Решение №б/н Решение по жалобе ООО «Ватт Групп» на действия ПАО «Авиацион... от 12 февраля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 8-01/22

19 февраля 2019 года г. Хабаровск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю в составе председательствующей <…> – заместитель руководителя Хабаровского УФАС России- начальник отдела контроля органов власти, членов Комиссии: <…>–главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти Хабаровского УФАС России, <…>– ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти Хабаровского УФАС России,

ООО «Ватт Групп», ПАО «Авиационная холдинговая компания «Сухой» в лице Филиала «КнААЗ им. Ю.А. Гагарина», уведомленные о дате, времени и месте рассмотрения дела, явку своих представителей не обеспечили,

рассмотрев жалобу ООО «Ватт Групп» на действия ПАО «Авиационная холдинговая компания «Сухой» в лице Филиала «КнААЗ им. Ю.А. Гагарина» при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на оказание услуг по разработке проектов нормативной экологической документации, материалы дела 8-01/22,

 

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступила жалоба ООО «Ватт Групп» на действия ПАО «Авиационная холдинговая компания «Сухой» в лице Филиала «КнААЗ им. Ю.А. Гагарина» при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на оказание услуг по разработке проектов нормативной экологической документации.

Из жалобы общества следует, что требования критериев установлены с нарушением положений законодательства, критерии оценки – квалификация участника содержит подкритерий – опыт работы с контролирующими органами, а именно наличие положительного опыта работы с Департаментом Росприроднадзора по ДФО,

осуществляющей утверждение нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а так же нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ. Заявитель полагает, что опыт работы с органами государственной власти других федеральных округов учитываться не будет, что ограничивает конкуренцию и является нарушением законодательства.

Заказчик в представленном отзыве доводы жалобы отклонил, пояснив, что в ходе оказания услуг по договору исполнителю необходимо осуществлять согласование разрешительных документов непосредственно с Департаментом Росприроднадзора по ДФО. Подкритерий «опыт работы с контролирующими органами» не является обязательным требованием закупочной документации, непредставление сведений и документов, используемых для подтверждения соответствия участника оценочным критериям, не является основанием для отклонения участника закупки. Организатор торгов расположен в Дальневосточном Федеральном округе, где влияние климатических условий на характеристику и параметры источников выделения и выбросов загрязняющих частей в атмосферу, характеристику и параметры газоочистных и пылеулавливающих установок, а также деятельность, связанная с обращением отходов отличается от других регионов России. В числе участников, подавших заявки на участие в закупке, заявитель отсутствует. Запросов, свидетельствующих о намерении участвовать в закупке, заказчику от заявителя не поступало.

Рассмотрев материалы дела, Комиссия пришла к следующему выводу.

Жалоба рассматривается Комиссией по правилам статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Статьей 18.1 Закона о защите конкуренции установлен порядок обжалования действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги признаны несостоявшимися.

Действия (бездействие) могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

По правилам указанной статьи проверке подлежит соблюдение организатором торгов, электронной площадкой, конкурсной или аукционной комиссией установленной законодательством Российской Федерации процедуры организации и проведения торгов, процедуры заключения договоров по результатам торгов.

Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц установлены Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон № 223-ФЗ).

Статьей 2 Закона № 223-ФЗ установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом №223-ФЗ, другим федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Закон № 223-ФЗ не определяет порядок закупки товаров, работ, услуг, а устанавливает обязанность заказчиков разработать и утвердить положение о закупках - документ, регламентирующий закупочную деятельность заказчика и содержащий требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения, а также порядок заключения и исполнения договоров, в связи с чем заказчик вправе самостоятельно установить в положении о закупке способы закупок, порядок и условия их применения.

При закупке товаров, работ, услуг заказчики обязаны руководствоваться следующими принципами: 1) информационная открытость закупки; 2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; 3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; 4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки (статья 3 Закона № 223-ФЗ).

Частью 5 статьи 4 Закона № 223-ФЗ установлено, что при осуществлении закупки в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

В соответствии с частью 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ непосредственно в закупочной документации должны быть указаны сведения: о начальной (максимальной) цене договора (цене лота); порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей); требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям; критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке; порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

28.01.2019 ПАО «Авиационная холдинговая компания «Сухой» в лице Филиала «КнААЗ им. Ю.А. Гагарина» на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение № 31907456779 о проведении открытого запроса предложений в электронной форме на оказание услуг по разработке проектов нормативной экологической документации, закупочная документация. Срок окончания подачи заявок – 08.02.2019 в 01:00 (мск), дата рассмотрения заявок – 18.02.2019, дата подведения итогов – 18.02.2019. Начальная (максимальная) цена договора – 3068000,00 руб. с учетом НДС.

Предметом договора является оказание услуг по разработке экологической технической документации - проект нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (ПДВ) по Филиалу ПАО «Компания «Сухой» «КнААЗ им. Ю.А. Гагарина», проект нормативов образования отходов и лимитов их размещения (ПНООЛР) по Филиалу ПАО «Компания «Сухой» «КнААЗ им. Ю. А. Гагарина».

Закупочной документацией установлены требования к оказываемым услугам:

разработку проектов необходимо выполнить в соответствии с Методическим пособием по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, введенным в действие письмом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № 14-01-333 от 24.12.2004, методическим указанием по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации № 349 от 05.08.2014.

Результатом работ будет являться утверждение нормативов и лимитов приказами Департамента Росприроднадзора по ДФО.

Согласно пункту 6 закупочной документации закупочная комиссия отклоняет заявку участника процедуры закупки по следующим основаниям: непредоставление в составе заявки документов и сведений, предусмотренных документацией о закупке; нарушение требований документации о закупке к содержанию и оформлению заявки (в том числе, нарушение требований к описанию предлагаемой продукции / услуг / работ, отсутствие согласия со всеми требованиями/условиями, установленными закупочной документацией и проектом гражданско-правового договора); несоответствие участника процедуры закупки требованиям документации о закупке; несоответствие предлагаемой продукции и условий исполнения договора требованиям, установленным в документации о закупке; несоответствие предложения участника по цене требованиям документации о конкурентной закупке, в том числе: наличие предложения в отношении цены договора (лота), превышающего начальную (максимальную) цену договора; наличие предложения в отношении цены единицы продукции, превышающего начальную (максимальную) цену единицы продукции; наличие предложения в отношении суммы цен единиц продукции, превышающего сумму начальных (максимальных) цен единиц продукции; наличие в составе заявки недостоверных сведений (в том числе об участнике, о предлагаемой им продукции); иные сведения не соответствуют требованиям, установленным в документации о закупке в зависимости от специфики предмета закупки.

Оценка и сопоставление заявок на участие в закупке осуществляется в соответствии с критериями, указанными в закупочной документации (п. 7).

Согласно закупочной документации критериями оценки заявок являются: цена договора –60%, квалификация участника - 40 %.

Рейтинг заявки определяется по каждому критерию, который представляет собой оценку в баллах, получаемую по результатам оценки по критериям. Рассчитывается итоговый рейтинг заявки путем сложения рейтингов по каждому из критериев оценки заявок на участие в закупке, умноженных на коэффициенты значимости данных критериев. Коэффициент значимости (весомости) каждого конкретного критерия устанавливается равным величине значимости такого критерия в процентах, деленному на 100.

Определение рейтинга по критерию «Квалификация участника» осуществляется по формуле:

Rki = ∑Kij

где,

Rki – рейтинг, присуждаемый i-той заявке

Kij - количество баллов, начисленных i-тому участнику по j-тому подкритерию (описаны в таблице №1 настоящего раздела).

Квалификация участника делится на подкритерии: стаж оказания услуг – наличие у участника стажа оказания услуг: менее 1 года – 0 баллов; 1-5 лет –5 баллов; более 5 лет -10 баллов; техническая оснащенность - наличие лицензионного программного обеспечения серии «Эколог» фирмы «Интеграл» для расчетов проектной экологической документации - 20 баллов; опыт участника – количество выполненных договоров по аналогичному предмету закупки (по 5 баллов за договор, максимум – 30 баллов); опыт работы с контролирующими органами - наличие положительного опыта работы с Департаментом Росприроднадзора по ДФО, осуществляющей утверждение нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а так же нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ - по 5 баллов за документы об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а так же нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ, максимум – 40 баллов.

Частью 6 статьи 3 Закона № 223-ФЗ установлено, что заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно пункту 3.2 проекта договора закупочной документации в обязательства исполнителя входит: оказать услуги в соответствии с исходными данными и в сроки, предусмотренные договором, в соответствии с требованиями федерального законодательства РФ в области разработки экологической документации; предоставить сводные краткие данные по годовым нормативам ПДВ и ПНООЛР для комплексной оценки результатов разработки проектов, специалистам Филиала, перед согласованием надзорными органами, с сопроводительным письмом; предоставить разработанную документацию на согласование и утверждение в Департамент Росприроднадзора по ДФО; своевременно и за свой счет исправить замечания по оказанным услугам в соответствии с обоснованными замечаниями надзорных органов; получить и передать Заказчику утвержденную приказами Росприроднадзора экологическую документацию, согласно п. 1.1.1 и п. 1.1.2.

В связи с обязательным утверждением нормативов отходов и выбросов и лимитов на размещение приказами Департамента Росприроднадзора по ДФО участнику необходимо согласовывать документы непосредственно с департаментом.

Приказом Федеральной службы по надзорув сфере природопользования от 25.08.2016 № 542 утверждено Положение о Департаменте Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Дальневосточному федеральному округу, согласно которому Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Дальневосточному федеральному округу, сокращенное наименование - Департамент Росприроднадзора по Дальневосточному федеральному округу (далее - Департамент) является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования межрегионального уровня, осуществляющим отдельные функции Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Росприроднадзор) на территории Дальневосточного федерального округа, и в акваториях внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации, а также территориальным органом Росприроднадзора регионального уровня, осуществляющим отдельные функции Росприроднадзора на территории Хабаровского края.

Департамент, в числе прочего, осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности: устанавливает предельно допустимые выбросы и временно согласованные выбросы, выдает разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ) стационарными источниками, находящимися на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору (п. 4.36, 4.37).

Департамент осуществляет полномочия, предусмотренные в пунктах 4.9 - 4.14, 4.16 - 4.39, 4.41 - 4.42, 4.46 - 4.58, 4.69 - 4.81 настоящего Положения на территории Хабаровского края. По поручению центрального аппарата Росприроднадзора Департамент вправе осуществлять указанные полномочия на территории всех субъектов Российской Федерации, входящих в Дальневосточный федеральный округ (п. 5).

Исходя из изложенного, любой хозяйствующий субъект, независимо от своего местонахождения, оказывающий услуги по утверждению нормативов образования выбросов и отходов на территории Хабаровского края и Дальневосточного федерального округа, должен согласовывать требуемые документы с Департаментом.

Заказчиком в документации установлен оценочный подкритерий о предоставлении в составе заявки документов об утверждении Департаментом Росприроднадзора по ДФО нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а так же нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ, которые следует представить участнику в целях подтверждения соответствия установленным требованиям.

Вместе с тем, исходя из содержания пункта 2.2.4 закупочной документации представление указанных документов не является обязательным и не влияет на допуск к участию в закупке, в связи с чем довод заявителя о несоответствии данного требования антимонопольному законодательству подлежит отклонению.

Установленные в документации требования в равной мере применяются ко всем лицам, имеющим намерение участвовать в закупке, доступу к участию в закупке не препятствуют, в связи с чем довод об установлении в документации требования опыта работы с Департаментом отклоняется, в связи с отсутствием в нем признаков нарушения антимонопольного законодательства.

В соответствии с пунктом 12 закупочной документации участники вправе обратиться к заказчику за разъяснениями положений закупочной документации, общество данным правом не воспользовалось.

В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона (часть 20 статьи 18.1).

На основании изложенного, руководствуясь статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО «Ватт Групп» на действия ПАО «Авиационная холдинговая компания «Сухой» в лице Филиала «КнААЗ им. Ю.А. Гагарина» при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на оказание услуг по разработке проектов нормативной экологической документации (извещение № 31907456779) необоснованной.

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

ООО "ВАТТ ГРУПП"
ИНН 7701988649, ОГРН 1137746118971
ПАО "КОМПАНИЯ "СУХОЙ"
ИНН 7740000090, ОГРН 1037740000649