Решение №027/05/28-729/2019 Решение по делу по признакам нарушения законодательства Росс... от 13 ноября 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе  в составе:

Председатель Комиссии:

Члены Комиссии:

рассмотрев дело № 027/05/28-729/2019 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения –  МУП «Редакция газеты «Амурская заря» рекламы, нарушающей требования статьи 8, части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе»,

в отсутствие представителей МУП «Редакция газеты «Амурская заря», в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, надлежащим образом уведомленных о дате и времени рассмотрения дела, заявивших ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие (вх. № 4/12956 от 21.10.2019).

УСТАНОВИЛА:

 

При осуществлении государственного  надзора за соблюдением требований рекламного законодательства Хабаровским УФАС России в газете «Амурская заря» от 13 - 19 августа 2019 года № 33 (6657) на 5 странице отслежена реклама следующего содержания:

- «ООО ОкЛенд 8 924 223 14 91 ОКНА пластиковые Алюминиевые Рамы-купе для балконов Внутренняя и верхняя отделка ЖАЛЮЗИ РОЛЬСТАВНИ КОНДИЦИОНЕРЫ СКИДКИ РАССРОЧКА КРЕДИТ пр. Комсомольский 4 тел. 2-72-68»;

- «ДРОВА: береза, осина, ель, лиственница. ПИЛОМАТЕРИАЛ. ДОСТАВКА. т. 8-924-229-78-00, 8-914-179-78-00»;

- « ПИЛОМАТЕРИАЛ Дрова Доставка Эвакуатор Грузоперевозки 8-909-864-70-00».

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе»  реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Реклама ООО «ОкЛенд» ориентирована на неопределенный круг лиц,  направлена на привлечение внимания к возможности установки окон в кредит.

         Согласно части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

Реклама – «ООО ОкЛенд 8 924 223 14 91 ОКНА пластиковые Алюминиевые Рамы-купе для балконов Внутренняя и верхняя отделка ЖАЛЮЗИ РОЛЬСТАВНИ КОНДИЦИОНЕРЫ СКИДКИ РАССРОЧКА КРЕДИТ пр. Комсомольский 4 тел. 2-72-68» не содержит наименование лица, предоставляющего кредит, что противоречит части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

 

Реклама пиломатериалов, дров также адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования (дровам, пиломатериалам и телефонным операторам, осуществляющим их доставку), формирование и поддержание интереса к ним.

Реализация дров и пиломатериалов посредством телефонной связи или Интернета осуществляется в рамках договора розничной купли-продажи и подпадает под понятие дистанционный способ продажи.

В статье 497 ГК РФ (часть 2) дано определение дистанционного способа продажи, в соответствии с которым договор розничной купли-продажи может  быть  заключен на основании  ознакомления покупателя  с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, буклетов, проспектов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (дистанционный способ продажи товара).

Таким образом, данный договор характеризуется  двумя  отличительными признаками: во-первых, отсутствие прямого, непосредственного контакта потребителя с товаром либо с его образцом до заключения договора и в момент его заключения, и во-вторых, определение ознакомления с товаром (каталоги, буклеты, проспекты, фотоснимки, средства связи и т.д).

Согласно Правилам продажи товаров дистанционным способом продажи, утвержденным Постановлением  Правительства РФ № 612 от 27.09.2007 продажа товаров дистанционным способом - это продажа товаров по  договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления Покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах, либо представленным на фотоснимках или посредством средств связи, или иным способом, исключающим возможность непосредственного ознакомления покупателя  с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.

В соответствии с п.20 данных Правил, договор считается заключенным  с момента выдачи покупателю товарного или кассового чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара, или  сообщения о намерении покупателя приобрести  товар.

Из указанной нормы права  следует, что момент  заключения договора розничной купли-продажи  при дистанционном способе продажи не ставится в зависимость от момента оплаты товара и выдачи чека, а определяется  моментом  сообщения  покупателем продавцу  своего намерения  приобрести товар.

В части 3 ст. 497 ГК РФ определен момент  исполнения  договора розничной купли-продажи, заключенного дистанционным способом продажи: договор считается исполненным  с момента доставки товара, если иное не предусмотрено  законом, иными правовыми актами или договором.

Указанная реклама исключает возможность  непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении договора, заключаемого посредством  получения продавцом  сообщения по телефону  о намерении покупателя приобрести товар.    

Таким образом, рассматриваемая реклама является  рекламой  товаров при дистанционном способе их продажи.

В соответствии с требованиями статьи 8 ФЗ «О рекламе» в рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

Однако в нарушение требований ст. 8 реклама дров и пиломатериалов не содержит сведений  о наименовании, месте нахождении, государственном регистрационном  номере записи о создании  юридического лица либо сведений  о фамилии, имени, отчестве, основном государственном регистрационном номере индивидуального предпринимателя,  осуществляющего  продажу товаров дистанционным способом.

В соответствии с частью 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований  статьи 8, части 1 статьи 28 Закона  несет рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

 Редакция газеты «Амурская заря» создано в форме юридического лица – МУП «Редакция газеты «Амурская заря» (ИНН 2706030642).

Таким образом, рекламораспространителем является МУП «Редакция газеты «Амурская заря» (ИНН 2706030642, место нахождения – 682640 Хабаровский край, г. Амурск, пр. Мира, д. 19).

В ходе подготовки материалов к делу МУП «Редакция газеты «Амурская заря» предоставлены письменные пояснения (вх. № 13329 от 29.10.2019), из которых следует, что компания по установке окон и кондиционеров ООО «ОКЛенд» самостоятельно оказывает услуги по предоставлению кредитов для своих потребителей, наименование ООО «ОКЛенд» в рекламе присутствует, следовательно, отсутствует нарушение части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

Данный довод отклоняется по следующим основаниям.

МУП «Редакция газеты «Амурская заря» неверного толкуется норма части 1 статьи 819 ГК РФ о распространении ее действия на любое юридическое лицо.

Согласно части 1 статьи 819 ГК РФ по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты за пользование ею, а также предусмотренные кредитным договором иные платежи, в том числе связанные с предоставлением кредита.

Данная норма предоставляет право выдачи кредита только банкам и иным кредитным организациям.

Статьей 1 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности»  (далее ФЗ «О банках и банковской деятельности») определено понятие кредитной организации – это юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

ФЗ «О банках и банковской деятельности» к кредитным организациям относит банки и небанковские кредитные организации (НКО) и предусматривает возможность создания четырех видов НКО: расчетные НКО; НКО, осуществляющие депозитно-кредитные операции (НДКО); платежные НКО и НКО - центральный контрагент.

Рекламодатель ООО «ОКЛенд» ни к одному виду кредитных организаций не относится, следовательно, предоставлять кредит не имеет права, да и не предоставляет его, в связи с чем, в рекламе компании ООО «ОКЛенд» в нарушение части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе» отсутствует наименование кредитных организаций, через которых потребители имеют возможность получить услугу ООО «ОКЛенд», оформив кредит.

 

Из письменных пояснений МУП «Редакция газеты «Амурская заря» также следует, что рекламные материалы о доставке пиломатериалов размещены двумя лицами – физическим лицом гр.М.  и юридическим лицом (ООО «Спец»). Требования статьи 8 ФЗ «О рекламе» распространяются только на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Следовательно, необходимость указывать в рекламе гр. М. информации, определенной статьей 8 ФЗ «О рекламе», отсутствует.

Нарушения в рекламе доставки пиломатериалов ООО «Спец» признаются, после получения определения о возбуждении дела сразу были устранены, рекламное объявление снято с публикации.

МУП «Редакция газеты «Амурская заря» просит учесть, что указанное нарушение совершено впервые, не несет необратимых последствий, не причинило негативных материальных последствий для неограниченного круга лиц, а также в связи с тем, что деятельность МУП «Редакция газеты «Амурская заря» носит публичную и социальную направленность для города и района, просит при рассмотрении дела принять во внимание сложное финансовое положение предприятия и применить смягчающие обстоятельства.

 

Учитывая мнение МУП «Редакция газеты «Амурская заря», руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частями 1, 2 статьи 36 Федерального  Закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу, размещаемую в газете «Амурская заря» от 13 - 19 августа 2019 года № 33 (6657) на 5 странице следующего содержания:

- «ООО ОкЛенд 8 924 223 14 91 ОКНА пластиковые Алюминиевые Рамы-купе для балконов Внутренняя и верхняя отделка ЖАЛЮЗИ РОЛЬСТАВНИ КОНДИЦИОНЕРЫ СКИДКИ РАССРОЧКА КРЕДИТ пр. Комсомольский 4 тел. 2-72-68» поскольку в ней нарушены требования части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе»;

- « ПИЛОМАТЕРИАЛ Дрова Доставка Эвакуатор Грузоперевозки 8-909-864-70-00», поскольку в ней нарушены требования статьи 8 ФЗ «О рекламе».

2. Выдать МУП «Редакция газеты «Амурская заря» (ИНН 2706030642, место нахождения – 682640 Хабаровский край, г. Амурск, пр. Мира, д. 19) обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения статьи 8, части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Хабаровского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме 13 ноября 2019 года.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в трехмесячный срок).

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны