Решение №58 Решение № 58 в отношении Комитета по ценам и тарифам Правите... от 26 июня 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

         

РЕШЕНИЕ № 58

                                                                                                       г. Хабаровск

 

Резолютивная часть решения оглашена 23 июня 2015 г.

В полном объеме решение изготовлено  25 июня 2015 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

Председатель Комиссии:

<…>

-

заместитель руководителя Хабаровского УФАС России – начальник отдела контроля органов власти,

Члены Комиссии:

<…>

-

ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти,

 

<…>

-

 главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти,

 

при участии от: 

Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края – уведомлен надлежащим образом, явку представителя не обеспечил,

филиала «Дальневосточный» ОАО «Оборонэнергосбыт» - <…>, доверенность от 30.12.2014 №143,

рассмотрев дело № 8-01/345, возбужденное в отношении Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступила жалоба филиала «Дальневосточный» ОАО «Оборонэнергосбыт» на действия Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края, выразившиеся в опубликовании в газете «Тихоокеанская звезда» от 18.11.2014 №208 (27260) информации для всех потребителей (за исключением граждан) коммунальной услуги «электроснабжение», ранее обслуживаемых гарантирующим поставщиком ОАО «Оборонэнергосбыт», о необходимости с 01.01.2015 перейти на обслуживание к гарантирующему поставщику электрической энергии ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» путем заключения договоров энергоснабжения или договоров купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), при том, что филиал «Дальневосточный» ОАО «Оборонэнергосбыт» как энергосбытовая (энергоснабжающая) организация продолжает оказывать услуги по электроснабжению и ему постановлением Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 30.12.2014 №44/26 установлены цены  (тарифы) на электрическую энергию (мощность) на 2015 год.

Приказом Хабаровского УФАС России от 27.03.2015 №199 возбуждено дело №8-01/345 по признакам нарушения Комитетом по ценам и тарифам Правительства  Хабаровского края антимонопольного законодательства.

Определением от 22.04.2015 рассмотрение дела откладывалось до 10:00 19.05.2015. 19.05.2015 в заседании Комиссии объявлялся перерыв до 10:00 21.05.2015,  определением от 21.05.2015 рассмотрение дела откладывалось до  15:00 23.06.2015.

В заседании Комиссии представитель филиала «Дальневосточный» ОАО «Оборонэнергосбыт» доводы жалобы поддержал в полном объеме.

Комитет по ценам и тарифам Правительства  Хабаровского края  (далее – Комитет) в представленных пояснениях с нарушением антимонопольного законодательства не согласился, указав, что действовал в соответствии с положениями пункта 52 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 №442, в договоре энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электроэнергии (мощности) с гарантирующим поставщиком должно быть предусмотрено право потребителя (покупателя) с даты утраты гарантирующим поставщиком его статуса перейти на обслуживание либо к организации, которой присвоен статус гарантирующего поставщика вне зависимости от соблюдения условий, предусмотренных пунктом 49 Основных положений; к энергосбытовой (энергоснабжающей) организации или производителю электрической энергии (мощности) на розничном рынке при условии соблюдения установленных Основными положениями условий заключения договоров с указанными субъектами. Об альтернативности действий, о праве, а не обязанности перехода к новому гарантирующему поставщику потребителю должно быть известно из положений договора энергоснабжения, заключенного с ОАО «Оборонэнергосбыт» как с гарантирующим поставщиком. Законодательством закреплена обязанность органов регулирования опубликовывать информацию об изменении статуса действующего гарантирующего поставщика, о гарантирующем поставщике, который будет действовать в границах прежнего гарантирующего поставщика, об алгоритме действий потребителей, фактически переходящих на обслуживание к новому для них гарантирующему поставщику, что и было сделано Комитетом.

Комиссия Хабаровского УФАС России, заслушав представителя заявителя, изучив материалы дела №8-01\345, установила следующее.

18.11.2014 в газете «Тихоокеанская звезда» №208 (27260) Комитетом размещена информация для потребителей коммунальной услуги «электроснабжение», ранее обслуживаемых гарантирующим поставщиком ОАО «Оборонэнергосбыт» о необходимости с 01.01.2015 перейти на обслуживание к гарантирующему поставщику ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» путем заключения договоров энергоснабжения или договоров купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности).

С 01.01.2015 ОАО «Оборонэнергосбыт» утратило статус гарантирующего поставщика, так как перестало осуществлять покупку электроэнергии и мощности на ОРЭМ на территории Хабаровского края.

