Решение №б/н Решение по жалобе ООО «Ватт Групп» на действия ПАО «Авиацион... от 12 февраля 2019 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по делу № 8-01/22
19 февраля 2019 года г. Хабаровск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю в составе председательствующей <…> – заместитель руководителя Хабаровского УФАС России- начальник отдела контроля органов власти, членов Комиссии: <…>–главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти Хабаровского УФАС России, <…>– ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти Хабаровского УФАС России,
ООО «Ватт Групп», ПАО «Авиационная холдинговая компания «Сухой» в лице Филиала «КнААЗ им. Ю.А. Гагарина», уведомленные о дате, времени и месте рассмотрения дела, явку своих представителей не обеспечили,
рассмотрев жалобу ООО «Ватт Групп» на действия ПАО «Авиационная холдинговая компания «Сухой» в лице Филиала «КнААЗ им. Ю.А. Гагарина» при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на оказание услуг по разработке проектов нормативной экологической документации, материалы дела 8-01/22,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступила жалоба ООО «Ватт Групп» на действия ПАО «Авиационная холдинговая компания «Сухой» в лице Филиала «КнААЗ им. Ю.А. Гагарина» при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на оказание услуг по разработке проектов нормативной экологической документации.
Из жалобы общества следует, что требования критериев установлены с нарушением положений законодательства, критерии оценки – квалификация участника содержит подкритерий – опыт работы с контролирующими органами, а именно наличие положительного опыта работы с Департаментом Росприроднадзора по ДФО,
осуществляющей утверждение нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а так же нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ. Заявитель полагает, что опыт работы с органами государственной власти других федеральных округов учитываться не будет, что ограничивает конкуренцию и является нарушением законодательства.
Заказчик в представленном отзыве доводы жалобы отклонил, пояснив, что в ходе оказания услуг по договору исполнителю необходимо осуществлять согласование разрешительных документов непосредственно с Департаментом Росприроднадзора по ДФО. Подкритерий «опыт работы с контролирующими органами» не является обязательным требованием закупочной документации, непредставление сведений и документов, используемых для подтверждения соответствия участника оценочным критериям, не является основанием для отклонения участника закупки. Организатор торгов расположен в Дальневосточном Федеральном округе, где влияние климатических условий на характеристику и параметры источников выделения и выбросов загрязняющих частей в атмосферу, характеристику и параметры газоочистных и пылеулавливающих установок, а также деятельность, связанная с обращением отходов отличается от других регионов России. В числе участников, подавших заявки на участие в закупке, заявитель отсутствует. Запросов, свидетельствующих о намерении участвовать в закупке, заказчику от заявителя не поступало.
Рассмотрев материалы дела, Комиссия пришла к следующему выводу.
Жалоба рассматривается Комиссией по правилам статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).
Статьей 18.1 Закона о защите конкуренции установлен порядок обжалования действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги признаны несостоявшимися.
Действия (бездействие) могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
По правилам указанной статьи проверке подлежит соблюдение организатором торгов, электронной площадкой, конкурсной или аукционной комиссией установленной законодательством Российской Федерации процедуры организации и проведения торгов, процедуры заключения договоров по результатам торгов.
Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц установлены Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон № 223-ФЗ).
Статьей 2 Закона № 223-ФЗ установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом №223-ФЗ, другим федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Закон № 223-ФЗ не определяет порядок закупки товаров, работ, услуг, а устанавливает обязанность заказчиков разработать и утвердить положение о закупках - документ, регламентирующий закупочную деятельность заказчика и содержащий требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения, а также порядок заключения и исполнения договоров, в связи с чем заказчик вправе самостоятельно установить в положении о закупке способы закупок, порядок и условия их применения.
При закупке товаров, работ, услуг заказчики обязаны руководствоваться следующими принципами: 1) информационная открытость закупки; 2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; 3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; 4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки (статья 3 Закона № 223-ФЗ).
Частью 5 статьи 4 Закона № 223-ФЗ установлено, что при осуществлении закупки в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
В соответствии с частью 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ непосредственно в закупочной документации должны быть указаны сведения: о начальной (максимальной) цене договора (цене лота); порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей); требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям; критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке; порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
28.01.2019 ПАО «Авиационная холдинговая компания «Сухой» в лице Филиала «КнААЗ им. Ю.А. Гагарина» на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение № 31907456779 о проведении открытого запроса предложений в электронной форме на оказание услуг по разработке проектов нормативной экологической документации, закупочная документация. Срок окончания подачи заявок – 08.02.2019 в 01:00 (мск), дата рассмотрения заявок – 18.02.2019, дата подведения итогов – 18.02.2019. Начальная (максимальная) цена договора – 3068000,00 руб. с учетом НДС.
Предметом договора является оказание услуг по разработке экологической технической документации - проект нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (ПДВ) по Филиалу ПАО «Компания «Сухой» «КнААЗ им. Ю.А. Гагарина», проект нормативов образования отходов и лимитов их размещения (ПНООЛР) по Филиалу ПАО «Компания «Сухой» «КнААЗ им. Ю. А. Гагарина».
Закупочной документацией установлены требования к оказываемым услугам:
разработку проектов необходимо выполнить в соответствии с Методическим пособием по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, введенным в действие письмом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № 14-01-333 от 24.12.2004, методическим указанием по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации № 349 от 05.08.2014.
Результатом работ будет являться утверждение нормативов и лимитов приказами Департамента Росприроднадзора по ДФО.
Согласно пункту 6 закупочной документации закупочная комиссия отклоняет заявку участника процедуры закупки по следующим основаниям: непредоставление в составе заявки документов и сведений, предусмотренных документацией о закупке; нарушение требований документации о закупке к содержанию и оформлению заявки (в том числе, нарушение требований к описанию предлагаемой продукции / услуг / работ, отсутствие согласия со всеми требованиями/условиями, установленными закупочной документацией и проектом гражданско-правового договора); несоответствие участника процедуры закупки требованиям документации о закупке; несоответствие предлагаемой продукции и условий исполнения договора требованиям, установленным в документации о закупке; несоответствие предложения участника по цене требованиям документации о конкурентной закупке, в том числе: наличие предложения в отношении цены договора (лота), превышающего начальную (максимальную) цену договора; наличие предложения в отношении цены единицы продукции, превышающего начальную (максимальную) цену единицы продукции; наличие предложения в отношении суммы цен единиц продукции, превышающего сумму начальных (максимальных) цен единиц продукции; наличие в составе заявки недостоверных сведений (в том числе об участнике, о предлагаемой им продукции); иные сведения не соответствуют требованиям, установленным в документации о закупке в зависимости от специфики предмета закупки.
Оценка и сопоставление заявок на участие в закупке осуществляется в соответствии с критериями, указанными в закупочной документации (п. 7).
Согласно закупочной документации критериями оценки заявок являются: цена договора –60%, квалификация участника - 40 %.
Рейтинг заявки определяется по каждому критерию, который представляет собой оценку в баллах, получаемую по результатам оценки по критериям. Рассчитывается итоговый рейтинг заявки путем сложения рейтингов по каждому из критериев оценки заявок на участие в закупке, умноженных на коэффициенты значимости данных критериев. Коэффициент значимости (весомости) каждого конкретного критерия устанавливается равным величине значимости такого критерия в процентах, деленному на 100.
Определение рейтинга по критерию «Квалификация участника» осуществляется по формуле:
Rki = ∑Kij
где,
Rki – рейтинг, присуждаемый i-той заявке
Kij - количество баллов, начисленных i-тому участнику по j-тому подкритерию (описаны в таблице №1 настоящего раздела).
Квалификация участника делится на подкритерии: стаж оказания услуг – наличие у участника стажа оказания услуг: менее 1 года – 0 баллов; 1-5 лет –5 баллов; более 5 лет -10 баллов; техническая оснащенность - наличие лицензионного программного обеспечения серии «Эколог» фирмы «Интеграл» для расчетов проектной экологической документации - 20 баллов; опыт участника – количество выполненных договоров по аналогичному предмету закупки (по 5 баллов за договор, максимум – 30 баллов); опыт работы с контролирующими органами - наличие положительного опыта работы с Департаментом Росприроднадзора по ДФО, осуществляющей утверждение нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а так же нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ - по 5 баллов за документы об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а так же нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ, максимум – 40 баллов.
Частью 6 статьи 3 Закона № 223-ФЗ установлено, что заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Согласно пункту 3.2 проекта договора закупочной документации в обязательства исполнителя входит: оказать услуги в соответствии с исходными данными и в сроки, предусмотренные договором, в соответствии с требованиями федерального законодательства РФ в области разработки экологической документации; предоставить сводные краткие данные по годовым нормативам ПДВ и ПНООЛР для комплексной оценки результатов разработки проектов, специалистам Филиала, перед согласованием надзорными органами, с сопроводительным письмом; предоставить разработанную документацию на согласование и утверждение в Департамент Росприроднадзора по ДФО; своевременно и за свой счет исправить замечания по оказанным услугам в соответствии с обоснованными замечаниями надзорных органов; получить и передать Заказчику утвержденную приказами Росприроднадзора экологическую документацию, согласно п. 1.1.1 и п. 1.1.2.
В связи с обязательным утверждением нормативов отходов и выбросов и лимитов на размещение приказами Департамента Росприроднадзора по ДФО участнику необходимо согласовывать документы непосредственно с департаментом.
Приказом Федеральной службы по надзорув сфере природопользования от 25.08.2016 № 542 утверждено Положение о Департаменте Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Дальневосточному федеральному округу, согласно которому Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Дальневосточному федеральному округу, сокращенное наименование - Департамент Росприроднадзора по Дальневосточному федеральному округу (далее - Департамент) является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования межрегионального уровня, осуществляющим отдельные функции Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Росприроднадзор) на территории Дальневосточного федерального округа, и в акваториях внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации, а также территориальным органом Росприроднадзора регионального уровня, осуществляющим отдельные функции Росприроднадзора на территории Хабаровского края.
Департамент, в числе прочего, осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности: устанавливает предельно допустимые выбросы и временно согласованные выбросы, выдает разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ) стационарными источниками, находящимися на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору (п. 4.36, 4.37).
Департамент осуществляет полномочия, предусмотренные в пунктах 4.9 - 4.14, 4.16 - 4.39, 4.41 - 4.42, 4.46 - 4.58, 4.69 - 4.81 настоящего Положения на территории Хабаровского края. По поручению центрального аппарата Росприроднадзора Департамент вправе осуществлять указанные полномочия на территории всех субъектов Российской Федерации, входящих в Дальневосточный федеральный округ (п. 5).
Исходя из изложенного, любой хозяйствующий субъект, независимо от своего местонахождения, оказывающий услуги по утверждению нормативов образования выбросов и отходов на территории Хабаровского края и Дальневосточного федерального округа, должен согласовывать требуемые документы с Департаментом.
Заказчиком в документации установлен оценочный подкритерий о предоставлении в составе заявки документов об утверждении Департаментом Росприроднадзора по ДФО нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а так же нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ, которые следует представить участнику в целях подтверждения соответствия установленным требованиям.
Вместе с тем, исходя из содержания пункта 2.2.4 закупочной документации представление указанных документов не является обязательным и не влияет на допуск к участию в закупке, в связи с чем довод заявителя о несоответствии данного требования антимонопольному законодательству подлежит отклонению.
Установленные в документации требования в равной мере применяются ко всем лицам, имеющим намерение участвовать в закупке, доступу к участию в закупке не препятствуют, в связи с чем довод об установлении в документации требования опыта работы с Департаментом отклоняется, в связи с отсутствием в нем признаков нарушения антимонопольного законодательства.
В соответствии с пунктом 12 закупочной документации участники вправе обратиться к заказчику за разъяснениями положений закупочной документации, общество данным правом не воспользовалось.
В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона (часть 20 статьи 18.1).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО «Ватт Групп» на действия ПАО «Авиационная холдинговая компания «Сухой» в лице Филиала «КнААЗ им. Ю.А. Гагарина» при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на оказание услуг по разработке проектов нормативной экологической документации (извещение № 31907456779) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его принятия.