Решение №8-01/13 Решение по жалобе ООО «Вода Евразии» на действия ООО «Водока... от 29 января 2020 г.
Текст документа
Сохранить как PDFКомиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю в составе председательствующего– заместитель руководителя Хабаровского УФАС России, членов Комиссии:– главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти Хабаровского УФАС России,– ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти Хабаровского УФАС России
в присутствии представителей:
- ООО «Водоканал» - генеральный директор,
- ООО «Вода Евразии» - по доверенности от 24.01.2020,
рассмотрев жалобу ООО «Вода Евразии» на действия ООО «Водоканал» при проведении открытого конкурса на поставку химреагентов (жидкий хлор, оксихлорид алюминия) (извещение №31908737748), материалы дела №8 -01/13(027/01/18.1-80/2020),
УСТАНОВИЛА:
В Хабаровское УФАС России поступила жалоба ООО «Вода Евразии» на действия ООО «Водоканал» при проведении открытого конкурса на поставку химреагентов (жидкий хлор, оксихлорид алюминия) (извещение №31908737748).
Из жалобы следует, что объединение двух видов химических реагентов в один лот противоречит Федеральному закону от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», препятствует подаче заявки.
Из письменных возражений ООО «Водоканал» от 27.01.2020 №71 следует, что объединение указанных реагентов в один лот обусловлено потребностью предприятия, товары имеют единое назначение и являются технологически и функционально взаимосвязанными между собой, так как используются для одной цели - получение питьевой воды.
Представитель заявителя доводы жалобы ООО «Вода Евразии» в заседании комиссии Хабаровского УФАС России поддержал в полном объеме.
Доводы, изложенные в возражениях, представитель ООО «Водоканал» в заседании комиссии поддержал в полном объеме.
Заслушав представителей лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, рассмотрев материалы дела, комиссия пришла к следующему выводу.
Жалоба рассматривается комиссией по правилам статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).
Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц установлены Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон № 223-ФЗ).
В соответствии с частями 1,2 статьи 2 Закона №223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закон №223-ФЗ не определяет порядок закупки товаров, работ, услуг, а устанавливает обязанность заказчиков разработать и утвердить положение о закупке – документ, регламентирующий закупочную деятельность заказчика и содержащий требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, в связи с чем заказчик вправе самостоятельно установить в положении о закупке способы закупок, порядок и условия их применения.
Согласно части 1 статьи 1 Закона №223-ФЗ целями регулирования данного закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона №223-ФЗ заказчики обязаны исходить из принципа целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика.
Согласно ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в том числе: требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика (п. 1); требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке (п. 2); требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик (п. 3); требования к участникам такой закупки (п. 9).
Данные правовые нормы позволяют сделать вывод о том, что именно заказчик (организатор торгов) наделен правом установить в документации о торгах порядок и условия их проведения, установить требования к закупаемому товару, исходя из имеющейся у заказчика потребности. Иные лица подобным правом не обладают.
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия из применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
30.12.2019 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru ООО «Водоканал» размещено извещение о закупке №31908737748 о проведении открытого конкурса на поставку химреагентов (жидкий хлор, оксихлорид алюминия). Срок подачи заявок – с 31.12.2019 по 20.01.2020. Дата подведения итогов – 20.01.2020.
Начальная (максимальная) цена – 18 793 930,00 руб.
Разделом 2 конкурсной документации для проведения открытого конкурса на поставку химреагентов (жидкий хлор, оксихлорид) (далее – документация) установлен общий порядок проведения открытого конкурса.
Пунктом 2.2 раздела 2 документации установлены требования к содержанию, форме, оформлению, составу, сроку действия заявки, поданной участником.
Требования к участникам закупки установлены пунктом 2.3 раздела 2 документации.
В соответствии с пунктами 3,4 информационной карты предметом договора является поставка химреагентов (хлора жидкого, оксихлорида алюминия) для целей хозяйственно-питьевого водоснабжения.
Пунктом 6 информационной карты установлено количество требуемого к поставке товара: хлор жидкий – 17,6 тонны, оксихлорид алюминия – 384 тонны.
В соответствии с протоколом от 20.01.2020 №18/1 заседания комиссии по вскрытию конвертов с заявками, от 20.01.2020 №18/2 заседания комиссии по рассмотрению заявок на участие в открытом конкурсе в установленный срок подана одна заявка ООО «Метахим», которая признана соответствующей требованиям конкурсной документации, допущена к участию в конкурсе, конкурс признан несостоявшимся в связи с подачей единственной заявки.
В соответствии с СП 31.13330.2012 «Свод правил. Водоснабжение. Наружные сети и сооружения» (утв. Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 №635/14) обеззараживание воды подземных водоисточников реагентными методами следует осуществлять, как правило, по одноступенчатой схеме с вводом реагента перед контактными резервуарами, а поверхностных – по двухступенчатой, с дополнительной точкой ввода перед смесителями (п. 9.115); Использование жидкого хлора следует предусматривать на объектах при расходе хлора не менее 40 кг/сут. (п. 9.116); Организация расходных складов жидкого хлора производится в соответствии с требованиями правил безопасности при производстве, хранении, транспортировки и применении хлора (ПБ) (п. 9.117).
Из выписки из постоянного технологического регламента подготовки воды ООО «Водоканал» следует, что технологический процесс заключается в том, что на первой ступени производится первичное хлорирование исходной воды, совмещая процессы первичного обеззараживания воды с процессом коагулирования с использованием больших доз хлора. Коагулирование воды – процесс осветления и обесцвечивания воды с применением оксихлорида алюминия, который в свою очередь используется при очистке водопроводной воды перед отстаиванием и фильтрацией. Таким образом, оба реагента взаимодействуют между собой в процессе очистки воды на первой ступени и используются с одной целью.
Таким образом, материалами дела подтверждается потребность заказчика ООО «Водоканал» в приобретении двух химреагентов одновременно для очистки воды, при этом хлора закупается меньшее количество относительно оксихлорида алюминия, в связи с чем выделение жидкого хлора в отдельный лот может привести к отсутствию заинтересованности у поставщиков и невозможности приобретения жидкого хлора в таком количестве в требуемые заказчику сроки
Поскольку нормами Закона №223-ФЗ не установлен прямой запрет на объединение в один лот нескольких товаров, заказчик ООО «Водоканал» обосновал необходимость объединения в один лот закупку двух химреагентов, комиссия Хабаровского УФАС России пришла к выводу признать жалобу необоснованной.
В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона (часть 20 статьи 18.1).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО «Вода Евразии» на действия ООО «Водоканал» при проведении открытого конкурса на поставку химреагентов (жидкий хлор, оксихлорид алюминия) (извещение №31908737748) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его принятия.