Решение №7/4521 Решение по жалобе ИП Высоцкий Н.А. на АО "Почта России" (изв... от 23 апреля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю в составе председательствующего:

 

членов Комиссии:  

в присутствии представителей:

от ИП Высоцкого Николая Анатольевича –  (представитель по доверенности от 14.04.2021 б/н),

от АО «Почта России» - (представитель по доверенности от 07.10.2019 №27АА 1477698),

рассмотрев жалобу ИП Высоцкого Николая Анатольевича, представленые материалы дела №8-01/112 (027/10/18.1-526/2021),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее – Хабаровское УФАС России) поступила жалоба ИП Высоцкого Николая Анатольевича (далее также – Заявитель, ИП Высоцкий Н.А.) на действия АО «Почта России» при проведении аукциона в электронной форме на оказание услуг по перевозке почтовых отправлений и прочих товарно-материальных ценностей автотранспортом по магистральному маршруту Нерюнгри-Якутск, Якутск-Нерюнгри, включая осуществление погрузо-разгрузочных работ в местах начала и окончания маршрута на период весенней распутицы для нужд УФПС Республики Саха (Якутия) АО «Почта России» (извещение № 32110142279).

По мнению Заявителя, его права и законные интересы как участника закупки нарушены действиями заказчика – АО «Почта России», выразившимися в отсутствии возможности подачи ценового предложения в течение 10 (десяти) минут с момента завершения аукциона в порядке, установленной аукционной документацией.

Представитель АО «Почта России» в ходе заседания Комиссии Хабаровского УФАС России с доводами жалобы не согласилась, указав на факт проведения закупки в соответствии с требованиями аукционной документации.

Жалоба рассматривается Комиссией Хабаровского УФАС России по правилам статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

В ходе заседания Комиссии Хабаровского УФАС России объявлялся перерыв до 23.04.2021.

Федеральный закон от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам стать 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд АО «Почта России», утвержденным Советом директоров АО «Почта России» (протокол от 24.02.2021 №02-2021) (далее - Положение о закупках).

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru) (далее - ЕИС) размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, Комиссией Хабаровского УФАС России установлены следующие обстоятельства осуществления закупки.

Извещение № 32110142279 об осуществлении закупки, документация размещены в единой информационной системе в сфере закупок 31.03.2021.

Способ размещения закупки: аукцион в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства.

Наименование закупки: оказание услуг по перевозке почтовых отправлений и прочих товарно-материальных ценностей автотранспортом по магистральному маршруту Нерюнгри-Якутск, Якутск-Нерюнгри, включая осуществление погрузо-разгрузочных работ в местах начала и окончания маршрута на период весенней распутицы для нужд УФПС Республики Саха (Якутия) АО «Почта России».

Дата начала срока подачи заявок: 01.04.2021 (МСК).

Дата и время окончания подачи заявок: (по местному времени заказчика) 08.04.2021 в 03:00 (МСК).

Дата начала срока подачи ценовых предложений (по местному времени заказчика) 12.04.2021 (МСК).

Время начала срока подачи ценовых предложений (по местному времени заказчика) 07:00 (МСК).

Дата и время окончания срока подачи ценовых предложений (по местному времени заказчика) 12.04.2021 в 07:10 (МСК).

Порядок подачи ценовых предложений: в соответствии с закупочной документацией.

Дата рассмотрения вторых частей заявок (по местному времени заказчика): 13.04.2021 (МСК).

Дата подведения итогов: 13.04.2021 (МСК).

Место и дата рассмотрения заявок участников закупки и подведения итогов закупки: УФПС Хабаровского края АО «Почта России», 680000, г. Хабаровск, ул. Муравьева-Амурского, 28.

Наименование электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»: Общество с ограниченной ответственностью «РТС-Тендер».

По результатам проведения аукциона победителем признан участник, подавший заявку под номером 2 (ИП Борцов Алексей Борисович), заявка которого соответствует требованиям документации, и ценовое предложение за единицу услуг которого составило 281 725,00 (двести восемьдесят одна тысяча семьсот двадцать пять) рублей 00 копеек. Второе место присвоено заявке участника закупки - ИП Высоцкий Николай Анатольевич.

Комиссия Хабаровского УФАС России, рассмотрев материалы дела, пришла к следующим выводам.

Статьей 18.1. Закона о защите конкуренции установлен порядок обжалования действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

Действия (бездействия) могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации  о проведении торгов, порядка подачи  заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или  нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов (часть 2 статьи 18.1. Закона о защите конкуренции).

По правилам указанной статьи проверке подлежит соблюдение установленного законодательством и иными нормативно-правовыми актами процедуры организации и проведения торгов, иной закупки, процедуры заключения договоров по результатам торгов, закупок (часть 2 статьи 18.1. Закона о защите конкуренции).

Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц установлены Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках).

В соответствии с частями 1, 2 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (часть 2 статьи 2 Закона о закупках).

При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

- информационная открытость закупки (пункт 1 часть 1 статьи 3 Закона о закупках);

- равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (пункт 2 часть 1 статьи 3 Закона о закупках);

- целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика (пункт 3 часть 1 статьи 3 Закона о закупках);

- отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки (пункт 4 часть 1 статьи 3 Закона о закупках).

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 Закона о закупках (часть 9 статьи 3.2 Закона о закупках).

Частью 1 статьи 3.4 Закона о закупках установлено, что конкурентная закупка в электронной форме, участниками которой с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 8 статьи 3 настоящего Федерального закона, могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (далее также - конкурентная закупка с участием субъектов малого и среднего предпринимательства), осуществляется в соответствии со статьями 3.2 и 3.3 настоящего Федерального закона и с учетом требований, предусмотренных настоящей статьей.

Конкурентная закупка с участием субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется путем проведения конкурса в электронной форме, аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме или запроса предложений в электронной форме (часть 2 статьи 3.4 Закона о закупках).

Порядок проведения аукциона в электронной форме установлен статьей 6.8 Положения о закупках, предусматривающей, в частности, что в течение 10 (десяти) минут с момента завершения аукциона в соответствии с ч. 6.8.43 ст. 6.8 настоящего Положения любой участник аукциона вправе подать предложение о цене договора (общей цене за единицу продукции), которое не ниже чем последнее предложение о минимальной цене договора (общей цене за единицу продукции) на аукционе независимо от «шага аукциона», с учетом требований, предусмотренных вторым и четвертым абзацами ч. 6.8.41 ст. 6.8 Положения о закупках (ч. 6.8.44 ст. 6.8 Положения о закупках).

Аналогичное условие установлено в п. 7.11 раздела 7 «Порядок проведения аукциона» части I аукционной документации, согласно которому в течение 10 (десяти) минут с момента завершения аукциона в соответствии с п. 7.10 раздела 7 части I настоящей документации любой участник аукциона вправе подать предложение о цене договора (общей цене за единицу продукции/цене за единицу продукции), которое не ниже чем последнее предложение о минимальной цене договора (общей цене за единицу продукции/цене за единицу продукции) на аукционе независимо от «шага аукциона», с учетом требований, предусмотренных п. 7.8 раздела 7 части I настоящей документации.

Согласно доводов жалобы, участник закупки – ИП Высоцкий Н.А. не обладал возможностью подачи предложения о цене договора, право на подачу которого предусмотрено вышеприведенными условиями Положения о закупках, аукционной документации.

В целях полного, объективного и всестороннего рассмотрения настоящего дела Хабаровским УФАС России направлен в адрес оператора электронной торговой площадки ООО «РТС-Тендер» о фактическом обеспечении участнику закупки возможности подачи ценового предложения в порядке, установленном аукционной документации (исх. №7/4113 от 20.04.2021).

Согласно ответу ООО «РТС-Тендер» на запрос Хабаровского УФАС России, Заказчиком при публикации извещения не включен параметр перехода торгов во вторую фазу, таким образом после завершения аукциона ИП Высоцкий Н.А. не имел возможности подавать ценовое предложения.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В силу пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Вместе с тем, в рассматриваемом случае заказчиком – АО «Почта России» не обеспечено проведение электронного аукциона в соответствии с требованиями Положения о закупках, аукционной документации, размещенной в единой информационной системе в сфере закупок, что лишило возможности ИП Высоцкого Н.А. возможности реализовать права на подачу ценового предложения, в порядке, установленном Положением о закупке, аукционной документации.

Следовательно, заказчиком – АО «Почта России» нарушены требования пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, что образует признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1. части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции (часть 20 статьи 18.1. поименованного закона).

В связи с установленным нарушениями Закона о закупках в действиях заказчика – АО «Почта России» при осуществлении рассматриваемой закупки, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о необходимости выдачи заказчику предписания об устранении выявленных нарушений путем аннулирования протоколов, составленных в ходе проведения аукциона, внесения изменений в извещение об осуществлении закупки для целей проведения процедуры в соответствии с Положением о закупке, аукционной документацией.

Учитывая установленные в рамках настоящего дела обстоятельства, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о признании жалобы ИП Высоцкого Н.А. обоснованной.

 На основании изложенного, руководствуясь статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ИП Высоцкого Николая Анатольевича на действия АО «Почта России» при проведении аукциона в электронной форме на оказание услуг по перевозке почтовых отправлений и прочих товарно-материальных ценностей автотранспортом по магистральному маршруту Нерюнгри-Якутск,Якутск-Нерюнгри, включая осуществление погрузо-разгрузочных работ в местах начала и окончания маршрута на период весенней распутицы для нужд УФПС Республики Саха (Якутия) АО «Почта России» (извещение № 32110142279) обоснованной.

2. Признать заказчика – АО «Почта России» нарушившим пункт 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

3. Выдать заказчику – АО «Почта России» предписание об устранении выявленных нарушений.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу с целью решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностных лиц заказчика.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны