Решение б/н Дальневосточный территориальный отдел Управления Федеральной... от 6 сентября 2010 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 39

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в присутствии представителей Дальневосточного Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по железнодорожному транспорту, ООО «Истсервисснаб», уведомленное о дате, времени и месте рассмотрения настоящего дела, в заседание Комиссии своего представителя не направило,  рассмотрев дело № 8-01/64 по признакам нарушения Дальневосточным Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по железнодорожному транспорту части 1 статьи 15 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закона о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступило заявление ООО «Истсервисснаб» на действия Дальневосточного Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по железнодорожному транспорту (далее – Управление), связанные с изданием Постановления Главного государственного санитарного врача по Дальневосточной железной дороге от 20.11.2009 № 5 «Об обеспечении санитарно-эпидемиологической безопасности пищевых продуктов при перевозке по Дальневосточной железной дороге» (далее – Постановление № 5).

      

Заявитель полагает, что Постановление № 5, обеспечивающее санитарно-эпидемиологическую безопасность пищевых продуктов при перевозке по Дальневосточной железной дороге, необоснованно препятствует деятельности  предпринимателей, что выражается в следующем. В соответствии с вышеуказанным постановлением с 11.01.2010 санитарные паспорта оформляются только после проведения внутренней дезинфекции транспортных средств, предназначенных для перевозки пищевых продуктов.

 

По мнению заявителя, нормы, содержащиеся в Федеральном законе  от 20.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» и регулирующие безопасность перевозок пищевых продуктов на железнодорожном транспорте носят общий характер, требования к вагонам, в которых производится перевозка пищевых продуктов, сформулированы в СП 2.5.1250-03  «Санитарные правила по организации грузовых перевозок на железнодорожном транспорте» (далее – СП 2.5.1250-03), в соответствии с которыми после выгрузки пищевых продуктов транспортные средства очищают, промывают и дезинфицируют. Моющие и дезинфицирующие средства применяются только разрешенные органами госсанэпидслужбы в установленном порядке.

 

Таким образом, железнодорожные вагоны подаются под погрузку пригодные в коммерческом и техническом состоянии, внутри снаружи очищенные от остатков ранее перевозимых грузов, в необходимых случаях промытые и продезинфицированные, годные для конкретных пищевых продуктов транспортные средства. Кроме того, для обработки и дезинфекции вагонов должны быть оборудованы соответствующие дезинфекционно-промывочные пункты, имеющие две зоны обработки вагонов – по первой  и второй категориям, однако на территории подведомственной Владивостокскому отделению железной дороги, названные места для проведения дезинфекции отсутствуют. При рассмотрении дела представитель Управления пояснил следующее. В соответствии с Федеральным законом от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» после выгрузки грузов, грузобагажа вагоны, контейнеры в соответствии с правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом должны быть очищены внутри и снаружи.  Основные требования к очистке вагонов, контейнеров и критерии такой очистки определяются правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.

 

Согласно Федеральному закону  от 20.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» все транспортные средства, используемые для перевозки пищевых продуктов, должны иметь санитарные паспорта, оформленные в установленном порядке. Аналогичные положения предусмотрены в Правилах перевозок железнодорожным транспортом, предусматривающих, в том числе, что порядок освидетельствования транспортных средств и выдачи санитарных паспортов  определяют органы Госсанэпиднадзора на железнодорожном транспорте совместно с перевозчиком. Согласно Санитарно-эпидемиологическим правилам СП 2.3.6.1066-01  транспортные средства, используемые для перевозки пищевых продуктов и продовольственного сырья, ежедневно подвергаются мойке с применением моющих средств и ежемесячно дезинфицируются средствами, разрешенными органами  и учреждениями госсанэпидслужбы в установленном порядке.

