Решение №ли/3483/23 Признать жалобу ООО «Техносити» на действия заказчика – ОАО ... от 10 апреля 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ №7-11/59
(027/10/18.1-383/2023)
05 апреля 2023 года г. Хабаровск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю в составе председательствующего: <...>, членов Комиссии: <...>; <...>,
в отсутствии представителей от заявителя - ООО «Техносити» - о дате, времени, месте рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом, явку представителей не обеспечили,
в присутствии представителей от ОАО «РЖД» - Ляпин Д.В. – представитель по доверенности от 02.09.2020 №ДВОСТ НЮ-129/Д; Гунчак Н.А. по доверенности от 17.03.2023 №ДВОСТДИ-95/Д,
рассмотрев жалобу ООО «Техносити», материалы дела №7-11/59 (027/10/18.1-383/2023),
УСТАНОВИЛА:
В Хабаровское УФАС России поступила жалоба ООО «Техносити» на действия заказчика – ОАО «РЖД» при проведении открытого конкурса среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме №41/ОКЭ-ЦДИ/23 на право заключения договора оказания услуг по сбору, транспортированию, обезвреживанию и/или утилизации шпал железнодорожных деревянных, пропитанных антисептическими средствами, отработанных (извещение №41/ОКЭ-ЦДИ/23).
Из жалобы следует, что при проведении Конкурса Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя, поскольку Заказчиком неправомерно принято решение об отклонении заявки заявителя.
ОАО «РЖД» представлен отзыв от 03.04.2023 №ИСХ-111/ДВОСТ РЦОЗ, в соответствии с которым считает жалобу необоснованной в полном объеме.
Заслушав представителей заказчика, рассмотрев материалы дела, Комиссия Хабаровского УФАС России пришла к следующему выводу.
Жалоба рассматривается Комиссией Хабаровского УФАС России по правилам статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).
В соответствии с частями 1, 2 статьи 2 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 № 223-ФЗ (далее - Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 данного Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Закон о закупках не определяет порядок закупки товаров, работ, услуг, а устанавливает обязанность заказчиков разработать и утвердить положение о закупке – документ, регламентирующий закупочную деятельность заказчика и содержащий требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, в связи с чем заказчик вправе самостоятельно установить в положении о закупке способы закупок, порядок и условия их применения.
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия из применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Согласно части 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования данного закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках заказчики обязаны исходить из принципа целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
В соответствии с пунктами 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны, в том числе, критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке; порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.
При этом согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Частью 16 статьи 3.2 Закона о закупках установлено, что под конкурсом в целях Закона о закупках понимается форма торгов, при которой победителем конкурса признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в конкурентной закупке, окончательное предложение которого соответствует требованиям, установленным документацией о конкурентной закупке, и заявка, окончательное предложение которого по результатам сопоставления заявок, окончательных предложений на основании указанных в документации о такой закупке критериев оценки содержит лучшие условия исполнения договора.
Пунктом 3 части 4 статьи 3.4 Закона о закупках установлено, что конкурс в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (далее в целях настоящей статьи - конкурс в электронной форме), может включать следующие этапы: рассмотрение и оценка заказчиком поданных участниками конкурса в электронной форме заявок на участие в таком конкурсе.
Согласно пунктам 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках
в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.
В случае, если документацией о конкурентной закупке установлено применение к участникам конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора критериев и порядка оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, данная документация должна содержать указание на информацию и документы, подлежащие представлению в заявке на участие в такой закупке для осуществления ее оценки. При этом отсутствие указанных информации и документов не является основанием для отклонения заявки (часть 19.2 статьи 3.4 Закона о контрактной системе).
Закупка проводится в соответствии с Законом о закупках, Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО «РЖД», утвержденного приказом советом директоров от 28.06.2018 (далее – Положение о закупке), размещенного на официальном сайте www.company.rzd.ru в разделе «Закупки и торги».
Перечень документов, представляемых участниками для подтверждения их соответствия установленным требованиям, предусматривается в документации о конкурентной закупке. В документации о конкурентной закупке могут быть включены и иные требования к участникам, не перечисленные в пунктах 199 - 201 настоящего Положения. Включение таких требований допускается при наличии у заказчика соответствующего обоснования (пункт 202 Положения о закупке).
Не допускается предъявлять к участникам требования, которые не указаны в документации о конкурентной закупке. Требования, предъявляемые к участникам, установленные в документации о конкурентной закупке, применяются в равной степени ко всем участникам закупки (пункт 203 Положения о закупке).
В соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 06.03.2022 г. № 301 «Об основаниях неразмещения в Единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд сведений о закупках товаров, работ, услуг, информации о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми заключены договоры» Заказчик не осуществляет размещение в Единой информационной системе в сфере закупок сведений о закупке товаров, работ, услуг (далее - ЕИС) информации о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым заключен договор по результатам закупки.
08.02.2023 на сайте www.company.rzd.ru в разделе «Закупки и торги» и на сайте www.rts-tender.ru опубликовано извещение о проведении открытого конкурса и конкурсная документация.
Начальная (максимальная) цена договора - 4 999 455, 63 руб. без учета НДС, 5 999 346, 76 руб. с учетом НДС. Срок подачи заявок – с 08.02.2023 по 27.02.2023. Дата рассмотрения 1 частей заявок – 28.02.2023. Рассмотрение 2 частей заявок – 13.03.2023. Дата подведения итогов – 13.03.2023.
В силу п. 3.9.1 конкурсной документации конкурсные заявки участников рассматриваются на соответствие требованиям, изложенным в конкурсной документации, на основании представленных в составе конкурсных заявок документов, а также иных источников информации, предусмотренных конкурсной документацией, законодательством Российской Федерации, в том числе официальных сайтов государственных органов, организаций в сети Интернет.
Требованиями пункта 3.9.4 конкурсной документации установлено, что участник конкурса не допускается к участию в конкурсе в случаях, установленных конкурсной документацией, в том числе в следующих случаях:
- 3.9.4.1 непредставление определенных конкурсной документацией документов либо наличия в этих документах неполной информации и (или) информации об участнике конкурса или о товарах, работах, услугах, закупка которых осуществляется, не соответствующей действительности;
- 3.9.4.2 несоответствие участника конкурса предусмотренным конкурсной документацией требованиям.
Согласно п. 3.17.5 конкурсная заявка должна состоять из двух частей и ценового предложения.
Согласно пп. 3.17.7.3 п. 3.17.7 конкурсной документации во второй части конкурсной документации должны быть предоставлены документы, подтверждающие соответствие участника конкурса требованиям законодательства Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнения работы, оказания услуги, являющихся предметом конкурса, перечисленные в пункте 1.8 конкурсной документации, если в соответствии такая информация и документы не содержатся в открытых и общедоступных государственных реестрах, размещенных в информационных реестрах, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Предметом закупки/договора является: Оказания услуг по сбору, транспортированию, обезвреживанию и/или утилизации шпал железнодорожных деревянных, пропитанных антисептическими средствами, отработанных.
Требованиями пункта 30 статьи 12 Федерального закона Российской Федерации от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» установлено, что деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности (за исключением случаев, если сбор отходов I - IV классов опасности осуществляется не по месту их обработки, и (или) утилизации, и (или) обезвреживания, и (или) размещения) подлежит лицензированию.
Требованиями пункта 1.8. конкурсной документации установлено, что:
Участник должен иметь разрешительные документы на право осуществления деятельности по оказанию услуг по сбору, транспортированию, обезвреживанию и/или утилизации опасных отходов - шпалы железнодорожные деревянные, пропитанные антисептическими средствами, отработанные, предусмотренных техническим заданием открытого конкурса.
В подтверждение наличия разрешительных документов участник представляет:
- действующую на момент подачи заявки лицензию либо выписку из реестра лицензий (выданные в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2020г. №2343) участника на право осуществления деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, выданную Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, с указанием следующих видов услуг в отношении отходов: сбор, транспортирование и/или утилизация, обезвреживание отходов I-IV классов опасности (представляются все листы со всеми приложениями);
или
- действующую на момент подачи заявки лицензию либо выписку из
реестра лицензий (выданные в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2020г. №2343) участника на право осуществления деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию размещению отходов I-IV классов опасности, выданную Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, с указанием следующих видов услуг в отношении отходов: сбор, транспортирование отходов I-IV классов опасности (представляются все листы со всеми приложениями);
и
- действующий на момент подачи заявки договор на сбор, обезвреживание отходов с организацией, имеющей действующую лицензию на сбор, транспортирование, обработку и/или утилизацию, обезвреживание, размещение отходов I-IV классов опасности;
и
- действующую на момент подачи заявки лицензию либо выписку из реестра лицензий (выданные в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2020г. №2343) организации, с которой заключен договор, на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности выданную Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, с указанием следующих видов услуг в отношении отходов: сбор, обезвреживание и/или утилизация отходов I-IV классов опасности (представляются все листы со всеми приложениями).
Лицензия должна быть представлена с приложением, включающим в себя следующий перечень отходов, с которыми разрешается осуществлять деятельность по сбору, транспортированию, обезвреживанию и/или утилизации отходов, представленных в таблице № 1:
Таблица № 1
|
Разрешительные документы предоставляются участником во второй части заявки на участие в конкурсе, если в соответствии с законодательством Российской Федерации информация и документы, подтверждающие соответствие участника требованиям законодательства Российской Федерации к лицам, осуществляющим оказание услуги, являющихся предметом закупки, не содержатся в открытых и общедоступных государственных реестрах, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Документы должны быть сканированы с оригинала либо нотариально заверенной копии.
Если участие в закупке принимает несколько лиц на стороне одного участника, разрешительные документы предоставляются на лиц, которые в соответствии с договором простого товарищества (договором о совместной деятельности) осуществляют деятельность, право осуществления которой подтверждается разрешительными документами. При распределении в договоре простого товарищества (договоре о совместной деятельности) обязанностей и вкладов товарищей таким образом, что исполнителями работ (услуг), которые могут выполняться при наличии указанных разрешительных документов, выступают несколько лиц, участник должен представить указанные разрешительные документы на таких лиц. В случае отсутствия распределения обязанностей, вкладов и указания на исполнителей работ (услуг) в договоре простого товарищества (договоре о совместной деятельности), участник должен представить указанные разрешительные документы на всех лиц, выступающих на стороне одного участника.
Если срок действия разрешительного документа на право осуществления деятельности истек после подачи заявки и до заключения договора, то победитель закупки (участник, с которым заключается договор), обязан предоставить одновременно с подписанным проектом договора:
действующий разрешительный документ (выписку из реестра лицензий (выданную на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лицензирующего органа, в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2020 №2343) либо
информацию об адресе сайта или страницы сайта в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет», на которых размещена информация о регистрационном номере лицензии(ий).
Относительно правомерности отклонения заявки участника Комиссией Хабаровского УФАС России установлено следующее.
22.02.2023 в 11:14 (МСК) ООО «Техносити» подана заявка №2 на участие в конкурсе.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки вторых частей заявок №41/ОКЭ-ЦДИ/23от 13.03.2023 по итогам рассмотрения экспертной группой вторых частей заявок участников заявка участника под №2 отклонена на основании пункта 3.9.4.1 документации о закупке в связи с непредставлением документов, предусмотренных пунктом 1.8 документации о закупке, а именно участник не предоставил копию лицензии на право осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов III-IV класса опасности, с наличием в приложении следующих видов деятельности: сбор, транспортирование отходов III-IV класса опасности.
Комиссией Хабаровского УФАС России установлено, что в составе заявки участника № 2 ООО «Техносити» представлена выписка из реестра лицензий на оказание услуг по сбору, транспортированию, обработке, обезвреживанию отходов III-IV класса опасности юридического лица в отношении ООО «ИНА-ДВ» (от 26.01.2022 г. № 47851) и договор б/н от 16.02.2023г. на оказание услуги по сбору, транспортированию, обезвреживанию отходов по которому ООО «Техносити» является заказчиком, а ООО «ИНА-ДВ» - исполнителем. Иные сведения о лицензиях в составе заявки ООО «Техносити» отсутствуют.
Доказательств обратного ООО «Техносити» не предоставлено.
Таким образом, Заявителем в составе заявки не подтверждено соответствие требованиям законодательства Российской Федерации, в связи с чем, у ОАО «РЖД» отсутствуют правовые основания для допуска заявки Заявителя на участие в закупках.
Принимая во внимание отсутствие в составе заявки лицензии или выписки из реестра лицензий на оказание услуг по сбору, транспортированию, обработке, обезвреживанию отходов III-IV класса опасности, выданной ООО «Техносити», заявка Заявителя была отклонена на основании требований конкурсной документации.
При этом в случае принятия решения об участии в закупке, участник связывает себя порядком проведения закупки, который предусмотрен конкурсной документацией и применяется в равной степени ко всем участникам закупки.
При этом, подавая заявку на участие в конкурсе, заявитель жалобы ознакомился с условиями документаций и согласился с тем, что результаты рассмотрения заявок будут зависеть от проверки всех данных, представленных им, а также иных сведений, имеющихся в распоряжении Заказчика.
При таких обстоятельствах ОАО «РЖД» правомерно отклонило заявку № 2 - ООО «Техносити». Довод заявителя признается необоснованным.
В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.
Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1, ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Хабаровского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО «Техносити» на действия заказчика – ОАО «РЖД» при проведении открытого конкурса среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме №41/ОКЭ-ЦДИ/23 на право заключения договора оказания услуг по сбору, транспортированию, обезвреживанию и/или утилизации шпал железнодорожных деревянных, пропитанных антисептическими средствами, отработанных (извещение №41/ОКЭ-ЦДИ/23) – необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его принятия.