www.zakupki.gov.ru АО «ДГК» размещено извещение № 32008999496 о проведении запроса предложений в электронной форме на обучение по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации в области промышленной безопасности, закупочная документация, методика проверки надежности (деловой репутации) и финансового состояния (устойчивости) участников закупочных процедур, проводимых АО «ДГК».
Сроки подачи заявок с 18.03.2020 по 31.03.2020. Дата окончания рассмотрения заявок – 13.04.2020. Дата подведения итогов закупки - 15.04.2020.
Начальная (максимальная) цена договора составляет 3 441 000, 00 руб.
Пунктом 4.5.5.5 документации о закупке установлено право организатора отклонить заявку участника от дальнейшего участия, в случае нарушения участником требований к описанию продукции, установленных подразделом 4.5.5. документации о закупке.
Подача участником заявки означает его безоговорочное согласие с условиями участия в закупке, содержащимися в документации о закупке, а также изучение им Положения о закупке заказчика и документации о закупке (включая все приложения к ней) (пункт 4.6.1.2 закупочной документации).
В соответствии с пунктом 4.9.2 закупочной документации в рамках рассмотрения заявок осуществляется проверка каждой заявки на предмет соответствия отборочным критериям, установленным в разделе 12 документации о закупке (приложение 5 – отборочные критерии рассмотрения заявок).
Форма технического предложения зависит от требований к описанию продукции, установленных в пункте 1.2.15. В случае, если в пункте 1.2.15 установлена необходимость описания продукции в виде согласия (декларации) (в виде декларации), если в пункте 1.2.15 установлена необходимость предоставления описания продукции в виде подробного предложения (в табличной форме) (техническое предложение (форма4)).
Согласно пункту 8.1 технических требований приложение №1 участник должен иметь действующую лицензию на право ведения образовательной деятельности.
В соответствии с пунктом 8.3 технических требований приложение №1 участник должен иметь в собственности или в аренде на весь период оказания услуг компьютерные программы и тренажеры: обучающе - контролирующая система «ОЛИМП:ОКС» разработчик ООО «Термика 2000» г. Москва с учебными курсами согласно приложению № 1 к техническим требованиям или другой эквивалент обучающе - контролирующей системы. В подтверждение необходимо предоставить копию договора о приобретении обучающе - контролирующей системы.
Согласно протоколу процедуры открытия доступа к заявкам участников от 09.04.2020 № 364 поступило 5 (пять) заявок на участие в запросе предложений в электронной форме (ЧОУ ДПО «Учебный комбинат», АНО «ЦДПОИС ПО ДФО», ООО «ИНЖЕНЕРНО - ТЕХНИЧЕКАЯ ЭКСПЕРТИЗА», АНО ДПО «Учебный центр «Электросвязь», ЧОУ ДПО «Спутник»).
Согласно протоколу от 21.04.2020 № 365 в составе заявки ЧОУ ДПО «Спутник» предоставил техническое предложение в виде согласия (декларации) на поставку продукции, что не соответствует п.п.1.2.15 документации о закупке. Коммерческое предложение ЧОУ ДПО «Спутник» не соответствует установленной форме Приложения № 8 – СТРУКТУРА НМЦ (в формате Excel) согласно разделу 15 документации о закупке. В составе заявки участник не представил подтверждение владения на праве собственности и аренды компьютерные программы и тренажёры: обучающе-контролирующая система «ОЛИМП:ОКС» разработчик ООО «Термика-2000» г. Москва с учебными курсами согласно Приложению 1 к Техническим требованиям, что не соответствует п. 8.3 приложения №1 – технические требования документации о закупке.
Согласно протоколу от 21.04.2020 № 365 закупочной комиссией отклонены заявки участников АНО «ЦДПОИС ПО ДФО», ООО «ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА», АНО ДПО «Учебный центр «Электросвязь», ЧОУ ДПО «Спутник» от дальнейшего рассмотрения на основании п.4.9.6 «а» документации о закупке.
Материала дела установлено, что в соответствии с п. 4.5.1.1. закупочной документации участник должен подготовить заявку, включающую в себя полный комплект документов согласно перечню, определенному в разделе 11 (приложение № 4 – состав заявки) в соответствии с образцами форм, установленными в разделе 7.
Согласно п.4 таблицы приложения №4 «Состав заявки» заявка участника на участие в закупке должна содержать техническое предложение (форма 4) по форме и в соответствии с инструкциями, приведенными в настоящей документации о закупке (подраздел 7.4).
Техническим предложением предусмотрено, что его форма зависит от требований к описанию продукции, установленных в пункте 1.2.15. В случае, если в пункте 1.2.15 установлена необходимость предоставления описания продукции в виде согласия (декларации), то используется текст декларация соответствия.
В случае, если в пункте 1.2.15 установлена необходимость предоставления описания продукции в виде подробного предложения, то приводится функциональные характеристики (потребительские свойства), количественные и качественные характеристики продукции. При этом установлено, что участник обязан описать все позиции технических требований (приложение № 1 – Технические требования), с учетом предлагаемых условий договора, а также требований разделов 4 и 6 настоящей документации о закупке.
Согласно п. 1.2.15 документации о закупке должен был предоставить техническое предложение (форма 4) в виде подробного предложения участника в отношении оказываемой услуги, включая функциональные характеристики (потребительские свойства), количественные и качественные характеристики услуги.
Также пунктом 4.5.5.1 документации о закупке установлено, что описание продукции должно быть подготовлено участником в соответствии с требованиями пункта 1.2.15.
В связи, с чем довод заявителя о том, что представленное ЧОУ ДПО «Спутник» в составе заявки на участие в закупочной процедуре техническое предложение оформлено в соответствии с требованиями документации о закупке, отклоняется.
Также представленные участником в составе заявки договоры аренды, в качестве подтверждения своего соответствия требованиям документации о закупке, с истекшим сроком аренды в 2018-2019 гг.. Так, по договору аренды помещения от 12.04.2018 № 02-5-21, в соответствии с пунктом 7.2 данного договора, договор прекращается по истечении срока его действия, т.е. 31.03.2019, аналогичные условия установлены и в договорах от 12.02.2018 № 02-5-09 (срок аренды 31.01.2019), от 06.04.2018 № 02-5-26 (срок аренды 31.01.2019). Документов, подтверждающих продление сроков договоров аренды, в составе заявки участником не представлено.
Довод заявителя о том, что форма коммерческого предложения ЧОУДПО «Спутник» была заполнена в соответствии с технической документацией и документацией о закупке, отклоняется, по следующим основаниям, поскольку участник в коммерческом предложении должен указать предлагаемую цену одной единицы продукции равной итоговой стоимости договора. В соответствии с уведомлением о внесении изменении №1 участник заполняет таблицу отображающую перечень необходимых областей аттестации для проведения оценочного этапа (направление оценки заявок - цена).
Довод ЧОУДПО «Спутник» о том, что в составе заявки предоставлено подтверждение владения на праве аренды владения на праве аренды на систему дистанционного обучения «Спутник» с приложением учебных курсов, что является эквивалентом обучающе-контролирующей системы «ОЛИМП:ОКС» разработчик ООО «Термика-2000» и соответствует п. 8.3 приложения 1 технические требования документации о закупке, комиссией отклоняется. Поскольку в соответствии с п. 8.3 технических требований документации, участник должен иметь в собственности или в аренде на весь период оказания услуг компьютерные программы и тренажеры обучающе-контролирующей системы «ОЛИМП:ОКС» разработчик ООО «Термика-2000» или эквивалент обучающе-контролирующей системы, подтверждением является предоставление копии договора о приобретении обучающе-контролирующей системы с указанием комплектации курса. ЧОУДПО «Спутник» в составе заявки представлен лицензионный договор аренды СДО СПУТНИК от 13.04.2016 №005\04\16-П. Согласно спецификации (приложение №2) к указанному договору срок, на который право использования программы предоставлялось, составляет 3 года. Учитывая дату заключения лицензионного договора, срок, на который право использования программы предоставлялось, истек. Документов, подтверждающих продление сроков договора, в составе заявки участником не представлено.
Исходя из материалов дела, жалобу ЧОУ ДПО «Спутник» на действия АО «Дальневосточная генерирующая компания» комиссией Хабаровского УФАС России принято решение признать жалобу необоснованной.
В соответствии с частью 17 статьи 18.1. Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1. части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции (часть 20 статьи 18.1.).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ « О защите конкуренции», комиссия Хабаровского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ЧОУ ДПО «Спутник» на действия АО «Дальневосточная генерирующая компания» при проведении запроса предложений в электронной форме на обучение по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации в области промышленной безопасности (извещение № 32008999496), необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его принятия.