Решение №67 Решение № 67 и предписание № 24 в отношении ФГУП «ГУСС «Даль... от 9 июля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

                 

РЕШЕНИЕ № 67

08 июля 2015 года                                                                              г. Хабаровск

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю в составе председательствующего <…> – заместитель руководителя Хабаровского УФАС России, начальник отдела контроля органов власти, членов Комиссии: <…>– главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти Хабаровского УФАС России, <…>– ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти Хабаровского УФАС России,

в присутствии представителей:

ООО «Краснодарский компрессорный завод» - уведомленное о дате, времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя не обеспечило,   

ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России» - <…> (доверенность от 06.06.2015),

рассмотрев жалобу ООО «Краснодарский компрессорный завод» на действия ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России», материалы дела № 8-01/175,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступила жалоба ООО «Краснодарский компрессорный завод» на действия ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России» при проведении закупки у единственного поставщика на поставку, шеф-монтажные и пуско-наладочные работы компрессорного оборудования (извещение № 31502486410).

Из жалобы общества следует, что предприятием, в отсутствие на то законных оснований, закупка проведена неконкурентным способом, в закупочной документации не установлены требования к товару, к подлежащим выполнению работам, на сайте не размещена закупочная документация.

Предприятие в представленном отзыве и его представитель в заседании комиссии с доводами жалобы не согласились, пояснив, что закупка у единственного поставщика обусловлена сжатыми сроками исполнения обязательств по заключенному договору субподряда, тогда как ориентировочный срок изготовления, поставки и монтажа оборудования составляет около 251 дня, в документации в объеме, предусмотренном Положением о закупках, указана вся необходимая информация о предмете договора. Проектная документация на объект в настоящее время не прошла государственную экспертизу, но поскольку в ней содержится указание на применение оборудования конкретного производителя, принято решение осуществить закупку у ООО «НПП МашТЭК». Возможность заранее определить объем подлежащих выполнению работ отсутствует и в документации отражены общие требования к исполнению договора. По результатам закупки договор не заключен, проходит согласование с заинтересованными структурными подразделениями.

Жалоба рассматривается комиссией по правилам статьи 18.1 Федерального закона от 26.06.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Заслушав представителя предприятия, рассмотрев материалы дела, комиссия пришла к следующему выводу.

Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц установлены Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон № 223-ФЗ).

В соответствии с частями 1, 2 статьи 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Закон № 223-ФЗ не определяет порядок закупки товаров, работ, услуг, а устанавливает обязанность заказчиков разработать и утвердить положение о закупках - документ, регламентирующий закупочную деятельность заказчика и содержащий требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения, а также порядок заключения и исполнения договоров, в связи с чем заказчик вправе самостоятельно установить в положении о закупке способы закупок, порядок и условия их применения.

При закупке товаров, работ, услуг заказчики обязаны руководствоваться следующими принципами: 1) информационная открытость закупки; 2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; 3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; 4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки (статья 3 Закона № 223-ФЗ).

Частью 5 статьи 4 Закона № 223-ФЗ установлено, что при закупке в единой информационной системе размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация.

До ввода в эксплуатацию единой информационной системы информация и документы размещаются на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (часть 10 статьи 8 Закона № 223-ФЗ).

22.06.2015 предприятием на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение № 31502486410 о проведении закупки у единственного поставщика на поставку, шеф-монтажные и пусконаладочные работы компрессорного оборудования. Начальная (максимальная) цена договора 219530246,76 руб. (с учетом НДС).

В составе извещения на сайте размещена закупочная документация, содержащая краткие характеристики и условия закупки, проект договора подряда, из которого следует, что поставке подлежит компрессорное оборудование в составе: модульной компрессорной станции KSM-480/160.ЭСМ.02.МО, баллонного модуля МБ-1/1.МО, раздаточных постов РП-ВД/220, РП-СД/60, РП-НД/1-6, вводно регулирующего поста ВРП-250/220/60.

Требования к объему содержания извещения о проведении закупки, закупочной документации установлены частями 9, 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ. В частности, в извещении о проведении закупки должен быть отражен предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг.