 

В соответствии с СП 2.5.1250-03 «Санитарные правила по организации грузовых перевозок на железнодорожном транспорте» транспортные средства должны удовлетворять требованиям действующего санитарного законодательства, быть пригодны для перевозки конкретных пищевых продуктов, чистыми и в исправном состоянии. Внутренняя поверхность транспортных средств, специально предназначенных для перевозки должна иметь гигиеническое покрытие, легко поддающееся мойке и дезинфекции, устойчивое к моющим и дезинфицирующим средствам. Приказом № 402 от 20.05.2005 Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей  и благополучия человека «О личной медицинской книжке и санитарном паспорте» определено, что санитарные паспорта на специально предназначенные  и специально оборудованные средства для перемещения пищевых продуктов выдаются центрами гигиены и эпидемиологии.

 

В соответствии с регламентом ФГУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту» и его филиалов, утвержденным Приказом Главного врача ФГУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту»  от 07.05.2007 № 163 (далее – Регламент ФГУЗ), санитарный паспорт оформляется на одну перевозку – до станции разгрузки, на специализированные транспортные средства, находящиеся в собственности или длительной аренде, используемые для перевозки одноименного груза, допускается выдача санитарных паспортов  на срок до 6 месяцев. Решение об оформлении санитарных паспортов на срок до 6 месяцев принимается главными врачами ФГУЗ и его филиалов, так как 6 месяцев – это слишком длительный срок, в который попадает несколько сезонов года (зима, весна, лето), и нет гарантии, что грузоотправитель не планирует перевозить скоропортящиеся грузы. Срок действия санитарного паспорта устанавливается специалистом ФГУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту» и его филиалов и указывается в паспорте. Срок действия санитарного паспорта на транспортное средство устанавливается с учетом времени доставки груза на станцию назначения, характеристик перевозимых грузов, в соответствии  с документами, гарантирующими их качество и безопасность.

 

В случае, когда перевозчик подает под погрузку промытые и продезинфицированные вагоны, дополнительная очистка, промывка и дезинфекция транспортного средства для получения санитарного паспорта не требуется, при наличии документов, подтверждающих проведение перевозчиком очистки, промывки и дезинфекции транспортного средства. В результате проведения обследования транспортных средств, используемых для перевозки пищевых продуктов на железнодорожном транспорте, проводимых специалистами Управления, были выявлены многочисленные нарушения  при перевозке пищевых продуктов: отсутствие разрешительной документации на перевозимый груз, наличие посторонних запахов, неисправности внутри или снаружи транспортных средств, которые могут повлечь ухудшение качества перевозимых пищевых продуктов, отсутствие личных медицинских книжек у лиц, сопровождающих груз, нарушение товарного соседства в транспортных средствах, перевозка скоропортящихся продуктов осуществляется с нарушением санитарного законодательства. В целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия при перевозке продуктов питания железнодорожным транспортом  было издано Постановление № 5. 

 

Представителем Управления представлены информационные письма, в соответствии с которыми действие Постановления № 5 было приостановлено до 31.01.2010 (от 13.01.2010 № 27),  действие п. 3.2 Постановления № 5 было приостановлено до 14.02.2010 (от 02.02.2010) и Постановление Главного государственного санитарного врача по Дальневосточной железной дороге от 12.02.2010 № 1 об отмене Постановления № 5. Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, заслушав представителя Управления, изучив материалы дела, пришла к следующему выводу.

 

В соответствии с Положением о Дальневосточном территориальном отделе Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по железнодорожному транспорту, утвержденному Приказом Управления  Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по железнодорожному транспорту от 13.09.2006 № 134-орг, отдел в пределах своей компетенции осуществляет государственный санитарно-эпидемиологический надзор за транспортировкой  пищевых продуктов, продовольственного сырья.

 

Главным государственным санитарным врачом по Дальневосточной железной дороге издано Постановление № 5. В соответствии с вышеуказанным постановлением с 01.01.2010 санитарные паспорта на транспортные средства, перевозящие пищевые продукты, должны выдаваться на каждую поездку; с 11.01.2010 санитарные паспорта оформляются только после проведения внутренней дезинфекции транспортных средств, предназначенных для перевозки пищевых продуктов. Ст. 20 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» установлено, что перевозчик обязан подавать под погрузку исправные, внутри и снаружи очищенные от остатков ранее перевозимых грузов, в необходимых случаях промытые и продезинфицированные, годные для перевозки конкретных грузов вагоны, контейнеры со снятыми приспособлениями для крепления, за исключением несъемных приспособлений для крепления.

