Решение №4/928 Решение о прекращении рассмотрения дела по жалобе ООО «Эспер... от 4 февраля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 027/10/18.1-90/2022

 

Резолютивная часть решения объявлена 04 февраля 2022 года.

Решение изготовлено в полном объеме 04 февраля 2022 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению жалоб на нарушение процедур торгов и порядка заключения договоров, порядка осуществления мероприятий при реализации проекта по строительству объекта капитального строительства, в составе:

 

председателя комиссии:               

 

 

членов комиссии:                            

 

 

 

в отсутствии представителей заявителя (ООО «Эсперанс-Тур»), надлежащим образом извещенных о дате, месте и времени рассмотрения жалобы,

в присутствии представителей Управления дорожной деятельности и внешнего благоустройства  Администрации г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края –,

рассмотрев жалобу ООО «Эсперанс-Тур» и материалы дела № 027/10/18.1-90/2022),

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступила жалоба ООО «Эсперанс-Тур» (вх. № 8/802 от 26.01.2022) на действия Управления дорожной деятельности и внешнего благоустройства  Администрации г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края – при размещении извещения о начале приема заявок на осуществление регулярных перевозок по маршруту № 3 «ул. Уральская – ул. Юбилейная».

Заявитель жалуется на необоснованные и не соответствующие требованиям Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 220-ФЗ)  действия Управления дорожной деятельности и внешнего благоустройства  Администрации г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края (далее – Управление) в ходе организации приема заявок на осуществление регулярных перевозок по маршруту № 3 «ул. Уральская – ул. Юбилейная».

 

Жалоба рассматривается Комиссией Хабаровского УФАС России по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Статьей 18.1 Закона о защите конкуренции установлен порядок обжалования действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг, отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

Действия (бездействие) могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование  связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным  лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

По правилам указанной статьи проверке подлежит соблюдение установленной законодательством и иными нормативными правовыми актами процедуры организации и проведения торгов, иной закупки, процедуры заключения договоров по результатам торгов, закупок.

 

В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 220-ФЗ) отношения по организации регулярных перевозок, не урегулированные нормативными правовыми актами Российской Федерации и актами субъектов Российской Федерации, регулируются муниципальными нормативными правовыми актами.

Во исполнение пункта 3 статьи 2 Федерального закона № 220-ФЗ Постановлением администрации города Комсомольска-на-Амуре от 04 августа 2021 года № 1399-па, утверждено Положение об организации транспортного обслуживания населения на муниципальных маршрутах регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на территории города Комсомольска-на-Амуре по регулируемым и нерегулируемым тарифам (далее – Положение).

В соответствии с пунктом 2 статьи 21 Федерального закона № 220-ФЗ открытый конкурс проводится уполномоченным органом местного самоуправления, установившими муниципальный маршрут регулярных перевозок.

На основании решения Комсомольской-на-Амуре городской Думы от 29 июля 2015 г. № 71 «Об органе местного самоуправления муниципального образования городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре», администрация города Комсомольска-на-Амуре является уполномоченным органом на осуществление функций по организации регулярных перевозок, в соответствии с положениями Федеральным законом № 220-ФЗ.

Решением Комсомольской-на-Амуре городской Думы от 22 июля 2020 г. № 80 «О внесении изменений в решение Комсомольской-на-Амуре городской Думы от 5 мая 2016 г. № 29 «Об учреждении Управления дорожной деятельности и внешнего благоустройства администрации города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края» полномочия по решению вопросов местного значения по созданию условий для предоставления транспортных услуг населению города и организации транспортного обслуживания населения на территории города переданы Управлению дорожной деятельности и внешнего благоустройства администрации города (далее - организатор перевозок).

Извещение о начале приема заявок на осуществление регулярных перевозок по маршруту № 3 «ул. Уральская – ул. Юбилейная» размещено на сайте органов местного самоуправления города Комсомольска-на-Амуре (https://www.kmscity.ru/activity/sector/transport/news/) 20 января 2022 года.

В извещении размещена информация:

«Извещение о начале приема заявок на осуществление регулярных перевозок по маршруту № 3 «ул. Уральская – ул. Юбилейная»

Администрация города Комсомольска-на-Амуре уведомляет о начале приема заявок от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей или уполномоченных участников договора простого товарищества на осуществление регулярных перевозок по маршруту № 3 «ул. Уральская – ул. Юбилейная»

Заявки принимаются в соответствии с установленным периодом:

- дата и время начала приема заявок – 21 января 2022 года, время 09 ч. 00 мин.

- дата и время окончания приема заявок – 31 января 2022 года, время 18 ч. 00 мин.

Адрес – город Комсомольск-на-Амуре, ул. Аллея Труда, д. 13, каб. 203

Информация о маршруте:

- вид транспортного средства – автобус

- класс автобуса – большой (6 ед)/средний (4 ед)

- срок осуществления перевозок – со 02 февраля 2022 года до 31 июля 2022 года

Документы для скачивания – перечень ТС, заявление о намерении осуществления перевозок, анкета, разъяснения к конкурсной процедуре

 

В соответствии частью 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции установлены два самостоятельных правомочия антимонопольного органа, реализуемые в различных процедурах: возбуждение и рассмотрение дел о нарушениях антимонопольного законодательства (пункт 1); рассмотрение жалоб на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, продажи государственного или муниципального имущества (пункт 4.2).

Регулирование первого из приведенных правомочий осуществляется нормами главы 9 Закона о защите конкуренции «Рассмотрение дел о нарушении антимонопольного законодательства», рассмотрению жалоб на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов посвящены нормы статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Поступившая в Управление жалоба принята к рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренция. При этом, принимая такое решение, антимонопольный орган исходил из принципов оперативности и эффективности, действенности принимаемых мер в процедуре, предусмотренной статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, в отличие от порядка, закрепленного главой 9 Закона о защите конкуренции.

Частями 2 и 3 статьи 19 Закона № 220-ФЗ предусмотрено, что свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются как по результатам проведения открытого конкурса, так и без проведения конкурса.

Частью 3 статьи 19 Закона № 220-ФЗ предусмотрен исчерпывающий перечень случаев, при наступлении которых допускается выдача свидетельств об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута без проведения открытого конкурса:

1) после наступления обстоятельств, предусмотренных частью 10 статьи 24 (отказ участника открытого конкурса, которому предоставлено право на получение свидетельств) либо пунктом 1 (вступление в законную силу решения суда об аннулировании лицензии), 2 (вступление в законную силу решения суда о прекращении действия данного свидетельства) или 7 (решение уполномоченного органа о прекращении действия свидетельства) части 1 статьи 29 настоящего Федерального закона, и до начала осуществления регулярных перевозок в соответствии с новым свидетельством об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, выданным по результатам проведения открытого конкурса.

2) по маршруту регулярных перевозок, установленному в целях обеспечения транспортного обслуживания населения в условиях чрезвычайной ситуации.

Из приведенной правовой нормы усматривается, что в указанных случаях, когда действие ранее выданного свидетельства прекращено, до проведения открытого конкурса и начала деятельности перевозчика в соответствии с новым свидетельством об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, полученным по результатам проведения такого конкурса, свидетельство и карты маршрута выдаются без проведения торгов.

При этом в части 6 статьи 19 Закона № 220-ФЗ оговорено, что без проведения открытого конкурса свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карты маршрута регулярных перевозок выдаются в день наступления обстоятельств, которые явились основанием для их выдачи, один раз на срок, который не может превышать сто восемьдесят дней.

Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, участники договора простого товарищества, которым свидетельства об осуществлении перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующих маршрутов выдаются без проведения открытого конкурса, определяются в порядке, установленном законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (часть 3.1 статьи 19 Закона № 220-ФЗ).

Положением в разделе «Х» также установлено, что без проведения открытого конкурса свидетельство и карты маршрута регулярных перевозок выдаются в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 19 Закона № 220-ФЗ.

 

Из пояснений Управления (вх. № 8/1092 от 01.02.2022) следует.

Постановлением администрации города Комсомольска-на-Амуре от 11.06.2021 № 1014-па утвержден Документ планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа транспортом общего пользования на территории г. Комсомольска-на-Амуре на 2021 – 2026 годы (далее – ДПРП).

Поскольку ДПРП был предметом неоднократного оспаривания со стороны перевозчиков в судебном порядке, конкурсные процедуры не были организованы и проведены в связи с рисками отмены ДПРП. 10 августа 2021 года Центральным районным судом г. Комсомольска-на-Амуре вынесено решение о том, что ДПРП не противоречит федеральному законодательству  и другим нормативным правовым актам, имеющим юридическую силу. Данное решение вступило в законную силу 03 декабря 2021 года.

В соответствии с Положением процедура проведения конкурса является довольно длительной. В силу того, что в соответствии с ДПРП ряд муниципальных маршрутов подлежал отмене 01 февраля 2022 года, проведение конкурса до данного срока было невозможным.

В целях недопущения прекращения транспортного сообщения в городе, учитывая социальную значимость непрерывности осуществления пассажирских перевозок, в условиях крайней необходимости принято решение о выдаче временных свидетельств. В связи с отсутствием правового регулирования при указанных обстоятельствах применены правоотношения по аналогии права, устанавливающего порядок выдачи свидетельств без проведения конкурса в условиях чрезвычайной ситуации.

 

Совокупность вышеизложенных норм свидетельствует о том, что Управление не имело правовых оснований для выдачи временного свидетельства на право обслуживания искомого маршрута без проведения торгов.

В то же время в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися.

Таким образом, заявитель вправе подать жалобу в антимонопольный орган только на такие процедуры торгов, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При этом статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплено, что защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд. Защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом. Решение, принятое в административном порядке, может быть оспорено в суде.

Выдача свидетельств об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута без проведения открытого конкурса не является торгами, обязательными в силу законодательства Российской Федерации и, соответственно, жалобы на указанный порядок не подлежат рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Поскольку, как отмечено выше, проведение торгов для Управления при установленных фактических обстоятельствах не являлось обязательным, ООО «Эсперанс-Тур» не вправе обжаловать действия Управления в антимонопольном органе в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, в связи с чем, рассмотрение дела по ее жалобе подлежит прекращению на основании частей 1, 21 статьи 18.1 Закона.

 

На основании изложенного, руководствуясь статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,  

   

РЕШИЛА:

 

1. Рассмотрение дела по жалобе ООО «Эсперанс-Тур» на действия Управления дорожной деятельности и внешнего благоустройства  Администрации г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края – при размещении извещения о начале приема заявок на осуществление регулярных перевозок по маршруту № 3 «ул. Уральская – ул. Юбилейная», извещение (https://www.kmscity.ru/activity/sector/transport/news/), прекратить.

2. Снять ограничения о приостановлении торгов, наложенные письмом Хабаровского УФАС России от 31 января 2022 года № 4/719.

3. Передать жалобу в отдел контроля органов власти Хабаровского УФАС России для рассмотрения в соответствии с главой 9 ФЗ «О Защите конкуренции».

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны