Решение №027/05/28-656/2020 Решение по делу по признакам нарушения законодательства Росс... от 25 июня 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе  в составе:

Председатель Комиссии:

руководитель управления

Члены Комиссии:

начальник отдела рекламы и недобросовестной конкуренции,

ведущий специалист-эксперт отдела рекламы и недобросовестной конкуренции,

рассмотрев дело № 027/05/28-656/2020 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту нарушения требований части 7 статьи 5, части 1, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе»,

в отсутствие заявителя, извещенного надлежащим образом о дате, месте и времени рассмотрения дела,

в отсутствие лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, извещенного надлежащим образом о дате, месте и времени  рассмотрения дела,  

 

 

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Хабаровского УФАС России поступило заявление гр.* (вх. № 4/7481 от 25.05.2020), переданное Центральным банком Российской Федерации, о наличии признаков нарушения рекламного законодательства Российской Федерации по факту распространения 09 мая 2020 наружной  рекламы следующего содержания:  «ФИНАНСИСТ от 0,5% в ДЕНЬ! ЗАЙМЫ ДО ЗАРПЛАТЫ НУЖНЫ ДЕНЬГИ? ЗВОНИ! 32-70-32 (вход со стороны мировых судей, 3 этаж офис 310) Предложение не является офертой. Все условия приведены для примера. ООО «Луна» ИНН 2703099710, ОГРН 1192724016121. Юридический адрес:681010, Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре, Магистральное шоссе 15/7, кВ. 148 Не является займодавцем, оказывает консультационные услуги по подбору  займа», размещаемой в г. Комсомольске-на-Амуре, на фасаде дома по пр. Октябрьскому, д. 33

    Хабаровским УФАС России установлено следующее.

Реклама ориентирована на неопределенный круг лиц, направлена на мотивацию потребителя рекламы на выбор услуги и  на заключение договора займа с указанной в рекламе  процентной  ставкой. Реклама побуждает совершить определенные  действия в отношении объекта рекламирования, а именно: вступить в конкретные правоотношения  по заключению договора   займа   на определенных рекламой условиях.

В рассматриваемой рекламе указана  процентная ставка по займу,  то есть,  дано одно из условий договора займа, влияющего на его стоимость, следовательно, реклама должна соответствовать требованиям статьи 28 ФЗ «О рекламе».

 

         В соответствии с пунктом 2  части 2 статьи 28 ФЗ «О рекламе», реклама  банковских,  страховых и иных финансовых услуг не должна  умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

         В расход лица (заемщика), заключившего договор на предоставление кредита, включается:

оплата стоимости кредита (процент за пользование кредитом, платежи за открытие счета, ежемесячные фиксированные платежи за обслуживание счета, платежи, связанные с получением суммы кредита наличными, и другие платежи, обусловленные выдачей кредита и процессом его возврата);

оплата услуг страхования, если выдача кредита обусловлена необходимостью заключения договора страхования;

иные расходы, возникающие у заемщика в процессе исполнения кредитного договора (необходимость нотариального заверения документов и т.п.).

         Следовательно, если в рекламе услуг по предоставлению кредита (займа) указано любое из перечисленных условий, то должны быть указаны все остальные перечисленные условия, как определяющие размеры расходов заемщика по кредиту, так и влияющие на эти расходы.

          

       В силу части 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе» если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита  или займа, пользованием им и погашением  кредита или займа, содержит  хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие  полную стоимость  кредита  (займа), определяемую в соответствии  с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для  заемщика и влияющие на нее.   Согласно  статье 6 ФЗ «О потребительском кредите (займе) к условиям, определяющим  полную стоимость кредита, отнесены:

сумма потребительского кредита (займа);

срок действия  договора потребительского кредита (займа) и срок возврата  потребительского кредита (займа);

 проценты по договору потребительского кредита (займа);

 платежи  заемщика  в пользу кредитора, если обязанность заемщика по таким платежам следует из условий договора потребительского  кредита (займа) и (или)  если выдача потребительского кредита (займа) поставлена в зависимость  от совершения таких платежей;

плата за выпуск  и обслуживание электронного средства платежа   при заключении и исполнении  договора потребительского  кредита (займа);

платежи в пользу третьих лиц, если обязанность заемщика по уплате таких  платежей  следует из договора  потребительского  кредита (займа), в котором определены  такие третьи лица, и (или) если выдача потребительского кредита  (займа) поставлена в зависимость  от заключения договора с третьим лицом;

 сумма страховой премии  по договору страхования в случае,  если выгодоприобретателем по такому договору  не является заемщик    или лицо, признаваемое его  близким  родственником;

сумма страховой премии  по договору добровольного страхования  в случае, если в зависимости от заключения заемщиком  договора добровольного страхования  кредитором  предлагаются  разные условия договора потребительского  кредита (займа), в том числе в части срока  возврата   потребительского  кредита (займа) и (или) полной стоимости кредита (займа)  в части процентной ставки и иных платежей.

 

В пункте 25 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда  Российской Федерации № 58  от 08.10.2012 «О некоторых вопросах  практики применения  арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» указано, что к условиям, влияющим   на стоимость кредита, в частности, могут относиться условия о размере процентной ставки, сумме и сроке кредита, платежах и комиссиях по кредитным операциям, а также о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением  кредита (по страхованию  рисков, в том числе  жизни, здоровья потенциального заемщика, нотариальному заверению документов, предоставлению  обеспечения по кредитному   договору, оценке имущества, передаваемого в залог, и др.).

 

Отсутствие в рекламе информации об условиях договора займа, влияющих на полную стоимость кредита (займа) для заемщика, вводит в заблуждение относительно  стоимости товара  (договора займа), что является нарушением  части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе», в соответствии с которой не допускается реклама, в которой  отсутствует часть существенной информации  о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения  или использования, если при этом искажается  смысл информации и вводятся в заблуждение  потребители рекламы.  

 

Поскольку ООО «Луна»  не является кредитной либо иной финансовой организацией указание в рекламе на возможность получения займа без сообщения сведений об организации, заключающей договор займа, не соответствует требованиям  части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе», в соответствии с которой реклама банковских, страховых  и иных финансовых услуг и финансовой деятельности  должна содержать  наименование  или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица- наименование, для индивидуального предпринимателя – фамилию, имя и (если имеется) отчество.

 

Согласно части 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение части 7 статьи 5, части 1, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28  несет рекламодатель.

Рекламодателем, в интересах которого распространена реклама и заинтересованным в реализации объекта рекламирования, является  ООО «Луна» (ИНН 2703099710, место нахождения: 681010, Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре, Магистральное шоссе, д.15, корпус 7, кв. 148).

 

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1,2 статьи 36 Федерального  Закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу: «ФИНАНСИСТ от 0,5% в ДЕНЬ! ЗАЙМЫ ДО ЗАРПЛАТЫ НУЖНЫ ДЕНЬГИ? ЗВОНИ! 32-70-32 (вход со стороны мировых судей, 3 этаж офис 310) Предложение не является офертой. Все условия приведены для примера. ООО «Луна» ИНН 2703099710, ОГРН 1192724016121. Юридический адрес:681010, Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре, Магистральное шоссе 15/7, кв. 148 Не является займодавцем, оказывает консультационные услуги по подбору  займа»,», распространенную ООО «Луна», путем размещения в г. Комсомольске-на-Амуре на фасаде здания  по пр. Октябрьскому, д. 33, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5, части 1, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

2. Обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения законодательства РФ ООО «Луна» не выдавать в связи с демонтажом рекламной конструкции.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Хабаровского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение изготовлено в полном объеме 25 июня 2020 года.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в трехмесячный срок).

Связанные организации

Связанные организации не указаны