Решение №7/9458 решение по жалобе ООО «Восток» на действия заказчика – МАУ «... от 8 сентября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю в составе председательствующего: "...", членов Комиссии: "...",

в присутствии представителей от:

- МАУ «Дирекция спортивных сооружений города Хабаровска»: "...";

- ООО «Восток»: "...",

рассмотрев жалобу ООО «Восток», материалы дела № 7-11/100 (027/10/18.1-1198/2022),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Хабаровское УФАС России поступила жалоба ООО «Восток» на действия заказчика – МАУ «Дирекция спортивных сооружений города Хабаровска» (далее – МАУ «ДСС») при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на выполнение работ по капитальному ремонту существующего здания под зал бокса, находящегося по адресу: г. Хабаровск, пер. Молдавский,7, помещения I (1-31) (извещение № 32211577082).

Доводы жалобы Заявителя по существу сводятся к допущенным МАУ «ДСС» нарушениям при подсчете баллов по критерию оценки «Материально-техническое обеспечение».

Жалоба рассматривается комиссией по правилам статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).

Рассмотрение жалобы в порядке части 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции откладывалось до «14» час. «30» мин. «01» сентября 2022 г.

В заседании Комиссии Хабаровского УФАС России объявлялся перерыв до «10» час. «30» мин. «05» сентября 2022 г.

Статьей 18.1. Закона о защите конкуренции установлен порядок обжалования действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

Действия (бездействия) могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов (часть 2 статьи 18.1. Закона о защите конкуренции).

По правилам указанной статьи проверке подлежит соблюдение установленной законодательством и иными нормативно-правовыми актами процедуры организации и проведения торгов, иной закупки, процедуры заключения договоров по результатам торгов, закупок.

Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для принятия Хабаровским УФАС России жалобы ООО «Восток» к рассмотрению.

Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц установлены Законом о закупках.

В соответствии с частями 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (часть 2 статья 2 Закона о закупках).

При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

- информационная открытость закупки (пункт 1 часть 1 статьи 3 Закона о закупках);

- равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (пункт 2 часть 1 статьи 3 Закона о закупках);

- целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика (пункт 3 часть 1 статьи 3 Закона о закупках);

- отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки (пункт 4 часть 1 статьи 3 Закона о закупках).

Положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений настоящего Федерального закона. При этом конкурентные закупки, участниками которых с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 8 настоящей статьи, могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляются в электронной форме. Конкурентные закупки в иных случаях осуществляются в электронной форме, если иное не предусмотрено положением о закупке (часть 2 статьи 3 Закона о закупках).

Участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке (часть 5 статьи 3 Закона о закупках).

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В силу части 5 статьи 4 Закона о закупках в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке,  документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе  закупки, а также иная документация, размещение которой в ЕИС предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

Из части 10 статьи 4 Закона о закупках следует, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке: требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара (пункт 1), требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке (пункт 2); ятребования к участникам такой закупки (пункт 9); критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке (пункт 13); порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке (пункт 14).

Таким образом, именно на заказчика возложена обязанность устанавливать в закупочной документации требования к участникам закупки, критерии и порядок оценки заявок и участников.

Рассматриваемая закупка проводится в соответствии с Законом о закупках, Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд МАУ «ДСС», утвержденного председателем наблюдательного совета 08.07.2022 (далее – Положение о закупке), размещенного на официальном сайте в ЕИС www.zakupki.gov.ru.

27.07.2022 МАУ «ДСС» на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение о закупке № 32211577082 конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на выполнение работ по капитальному ремонту существующего здания под зал бокса, находящегося по адресу: г. Хабаровск, пер. Молдавский,7, помещения I (1-31).

Дата начала срока подачи заявок: 28.07.2022 00:00 (МСК+7).

Дата и время окончания подачи заявок: 12.08.2022 09:00 (МСК+7).

Согласно протоколу рассмотрения вторых частей заявок на участие в процедуре от 16.08.2022 на участие в закупке подано 2 заявки под идентификационными номерами №883497 (ООО «Монтажтрейд-ДВ»),
№ 891081 (ООО «Восток»), обе заявки допущены к участию, признаны соответствующими требованиям конкурсной документации.  В протоколе также указан перечень документов, приложенных в составе заявки каждого участника.

Так участником ООО «Монтажтрейд-ДВ» согласно протоколу представлены следующие документы: опись, письмо о подаче оферты, анкета участника, ЕГРЮЛ, Устав, Приказ о назначении директора, решение о назначении, бухгалтерский баланс, сведения МСП.

Согласно протоколу подведения итогов процедуры от 16.08.2022 участникам закупки присвоены следующие баллы:

 

номер критерия

критерии оценки заявок на участие в конкурентной закупке

заявка № 891081 (ООО «Восток»)

заявка №883497 (ООО «Монтажтрейд-ДВ»)

1

Цена договора
(не менее 60%)

29 319 000,00 руб. с НДС
57%

27 650 000,00 руб. с НДС
60%

2

Опыт работы
(не более 20%)

-

-

3

Качество товара, работы, услуги
(не более 10%)

-

-

4

Материально-техническое обеспечение
(не более 10%)

10%

10%

ИТОГО:

67%

70%

 

Заказчиком - МАУ «ДСС» представлены письменные возражения согласно которым Заказчик считает жалобу необоснованной в полном объеме.

Заслушав пояснения сторон, рассмотрев материалы дела, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к следующим выводам.

1. Довод Заявителя о том, что участником ООО «Монтажтрейд-ДВ» не представлены документы подтверждающие наличие материально-технических ресурсов признаются Комиссией Хабаровского УФАС России необоснованными в силу следующего.

В соответствии п.п. «б» п. 4.20.1.1 конкурсной документации в рамках процедуры рассмотрения первых частей заявок (первых частей окончательных предложений Участников), вторых частей, в том числе проведения квалификационного отбора, рассмотрения ценовых предложений Участников, а также процедуры оценки и сопоставления заявок Заказчик вправе направить в адрес Участника дополнительный запрос разъяснений и/или дополнения его заявки, влияющие на отклонение или оценку и сопоставление его заявки, в случае: в составе заявки (в какой-либо ее части) отсутствуют, представлены не в полном объеме или в нечитаемом виде документы или сведения, необходимые для определения соответствия заявки требованиям Документации о закупке в части характеристик предлагаемой продукции и договорных условий, расчета цены договора.

В соответствии с п. 4.20.6 конкурсной документации направление Заказчиком таких запросов и ответов Участников на данные запросы осуществляется с помощью программных и технических средств ЭТП в порядке, предусмотренном Регламентом ЭТП. Ответы Участников, поступившие не через ЭТП, к рассмотрению не принимаются.

Хабаровским УФАС России в целях всестороннего и полного рассмотрения дела направлен запрос оператору электронной торговой площадки АО «Единая электронная площадка» с просьбой представить информацию направлялись ли в рамках закупки № 32211577082 запросы Заказчика о разъяснении положений заявки участникам, представлялись ли участниками ответы (с указанием времени совершения действий).

Так, согласно сведениям представленным АО «Единая электронная площадка» 15.08.2022 Заказчиком направлен запрос о представлении заполненной формы №10 (справка о материально-технических ресурсах), 16.08.2022 ООО «Монтажтрейд-ДВ» направило указанные в запросе документы, иных документов участником не представлено.

Заказчик в заседании Комиссии пояснил, что данная справка не указана в протоколе рассмотрения вторых частей заявок, по причине того, что протокол формирует электронная площадка и Заказчик полагал, что после запроса данная справка должна автоматически интегрироваться в протокол.

Таким образом, участником ООО «Монтажтрейд-ДВ» представлены документы необходимые для оценки заявки.

2. По доводу Заявителя о том, что при оценке заявок по критерию «Материально-техническое обеспечение» должна учитываться не только заполненная форма №10 (справка о материально-технических ресурсах), но и документы подтверждающие материально-технические ресурсы Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к следующему выводу.

В соответствии с п. 4.5.1.1 конкурсной документации участник должен подготовить заявку, включающую в себя полный комплект документов согласно перечню, определенному в разделе 11 (ПРИЛОЖЕНИЕ № 4 – СОСТАВ ЗАЯВКИ) в соответствии с образцами форм, установленными в разделе 7.

Согласно п. 6 Приложения №4 к закупочной документации «Состав заявки» вторая часть заявки включает:

- Опись документов (форма 1), входящих во вторую часть заявки, по форме и в соответствии с инструкциями, приведенными в настоящей Документации о закупке (подраздел7.1);

- Письмо о подаче оферты (форма 2)по форме и в соответствии с инструкциями, приведенными в настоящей Документации о закупке (подраздел 7.2);

- Анкета Участника (форма 7) по форме и в соответствии с инструкциями, приведенными в настоящей Документации о закупке (подраздел 7.7);

- Документы, подтверждающие соответствие Участника обязательным требованиям настоящей Документации о закупке (подраздел 10.1), за исключением документа / справки в отношении крупной сделки, предусмотренной подпунктом д) пункта 1 подраздела 10.1;

- Документы, подтверждающие соответствие Участника специальным требованиям настоящей Документации о закупке (подраздел 10.2);

- Документы, подтверждающие соответствие Участника квалификационным требованиям настоящей Документации о закупке (подраздел 10.3);

- (в случае если заявка подается Коллективным участником) Документы, подтверждающие соответствие Коллективного участника требованиям настоящей Документации о закупке (подраздел 10.4);

- (в случае если заявка подается Генеральным подрядчиком и в пункте 1.2.25 установлено, что процедура рассмотрения и оценки заявок Участников, выступающих Генеральными подрядчиками, осуществляется с учетом привлекаемых субподрядчиков)Документы, подтверждающие соответствие Генерального подрядчика требованиям настоящей Документации о закупке (подраздел 10.5);

- (при наличии в пункте 1.2.12 требований к обеспечению заявки): Копия банковской гарантии / либо электронная банковская гарантия, выданная банком посредством функционала ЭТП– в случае отсутствия внесенных Участником денежных средств на специальный банковский счет.

В соответствии с п. 4.21.1 конкурсной документации оценка и сопоставление заявок, признанных Закупочной комиссией соответствующими по результатам рассмотрения первых частей заявок (первых частей окончательных предложений Участников – в случае проведения обсуждения, предусмотренного пунктом 1.2.17 или 1.2.18) и вторых частей заявок(в том числе проведения квалификационного отбора – если проводился), а также результатам рассмотрения ценовых предложений Участников (дополнительных ценовых предложений – если проводилась переторжка), осуществляется в соответствии с критериями и порядком оценки, установленными в разделе 13 (ПРИЛОЖЕНИЕ № 6), с последующим формированием по итогам этого ранжировки заявок по степени их предпочтительности на основании полученного итогового балла (по мере уменьшения). При этом первое место в ранжировке присваивается заявке, получившей по результатам оценки наибольший итоговый балл.

Приложением №3 к документации о закупке установлены требования к участникам закупки.

П. 10.3 Приложения №3 к документации о закупке установлены Требования к наличию опыта / МТР / кадровых ресурсов установлены исходя из предмета закупки в Технических требованиях Заказчика (Приложение №1 к настоящей Документации о закупке), раздел «Требования к Участникам»:

‒ Справка о выполнении аналогичных по характеру и объему поставки продукции договоров, по установленной в Документации о закупке форме — Справка об опыте Участника (форма 9) (подраздел 7.9), включая обязательные приложения к ней.

‒ Справка о материально-технических ресурсах, которые будут использованы в рамках выполнения Договора, по установленной в Документации о закупке форме — Справка о материально-технических ресурсах (форма 10) (подраздел 7.10), включая обязательные приложения к ней.

‒ Справка о кадровых ресурсах, которые будут привлечены в ходе выполнения Договора, по установленной в Документации о закупке форме — Справка о кадровых ресурсах (форма 11) (подраздел 7.11), включая обязательные приложения к ней.

Перечень дополнительных документов, подтверждающих соответствие Участника установленным квалификационным требованиям [в случае их установления] помимо вышеупомянутых справок, указан в Технических требованиях Заказчика (Приложение №1 к настоящей Документации о закупке).

В случае отсутствия в Технических требованиях Заказчика (Приложение №1 к настоящей Документации о закупке) соответствующих квалификационных требований, указанные выше справки не заполняются и не предоставляются Участниками в составе заявки.

В соответствии с п. 7.10.2.3 документации (Справка о материально-технических ресурсах (форма 10) в данной Справке перечисляются строго только те позиции, которые позволяют определить наличие требуемого материально-технического обеспечения у Участника, согласно требованиям, установленным в Технических требованиях (Приложение №1 к Документации о закупке) в разделе «Требования к Участникам» (при наличии таковых) и/или в порядке оценки по соответствующему критерию. Иные сведения и информация в Справке не указываются.

Критерии  порядок оценки заявок определены Приложением №6 к конкурсной документации.

Согласно указанному Приложению расчет итоговой оценки предпочтительности каждой заявки, успешно прошедшей отборочную стадию рассмотрения вторых частей заявок (подраздел 4.16), в том числе квалификационный отбор (если проведение такого отбора предусмотрено в пункте 1.2.23) (подраздел 4.17), а также отборочную стадию рассмотрения ценовых предложений (дополнительных ценовых предложений – если проводилась переторжка), осуществляется по следующим критериям оценки и в соответствии со следующим порядком оценки предпочтительности и сопоставления заявок:

 

Номер критерия

Критерии оценки заявок на участие в конкурентной закупке

Для проведения оценки в

документации о

конкурентной закупке участнику необходимо предоставить:

Значимость критериев в процентах.

Точная значимость критерия должна быть установлена Заказчиком в документации о конкурентной закупке

1

2

3

4

1

Цена договора

Начальную

(максимальную) цену договора

не менее 60 %

2

 

 

Опыт работы

Копии исполненных договоров и акты выполненных работ, соответствующие предмету договора закупки, за 2019, 2020, 2021 г.

не более 20 %

 

 

 

3

 

Качество товара, работы, услуги

Подтверждение соответствия (качества) товара.

не более 10 %

 

 

 

не более 10 %

 

4

Материально-техническое обеспечение

Наличие и состояние материально-технических ресурсов (копии документов)

 

Из анализа конкурсной документации, а именно приложения №4 «Состав заявки», справки о материально-технических ресурсах (форма 10) следует, что предоставление дополнительных документов в составе заявки не требуется.

Однако в соответствии с п. 13.1 по критерию №4 «Материально-техническое обеспечение» в графе «Для проведения оценки в документации о конкурентной закупке участнику необходимо предоставить» указано: наличие и состояние материально-технических ресурсов (копии документов).

Таким образом, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу, что из положений конкурсной документации прямо не следует, что конкретно нужно представить участнику закупки в составе второй части заявки и какие документы и информация подлежат оценке.

Вместе с тем, Комиссия Хабаровского УФАС России 31.08.2022 по делу №7-11/93(027/10/18.1-1184/2022) рассмотрев жалобу ООО «СУ-277» на действия заказчика – МАУ «Дирекция спортивных сооружений города Хабаровска» при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на выполнение работ по капитальному ремонту существующего здания под зал бокса, находящегося по адресу: г. Хабаровск, пер. Молдавский,7, помещения I (1-31) (извещение № 32211577082) в части оспаривания установления незаконных, необоснованных и допускающих невозможность правильного толкования требований к участникам закупки, критериев для оценки заявок участников признала жалобу обоснованной.

Заказчику выдано обязательное для исполнения предписание об аннулировании протоколов, составленных в ходе осуществления конкурса в электронной форме, внесении изменений в конкурсную документацию.

Также указанным решением Комиссией сделан вывод о том, что Заказчиком не установлена точная значимость критериев, по критериям 3 и 4 отсутствует указание на то, какие именно документы и информация будут оцениваться Заказчиком.

Исходя из указанного права ООО «Восход» восстановлены решением Хабаровского УФАС России от 31.08.2022 по делу №7-11/93(027/10/18.1-1184/2022) путем выдачи Заказчику обязательного для исполнения предписания.

В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

Исходя из установленных обстоятельств, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о необоснованности жалобы.

На основании изложенного, руководствуясь положениями ст.ст. 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Хабаровского УФАС России,

 

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «Восток» на действия заказчика – МАУ «Дирекция спортивных сооружений города Хабаровска» при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на выполнение работ по капитальному ремонту существующего здания под зал бокса, находящегося по адресу: г. Хабаровск, пер. Молдавский,7, помещения I (1-31) (извещение № 32211577082) необоснованной.

Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны