Решение б/н Администрация муниципального района им. Лазо от 10 февраля 2008 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ № 3
Резолютивная часть решения объявлена 18 сентября
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступило заявление филиала Хабаровскэнергосбыт ОАО «ДЭК» (далее – ОАО «ДЭК») на действия Администрации муниципального района имени Лазо (далее - Администрация), связанные с согласованием передачи МУП «Электрические линии муниципального района имени Лазо» муниципального имущества в аренду ООО «Мухенские электрические сети».
Заявитель полагает, что действия Администрации и ООО «Мухенские электрические сети» направлены на исключение у ОАО «ДЭК» возможности определить объем отпуска электроэнергии в сеть и объем фактических потерь энергии, что причинит экономический ущерб ОАО «ДЭК», скажется на качестве и надежности электроснабжения потребителей.
При рассмотрении дела представитель ООО «Мухенские электрические сети», МУП «Электрические линии муниципального района имени Лазо» пояснил следующее.
01.05.2008 МУП «Электрические линии муниципального района имени Лазо» и ООО «Мухенские электрические сети» заключен новый договор аренды сроком действия 11 месяцев, предметом которого является аренда части объектов движимого имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения за муниципальными предприятием.
При оформлении договорных отношений МУП «Электрические линии муниципального района имени Лазо» руководствовалось гражданским законодательством, Федеральным законом от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее – Закон о государственных и муниципальных предприятиях), предусматривающих свободу хозяйственной деятельности предприятия. Закон о государственных и муниципальных предприятиях позволяет МУПу распоряжаться движимым имуществом, принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения, вне зависимости от наличия на то согласия собственника такого имущества. Иных требований, обуславливающих распоряжение таким имуществом, в том числе обязанность проведения торгов, закон не предусматривает.
Представитель Администрации пояснила, что передача муниципального имущества в арендное пользование осуществляется в соответствии с положениями гражданского законодательства, не предусматривающего в данном случае обязанность муниципалитета проводить торги. Не установлена такая обязанность и Законом о конкуренции. При таких обстоятельствах, полагает, действия Администрации в полной мере основаны на нормах действующего законодательства.
Дополнительных документов и информации в заседание Комиссии стороны не представили.
Учитывая перечень объектов муниципального имущества, согласованный названным распоряжением к передаче в арендное пользование ООО «Мухенские электрические сети», МУП «Электрические линии муниципального района имени Лазо» и ООО «Мухенские электрические сети» заключен новый договор от 01.05.2008 сроком действия 11 месяцев, предметом которого является аренда части объектов движимого имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения за муниципальными предприятием.
Согласно ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
В соответствии с п. 20 ст. 4 Закона о конкуренции, предоставление органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями преимущества, которое обеспечивает отдельным хозяйствующим субъектам по сравнению с другими участниками рынка (потенциальными участниками рынка) более выгодные условия деятельности на соответствующем товарном рынке, путем передачи имущества и (или) иных объектов гражданских прав, является муниципальной помощью, при этом данная норма не содержит исключений по видам и составу объектов гражданских прав, передача которых признается муниципальной помощью.
Поскольку предоставление органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями в пользование хозяйствующим субъектам (в том числе из казны муниципального образования) объектов коммунальной инфраструктуры, находящихся в муниципальной собственности, не может соответствовать целям, указанным в ч. 1 ст. 19 Закона о конкуренции, указанное предоставление должно осуществляться в порядке, предусмотренном ч. 2 ст. 19 Закона о конкуренции с соблюдением требований ст. 17 Закона о конкуренции, то есть посредством проведения торгов.
Проведение торгов способствует развитию конкуренции за обладание ограниченным ресурсом путем создания условий для выбора контрагента, предлагающего наилучшие условия, что обеспечивают равный доступ к муниципальному имуществу для всех заинтересованных лиц, а также обеспечивает соблюдение интересов собственников имущества, имеющих намерение передать имущество на наиболее выгодных условиях. Проведение торгов ведет к эффективному использованию и обеспечению благоприятных и безопасных условий пользования объектами коммунальной инфраструктуры, находящихся в муниципальной собственности, развитию конкурентной среды на соответствующем товарном рынке.
Согласно ст. 15 Закона о конкуренции, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Передача в приоритетном порядке прав на объекты коммунальной инфраструктуры, являющиеся муниципальным имуществом, одному хозяйствующему субъекту необоснованно ограничивает право иных хозяйствующих субъектов, осуществляющих аналогичный вид деятельности, на доступ к такому имуществу, следовательно, препятствует развитию конкуренции.
РЕШИЛА:
1. Признать действия Администрации муниципального района имени Лазо, выразившиеся в принятии распоряжения от 07.12.2007 № 1903-р о согласовании передачи части муниципального имущества, закрепленного за МУП «Электрические линии муниципального района имени Лазо» на праве хозяйственного ведения, в аренду ООО «Мухенские электрические сети» без проведения торгов, нарушением ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
2. Выдать Администрации муниципального района имени Лазо предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
3. Предложить МУП «Электрические линии муниципального района имени Лазо» в срок до 16.10.2008 рассмотреть возможность расторжения договора аренды от 01.05.2008, заключенного с ООО «Мухенские электрические сети» района имени Лазо, с направлением в Хабаровское УФАС документов, свидетельствующих о его расторжении.
4. В случае непредставления указанных в п. 3 настоящего решения документов обратиться в Арбитражный суд с заявлением о признании сделки недействительной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ № 5
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ “О защите конкуренции” на основании своего решения от 02.10.2008 по делу № 3-03/2 о нарушении Администрацией муниципального района имени Лазо Хабаровского края (682910, муниципальный район имени Лазо Хабаровского края, р.п. Переяславка, ул. Октябрьская, 31) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ “О защите конкуренции”,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
Администрации муниципального района имени Лазо, при передаче объектов муниципальной собственности в пользование и (или) владение хозяйствующих субъектов, в том числе при согласовании возможности передачи муниципального имущества, закрепленного за муниципальными унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения, соблюдать требования антимонопольного законодательства.
2. В двухнедельный срок с момента получения настоящего предписания сообщить в Хабаровское УФАС России об исполнении п. 1 настоящего предписания, с приложением копий соответствующих документов.