Решение №8-01/180 Решение по жалобе ООО «Уровень» на действия филиал «КнААЗ им... от 19 июня 2020 г.
Текст документа
Сохранить как PDFКомиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю в составе председательствующей– заместитель руководителя Хабаровского УФАС России, членов Комиссии: - начальник отдела контроля органов власти Хабаровского УФАС России, – ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти Хабаровского УФАС России,
в присутствии представителей:
- ООО «Уровень» - по доверенности от 18.06.2020 № 8, по доверенности от 11.06.2020 № 7, директор
- Филиал «КнААЗ им. Ю.А.Гагарина» – уведомлено о дате, времени и месте рассмотрения дела, явку в заседание комиссии не обеспечило.
рассмотрев жалобу ООО «Уровень» на действия АО филиал «КнААЗ им. Ю.А.Гагарина», материалы дела № 8-01/180(027/01/18.1-774/2020),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступила жалоба ООО «Уровень» на действия филиал «КнААЗ им. Ю.А.Гагарина» при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку светильников для ЛИС (извещение № 32009175743).
Как следует из жалобы, заказчиком неправомерно установлены требования к техническим характеристикам поставляемого товара, вместе с тем, требования о предоставлении протокола испытаний независимой лаборатории так же неправомерны, поскольку протокол изготавливается в длительные сроки.
Представители ООО «Уровень» в заседании комиссии жалобу поддержали в полном объеме, дополнительно пояснив, что в таблице № 2 пункта 9.2 приложения № 2 к документации о закупке установлены требования заказчика, а именно в пунктах 7, 11, 17 которые не соответствуют ГОСТ 32144-2013, ГОСТ Р 55710-2013 и Федеральному закону от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Представители АО филиал «КнААЗ им. Ю.А.Гагарина» с доводами жалобы не согласились, по основаниям, изложенным в письменных возражениях от 11.06.2020 № 2/2773902/2235 на жалобу, и в дополнении к возражениям от 17.06.2020 № 2/2773902/2305, пояснив в них, что в соответствии с подпунктом 1 пункта 10 статьи 4 Федерального закона № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в документации о закупке должны быть указаны, в том числе, установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара (работы, услуги) к безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузки товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Так же согласно пункту 10.3.2. Единого Положения о закупке ГК «Ростех», требования к продукции представляют собой показатели, характеристики, свойства продукции, имеющие практическую ценность для заказчика в рамках удовлетворения существующей потребности, и могут включать в себя технические, функциональные (потребительские), качественные, количественные, эксплуатационные и иные характеристики продукции. Так же заказчик отметил, что все полученные по запросу котировок заявки, в том числе, заявка заявителя, соответствуют требованиям пунктов 7, 11, 17 таблицы № 2 пункта 9.2 приложения № 2 к документации.
Комиссия Хабаровского УФАС России, заслушав лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, рассмотрев материалы дела, пришла к следующим выводам.
Жалоба рассматривается по правилам статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2066 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).
Принятие решения по жалобе ООО «Уровень» в порядке части 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции откладывалось до 12:00 19.06.2020 в связи необходимостью получения дополнительных документов.
Статьей 18.1 Закона о защите конкуренции установлен порядок обжалования действий (бездействия) организаторов торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным Законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг, отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон № 223-ФЗ).
Действия (бездействие) могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
По правилам указанной статьи проверке подлежит соблюдение установленной законодательством и иными нормативными правовыми актами процедуры организации и проведения торгов, иной закупки, процедуры заключения договоров по результатам торгов, закупок.
Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц установлены Законом № 223-ФЗ.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закон № 223-ФЗ не определяет порядок закупки товаров, работ, услуг, а устанавливает обязанность заказчиков разработать и утвердить положение о закупках - документ, регламентирующий закупочную деятельность заказчика и содержащий требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения, а также порядок заключения и исполнения договоров, в связи с чем заказчик вправе самостоятельно установить в положении о закупке способы закупок, порядок и условия их применения.
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В силу части 1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: 1) информационная открытость закупки; 2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; 3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; 4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Частью 5 статьи 4 Закона № 223-ФЗ установлено, что при закупке в единой информационной системе размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация.
В соответствии с частями 9, 10 статьи 3.2 Закона № 223-ФЗ для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные, в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны:
-требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, так же в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика ( пункт 1);
- требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке (пункт 2);
- требования к участникам такой закупки (пункт 9).
Таким образом, в соответствии с Законом №223-ФЗ установление требований к участникам, заявке, документам, включаемых в состав заявки, отнесено к полномочиям заказчика при составлении документации о закупке, иные лица таким правом не обладают.
Согласно пункта 10.3.2. Единого Положения о закупке ГК «Ростех», требования к продукции представляют собой показатели, характеристики, свойства продукции, имеющие практическую ценность для заказчика в рамках удовлетворения существующей потребности, и могут включать в себя технические, функциональные (потребительские), качественные, количественные, эксплуатационные и иные характеристики продукции.
25.05.2020 филиал «КнААЗ им. Ю.А. Гагарина» на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение № 32009175743 о проведении запроса котировок в электронной форме на поставку светильников для ЛИС № 2301-2020001945.
Дата начала подачи заявок 27.05.2020 года. Дата окончания подачи заявок 08.06.2020.
Начальная (максимальная) цена договора - 2 573 235,2 рублей. Закупка осуществляется за счет собственных средств заказчика.
Пунктом 9.2 приложения № 2 к документации о закупке, заказчиком установлены требования к габаритным размерам светодиодного светильника – 535*275*165 мм (+/- 5). Указанные требования обусловлены особенностями конструкций креплений, которые уже имеются в эксплуатации у заказчика.
В целях определения соответствия поставляемого товара потребностям заказчика, в пункте 9.3 приложения № 2 к документации о закупке установлено требование, о подтверждении технической характеристики светового потока, посредством предоставления копии протокола испытаний независимой лаборатории, подтверждающий величину светового потока, проведенных в соответствии с ГОСТ Р 54350-2015.
В пункте 7 в таблице № 2 пункта 9.2 приложения № 2 документации о закупке установлено требование к диапазону входного напряжения сети переменного тока от 100 до 305В при частоте 50+/- 1- Гц. Данный диапазон входного напряжения был установлен заказчиком в качестве защиты от случайных событий и факторов, указанных в пункте 4.3 ГОСТа 32144-2013 «Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения». Возможность работы светильников в указанном в документации диапазоне входного напряжения позволит исключить выход из строя оборудования в случаях возникновения провалов, прерываний и перенапряжения в электрических сетях филиала.
В пункте 11 установлен нижний предел диапазона потребляемой мощности светильника от 240 до 253 Вт.
В пункте 17 в таблице № 2 пункта 9.2 приложения № 2 документации о закупке установлен диапазон цветопередачи не менее 70 Ra на основании СП 52.13330-2016 «Естественное и искусственное освещение», приложение «И» - «Рекомендуемые источники света для производственных помещений». В таблице И.1 «рекомендуемые источники света при системе общего освещения» указано значение индекса цветопередачи 70-79 Ra.
Согласно разделу 4.5 участник процедуры закупки должен подготовить заявку в соответствии с образцами форм, установленными в разделе 7 извещения, предоставив полный комплект документов согласно перечню, определенному в приложении №3 к информационной карте.
В соответствии с приложением № 3 к информационной карте заявка на участие в закупке должна включать в себя документы, в числе которых коммерческое предложение (форма 2) по форме, установленной в подразделе 7.2; копии документов, подтверждающих соответствие продукции требованиям законодательства, установленным в разделе 9 а именно, сертификат соответствия Техническому Регламенту Таможенного Союза ТР ТС 004/2011 «О безопасности низковольтного оборудования»; копии документов, связанные с определением соответствия поставляемого товара, потребностям заказчика, установленным в разделе 9, а именно, протокол испытаний независимой лаборатории, подтверждающий величину светового потока, проведенных в соответствии с ГОСТ Р 54350-2015.
Согласно пункту 4.12.3 раздела 4.12 документации о закупке участники процедуры закупки, заявки которых признаны соответствующими требованиям извещения, допускаются к оценке и сопоставлению заявок и признаются участниками закупки. Участники процедуры закупки, заявки которых признаны не соответствующими требованиям извещения, в дальнейшей процедуре закупки не участвуют.
Согласно пункту 4.12.13 раздела 4.12 закупочная комиссия отклоняет заявку участника процедуры закупки по следующим основаниям:
- непредставление в составе заявки документов и сведений, предусмотренных приложением №3 к информационной карте (за исключением сведений, подтверждающих статус субъекта МСП – в случае отсутствия в пункте 18 информационной карты установленных организатором особенностей участия субъектов МСП в проводимой закупке); нарушение требований подраздела 4.5 к содержанию и составу заявки (подпункт 1);
- несоответствие участника процедуры закупки, в том числе несоответствие лиц (одного или нескольких), выступающих на стороне одного участника процедуры закупки, требованиям, установленным в разделе 5 и пунктах 15-17 информационной карты (подпункт 2);
- несоответствие предлагаемой продукции и/или условий исполнения договора требованиям, установленным в разделах 8-9 и пункте 12 информационной карты (подпункт 3);
- несоблюдение требований, установленных в подразделе 4.6, пункте 13 информационной карты и в форме подраздела 7.3, к описанию продукции, предлагаемой к поставке в составе заявки (подпункт 4);
- несоответствие цены заявки требованиям пункта 10 информационной карты, в том числе наличие предложения о цене договора (цене за единицу продукции), превышающей размер НМЦ, размер начальной (максимальной) цены единицы продукции либо иным образом не соответствующее требованиям извещения (подпункт 5);
- наличие в составе заявки недостоверных сведений (подпункт 6).
Поскольку заказчик обосновал потребность в закупаемых товарах, и также учитывая, что Закон о закупках именно на заказчика возлагает обязанность сформулировать техническое задание и требования к закупаемым товарам, в данной связи довод заявителя о том, что заказчик неправомерно установил технические требования к поставляемой продукции не нашел своего подтверждения.
Касательно довода жалобы о незаконном требовании предоставления в составе заявки протокола испытательной лаборатории, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к следующему выводу.
Статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательская деятельность определена как самостоятельная, осуществляемая на свой риск, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товара, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Принимая решение участвовать в закупке, хозяйствующий субъект самостоятельно формирует предложение по оцениваемым условиям закупки, исходя из своих возможностей, с учетом интереса одержать победу. Не выполняя требования заказчика о необходимости предоставления протокола испытаний независимой лаборатории, предлагаемых к поставке светодиодных светильников, участник несет риск отклонения такой заявки, что и составляет конкуренцию при проведении закупки.
Исходя из установленных обстоятельств жалоба признается необоснованной.
В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона (часть 20 статьи 18.1).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», комиссия Хабаровского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО «Уровень» на действия филиал «КнААЗ им. Ю.А.Гагарина» при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку светильников для ЛИС (извещение № 32009175743) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его принятия.