 Согласно письмам НП «Совет Рынка» от 22.10.2014 №СР-02/14-5111, от 07.11.2014 №СР-02/14-5385 по состоянию на 01.10.2014 гарантирующий поставщик ОАО «Оборонэнергосбыт» на территории Хабаровского края не включен ни в один из перечней субъектов оптового рынка, так как не имеет зарегистрированных групп точек поставки (в том числе и условных).

ОАО «Оборонэнергосбыт» как субъект оптового рынка на 2015 год по Хабаровскому краю на основании приказа ФСТ России от 27.11.2014 №276-э/1 отсутствует (письмо ФСТ России от 04.12.2014 №12-293).

Постановлением Комитета от 12.11.2014 №32/7 «О внесении изменений в постановление Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 23.10.2006 №37/1», зона деятельности ОАО «Оборонэнергосбыт» определена в границах балансовой принадлежности электрических сетей в зоне поставки электрической энергии, технологически не связанной с Единой энергетической системой России, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании организациям (сетевым организациям, хозяйствующим субъектам), находящимся в ведении министерства обороны Российской Федерации и (или) образованным во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 15.09.2008 №1359 «Об открытом акционерном обществе «Оборонсервис», к электрическим сетям которых присоединены юридические и физические лица, находящиеся на обслуживании ОАО «Оборонэнергосбыт», в административных границах территории Хабаровского края (пункт 2.3). Зона деятельности ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» - территория Хабаровского края, за исключением зоны деятельности ОАО «Оборонэнергосбыт», определенной в пункте 2.3 данного постановления, в административных границах Хабаровского края и зон деятельности гарантирующих поставщиков, указанных в пункте 2.2. постановления (пункт 2.1). ОАО «Оборонэнергосбыт» обратилось в суд с заявлением о признании постановления №32/7 недействующим, противоречащим федеральному законодательству, а также нарушающим права и законные интересы заявителя, выразившихся в переходе потребителей к другому гарантирующему поставщику – ОАО ««Дальневосточная энергетическая компания». Решением Хабаровского краевого суда от 20.03.2015 по делу №3-23/15  обществу в удовлетворении заявленных требований отказано.

В полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации входит участие в установленном основными положениями функционирования розничных рынков порядке в назначении или замене гарантирующих поставщиков и определении или изменении границ зон их деятельности.

Постановлением Правительства Хабаровского края от 04.06.2010 №142-пр утверждено Положение о Комитете по ценам и тарифам Правительства края, из которого следует, что Комитет является органом исполнительной власти края в области государственного регулирования цен (тарифов) и контроля за порядком ценообразования (пункт 1.2). В полномочия Комитета в области государственного регулирования цен (тарифов), надбавок на электрическую энергию входит присвоение в установленном порядке статуса гарантирующего поставщика с согласованием границ зоны деятельности в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с  абзацем 4 пункта 229 «Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 №442, если гарантирующий поставщик до 01.01.2015 не обеспечит участие в торговле электрической энергией и мощностью на оптовом рынке в отношении его зоны деятельности в качестве гарантирующего поставщика, то с 01.01.2015 такой гарантирующий поставщик утрачивает статус гарантирующего поставщика, а зона его деятельности в качестве гарантирующего поставщика включается в зону деятельности  гарантирующего поставщика, указанного в абзаце 2 пункта 198 указанных Основных положений.

Пунктами 15, 16 Основных положений установлено, что уполномоченный орган субъекта Российской Федерации не позднее 5 рабочих дней со дня, когда ему стало известно о наступлении обстоятельств, предусмотренных пунктом 15 настоящего документа (изменение в соответствии с настоящим документом границ зон деятельности гарантирующего поставщика с включением в его зону деятельности территории, соответствующей всей зоне деятельности иного гарантирующего поставщика или ее части) публикует в официальном печатном издании, в котором публикуются правовые акты органов государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и размещает в электронных средствах распространения информации (в том числе с использованием сети «Интернет») следующие сведения для потребителей:

- для случаев, указанных в абзацах втором и третьем пункта 15 настоящего документа, - информация об организации, утратившей статус гарантирующего поставщика, или о гарантирующем поставщике, вся или часть зоны деятельности которого включается в зону деятельности другого гарантирующего поставщика, а для случаев, указанных в абзацах четвертом - девятом пункта 15 настоящего документа, - обстоятельства, указывающие на невозможность для энергосбытовой (энергоснабжающей) организации осуществлять дальнейшее снабжение электрической энергией потребителей;

- наименование и платежные реквизиты гарантирующего поставщика, обязанного принять на обслуживание потребителей, энергопринимающие устройства которых расположены в границах зоны его деятельности;

- дата и время, установленные для принятия гарантирующим поставщиком на обслуживание потребителей. Указанные дата и время не могут предшествовать дню опубликования уполномоченным органом субъекта Российской Федерации указанных в настоящем пункте сведений и быть позднее 30 дней со дня, когда уполномоченному органу субъекта Российской Федерации стало известно о наступлении обстоятельств, предусмотренных абзацами четвертым - восьмым пункта 15 настоящего документа. Указанные дата и время для случаев, указанных в абзацах втором и третьем пункта 15 настоящего документа, определяются датой присвоения статуса гарантирующего поставщика новой организации или датой включения в зону деятельности гарантирующего поставщика всей или части зоны деятельности другого гарантирующего поставщика, а для случая, указанного в абзаце девятом пункта 15 настоящего документа, - указанной в пункте 59 настоящего документа датой прекращения осуществления деятельности энергосбытовой (энергоснабжающей) организации на условиях, определенных в пункте 59 настоящего документа;

- требование о снятии потребителями показаний приборов учета на дату и время, установленные в соответствии с абзацем четвертым настоящего пункта, и об их передаче не позднее 2 месяцев с даты снятия в адрес гарантирующего поставщика, предложение о заключении договора которого принято потребителем в соответствии с пунктом 21 настоящего документа, либо в иных случаях - в адрес сетевой организации, с которой потребителем заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии, а при незаключении такого договора - в адрес сетевой организации, к объектам электросетевого хозяйства которой присоединены энергопринимающие устройства потребителя;

- срок, не позднее которого потребителями должны быть заключены договоры, обеспечивающие продажу электрической энергии (мощности), с условием о продаже им электрической энергии (мощности) начиная с даты и времени, указанной в соответствии с абзацем четвертым настоящего пункта, а также указанные в пункте 26 настоящего документа последствия, наступающие в случае, если такие договоры не будут заключены.

В оспариваемой информации, опубликованной в газете «Тихоокеанская звезда», содержание пункта 16 постановления Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 №442 приведено не в полном объеме, а именно: отсутствует информация о том, что требование о снятии потребителями показаний приборов учета и об их передаче в адрес гарантирующего поставщика  необходимо исполнить только в том случае, если предложение о заключении договора принято потребителем.

Текст публикации составлен таким образом, что потребители, состоящие в договорных отношениях с филиалом «Дальневосточный» ОАО «Оборонэнергосбыт» на поставку электроэнергии, обязаны расторгнуть эти договоры и в обязательном порядке заключить договоры с ОАО «ДЭК», иначе для потребителей наступят последствия в виде составления акта о неучтенном потреблении электроэнергии, будет рассчитан объем бездоговорного потребления электроэнергии за период, истекший с 01.01.2015, а также приняты меры по прекращению потребления электроэнергии в отсутствие договора с ОАО «ДЭК» путем введения полного ограничения режима потребления электрической энергии.

Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам власти, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением установленных федеральными законами случаев.

Из указанной нормы следует, что не любые действия органа власти могут быть признаны нарушающими антимонопольное законодательство, а только те, которые не соответствуют закону, регулирующему определенные правоотношения, и приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Обществом в обоснование наличия ограничения конкуренции в результате опубликования Комитетом информации представлены договоры купли-продажи (поставки) электроэнергии, договоры энергоснабжения, заключенные с филиалом «Комсомольский» ОАО «Славянка», ООО «РемСтройКорпорация», ООО «Инженерный центр», МБУ «Центр социальной работы с населением поселка Красная речка», Гостиница «Чайка» - филиал ОАО «Гостиничный комплекс «Славянка», ИП <…>., КГКУ «Центр занятости населения города Советская Гавань», ИП <…>., КГКУ «Управление по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Хабаровского края» г. Советская Гавань, которые расторгнуты в период с 01.01.2015.

Вместе с тем причиной расторжения  договоров послужила не спорная публикация в газете «Тихоокеанская звезда», а утрата обществом статуса гарантирующего поставщика. Доказательств прекращения с обществом договорных отношений на основании содержащейся в публикации информации заявителем не представлено.

Поскольку опубликованная Комитетом информация фактически не повлияла на выбор потребителями поставщика электроэнергии (мощности), не привела к прекращению с обществом договорных отношений, а также к иным негативным с позиции антимонопольного законодательства последствиям для конкуренции, действия Комитета по ценам и тарифам Правительства края не могут расцениваться в качестве нарушения части 1 статьи 15  Закона о защите конкуренции.

В силу статьи 48 Закона о защите конкуренции комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьями 48, 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

 

Рассмотрение дела № 8-01/345 прекратить в связи с отсутствием в рассматриваемых действиях Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края нарушения антимонопольного законодательства.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны