Решение №7 Решение № 7 в отношении ОАО «Сбербанк России» от 27 июля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ № 7

г. Хабаровск

Резолютивная часть решения оглашена 13 мая 2015 года.

Решение изготовлено в полном объёме 27 мая 2015 года.

 

Комиссия Хабаровского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председателя Комиссии <…> – заместителя руководителя управления – начальника отдела антимонопольного контроля, членов Комиссии, <…> – главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля, <…>– начальника отдела банковского надзора Отделения по Хабаровскому краю Дальневосточного главного управления Центрального банка Российской Федерации, <…>– начальника юридического отдела Отделения по Хабаровскому краю Дальневосточного главного управления Центрального банка Российской Федерации (далее – Комиссия), рассмотрев дело №3-1/327 по признакам нарушения ОАО «Сбербанк России» (местонахождение: 117997, г. Москва, ул. Вавилова, 19; место осуществления деятельности Дальневосточного банка – филиала ОАО «Сбербанк России»: 680020, г.Хабаровск, ул. Гамарника, 12) части 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, статьёй 48, статьёй 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), установила:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю 16 декабря 2014 года поступило заявление <…>на действия ОАО «Сбербанк России» по взиманию денежных средств (комиссионного вознаграждения) при оплате <…>штрафа ГИБДД за совершение административного правонарушения в области дорожного движения.

В ходе рассмотрения данного заявления <…> Хабаровское УФАС России запросило у ОАО «Сбербанк России» документы и информацию по вопросам установления тарифов на услуги банка, в том числе тарифа (комиссионного вознаграждения) на оказание услуг физическим лицам при оплате ими штрафов ГИБДД на территории Хабаровского края.

 

Приказом Хабаровского УФАС России от 16.03.2015 №165 возбуждено дело №3-1/327 по признакам нарушения ОАО «Сбербанк России» части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

 

В процессе рассмотрения дела №3-1/327 о нарушении антимонопольного законодательства принял участие представитель ответчика – ОАО «Сбербанк России»: <…>, главный юрисконсульт отдела правового обеспечения защиты интересов банка в судебных и иных органах, работы с реструктурируемыми активами юридического управления Дальневосточного банка ОАО «Сбербанк России», доверенность №21-03/11-320 от 01.08.2014.

Заявитель <…>о дате и месте рассмотрения дела №3-1/327 о нарушении антимонопольного законодательства уведомлена надлежащим образом, на заседании Комиссии не присутствовала, явку уполномоченного представителя не обеспечила.

 

В рамках рассмотрения дела №3-1/327 о нарушении антимонопольного законодательства Хабаровским УФАС России проведён анализ состояния конкуренции на рынке оказания услуг физическим лицам по переводу неналоговых платежей в бюджеты всех уровней на территории Хабаровского края.

Анализ состояния конкуренции проводился в соответствии с «Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке», утверждённым приказом ФАС России от 28.04.2010 №220, «Порядком проведения анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения кредитной организации», утверждённым приказом ФАС России от 28.06.2012 №433, «Условиями признания доминирующим положения кредитной организации», утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.2007 №409, «Методикой определения необоснованно высокой и необоснованно низкой цены услуги кредитной организации», утверждённой приказом ФАС России от 24.08.2012 №548, Законом о защите конкуренции, Федеральным законом от 02.12.1990 №395-1 «О банках и банковской деятельности» (далее – Закон о банковской деятельности).

В качестве исходной информации использовались материалы анализа состояния конкуренции на рынке оказания услуг физическим лицам по переводу неналоговых платежей в бюджеты всех уровней на территории Хабаровского края за 2012 год, 6 месяцев 2013 года, проведённого на основании служебного письма отдела антимонопольного контроля от 18.06.2013, данные Отделения по Хабаровскому краю Дальневосточного главного управления Центрального банка Российской Федерации, Управлением Федеральной почтовой связи Хабаровского края – филиала ФГУП «Почта России», Единого государственного реестра юридических лиц ФНС России, официальных сайтов кредитных организаций, информация, предоставленная кредитными организациями за 2013 и 2014 годы.

Временной интервал исследования рынка оказания услуг физическим лицам по переводу неналоговых платежей в бюджеты всех уровней на территории Хабаровского края: 2013 год и 2014 год.

В качестве продуктовых границ рынка рассматривается оказание физическим лицам услуги по переводу неналоговых платежей в бюджеты всех уровней.

По итогам деятельности в 2014 году доля ОАО «Сбербанк России» на рынке оказания услуг физическим лицам по переводу неналоговых платежей в бюджеты всех уровней на территории Хабаровского края составила 53,70%, а без учёта объёмов УФПС Хабаровского края – филиала ФГУП «Почта России» – 53,84%.

 

В соответствии с «Методикой определения необоснованно высокой и необоснованно низкой цены услуги кредитной организации», утверждённой приказом ФАС России от 24.08.2012 №548 (далее – Методика определения необоснованной цены услуги кредитной организации) Хабаровское УФАС России в ходе проведения анализа состояния конкуренции на рынке оказания физическим лицам услуг по переводу неналоговых платежей в бюджеты всех уровней на территории Хабаровского края проведены исследования  действий ОАО «Сбербанк России» по установлению рассматриваемого тарифа на предмет соответствия пункту 7 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции (установление необоснованно высокой цены финансовой услуги).

 

В качестве конкурентной (средневзвешенной) цены банковской услуги рассматривались цены на услуги на соответствующем товарном рынке (оказание физическим лицам услуги по переводу неналоговых платежей в бюджеты всех уровней на территории Хабаровского края). Информация о ценах предоставлена кредитными организациями, осуществляющими деятельность на территории Хабаровского края.

При определении конкурентной (средневзвешенной) цены банковской услуги учитывались максимальные значения тарифов, установленные кредитными организациями, не занимающими доминирующее положение на рынке оказания физическим лицам услуг по переводу неналоговых платежей в бюджеты всех уровней на территории Хабаровского края.

Величина конкурентной (средневзвешенной) цены банковской услуги, рассчитанная на основании вышеуказанных данных, составила:

– в 2013 году – 2,12%;

– в 2014 году – 2,15%.

 

Расчёт отклонения исследуемой цены банковской услуги (тариф ОАО «Сбербанк России» в размере 3% от суммы платежа) от конкурентной (средневзвешенной) цены банковской услуги проведён в соответствии с требованиями пункта 10 Методики определения необоснованной цены услуги кредитной организации.

В результате расчёта отклонение исследуемой цены банковской услуги (тарифа ОАО «Сбербанк России») от конкурентной (средневзвешенной) цены банковской услуги на рынке оказания физическим лицам услуги по переводу неналоговых платежей в бюджеты всех уровней на территории Хабаровского края составило:

– в 2013 году – 41,66%;

– в 2014 году – 39,38%.

 

Таким образом, в соответствии с пунктом 10 Методики определения необоснованной цены услуги кредитной организации, отклонение исследуемой цены банковской услуги (тарифа ОАО «Сбербанк России») от конкурентной (средневзвешенной) цены банковской услуги на рынке оказания физическим лицам услуги по переводу неналоговых платежей в бюджеты всех уровней на территории Хабаровского края является существенным, так как составляет более 20% и свидетельствует об установлении ОАО «Сбербанк России» необоснованно высокой цены банковской услуги – тарифа за перевод неналоговых платежей в бюджет и государственные внебюджетные фонды в размере 3% от суммы платежа.

 

Рассмотрев направленные ОАО «Сбербанк России» документы и информацию, материалы анализа состояния конкуренции, Комиссия считает, что оплата физическим лицом штрафа ГИБДД за совершение административного правонарушения в области дорожного движения является переводом неналоговых платежей в бюджет и в соответствии с п. 2.1.1 Раздела I пункта 2 «Денежные переводы» «Регионального приложения к Федеральному альбому тарифов на услуги, предоставляемые Дальневосточным банком ОАО «Сбербанк России» физическим лицам от 31.05.2012» является услугой по переводу платежей в пользу юридических лиц, в том числе неналоговых платежей в бюджет и государственные внебюджетные фонды.

Решением Хабаровского УФАС России №9 от 16 апреля 2014 года, принятого по результатам рассмотрения дела №3-1/127 о нарушении антимонопольного законодательства, ОАО «Сбербанк России» признано нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» в части совершения действий по установлению тарифа (комиссионного вознаграждения) в размере 3% от суммы платежа, минимального платежа в размере 30,00 рублей при перечислении физическими лицами (гражданами) платежей (денежных средств), не являющихся налогами, в адрес государственных органов, в бюджеты всех уровней в Хабаровском крае.

Также по результатам рассмотрения дела №3-1/127 о нарушении антимонопольного законодательства Комиссией выдано предписание №2 от 16 апреля 2014 года о прекращении ОАО «Сбербанк России» в срок до 16 июня 2014 года нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в совершении действий по установлению тарифа (комиссионного вознаграждения) в размере 3% от суммы платежа, минимального платежа в размере 30,00 рублей при перечислении физическими лицами (гражданами) платежей (денежных средств), не являющихся налогами, в адрес государственных органов, в бюджеты всех уровней в Хабаровском крае, путём установления экономически обоснованного тарифа (комиссионного вознаграждения) за перевод неналоговых платежей в бюджеты всех уровней на территории Хабаровского края.

Определением Хабаровского УФАС России от 19 марта 2015 года об удовлетворении ходатайства ответчика о продлении срока исполнения предписания удовлетворено ходатайство ОАО «Сбербанк России» о продлении срока исполнения предписания №2 от 16 апреля 2014 года: срок исполнения предписания продлён до 11 июня 2015 года.

 

При рассмотрении дела №3-1/327 о нарушении антимонопольного законодательства исследовались такие же обстоятельства, как и при рассмотрении дела №3-1/127 о нарушении антимонопольного законодательства: оказание ОАО «Сбербанк России» физическим лицам услуги перечисления платежей (денежных средств), не являющихся налогами, в адрес государственных органов, в бюджеты всех уровней на территории Хабаровского края. Размер тарифа (комиссионного вознаграждения) за данную услугу ОАО «Сбербанк России» составляет 3% от суммы платежа, но не более 2000,00 рублей и не менее 30,00 рублей, как в период времени, определённый при рассмотрении дела №3-1/127 о нарушении антимонопольного законодательства (возбуждённого по результату рассмотрения заявления <…>), так и в период времени, определённый при рассмотрении дела №3-1/327 о нарушении антимонопольного законодательства (возбуждённого по результату рассмотрения заявления <…>.).

 

По мнению Комиссии, рассматриваемые комиссией действия ОАО «Сбербанк России» (оказание услуги по переводу неналоговых платежей в бюджет на территории Хабаровского края), всесторонне и полностью исследованы и оценены при рассмотрении дела №3-1/127 о нарушении антимонопольного законодательства, что зафиксировано решением Хабаровского УФАС России №9 от 16 апреля 2014 года.

 

Таким образом, Комиссия считает, что имеются основания для прекращения рассмотрения дела №3-1/327 о нарушении антимонопольного законодательства по случаю, предусмотренному пунктом 6 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции – наличие вступившего в силу решения антимонопольного органа об установлении факта нарушения антимонопольного законодательства в отношении рассматриваемых комиссией действий (бездействия).

Частью 2 статьи 48 Закона о защите конкуренции установлено, что в случае, если рассмотрение дела прекращается в соответствии с пунктами 1 и 6 части 1 настоящей статьи, резолютивная часть решения о прекращении рассмотрения дела должна содержать сведения об установлении факта нарушения ответчиком или ответчиками антимонопольного законодательства.

 

Руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, статьёй 48, статьёй 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА

1. Признать ОАО «Сбербанк России» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» в части совершения действий по установлению тарифа (комиссионного вознаграждения) в размере 3% от суммы платежа, минимального платежа в размере 30,00 рублей при перечислении физическими лицами (гражданами) платежей (денежных средств), не являющихся налогами, в адрес государственных органов, в бюджеты всех уровней в Хабаровском крае.

2. Прекратить рассмотрение дела №3-1/327 о нарушении антимонопольного законодательства по основанию, предусмотренному пунктом 6 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции.

 

 

 

 

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его принятия.

 

Примечание: За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6. статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны