Решение №7/4521 Решение по жалобе ИП Высоцкий Н.А. на АО "Почта России" (изв... от 23 апреля 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDFКомиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю в составе председательствующего:
членов Комиссии:
в присутствии представителей:
от ИП Высоцкого Николая Анатольевича – (представитель по доверенности от 14.04.2021 б/н),
от АО «Почта России» - (представитель по доверенности от 07.10.2019 №27АА 1477698),
рассмотрев жалобу ИП Высоцкого Николая Анатольевича, представленые материалы дела №8-01/112 (027/10/18.1-526/2021),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее – Хабаровское УФАС России) поступила жалоба ИП Высоцкого Николая Анатольевича (далее также – Заявитель, ИП Высоцкий Н.А.) на действия АО «Почта России» при проведении аукциона в электронной форме на оказание услуг по перевозке почтовых отправлений и прочих товарно-материальных ценностей автотранспортом по магистральному маршруту Нерюнгри-Якутск, Якутск-Нерюнгри, включая осуществление погрузо-разгрузочных работ в местах начала и окончания маршрута на период весенней распутицы для нужд УФПС Республики Саха (Якутия) АО «Почта России» (извещение № 32110142279).
По мнению Заявителя, его права и законные интересы как участника закупки нарушены действиями заказчика – АО «Почта России», выразившимися в отсутствии возможности подачи ценового предложения в течение 10 (десяти) минут с момента завершения аукциона в порядке, установленной аукционной документацией.
Представитель АО «Почта России» в ходе заседания Комиссии Хабаровского УФАС России с доводами жалобы не согласилась, указав на факт проведения закупки в соответствии с требованиями аукционной документации.
Жалоба рассматривается Комиссией Хабаровского УФАС России по правилам статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).
В ходе заседания Комиссии Хабаровского УФАС России объявлялся перерыв до 23.04.2021.
Федеральный закон от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам стать 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.
При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд АО «Почта России», утвержденным Советом директоров АО «Почта России» (протокол от 24.02.2021 №02-2021) (далее - Положение о закупках).
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru) (далее - ЕИС) размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, Комиссией Хабаровского УФАС России установлены следующие обстоятельства осуществления закупки.
Извещение № 32110142279 об осуществлении закупки, документация размещены в единой информационной системе в сфере закупок 31.03.2021.
Способ размещения закупки: аукцион в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства.
Наименование закупки: оказание услуг по перевозке почтовых отправлений и прочих товарно-материальных ценностей автотранспортом по магистральному маршруту Нерюнгри-Якутск, Якутск-Нерюнгри, включая осуществление погрузо-разгрузочных работ в местах начала и окончания маршрута на период весенней распутицы для нужд УФПС Республики Саха (Якутия) АО «Почта России».
Дата начала срока подачи заявок: 01.04.2021 (МСК).
Дата и время окончания подачи заявок: (по местному времени заказчика) 08.04.2021 в 03:00 (МСК).
Дата начала срока подачи ценовых предложений (по местному времени заказчика) 12.04.2021 (МСК).
Время начала срока подачи ценовых предложений (по местному времени заказчика) 07:00 (МСК).
Дата и время окончания срока подачи ценовых предложений (по местному времени заказчика) 12.04.2021 в 07:10 (МСК).
Порядок подачи ценовых предложений: в соответствии с закупочной документацией.
Дата рассмотрения вторых частей заявок (по местному времени заказчика): 13.04.2021 (МСК).
Дата подведения итогов: 13.04.2021 (МСК).
Место и дата рассмотрения заявок участников закупки и подведения итогов закупки: УФПС Хабаровского края АО «Почта России», 680000, г. Хабаровск, ул. Муравьева-Амурского, 28.
Наименование электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»: Общество с ограниченной ответственностью «РТС-Тендер».
По результатам проведения аукциона победителем признан участник, подавший заявку под номером 2 (ИП Борцов Алексей Борисович), заявка которого соответствует требованиям документации, и ценовое предложение за единицу услуг которого составило 281 725,00 (двести восемьдесят одна тысяча семьсот двадцать пять) рублей 00 копеек. Второе место присвоено заявке участника закупки - ИП Высоцкий Николай Анатольевич.
Комиссия Хабаровского УФАС России, рассмотрев материалы дела, пришла к следующим выводам.
Статьей 18.1. Закона о защите конкуренции установлен порядок обжалования действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.
Действия (бездействия) могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов (часть 2 статьи 18.1. Закона о защите конкуренции).
По правилам указанной статьи проверке подлежит соблюдение установленного законодательством и иными нормативно-правовыми актами процедуры организации и проведения торгов, иной закупки, процедуры заключения договоров по результатам торгов, закупок (часть 2 статьи 18.1. Закона о защите конкуренции).
Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц установлены Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках).
В соответствии с частями 1, 2 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (часть 2 статьи 2 Закона о закупках).
При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
- информационная открытость закупки (пункт 1 часть 1 статьи 3 Закона о закупках);
- равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (пункт 2 часть 1 статьи 3 Закона о закупках);
- целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика (пункт 3 часть 1 статьи 3 Закона о закупках);
- отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки (пункт 4 часть 1 статьи 3 Закона о закупках).
Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 Закона о закупках (часть 9 статьи 3.2 Закона о закупках).
Частью 1 статьи 3.4 Закона о закупках установлено, что конкурентная закупка в электронной форме, участниками которой с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 8 статьи 3 настоящего Федерального закона, могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (далее также - конкурентная закупка с участием субъектов малого и среднего предпринимательства), осуществляется в соответствии со статьями 3.2 и 3.3 настоящего Федерального закона и с учетом требований, предусмотренных настоящей статьей.
Конкурентная закупка с участием субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется путем проведения конкурса в электронной форме, аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме или запроса предложений в электронной форме (часть 2 статьи 3.4 Закона о закупках).
Порядок проведения аукциона в электронной форме установлен статьей 6.8 Положения о закупках, предусматривающей, в частности, что в течение 10 (десяти) минут с момента завершения аукциона в соответствии с ч. 6.8.43 ст. 6.8 настоящего Положения любой участник аукциона вправе подать предложение о цене договора (общей цене за единицу продукции), которое не ниже чем последнее предложение о минимальной цене договора (общей цене за единицу продукции) на аукционе независимо от «шага аукциона», с учетом требований, предусмотренных вторым и четвертым абзацами ч. 6.8.41 ст. 6.8 Положения о закупках (ч. 6.8.44 ст. 6.8 Положения о закупках).
Аналогичное условие установлено в п. 7.11 раздела 7 «Порядок проведения аукциона» части I аукционной документации, согласно которому в течение 10 (десяти) минут с момента завершения аукциона в соответствии с п. 7.10 раздела 7 части I настоящей документации любой участник аукциона вправе подать предложение о цене договора (общей цене за единицу продукции/цене за единицу продукции), которое не ниже чем последнее предложение о минимальной цене договора (общей цене за единицу продукции/цене за единицу продукции) на аукционе независимо от «шага аукциона», с учетом требований, предусмотренных п. 7.8 раздела 7 части I настоящей документации.
Согласно доводов жалобы, участник закупки – ИП Высоцкий Н.А. не обладал возможностью подачи предложения о цене договора, право на подачу которого предусмотрено вышеприведенными условиями Положения о закупках, аукционной документации.
В целях полного, объективного и всестороннего рассмотрения настоящего дела Хабаровским УФАС России направлен в адрес оператора электронной торговой площадки ООО «РТС-Тендер» о фактическом обеспечении участнику закупки возможности подачи ценового предложения в порядке, установленном аукционной документации (исх. №7/4113 от 20.04.2021).
Согласно ответу ООО «РТС-Тендер» на запрос Хабаровского УФАС России, Заказчиком при публикации извещения не включен параметр перехода торгов во вторую фазу, таким образом после завершения аукциона ИП Высоцкий Н.А. не имел возможности подавать ценовое предложения.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В силу пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Вместе с тем, в рассматриваемом случае заказчиком – АО «Почта России» не обеспечено проведение электронного аукциона в соответствии с требованиями Положения о закупках, аукционной документации, размещенной в единой информационной системе в сфере закупок, что лишило возможности ИП Высоцкого Н.А. возможности реализовать права на подачу ценового предложения, в порядке, установленном Положением о закупке, аукционной документации.
Следовательно, заказчиком – АО «Почта России» нарушены требования пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, что образует признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1. части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции (часть 20 статьи 18.1. поименованного закона).
В связи с установленным нарушениями Закона о закупках в действиях заказчика – АО «Почта России» при осуществлении рассматриваемой закупки, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о необходимости выдачи заказчику предписания об устранении выявленных нарушений путем аннулирования протоколов, составленных в ходе проведения аукциона, внесения изменений в извещение об осуществлении закупки для целей проведения процедуры в соответствии с Положением о закупке, аукционной документацией.
Учитывая установленные в рамках настоящего дела обстоятельства, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о признании жалобы ИП Высоцкого Н.А. обоснованной.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Высоцкого Николая Анатольевича на действия АО «Почта России» при проведении аукциона в электронной форме на оказание услуг по перевозке почтовых отправлений и прочих товарно-материальных ценностей автотранспортом по магистральному маршруту Нерюнгри-Якутск,Якутск-Нерюнгри, включая осуществление погрузо-разгрузочных работ в местах начала и окончания маршрута на период весенней распутицы для нужд УФПС Республики Саха (Якутия) АО «Почта России» (извещение № 32110142279) обоснованной.
2. Признать заказчика – АО «Почта России» нарушившим пункт 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
3. Выдать заказчику – АО «Почта России» предписание об устранении выявленных нарушений.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу с целью решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностных лиц заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его принятия.