 

Ст. 44 вышеуказанного закона установлено, что промывка, ветеринарно-санитарная обработка крытых и изотермических вагонов после выгрузки продовольственных и скоропортящихся грузов, перечень которых устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, обеспечиваются перевозчиками за счет грузополучателей (получателей), специализированных вагонов, контейнеров - грузополучателями, если иное не установлено соглашением сторон. В соответствии с Правилами очистки и промывки вагонов и контейнеров после выгрузки грузов, утвержденных Приказом МПС России от 18.06.2003 № 46, перечень грузов, после выгрузки которых должна производиться промывка крытых вагонов, приведен в приложении к Правилам.

 

Перечень скоропортящихся грузов, после перевозки которых перевозчиком за счет грузополучателя должна производиться промывка и ветеринарно-санитарная обработка специализированных изотермических вагонов (рефрижераторные вагоны, вагоны-термосы), крытых вагонов, определяется Правилами перевозок железнодорожным транспортом скоропортящихся грузов, утвержденными Приказом МПС России от 18.06.2003 № 37.

 

В соответствии с  Санитарно-эпидемиологическими правилами  СП 2.3.6.1066-01  для транспортировки пищевых продуктов должны использоваться специально предназначенные или специально оборудованные транспортные средства, которые должны иметь санитарный паспорт <...> выданный в установленном порядке. Транспортные средства, используемые для перевозки пищевых продуктов и продовольственного сырья, должны ежемесячно дезинфицироваться средствами, разрешенными органами и учреждениями госсанэпидслужбы в установленном порядке (п. 11 СП 2.3.6.1066-01). Таким образом, данными СП 2.3.6.1066-01 установлено общее требование к периодичности дезинфекции транспортных средств. Также, Санитарными правилами по организации грузовых перевозок на железнодорожном транспорте СП 2.5.1250-3 установлены специальные требования к периоду проведения дезинфекции в зависимости от характера перевозимых грузов. Санитарная обработка грузовых вагонов в зависимости от характера перевозимого груза  может проводиться по трем категориям в соответствии с СП 2.5.1250-3 (п. 8.1. СП 2.5.1250-3).

    

Обработке по первой категории путем промывки струей горячей воды подлежат грузовые вагоны, в которых перевозили: здоровых животных (включая птиц, зверей, зоопарковых животных, пресмыкающихся) из пунктов, благополучных по заразным болезням; мясо и мясопродукты от здоровых животных; сырье животного происхождения от здоровых животных, полученное на мясокомбинате; отечественное кожевенное, а также прочее животноводческое сырье небоенского происхождения; шерсть, в том числе импортная, подвергнутая горячей мойке на отечественных фабриках первичной обработки шерсти (п. 8.1.3 СП 2.5.1250-3)

 

Обработке по второй категории путем промывки струей горячей воды с последующей дезинфекцией подлежат вагоны, в которых перевозили: животных (включая птиц, пушных зверей, зоопарковых животных), больных, подозрительных на заболевание или подозреваемых в заражении болезнями; мясо, сырье животного происхождения и яйцо, полученные от скота и птицы, неблагополучных по заразным болезням хозяйств; импортных животных и кожевенное сырье боенского происхождения; отечественную шерсть, не подвергнутую горячей мойке; импортную шерсть; импортное мясо на особых ветеринарно-санитарных условиях поставки (п. 8.1.4 СП 2.5.1250-3).

 

Обработке по третьей категории путем промывки струей горячей воды с последующей дезинфекцией, затем повторной промывкой горячей водой и вновь дезинфекцией внутри и снаружи, подлежат вагоны, в которых: при перевозке или выгрузке были обнаружены животные больные или подозрительные на заболевания (или подозреваемые в заражении) сибирской язвой, эмфизематозным карбункулом, сапом, столбняком, брадзотом овец, эпизоотическим лимфангоитом, орнитозом, ящуром, африканской чумой свиней; при перевозке или выгрузке обнаружены трупы животных; перевозили кожевенное сырье небоенского происхождения и не исследованное на сибирскую язву, полевую или сборную кость, импортное сырье животного происхождения (в т.ч. шерсть), не подвергшееся горячей обработке; перевозили грузы животного происхождения неизвестного ветеринарно-санитарного происхождения (п. 8.1.5 СП 2.5.1250-3).

 

В соответствии с Постановлением № 5 проведение внутренней дезинфекции транспортных средств, предназначенных для перевозки пищевых продуктов, является обязательным при оформлении санитарного паспорта для перевозки всех видов пищевых продуктов и во всех случаях осуществления таких перевозок, а не только указанных в нормативных правовых актах. В случае несоблюдения вышеуказанного требования санитарный паспорт не оформляется. Вышеуказанное постановление обязывает перевозчиков проводить дезинфекцию при перевозке всех видов пищевых продуктов, хотя это не предусмотрено действующим законодательством. Согласно Уставу ФГУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту», утвержденному приказом руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей  и благополучия человека от 24.01.2005 № 98, вышеуказанное учреждение имеет право осуществлять оформление, выдачу и учет санитарных паспортов на транспортные средства (в том числе подвижной состав железнодорожного транспорта), специально предназначенные или специально оборудованные для перевозок пищевых продуктов.

 

Согласно Регламенту ФГУЗ санитарно-эпидемиологическая экспертиза транспортных средств и оборудования для перевозки пищевых продуктов организуется и проводится специально уполномоченными государственными органами (ФГУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту» и его филиалы) и санитарный паспорт на транспортное средство и оборудование оформляется только ФГУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту» и его филиалами по сети дорог Российской Федерации.

 

Санитарный паспорт оформляется на одну перевозку (до станции разгрузки, перегрузки), на специализированные транспортные средства, используемые для перевозки одноименного груза, допускается выдача санитарных паспортов на срок до 6 месяцев. Решение об оформлении санитарных паспортов на срок до 6 месяцев принимается главными врачами  ФГУЗ и его филиалов в соответствии с письмом грузоотправителя (п.п. 2 п. VI Регламента ФГУЗ). Срок действия санитарного паспорта устанавливается   специалистом ФГУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту» и его филиалов с учетом времени доставки груза на станцию назначения, санитарно-гигиенической и эпидемиологической ситуации в регионах отгрузки и выгрузки, а также характеристик перевозимых грузов, в соответствии с  документами, гарантирующими их качество и безопасность, СанПиН 2.3.2.1324-03 «Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов», «Правилами перевозки грузов на железнодорожном транспорте» (в т.ч. скоропортящихся) (п.п. 4 п. VI Регламента ФГУЗ).

 

Вместе с тем п. 3 Постановления № 5 обязывает ФГУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту» оформлять санитарный паспорт на каждую поездку, что не соответствует положениям приведенных актов.  Решением Комиссии от 20.05.2010 № 31 п. 3 Постановления Главного государственного санитарного врача по Дальневосточной железной дороге от 20.11.2009 № 5 «Об обеспечении санитарно-эпидемиологической безопасности пищевых продуктов при перевозке по Дальневосточной железной дороге» признан противоречащим ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.

 

В связи с тем, что Постановлением Главного государственного санитарного врача по Дальневосточной железной дороге от 12.02.2010 № 1 Постановление Главного государственного санитарного врача по Дальневосточной железной дороге от 20.11.2009 № 5 «Об обеспечении санитарно-эпидемиологической безопасности пищевых продуктов при перевозке по Дальневосточной железной дороге» отменено, рассмотрение настоящего дела подлежит прекращению. На основании изложенного, руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 1 ст. 41, ч. 1 ст. ст. 48, 49 Федерального Закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

  РЕШИЛА:

 

Рассмотрение дела № 8-01/64 по признакам нарушения Дальневосточным Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по железнодорожному транспорту ч. 1 ст. 15 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» прекратить в связи с добровольным устранением нарушения.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны