Постановление №60 Постановление № 60 в отношении ПАО «Совкомбанк» от 24 ноября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 60

  о наложении штрафа по делу №  4-05/64

 об административном правонарушении

 

 

18 сентября      2015 года                                                                г. Хабаровск

 

Заместитель руководителя  Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю  <…>  рассмотрел протокол об административном правонарушении от 27.08.2015 года  и материалы дела    № 4-05/64 об административном правонарушении в отношении ПАО  «Совкомбанк» (ИНН 4402002936,  КПП 440101001, местонахождение: г. Кострома, пр. Текстильщиков, 46)  в  связи с распространением ненадлежащей рекламы  финансовых услуг.

Дело рассмотрено в присутствии представителя    ПАО   «Совкомбанк» -  <…> (по доверенности).

УСТАНОВИЛ:

 

При осуществлении государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе Хабаровским УФАС России 23 июля 2015 года отслежена наружная  реклама ПАО «Совкомбанк», распространяемая в городе Хабаровске на улице  Карла Маркса (район ост. Павленко), следующего содержания:

Крупным шрифтом:

 «СОВКОМБАНК. Нужен хороший процент по вкладу? Вклад  «Максимальный доход» 14, 5% годовых. Звонок по России бесплатный  8 800 100 000 6, Вклады застрахованы. Система страхования вкладов».

Мелким шрифтом (серыми буквами на белом фоне 44 мм):

«Вклад «Максимальный доход» для  физ лиц.. Мин. сумма вклада  -30 000 руб. срок 3 года. Ставка 14, 5% годовых при востребовании вклада на сроке 91 день, 12% -на сроке 366 дней, 11% -на сроке 731 и  1096 дней. При снятии средств на иных сроках, кроме указанных, проценты выплачиваются исходя из наибольшего полного периода нахождения средств во вкладе. А за период, превышающий данный срок  - по ставке 0,1% годовых. На сроке менее 91 дня- 0, 1 % годовых. ПАО  «Совкомбанк» Генеральная лицензия Банка России  № 963. На правах рекламы».

 

  Кроме того, указанная реклама размещалась по адресам  в г. Хабаровске:

ул. Волочаевская, - ул. Гамарника;

пр-т 60 лет Октября, 86;

ул. Краснореченская - ул. Айвозовского;

ул. Краснореченская, 71

ул. Льва Толстого, рынок;

ул. Пионерская, ул. Богачева;

ул. Пионерская – ул. Запарина;

ул. Серышева, 52;

Уссурийский бульвар – Запарина (призматрон);

ул. Промышленная, 6:

ул. Тихоокеанская, магазин «Маяк»;

ул. Пионерская - ул. Индустриальная;

ул. Промышленная – Восточное шоссе;

ул. Волочаевская (АЗС 2);

Воронежское шоссе (завод Балтика);

ул. Ленина – ул. Постышева;

ул. Пионерская – ул. Шевчука;

ул. Пионерская – ул. Бийская;

 

Срок размещения указанной рекламы с 10 июля  по 08 августа   2015 года.

 

Реклама ориентирована на неопределенный круг лиц,  целенаправленно направлена на мотивацию потребителя рекламы на выбор услуги и на условия выгодного  накопления денежных средств путем депозитного вклада. Реклама побуждает совершить определенные  действия в отношении объекта рекламирования, а именно вступить в конкретные правоотношения с банком по заключению договора вклада  на определенных рекламой условиях -     «14, 5 % годовых».

         Создавая привлекательные условия возможности по заключению  депозитного договора, реклама стимулирует население для обращения  в кредитную организацию для заключения договора банковского вклада.

 

            Проверкой официального сайта ПАО «Совкомбанк» www. sovcombank.ru  29.07.2015 года установлено, что Банк предлагает   рублевый вклад «Максимальный доход» при минимальной сумме вклада 30 000  рублей,  при сроке хранения 3 года  с процентной ставкой 11 % годовых в рублях. Указанная процентная ставка для вкладов  в валюте не предусмотрена.

             Процентная ставка 14,5% годовых предусмотрена  при сроке хранения 91 день.  При иных сроках  предусмотрены иные процентные ставки.

            Кроме того,  существует возможность   пополнения вклада от 1000 рублей и отсутствует частичное снятие. В рекламе данная информация отсутствует.

В соответствии с пунктом 2  части 2   статьи 28 ФЗ «О рекламе», реклама  банковских,  страховых и иных финансовых услуг не должна  умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

         К условиям, влияющим на сумму  доходов, относятся: минимальная  сумма вклада, срок размещения вклада, процентная ставка, возможность пополнения, минимальный размер дополнительного взноса, периодичность начисления процентов, наличие или отсутствие капитализации, изменение процентной   ставки внутри срока договора,  процентная ставка при досрочном  востребовании вклада, а также иные условия, если  они могут повлиять на сумму доходов.

 

В содержании рекламы вклада «Максимальный доход», распространяемой на средствах наружной рекламы, содержится указание на условия договора по вкладу.

Необходимая информация нанесена на баннеры наружной рекламы мелким нечитаемым шрифтом, что не позволяет потребителю рекламы ознакомиться и воспринять информацию о сумме, валюте, срок вклада и это вводит потребителя в заблуждение, что при пользовании обозначенной услугой возможно вложение любой суммы, на  любой  срок под ставку   14, 5% годовых.

         Также, реклама не позволяет определить о какой  именно валюте  вклада  идет речь,   так как,  указание в ней только одного условия –  максимальной возможной процентной ставки без указания валюты вклада, является неполной информацией по условиям, влияющим на окончательную сумму доходов, которую рассчитывает получить вкладчик при заключении договора по любому виду вклада.

         Согласно части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе»  не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения  или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Учитывая изложенное, несмотря на формальное наличие в рекламе части существенной информации об условиях договора банковского вклада, форма предоставления данных сведений такова, что они не воспринимаются потребителями и фактически в рекламе отсутствуют.

На рекламных щитах, информация, размещенная в нижней части рекламы, недоступна, так как размер шрифта очень маленький. Для пассажиров и водителей движущегося транспорта время считывания рекламной информации  ограничено и, следовательно, информация, нанесенная на баннер мелким шрифтом, также недоступна для восприятия.

Информация о существенных условиях вклада  выполнена столь мелким по сравнению с основным рекламным текстом шрифтом, что делает невозможным ее восприятие и вводит потребителя в заблуждение относительно условий по рекламируемому вкладу.

 

В соответствии  со статьей 3 ФЗ «О рекламе»  реклама - это информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному  кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирования или поддержания интереса к нему и его продвижение на рынке.

Совокупность таких особенностей спорной рекламы, как ограниченное время считывания информации, объем информации, размещенной в рекламе, размер шрифта, которым написаны существенные условия получения услуги, лишают возможности потребителя  получить полный текст (информацию) рекламы.

 

Учитывая изложенное, несмотря на формальное наличие в рекламе существенной информации обо всех условиях договора банковского вклада, форма предоставления данных сведений такова, что они не воспринимаются потребителями, так как размер шрифта очень маленький и исключена возможность максимального приближения к ней потребителя (рекламные конструкции формата 3м на 6 м высотой  3м и более).

Тот факт, что существенная информация  в спорной рекламе не читается, очевидно усматривается при визуальном просмотре текста наружной рекламы.

Поскольку существенной является не только информация  привлекательная для потребителей (написана крупным шрифтом), но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей рекламы банковских услуг, отсутствие каких-либо сведений, в том числе и доступных, об условиях вклада, может привести к искажению смысла рекламы и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемой банковской услугой, так как данная информация сложно воспринимаема или вообще недоступна для потребителей.

Учитывая, что рекламные щиты расположены в оживленных местах, на пересечении городских улиц, размещенная на них информация должна быть краткой. Это обусловлено тем, что большинство людей, на которых рассчитана информация находятся в движении (водители, пешеходы) и имеют лишь секунды для ее восприятия. Кроме того, щиты расположены на высоте более 3 метров (нижний край), что требует подъема головы. Поэтому для безопасности потребителей информация должна схватываться практически мгновенно. Таким критериям соответствуют только название банка, и наименование вклада с процентной ставкой.

Читабельность же основного информационного блока, расположенного внизу баннера, представляется крайне затруднительной. Размер букв составляет 44 мм, что недостаточно для качественного восприятия рекламы.

 

Таким образом, реклама вклада ПАО  «Совкомбанк» противоречит  части 7 статьи 5, пункту 2 части 2 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

В процессе рассмотрения дела представитель банка согласилась с выявленным нарушением.

 В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований статей 5, 28 Закона  несет рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Установлено, что рекламодателем, в интересах которого распространялась реклама, является ПАО  «Совкомбанк», определившее объект рекламирования и содержание  рекламы.  Данный факт подтверждается  письмом ООО «Гэллэри Сервис» а г. Хабаровске от 28.07.2015 года, договором  № 2335/ГС-13  от 26.08.2013 года, заключенным между ООО «Гэллэри Сервис» и    ООО ИКБ  «Совкомбанк».

 

На основании части 1  статьи 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях нарушение рекламодателем, рекламораспространителем законодательства о рекламе (ненадлежащая реклама) влечет наложение административного штрафа.

При назначении административного наказания ПАО «Совкомбанк» учитывалось, что в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 4.3. КоАП РФ повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный статьей 4.6. КоАП РФ является обстоятельством, отягчающим административную ответственность.

Постановлением №  72  от  06.11.2014  года по делу № 4-05/76  ОАО   ИКБ «Совкомбанк» (ПАО «Совкомбанк» явилось полным правопреемником  всех прав и обязанностей  ОАО   ИКБ «Совкомбанк»)   подвергалось административному штрафу в размере 100 000 рублей за ненадлежащую рекламу финансовых услуг (кредит  «12% + подарок»).

 

Руководствуясь статьей  33 Федерального закона «О рекламе», статьями 14.3, 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

 

         1. Признать ПАО «Совкомбанк» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного часть. 1  статьи  14.3. КоАП РФ.

         2. Применить к ПАО   «Совкомбанк» меру ответственности в виде административного штрафа за ненадлежащую рекламу в размере 200 000   (двести  тысяч)  рублей.

 

         Согласно части 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не  позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Сумма штрафа, уплаченная за нарушение законодательства о рекламе, зачисляется в бюджет:

получатель УФК по Хабаровскому краю (Хабаровское УФАС России), р/c 40101810300000010001, отделение Хабаровск г. Хабаровска, БИК 040813001, ИНН 2721023142, КПП 272101001, код 161 11626000016000140, ОКТМО  08701000001.

При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении шестидесяти дней  со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, должностное лицо, вынесшее постановление, направляет соответствующие материалы судебному приставу - исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо, вынесшее постановление, принимает решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ.

 

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в  арбитражный суд  в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны