Решение №8-01/211 по жалобе ООО «Феррум» на действия ПАО «Авиационная холдинго... от 10 июля 2019 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ №8-01/211

(027/01/18.1-367/2019)

10 июля 2019 года г. Хабаровск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю в составе

<…>

в присутствии представителей:

- ООО «Феррум» - уведомленное о дате, времени и месте рассмотрения дела, явку своих представителей в заседание комиссии не обеспечило,

- ПАО «Авиационная холдинговая компания «Сухой» в лице Филиала «КнААЗ им. Ю.А. Гагарина» - уведомленное о дате, времени и месте рассмотрения дела, явку своих представителей в заседание комиссии не обеспечило,

рассмотрев жалобу ООО «Феррум» на действия ПАО «Авиационная холдинговая компания «Сухой» в лице Филиала «КнААЗ им. Ю.А. Гагарина» при проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку оргоснастки рабочих мест (извещение №31907955522), материалы дела №027/01/18.1-367/2019,

УСТАНОВИЛА:

В Хабаровское УФАС России поступила жалоба ООО «Феррум» на действия ПАО «Авиационная холдинговая компания «Сухой» в лице Филиала «КнААЗ им. Ю.А. Гагарина» при проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку оргоснастки рабочих мест (извещение №31907955522).

Из жалобы следует, что при проведении запроса предложений, в нарушении Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Положения о закупке, на официальном сайте не опубликованы разъяснения закупочной документации.

ПАО «Авиационная холдинговая компания «Сухой» в лице Филиала «КнААЗ им. Ю.А. Гагарина» в представленном отзыве доводы жалобы отклонил, пояснив, что запрос не был направлен на указанный в извещении электронный адрес контактного лица по настоящей закупке torgi@knaapo.com, также копия запроса не была направлена на общезаводской электронный адрес info@knaapo.com, поскольку обществом не соблюден пп. 12.1 п. 12 раздела 1 документации о закупке, запрос разъяснений закупочной документации ООО «Феррум» не направлялся, соответственно на официальном сайте не размещался.

Рассмотрев материалы дела, комиссия пришла к следующему выводу.

Жалоба рассматривается комиссией по правилам статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).

Принятие решения по жалобе ООО «Феррум» в порядке ч. 14.1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции откладывалось до 15:30 10.07.2019.

Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц установлены Законом о закупках.

В силу части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: 1) информационная открытость закупки; 2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; 3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; 4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закон о закупках не определяет порядок закупки товаров, работ, услуг, а устанавливает обязанность заказчиков разработать и утвердить положение о закупках - документ, регламентирующий закупочную деятельность заказчика и содержащий требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения, а также порядок заключения и исполнения договоров, в связи с чем заказчик вправе самостоятельно установить в положении о закупке способы закупок, порядок и условия их применения.

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Частью 5 статьи 4 Закона о закупках установлено, что при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи. В случае, если при заключении и исполнении договора изменяются количество, объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в итоговом протоколе, не позднее чем в течение десяти дней со дня внесения изменений в договор в единой информационной системе размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий. При закупке у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) информация о такой закупке, предусмотренная настоящей частью, может быть размещена заказчиком в единой информационной системе в случае, если это предусмотрено положением о закупке.

Из части 10 статьи 4 Закона о закупках следует, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке: требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы; требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке; требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги, которые является предметом конкурентной закупки, их функциональных характеристик (потребительских свойств), количественных и качественных характеристик; место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги; сведения о начальной (максимальной) цене договора (цена лота); форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги; порядок формирования цены договора (цены лота) с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей; порядок, дата начала, дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке (этапах конкурентной закупки) и порядок подведения итогов такой закупки (этапов такой закупки); требования к участникам такой закупки.

Участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки (часть 5 статьи 3 Закона о закупках).

На основании пункта 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В соответствии со ст. 3.2 Закона о закупках установлено, что любой участник конкурентной закупки вправе направить заказчику в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и положением о закупке, запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке (п. 2); в течение трех рабочих дней с даты поступления запроса заказчик осуществляет разъяснение положений документации о конкурентной закупке и размещает их в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания участника такой закупки, от которого поступил указанный запрос. При этом заказчик вправе не осуществлять такое разъяснение в случае, если указанный запрос поступил позднее чем за три рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке (п. 3); разъяснения положений документации о конкурентной закупке не должны изменять предмет закупки и существенные условия проекта договора (п. 4).

05.06.2019 ПАО «Авиационная холдинговая компания «Сухой» в лице Филиала «КнААЗ им. Ю.А. Гагарина» на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение о закупке №31907955522 о проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку оргоснастки рабочих мест. Дата начала срока подачи заявок – 13.06.2019 (МСК). Дата и время окончания подачи заявок – 24.06.2019 в 01:00 (МСК). Дата рассмотрения первых частей заявок – 26.06.2019. Дата рассмотрения вторых частей заявок – 01.07.2019. Дата подведения итогов – 03.07.2019 (МСК). Начальная (максимальная) цена контракта – 7 965 682 ,47 руб.

Пунктом 12 раздела 1 закупочной документации №2.49.1373-2019 установлены правила разъяснения положений документации о закупке.

Согласно пп. 12.1 п. 12 раздела 1 закупочной документации Участники вправе обратиться к заказчику за разъяснениями положений закупочной документации. Запросы разъяснений направляются заказчику в форме официального письма за подписью руководителя организации. К письму в обязательном порядке должен быть приложен документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени участника закупки - юридического лица (аналогичен указанному в подпункте 5 пункта 2.2.1 настоящей документации). Письмо, содержащее в себе запрос разъяснений, должно быть отправлено в форме электронного документа (подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью участника закупки), в соответствующий раздел объявления о закупке на ЭТП. Одновременно с этим копии письма должны быть направлены на указанный в извещении e-mail torgi@knaapo.com, а также на info@knaapo.com. Срок начала приема Заказчиком запросов о разъяснении закупочной документации: совпадает с датой и временем начала подачи заявок на участие.

Таким образом, срок на подачу запросов на разъяснения закупочной документации – с 13.06.2019 до 21.06.2019.

В соответствии с пп. 12.2 п. 12 раздела 1 закупочной документации если запрос разъяснений поступает не позднее, чем за 3 рабочих дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке, заказчик разъясняет закупочную документацию или дополняет её и размещает информацию на официальном сайте (при необходимости).

Согласно пп. 12.4 п. 12 раздела 1 закупочной документации для подачи запроса разъяснений в адрес заказчика участник обязан воспользоваться Формой №3 раздела 4 закупочной документации.

В соответствии с пп. 12.5 п. 12 раздела 1 закупочной документации точное время получения запросов, поданных по форме №3, от участников определяется на основании данных программных средств заказчика (Microsoft Outlook, Bat - дата и время получения электронного сообщения), вне зависимости от даты регистрации исходящего письма участника, подающего запрос.

Согласно пп. 12.6 п. 12 раздела 1 закупочной документации заказчик не принимает вопросы, связанные с корректировкой и изменением проекта договора. Проект договора на выполнение работ по предмету закупки согласован заказчиком, является неотъемлемой частью настоящей документации о закупке и изменению не подлежит.

В соответствии с пп. 12.7 п. 12 раздела 1 закупочной документации заказчик вправе не отвечать на запросы разъяснений, поданные с нарушением формы и/или порядка подачи запросов разъяснений, установленных документацией о закупке.

ООО «Феррум» в материалы дела представленыа копия скриншота о направлении запроса на разъяснения положений документации о закупке в соответствующий раздел объявления о закупке на ЭТП (msp.roseltorg.ru), а также копии данного запроса на указанный в извещении e-mail torgi@knaapo.com и на общезаводской электронный адрес info@knaapo.com от 13.06.2019 в 17:18 (снимок экрана личного кабинета ЭТП, снимок экрана о подтверждении направления запроса ЭТП заказчику).

Согласно представленных ПАО «Авиационная холдинговая компания «Сухой» в лице Филиала «КнААЗ им. Ю.А. Гагарина» документов следует, что запросы (письма) от заявителя с адресов sales@ferrum.ru, d.chulin@ferrum.ru заказчику не поступали, что подтверждается распечатками (скриншоты) данных с почтового сервера о том, с каких внешних почтовых серверов приходили письма на электронный адрес контактного лица по данной закупке torgi@knaapo.com, а также на общезаводской электронный адрес info@knaapo.com.

Поскольку запрос ООО «Феррум» на разъяснения положений документации о закупке не поступал на электронные адреса ПАО «Авиационная холдинговая компания «Сухой» в лице Филиала «КнААЗ им. Ю.А. Гагарина», указанные в закупочной документации (torgi@knaapo.com, info@knaapo.com), основания для признания действия заказчика нарушающими Закон о закупках, Положение о закупке, закупочную документацию отсутствуют, в данной связи Комиссия Хабаровского УФАС России пришла к выводу признать жалобу необоснованной.

В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона (часть 20 статьи 18.1).

На основании изложенного, руководствуясь статьями 18.1, 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО «Феррум» на действия ПАО «Авиационная холдинговая компания «Сухой» в лице Филиала «КнААЗ им. Ю.А. Гагарина» при проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку оргоснастки рабочих мест (извещение №31907955522) необоснованной.

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

ООО "ФЕРРУМ"
ИНН 5072712165, ОГРН 1025007391386
ПАО "КОМПАНИЯ "СУХОЙ"
ИНН 7740000090, ОГРН 1037740000649