Решение №РНП-27-238 Решение по обращению заказчика – Краевого государственного у... от 26 августа 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю закупок в составе:

 

 

Председатель Комиссии:

 

- заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля закупок;

 

Члены Комиссии:

 

 

 

- главный специалист-эксперт отдела контроля закупок;

 

 

 

- специалист-эксперт отдела контроля закупок.

 

При участии представителей:

От Общества с ограниченной ответственностью «Сатурн»: представитель не явился, о дате, месте, времени рассмотрения настоящего дела уведомлены надлежащим образом;

От заказчика – Краевого государственного учреждения здравоохранения «Перинатальный центр» Министерства здравоохранения Хабаровского края:

-  (представитель по доверенности);

 

рассмотрев материалы дела № 7-3/381 по обращению заказчика – Краевого государственного учреждения здравоохранения «Перинатальный центр» Министерства здравоохранения Хабаровского края (далее – Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об Обществе с ограниченной ответственность «Сатурн» (ИНН 6671096460) (далее – ООО «Сатурн», Общество, поставщик) и его учредителе (генеральном директоре) – Быкове Алексее Вячеславовиче (ИНН 740270126545), в связи с односторонним отказом от исполнения государственного контракта на поставку расходных материалов к эндоскопическому оборудованию, заключенного по результатам открытого аукциона в электронной форме (извещение №0122200002520000499 от 11.02.2020),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В рамках рассмотрения поступившего обращения, на основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), постановления Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 № 1062 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)» принято решение о проведении внеплановой проверки, в ходе которой Комиссией Хабаровского УФАС России установлено следующее.

Извещение № 0122200002520000499 о проведении электронного аукциона размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок 11.02.2020.

Объект закупки: поставка расходных материалов к эндоскопическому оборудованию.

Начальная (максимальная) цена контракта: 3 594 394, 00 рублей.

Источник финансирования: бюджет Хабаровского края.

Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона №0122200002520000499, победителем закупки признано ООО «Сатурн» предложившее наименьшее ценовое предложение.

Государственный контракт от 13.03.2020 № ГК-64/20 на поставку расходных материалов к эндоскопическому оборудованию заключен между Заказчиком и Обществом с ограниченной ответственность «Сатурн».

В соответствии с пунктом 1.1 Контракта предмет контракта является поставка расходных материалов к эндоскопическому оборудованию (далее – Товар). Заказчик поручает, а Поставщик принимает на себя обязательства по поставке Товара в соответствии со Спецификацией (Приложение 1).

Приложением №1 к Контракту определен к поставке следующий товар:

Вид 1: набор трубок к системе хирургической для аспирации/ирригации в количестве 430 штук;

Вид 2: набор трубок к системе хирургической для аспирации/ирригации в количестве 500 штук.

Согласно пунктам 4.4.1-4.4.2 Контракта Поставщик обязан своевременно и надлежащим образом поставить Товар в соответствии с условиями настоящего контракта, произвести все виды погрузочно-разгрузочных работ и представить все необходимые документы, предусмотренные разделом 1 настоящего контракта (п. 4.4.1); своевременно предоставлять Заказчику достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств по контракту, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении контракта (п.4.4.2).

В соответствии с пунктом 5.1 Контракта срок поставки товара определен соответствии с графиком поставки товара.

График поставки товара (приложение №3 к Контракту) предусматривает, срок поставки первых партий трубок по позициям «Вид 1» (110 штук), «Вид 2» (125 штук) в течении 60 дней с момента заключения контракта, т.е. до 12.05.2020 включительно.

Положения пункта 13.1, 13.2 Контракта предоставляют Заказчику право на односторонний отказ от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, а также в случае просрочки поставки Товара более чем на 30 дней.

Согласно претензии от 19.05.2020 №1028, Заказчик уведомил ООО «Сатурн» о просрочке поставки товара, поставка которого предусмотрена по условиям государственного контракта до 12.05.2020.

Письмом от 20.05.2020 №0321 ООО «Сатурн» уведомило Заказчика о том, что необходимой товар не поступил на склад в связи с пандемией коронавирусной инфекции, гарантировав поставку в срок не позднее 05.06.2020.

Письмом от 10.06.2020 №1223 Заказчик сообщил о просрочки поставки товара, указав на право принять решение об одностороннем отказе от исполнения (расторжении) контракта.

В соответствии с претензией от 26.06.2020 №1382 Заказчик сообщил, что ООО «Сатурн» поставлен товар с нарушением сроков и в неполном объеме, а именно: отсутствует позиция №1 спецификации (недопоставка 205 штук трубок (вид 1)); по позиции №2 спецификации недопоставка составляет 240 штук трубок (вид 2), потребовав осуществить допоставку в течении 5 (пяти) рабочих дней с момента получения претензии.

Из письма поставщика от 30.06.2020 №3156 следует, что ООО «Сатурн» 22.06.2020 осуществило отгрузку на товара на сумму 75 370, 90 рублей, недопоставка товара связана с распространением новой коронавирусной инфекции, поставка товара гарантирована в срок не позднее года.

13.07.2020 Заказчиком в связи с просрочкой поставки товара принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (исх. №1495 от 13.07.2020).

Представитель Заказчика доводы, изложенные в обращении, поддержала, просила включить Общество в реестр недобросовестных поставщиков в связи с существенным нарушением условий государственного контракта.

ООО «Сатурн» представителя для участия в заседании Комиссии Хабаровского УФАС России не направило, пояснения по вопросу нарушения условий государственного контракта не представило.

Рассмотрев материалы дела №7-3/381, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к следующим выводам.

В соответствии с абз. 1 ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Статьей 311 ГК РФ установлено, что кредитор вправе не принимать исполнения обязательства по частям, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами, условиями обязательства и не вытекает из обычаев или существа обязательства.

Из п. 1 ст. 401 ГК РФ следует, что лицо признается виновным в неисполнение обязательства, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, не приняло всех мер для надлежащего исполнения обязательства.

Пунктом 2 ст. 401 ГК РФ установлено, что отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

В силу п. 3 ст. 401 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.

Согласно разъяснениям, указанным в абз. 4 п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 №7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» вина должника в нарушении обязательства предполагается, пока не доказано обратное. Отсутствие вины в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства доказывается должником.

В силу п. 1 ст. 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон.

Пункт 2 ст. 523 ГК РФ предусматривает существенность нарушения поставщиком условий договора поставки, в том числе в случае неоднократного нарушения сроков поставки товаров.

Из представленных материалов дела следует, что ООО «Сатурн» не осуществило поставку в полном объеме, а также неоднократно нарушило срок поставки товара, в том числе на срок более 30 дней.

Доказательств устранения ООО «Сатурн» нарушений условий контракта не представлено.

В п. 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 №7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» указано, что в силу пункта 3 статьи 401 ГК РФ для признания обстоятельства непреодолимой силой необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный и непредотвратимый при данных условиях характер

Также в п. 7 Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) №1, утвержденному Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 21.04.2020 разъяснено, что обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий, т.е. одной из характеристик обстоятельств непреодолимой силы (наряду с чрезвычайностью и непредотвратимостью) является ее относительный характер.

Не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.

Из приведенных разъяснений следует, что признание распространения новой коронавирусной инфекции обстоятельством непреодолимой силы не может быть универсальным для всех категорий должников, независимо от типа их деятельности, условий ее осуществления, в том числе региона, в котором действует организация, в силу чего существование обстоятельств непреодолимой силы должно быть установлено с учетом обстоятельств конкретного дела (в том числе срока исполнения обязательства, характера неисполненного обязательства, разумности и добросовестности действий должника и т.д.).

Как следует из претензионной переписки между сторонами, после наступления обстоятельств, связанных с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) ООО «Сатурн» гарантировало поставку товара в срок не позднее 05.06.2020 (письмо №0321 от 20.05.2020).

В последствии Общество осуществило частичную поставку товара, однако указав закупку всего объема товара, предусмотренного Контрактом (письмо №3156 от 30.06.2020), не осуществило поставку как до принятия решения заказчиком об одностороннем отказе от исполнения контракта, так и в десятидневный срок, предусмотренный ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе для устранения Поставщиком нарушений условий государственного контракта.

Как следует из отчета об отслеживании отправления (РПО №68003848010761), решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта направлено в адрес Поставщика 16.07.2020, получено 21.07.2020.

В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

Частью 12 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.

Исходя из части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Согласно представленному Заказчиком на рассмотрение Комиссии Хабаровского УФАС России уведомлению о вручении, подтверждение вручения поставщику решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта получено заказчиком 07.08.2020 (вх. №2031).

Комиссией Хабаровского УФАС России установлено и материалами дела №7-3/381 подтверждается, что Заказчиком соблюден порядок расторжения контракта, предусмотренный ч. 12 ст. 95 Закона о контрактной системе.

С учетом положений ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе, контракт считается расторгнутым 18.08.2020 в связи с непринятием Поставщиком мер по устранению нарушения условий контракта, послужившего основанием для принятия указанного решения.

19.08.2020 Заказчик – КГБУЗ «Перинатальный центр» обратился в Хабаровское УФАС России с заявлением о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об участнике закупки (исх. №19.08.2020 №1851, вх. №7/12388 от 19.08.2020).

Согласно части 7 статьи 104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в частях 4 - 6 указанной статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов. В случае подтверждения достоверности этих фактов федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, включает информацию, предусмотренную частью 3 настоящей статьи, в реестр недобросовестных поставщиков в течение трех рабочих дней с даты подтверждения этих фактов.

Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

Исходя из положений данной нормы, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной в целях обеспечения исполнения лицами принятых на себя обязательствах в рамках осуществления процедуры закупок. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав лица на участие в течение установленного срока в процедурах торгов по осуществлению государственных и муниципальных закупок.

Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является такое ненадлежащее исполнение контракта, которое предполагает недобросовестное поведение исполнителя, совершение им умышленных действий (бездействий) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности надлежащего исполнения контракта и нарушающих права заказчика, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств.

Недобросовестное поведение поставщика заключается в неоднократном нарушении сроков выполнения работ (оказания услуг, поставки товаров), отказе поставщика (подрядчика, исполнителя) от выполнения условий контракта, введения заказчика в заблуждение относительно соответствия выполняемых работ (услуг) условиям документации и требованиям контракта.

Принимая участие в закупке, ООО «Сатурн» осуществляет предпринимательскую деятельность, которая в соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, является самостоятельной, осуществляемой на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами.

При этом в любом случае, действия хозяйствующего субъекта при осуществлении им предпринимательской деятельности должны осуществляться в установленном законом порядке.

Поскольку хозяйствующий субъект ООО «Сатурн», обязанный соблюдать действующее законодательство, не предпринял всех зависящих от него мер по исполнению условий контракта, допустив существенное нарушение условий государственного контракта, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о недобросовестности действий вышеуказанного субъекта.

Частичная поставка товара, предусмотренного государственным контрактом, не свидетельствует о добросовестности хозяйствующего субъекта, поскольку не является надлежащим исполнением обязательств, а также не свидетельствует о принятии всех мер, направленных на исполнение условий государственного контракта, в том числе последующему устранению нарушений условий контракта.

Комиссия Хабаровского УФАС России также учитывает, что неисполнение ООО «Сатурн» обязательств по контракту обладает особой значимостью для заказчика – КГБУЗ «Перинатальный центр» в силу специфики осуществления закупки в целях оказания специализированной медицинской помощи на территории Хабаровского края.

Таким образом, Комиссия Хабаровского УФАС России, учитывая недобросовестность действий ООО «Сатурн», приходит к выводу о наличии оснований для включения сведений об ООО «Сатурн» и его учредителе (генеральном директоре) в реестр недобросовестных поставщиков.

 

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013№ 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия Хабаровского УФАС России,

 

 

РЕШИЛА:

 

1. Включить сведения, представленные заказчиком – КГБУЗ «Перинатальный центр» Министерства здравоохранения Хабаровского края об Обществе с ограниченной ответственностью «Сатурн» (ИНН: 6671096460), а также учредителе (генеральном директоре) Общества – гр.Б... (ИНН 740270126545) в реестр недобросовестных поставщиков.

2. Датой включения сведений в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Сатурн» (ИНН: 6671096460), а также учредителе (генеральном директоре) Общества – гр.Б... (ИНН 740270126545), в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг.

Связанные организации

Связанные организации не указаны