Решение №7/7375 Признать жалобу ООО «РОМАКС» на действия ООО «Транснефть - Д... от 12 июля 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 8-01/164
(027/10/18.1-874/2021)
09 июля 2021 года г. Хабаровск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю в составе
в присутствии представителей от:
- ООО «РОМАКС» -
- ООО «Транснефть - Дальний Восток» - ,
ассмотрев жалобу ООО «РОМАКС», материалы дела № 8-01/164 (027/10/18.1 - 874/2021),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступила жалоба ООО «РОМАКС» на действия ООО «Транснефть - Дальний Восток» при проведении конкурс в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, 0001-207-К-Y12-02031-2021 «21-ТДВ/Услуга/08.2021 услуги клининговой компании по уборке помещений и прилегающей территории Аппарата управления ООО «Транснефть-Дальний Восток» (извещение № 32110147366).
Из жалобы общества следует, что заказчиком необоснованно отклонена заявка ООО «РОМАКС», поскольку представленное обеспечение заявки на участие, в виде банковской гарантии, постностью соответствовало требованиям документации о закупке заказчика. Банковская гарантия оформлена в электронной форме в связи, с чем требование в Документации о предоставлении банковской гарантии на бумажном носителе является ничтожным.
В заседании комиссии представители ООО «Транснефть - Дальний Восток» с доводом жалобы не согласились по основаниям, изложенным в письменном виде, в возражениях на жалобу вх. от 08.07.2021 № 7/9653. В соответствии с пунктом 6.5 Положения о закупке товаров, работ, услуг ПАО «Транснефть» (далее - Положение), в котором заказчиком определен порядок рассмотрения заявок на участие в закупке и допуск заявок на участие в закупке. Согласно пункту 6.5.2 Положения конкурсная комиссия уполномочена отклонить заявку на участие в закупке на любом этапе проведения закупки вплоть до заключения договора в случае, несоответствия участника закупки и/или поданной им заявки на участие в закупке требованиям, установленным документацией о закупке.
Жалоба рассматривается по правилам статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 №135–ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).
Комиссия Хабаровского УФАС, заслушав лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, рассмотрев материалы дела, пришла к следующим выводам.
Статьей 18.1. Закона о защите конкуренции установлен порядок обжалования действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.
Действия (бездействия) могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов (часть 2 статьи 18.1. Закона о защите конкуренции).
По правилам указанной статьи проверке подлежит соблюдение установленного законодательством и иными нормативно-правовыми актами процедуры организации и проведения торгов, иной закупки, процедуры заключения договоров по результатам торгов, закупок (часть 2 статьи 18.1. Закона о защите конкуренции).
Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц установлены Законом о закупках.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: информационная открытость закупки; равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке (часть 5 статьи 3 Закона о закупках).
Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
В силу части 5 статьи 4 Закона о закупках в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная документация, размещение которой в ЕИС предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
Закон о закупках не определяет порядок закупки товаров, работ, услуг, а устанавливает обязанность заказчиков разработать и утвердить положение о закупках - документ, регламентирующий закупочную деятельность заказчика и содержащий требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения, а также порядок заключения и исполнения договоров, в связи, с чем заказчик вправе самостоятельно установить в положении о закупке способы закупок, порядок и условия их применения (часть 2 статьи 2 Закона о закупках).
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (часть 2 статья 2 Закона о закупках).
Из части 10 статьи 4 Закона о закупках следует, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара (пункт 1), требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке (пункт 2); требования к участникам такой закупки (пункт 9); критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке (пункт 13); порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке (пункт 14).
Таким образом, именно заказчик наделен правом устанавливать требования к закупаемым товарам, работам, услугам.
Закупка проводится в соответствии с Законом о закупках, Положения о закупке товаров, работ, услуг ПАО «Транснефть», утвержденным решением совета директоров, вступившим в силу 31.03.2021 (далее - Положение), размещенным на официальном сайте в ЕИС www.zakupki.gov.ru.
Заказчик, организатор закупки, конкурсная комиссия при необходимости истребует от участников закупки представления разъяснений по представленным ими документам в составе заявки на КО, заявки на участие в закупке (пункт 3.19 Положения).
Конкурс, запрос предложений могут проводиться в случае закупки товаров, работ, услуг, при которой сравнение предложений только по цене невозможно или нецелесообразно. Заказчик, организатор закупки при необходимости проводит закупку товаров, работ, услуг путем проведения запроса предложений в случае, если проведение конкурса не обеспечивает поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг в требуемые сроки (пункт 5.2 Положения).
В пункте 4 Положения установлены общие требования к участникам закупки.
В соответствии с пунктом 6.5 Положения происходит рассмотрение заявок на участие в закупке и допуск заявок на участие в закупке.
В силу пункта 6.5.5 Положения на основании результатов рассмотрения заявок на участие в закупке конкурсной комиссией принимается решение о допуске заявок на участие в закупке или отклонении от участия в закупке (пункт 6.5.1 Положения).
Конкурсная комиссия уполномочена отклонить заявку на участие в закупке на любом этапе проведения закупки вплоть до заключения договора в случае, в том числе несоответствия участника закупки и/или поданной им заявки на участие в закупке требованиям, установленным документацией о закупке (пункт 6.5.2 Положения).
29.04.2021 на официальном сайте в ЕИС www.zakupki.gov.ru ООО «Транснефть - Дальний Восток» размещено извещение № 32110147366 о проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, лот № 0001-207-К-Y12-02031-2021 «21-ТДВ/Услуга/08.2021 услуги клининговой компании по уборке помещений и прилегающей территории Аппарата управления ООО «Транснефть-Дальний Восток».
Сроки подачи заявок с 31.05.2021 по 11.05.2021.
Дата и время рассмотрения 1 частей заявок – 20.05.2021.
Дата и время подачи дополнительных ценовых предложений – 24.05.2021.
Дата рассмотрения 2 частей заявок – 18.06.2021.
Дата подведения итогов – 22.06.2021.
Начальная (максимальная) цена договора составляет 11 793 391,06 руб.
Согласно пункту 4 извещения об осуществлении закупки организатор закупки является ПАО «Транснефть».
В пункте 23 извещения об осуществлении закупки установлено, что форма обеспечения заявки на участие в конкурентных закупках, в том числе порядок, срок и случаи возврата такого обеспечения и иные требования к такому обеспечению, в том числе условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок на участие в закупках предусмотрен положением о закупке заказчика в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ) установлены в инструкции для участника закупки. Размер обеспечения заявки на участие в закупке - 117 933,91 рубля (НДС не облагается).
В пункте 10.4.1 инструкции для участника закупки работ, услуг (далее – Инструкция) установлено, что в случае если извещением об осуществлении закупки предусмотрено предоставление обеспечения заявки на участие в закупке, участник закупки в составе своей заявки на участие в закупке должен представить банковскую гарантию или перечислить денежные средства в качестве обеспечения заявки на участие в закупке.
В силу пункта 10.4.2 Инструкции участник закупки, выбравший банковскую гарантию в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, помимо копии, представляемой в составе заявки, должен представить оригинал банковской гарантии по Форме 3 настоящей инструкции в адрес организатора закупки до даты подведения итогов закупки. Бенефициаром по банковской гарантии является организатор закупки (указан в извещении об осуществлении закупки). В случае представления банковской гарантии в качестве обеспечения заявки на участие в закупке участник закупки представляет форму «Адрес для направления письма об отказе от своих прав по банковской гарантии» (Форма 3.3).
Согласно пункту 14.2.2 Инструкции конкурсная комиссия уполномочена отклонить заявку на участие в закупке от дальнейшего участия в закупке на любом этапе проведения закупки вплоть до заключения договора по основаниям и в случаях, указанных в Положении о закупке товаров, работ, услуг заказчика.
Согласно протоколу заседания конкурсной комиссии от 20.05.2021 № 0001-207-К-Y12-02031-2021/Р на участие в конкурсе подано 12 заявок, под защищенными номерами (№1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 9, 10, 11, 12), которые допущены к участию.
Согласно протоколу заседания конкурсной комиссии от 18.06.2021 № 0001-207-К-Y12-02031-2021/КО участники № 1, 2, 3, 4, 5,б 6, 7, 8, 11 соответствуют требованиям и допущены к участию в конкурсе. Участники № 9, 10, 12 отклонены, в связи с несоответствием участника закупки и/или поданной им заявки на участие в закупке требованиям, установленным документацией о закупке.
Согласно итоговому протоколу заседания конкурсной комиссии от 22.06.2021 № 0001-207-К-Y12-02031-2021/И признан победителем закупки участник №6.
Комиссией Хабаровского УФАС России установлено, что участник №9 - ООО «РОМАКС» в составе второй части заявки на участие в закупке представил банковскую гарантию ПАО «АКБ «Абсолют Банк» от 30.04.2021 № 10155692, с указанием в качестве бенефициара ООО «Транснефть - Дальний Восток».
В связи с выявлением указанного несоответствия организатором закупки, руководствуясь пунктом 3.19 Положения, посредством электронной площадки АО «Сбербанк-АСТ» направлен запрос о разъяснении в отношении поданной заявки с указанием на некорректность оформления банковской гарантии, в части указания бенефициара по гарантии. Срок предоставления разъяснений установлен не позднее 12-00 (Мск) 16.06.2021. В установленный срок разъяснений, либо исправленной банковской гарантии в адрес заказчика, организатора торгов не поступало.
В силу пункта 14.2.2 Инструкции, конкурсная комиссия уполномочена отклонить заявку на участие в закупке по основаниям и в случаях, указанным в Положении о закупке. В соответствии с пунктом 6.5.2 Положения конкурсная комиссия уполномочена отклонить заявку на участие, в случае несоответствия участника закупки и/или поданной им заявки на участие в закупке требованиям, установленным документацией о закупке. Как установлено Комиссий Хабаровского УФАС России представленное участником закупки обеспечение заявки не соответствует требованиям пункта 10.4.2 Инструкции.
Таким образом, действия конкурсной комиссии по отклонению заявки №9 - ООО «РОМАКС» следует признать правомерными.
Жалоба общества поступила в Хабаровское УФАС России - 01.07.2021. Поскольку в соответствии с разъяснениями ФАС России от 25.06.2019 №МЕ/53183/19, жалоба на положения документации о закупке может быть направлена любым лицом в антимонопольный орган до окончания срока подачи заявок, то есть согласно данным размещенным в ЕИС до 11.05.2021 в связи, с чем у ООО «РОМАКС» отсутствуют правовые основания по обжалованию положений документации.
Исходя из установленных обстоятельств, комиссией Хабаровского УФАС России принято решение признать жалобу ООО «РОМАКС» на действия ООО «Транснефть - Дальний Восток» необоснованной.
В соответствии с частью 17 статьи 18.1. Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1. части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции (часть 20 статьи 18.1.).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ « О защите конкуренции», комиссия Хабаровского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО «РОМАКС» на действия ООО «Транснефть - Дальний Восток» при проведении конкурс в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, 0001-207-К-Y12-02031-2021 «21-ТДВ/Услуга/08.2021 услуги клининговой компании по уборке помещений и прилегающей территории Аппарата управления ООО «Транснефть-Дальний Восток» (извещение № 32110147366) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его принятия.