Непосредственно в закупочной документации отражаются установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Из приведенных норм следует, что закупаемые заказчиком товары, работы, услуги в их качественных, технических, ценовых и иных характеристиках, прежде всего должны соответствовать потребностям заказчика и такая потребность Законом № 223-ФЗ не ограничивается.

В свою очередь, положений, допускающих неуказание в закупочной документации поименованных сведений и информации, Закон № 223-ФЗ не содержит, в том числе при закупке товаров, работ, услуг определенного производителя либо у единственного поставщика.

Содержащиеся в документации сведения о закупке должны обеспечить возможность однозначно установить потребность заказчика в определенном товаре (работе, услуге), определить перечень предъявляемых к нему требований.

Утвержденным приказом предприятия от 28.05.2015 № 292 Положением о закупках товаров, работ, услуг установлены требования к содержанию извещения о закупке и закупочной документации, которые должны содержать сведения о предмете договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг (пункт 13.3), установленные заказчиком требования к количеству, качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика (пункт 13.4).

В силу пункта 13.6 Положения о закупках в документации допускается указание на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя без слов «или аналог» («или эквивалент») при закупке продукции, предусмотренной технической документацией или проектно-сметной документацией, разработанной проектным институтом в соответствии с техническим заданием заказчика или государственного заказчика.

Приведенные в документации обозначения товара содержат информацию о модульном ряде, производительности, мощности привода, типе привода электродвигателя, исполнении, модуле, давлении и т.д., в связи с чем доводы жалобы об отсутствии в документации характеристик компрессорного оборудования подлежат отклонению.

Учитывая, что включение в документацию названных требований к закупаемому товару обусловлено наличием у заказчика потребности в реализации проектно-сметной документацией по строительству объекта «Пункт хранения, подготовки и выдачи изделий, Камчатский край», подобные действия Закону № 223-ФЗ, антимонопольному законодательству не противоречат.

В рамках договора подряда необходимо осуществить доставку оборудования до объекта, шеф-монтажные работы, пусконаладочные работы. При этом состав, описание и требования заказчика к данным работам в документации не установлены и подлежат определению на основании дополнительно составляемых локальных сметных расчетов, расчетов, что не соответствует требованиями Закона № 223-ФЗ, Положения о закупках к информационному обеспечению закупки. 

Целями регулирования Закона № 223-ФЗ являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей отдельных видов юридических лиц в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Установленные Законом № 223-ФЗ основополагающие принципы при проведении закупок, в числе которых принцип информационной открытости, направлены не только на обеспечение прав участников закупки на получение полной и достоверной информации о такой закупке, но и на обеспечение раскрытия соответствующей информации перед всеми третьими лицами, которые могут быть заинтересованы в ее получении, в том числе правоохранительные и контролирующие органы в целях оценки действий заказчика на предмет соответствия Закону № 223-ФЗ и иным нормативным правовым актам.

Учитывая особый субъектный состав лиц, на которых распространяются положения Закона № 223-ФЗ, и цели правового регулирования Закона № 223-ФЗ, отсутствие соответствующей информации в публичном доступе исключает либо существенным образом ограничивает возможность оценки объективности и беспристрастности процесса закупки, в связи с чем ссылка предприятия на неконкурентный способ закупки комиссией отклоняется.

В обоснование закупки у единственного поставщика в протоколе закупочной комиссии от 22.06.2015 № 323ЕП/2015 приведена ссылка на пункт 33.3 Положения о закупках товаров, работ и услуг для нужд ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России» - возникает срочная потребность в закупаемых товарах, работах, услугах, в связи с чем применение других видов процедур закупки невозможно по причине отсутствия времени, необходимого для их проведения.

Комиссией предприятия принято решение заключить договор с ООО «НПП МашТЭК» на условиях выполнения работ в срок не более 210 календарных дней с момента перечисления первого авансового платежа, по начальной (максимальной) цене, указанной в извещении о закупке.

Согласно терминологии Положения о закупках, закупка у единственного поставщика является процедурой, в результате которой заказчиком заключается договор с единственным поставщиком без проведения конкурентных процедур. Данный способ закупки установлен пунктом 15.1 Положения о закупках.

Одним из случаев осуществления закупки у единственного поставщика является срочная потребность в закупаемых товарах, работах, услугах, в связи с чем применение других видов процедур закупки невозможно по причине отсутствия времени, необходимого для их проведения (пункт 33.3).

Из пояснений предприятия, его представителя и материалов дела следует, что между предприятием и ФГУП «Спецстройинжиниринг при Федеральном агентстве специального строительства» заключен договор от 15.12.2014 субподряда, в соответствии с которым предприятие обязуется выполнить строительно-монтажные работы в соответствии с проектной, рабочей документацией и условиями договора, необходимые для ввода в эксплуатацию пункта хранения, подготовки и выдачи изделий, Камчатский край. Срок исполнения договора до 01.12.2015 (пункт 5.2).

Письмом от 07.07.2015 № 320 ООО «НПП МашТЭК» сообщило, что единственным правообладателем конструкторской документации на поршневые компрессорные установки серии 2М4, раздаточные посты РП-ВД/220, РП-СД/60, РП-НД/1-6, разработанные заводами ОАО «Борец» и ООО «Компрессорный завод», является «Компрессорный завод КОСМА» на основании договора от 06.02.2014 № 2/2014. Расчетный срок изготовления, доставки и монтажа оборудования составляет не менее 210 календарных дней.

Выпиской из ЕГРЮЛ от 25.05.2015 подтверждается, что «Компрессорный завод КОСМА» является филиалом ООО «НПП МашТЭК».

В ходе строительства объекта предполагается установка модульной компрессорной станции МКС № 1 в составе 1 этапа строительства (письмо главного инженера 23 ГМПИ – филиал АО «31 ГПИСС» от 14.04.2015 № 20/1081).

Поскольку закупаемое оборудование производится конкретным производителем в соответствии с принадлежащей ему конструкторской документацией, предусмотрено проектной документацией на строительство названного объекта, а также учитывая сроки его изготовления, поставки, монтажа и проведения пусконаладочных работ, комиссия приходит к выводу об обоснованности выбранного предприятием способа закупки у единственного поставщика.

Доказательств возможности закупки данного оборудования у иных производителей и поставщиков с целью проведения конкурентной закупки, заявителем в материалы дела не представлено.

В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона (часть 20 статьи 18.1).

На основании изложенного, руководствуясь статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

                                                   РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Краснодарский компрессорный завод» на действия ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России» при проведении закупки у единственного поставщика на поставку, шеф-монтажные и пуско-наладочные работы компрессорного оборудования (извещение № 31502486410), в части неуказания в закупочной документации требований к техническим характеристикам работ, результатам работы и иных требований, связанных с определением соответствия выполняемых работ потребностям заказчика, обоснованной.

В остальной части признать жалобу необоснованной.

2. Признать действия ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России» при проведении указанной закупки нарушающими пункт 1 части 1 статьи 3, пункт 1 части 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ.

3. Выдать ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России» предписание об устранении допущенного нарушения порядка организации и проведения закупки.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Хабаровского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 24

08 июля 2015 год                                                                                    г. Хабаровск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю в составе председательствующего <…>– заместитель руководителя Хабаровского УФАС России, начальник отдела контроля органов власти, членов Комиссии: <…>– главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти Хабаровского УФАС России, <…>– ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти Хабаровского УФАС России, на основании своего решения от 08.07.2015 № 67 по делу № 8-01/175, руководствуясь статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России» в срок до 17 июля 2015 года совершить действия, направленные на устранение нарушений пункта 1 части 1 статьи 3, пункта 1 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупки товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», допущенных при проведении закупки у единственного поставщика на поставку, шеф-монтажные и пуско-наладочные работы компрессорного оборудования (извещение № 31502486410), с целью чего:

- впредь исключить случаи неуказания в закупочной документации требований к техническим характеристикам работ, результатам работы и иных требований, связанных с определением соответствия выполняемых работ потребностям заказчика,

- провести соответствующую разъяснительную работу с должностными лицами предприятия, ответственными за организацию и проведение закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупки товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Об исполнении настоящего предписания сообщить в Хабаровское УФАС России не позднее пяти дней с даты его исполнения (с приложением подтверждающих документов).

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд Хабаровского края течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны