Постановление №ТТ/3671/23 Постановление по жалобе Дальневосточного главного управления... от 13 апреля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ №  10

о назначении административного наказания

по делу № 027/04/14.3-287/2023 об административном правонарушении

 

13 апреля 2023 года                                                                                    г. Хабаровск                                                 

Руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю, рассмотрев протокол об административном правонарушении от 10 апреля 2023 года и материалы дела № 027/04/14.3-287/2023 об административном правонарушении, в отношении индивидуального предпринимателя Шувалова Евгения Александровича  в связи с нарушением части 13, части 14  статьи 28  Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»), что образовало состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,  

в отсутствие ИП Шувалова Е.А., надлежащим образом извещенного о дате, месте и времени рассмотрения дела, заявившего ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие (вх. № 4968/23 от 03.04.2023),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес  Хабаровского УФАС России поступило заявление Дальневосточного главного управления Центрального Банка Российской Федерации (вх. № 1592/23 от 02.02.2023) о распространении  ненадлежащей рекламы  финансовых услуг ИП Шуваловым Е.А.

По адресам: г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Юбилейная, д. 1 и ул. Аллея Труда, д. 26 под брендом «Центральный комиссионный магазин» распространяется реклама об оказании ИП Шуваловым Е.А. услуг по предоставлению потребительских займов населению без соответствующих разрешений Банка России.

На фасадах зданий по указанным адресам размещены рекламные баннеры, содержащие следующую информацию: «Центральный комиссионный магазин 309-779 Юбилейная, 1 (Аллея Труда, 26) Мы больше, чем ЛОМБАРД! Покупка, продажа, залог б/у техники Автомобили, мотоциклы, бытовая техника, сотовые телефоны, ноутбуки, планшеты, игровые приставки, электро/бензо инструменты +7 (963) 820-97-79 ckm_kms Быстрые деньги под залог имущества».

Около указанных зданий размещены штендеры, в офисах - рекламные буклеты, визитные карточки, информационные листы с аналогичным содержанием.

В силу пункта 5 части 1 статьи 3 Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» (далее – ФЗ «О займе») профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов - деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя по предоставлению потребительских займов в денежной форме.

Согласно статье 4 ФЗ «О займе» профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов осуществляется кредитными организациями, а также некредитными финансовыми организациями в случаях, определенных федеральными законами об их деятельности.

Соответственно, действующим законодательством определен перечень субъектов, имеющих право осуществлять профессиональную деятельность по выдаче потребительских займов. В частности, к ним относятся кредитные организации, микрофинансовые организации, кредитные кооперативы и ломбарды.

В соответствии с требованиями части 1 статьи 358 ГК РФ принятие от граждан в залог движимых вещей, предназначенных для личного потребления, в обеспечение краткосрочных займов может осуществляться в качестве предпринимательской деятельности специализированными организациями - ломбардами.

 

Регулирование деятельности кредитных организаций и некредитных финансовых организаций (далее – профессиональные кредиторы) по предоставлению потребительских займов осуществляется Банком России, который ведет Книгу государственной регистрации  кредитных организаций и государственные реестры микрофинансовых организаций, потребительских кооперативов, а также ломбардов, и обеспечивает соответствие сведений о профессиональных кредиторах в указанных реестрах сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ.

В ЕГРИП по состоянию содержатся сведения о действующем индивидуальном предпринимателе Шувалове Евгении Александровиче. Основным видом экономической деятельности является «торговля розничная бывшими в употреблении товарами в магазинах» (код ОКВЭД 47.79).

В государственных реестрах профессиональных кредиторов Банка России, размещенных в свободном доступе на сайте www.cbr.ru, данные об ИП Шувалове Е.А. отсутствуют, а также ИП Шувалов Е.А. не внесен в Книгу государственной регистрации кредитных организаций.

 

Таким образом, ИП Шувалов Е.А. размещает рекламу услуг по предоставлению потребительских займов, о приеме имущества в залог, не имея на это права, вводя в заблуждение потенциальных потребителей о лице, оказывающем услугу.

Согласно части 14 статьи 28 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»)  если оказание банковских, страховых и иных финансовых услуг или осуществление финансовой деятельности может осуществляться только лицами, имеющими соответствующие лицензии, разрешения, аккредитации либо включенными в соответствующий реестр или являющимися членами соответствующих саморегулируемых организаций, реклама указанных услуг или деятельности, оказываемых либо осуществляемой лицами, не соответствующими таким требованиям, не допускается.

 

В соответствии с частью 13 статьи 28 ФЗ «О рекламе» реклама услуг по предоставлению потребительских займов лицами, не осуществляющими профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», не допускается.

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований  частей 13, 14 статьи 28 Закона  несет рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Дальневосточным главным управлением Центрального Банка Российской Федерации предоставлена информация (вх. № 1592/23 от 02.02.2023) о лице, оказывающем финансовые услуги по адресам: г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Юбилейная, д. 1 и ул. Аллея Труда, д. 26, данным лицом является  индивидуальный предприниматель Шувалов Евгений Александрович.

 Таким образом, рекламодателем, в чьих интересах распространяется реклама, является  ИП Шувалов Е.А.

 

До даты рассмотрения дела ИП Шуваловым Е.А. предоставлены письменные пояснения (вх. № 4968/23 от 03.04.2023), в соответствии с которыми ИП Шувалов Е.А. просил применить статью 2.9 КоАП РФ и ограничиться устным замечанием либо применить статью 4.1.1 КоАП РФ и вынести предупреждение.

 

На основании части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) нарушение рекламодателем, рекламораспространителем законодательства о рекламе (ненадлежащая реклама) влечет наложение административного штрафа.

 

Административное правонарушение, совершенное ИП Шуваловым Е.А., не может быть признано малозначительным  в силу статьи 2.9. КоАП РФ.

Для привлечения к административной ответственности по статье 14.3. КоАП РФ достаточно наличия факта распространения ненадлежащей рекламы. При этом частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ предусмотрено наложение различных размеров штрафа на юридических лиц (от ста до пятисот тысяч  рублей) в зависимости от обстоятельств, смягчающих или отягчающих административную ответственность.

Согласно пункту 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» (на которое ссылается заявитель), малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1. КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.

В соответствии с пунктом 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации «О внесении дополнений в некоторые Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, касающиеся рассмотрения арбитражными судами дел об административных Правонарушениях» квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.

Основанием для освобождения от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности.

Нормы о малозначительности правонарушения применяются в исключительных случаях и независимо от состава административного правонарушения. Применение названных норм является правом суда и осуществляется с учетом конкретных обстоятельств дела.

В рассматриваемом случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении ИП Шувалова Е.А. к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права в сфере рекламного законодательства.

На момент привлечения к административной ответственности ИП Шуваловым Е.А. не представлено доказательств, подтверждающих наличие исключительных обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности совершенного правонарушения.

В материалах дела отсутствуют  доказательства, свидетельствующие о том, что ИП Шуваловым Е.А. приняты все зависящие от него меры, направленные на недопущение совершения административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ, а также доказательств объективной невозможности соблюдения рекламного законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась.

Таким образом, основания для применения малозначительности совершенного административного правонарушения отсутствуют.

 

Согласно части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 КоАП РФ.

Таким образом, положение о возможности замены штрафа на предупреждение за впервые совершенное административное правонарушение может быть применено по статье 14.3 КоАП РФ в случае, если дело об административном правонарушении возбуждено по итогам проведения контрольного (надзорного) мероприятия с взаимодействием с контролируемым лицом, проверки, в ходе которых установлено соответствующее нарушение законодательства о рекламе.

В случае, если дело об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 14.3 КоАП РФ, возбуждено антимонопольным органом без проведения контрольных (надзорных) мероприятий, проверки, часть 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ не подлежит применению.

Указанная позиция отражена в письме ФАС России № МШ/116843/22 от 27.12.2022.

Дело № 027/04/14.3-287/2023 об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 14.3 КоАП РФ, возбуждено Хабаровским УФАС России без проведения контрольных (надзорных) мероприятий, следовательно, в данном случае административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение.

На момент совершения правонарушения, выявленного в январе 2023 года, ИП Шувалов Е.А. включен в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства и относится к категории микропредприятие.

В соответствии с частью 2 статьи 4.1.2 КоАП РФ в случае, если санкцией статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено назначение административного наказания в виде административного штрафа лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, административный штраф социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, назначается в размере от половины минимального размера (минимальной величины) до половины максимального размера (максимальной величины) административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, либо в размере половины размера административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, если такая санкция предусматривает назначение административного штрафа в фиксированном размере.

Согласно части 3 статьи 4.1.2 КоАП РФ размер административного штрафа, назначаемого в соответствии с частью 2 настоящей статьи, не может составлять менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях для должностного лица.

 

Руководствуясь статьей 33 Федерального закона «О рекламе», статьями 4.1.2, 14.3, 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

ПОСТАНОВИЛА:

 

1. Признать ИП Шувалова Е.А. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1  статьи  14.3. КоАП РФ.

2. Применить к ИП Шувалову Е.А. меру ответственности в виде административного штрафа за ненадлежащую рекламу в размере 4 000 (четырех тысяч) рублей.

Согласно части 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не  позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Сумма штрафа, уплаченная за нарушение законодательства о рекламе, зачисляется в бюджет:

УФК по Хабаровскому краю (Хабаровское УФАС России, л/с 04221340250)

ИНН 2721023142  КПП 272101001

ОГРН 1022700921022

Расчетный счет № 03100643000000012200 ОТДЕЛЕНИЕ ХАБАРОВСК БАНКА России//УФК по Хабаровскому краю, г. Хабаровск

БИК банка 010813050

Кор/ счет № 40102810845370000014

ОКТМО 08701000

код 161 1 16 01141 01 0003 140,

УИН 16100500000001638280.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в  арбитражный суд  в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

В платежном документе обязательно указывать «УИН», «Код бюджетной классификации» и код «ОКТМО». В поле «Назначение платежа» - номер и дату постановления. В случае необходимости оплаты более одного штрафа, обязательно оплачивать каждый штраф отдельным платежным документом. Штраф, наложенный на физическое лицо, должен быть оплачен именно данным физическим лицом. При несоблюдении указанных условий не гарантируется квитирование платежа в «Государственной информационной системе государственных и муниципальных платежей» (ГИС ГМП), что повлечет за собой отражение штрафа в системе ГосУслуги как неоплаченного, возможные проблемы при прохождении пограничного контроля при выезде за пределы Российской Федерации.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны