Решение б/н Решение и предписание по жалобе ООО "РемЕвроСтрой" на действ... от 2 мая 2010 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю в сфере размещения заказов в присутствии представителей ГУ «Дальневосточный поисково-спасательный отряд Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» и ООО «РемЕвроСтрой», рассмотрев жалобу ООО «РемЕвроСтрой» и материалы дела № 7-1/20,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступила жалоба ООО «РемЕвроСтрой» на действия государственного заказчика ГУ «Дальневосточный поисково-спасательный отряд Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» (далее – ГУ ДВРПСО МЧС России) при размещении государственного заказа путем проведения открытого аукциона на выполнение работ по реконструкции базы ГУ ДВРПСО России по адресу: 680505, с. Ракитное, Хабаровский район, Хабаровский край.
Суть жалобы сводится к доводам, согласно которым документация о проведении открытого аукциона противоречит требованиям законодательства о размещении заказов, в части:
- информация по видам и объемам работ публично на сайте для размещения заказов не размещена;
- отсутствует определенная информация об авансировании работ;
-установлены требования: о нотариально заверенном свидетельстве о членстве в некоммерческом партнерстве саморегулируемой организации (далее – свидетельство СРО); о предоставлении гарантийного письма по обеспечению контракта; о выполнении всех работ своими силами, не привлекая субподрядные организации на которые необходимо письменное разрешение заказчика.
В рамках рассмотрения поступившей жалобы, на основании статьи 17 Федерального закона от 21.05.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 94-ФЗ) Хабаровским УФАС России принято решение о проведении внеплановой проверки. В процессе рассмотрения представленных заказчиком и заявителем документов и информации установлено следующее. Извещение о проведении открытого аукциона размещено на сайте www.zakupki.gov.ru 25 января 2010г.
Предметом заказа является выполнение работ по реконструкции базы ГУ ДВРПСО России по адресу: 680505, с. Ракитное, Хабаровский район, Хабаровский край. Источник финансирования: средства федерального бюджета. Начальная (максимальная) цена – 267 038 500 рублей. Процедура рассмотрения заявок назначена на 15 февраля 2010г., аукцион – 27 февраля 2010г.
В ходе рассмотрения дела представитель ГУ ДВРПСО МЧС России пояснил, что техническое задание по каждому объекту строительства с указанием объемов, видов и количества работ, предоставляются по запросу любого участника размещения заказа. Гранд-смета содержит большой объем информации, в связи с чем, на сайте в сети Интернет не размещена. Возможность авансирования предусмотрена по усмотрению заказчика и допущена только для поставки дорогостоящего или специализированного оборудования. Для исключения возможности подделок и предоставления факсимильных копий плохого качества государственным заказчиком установлено требование о предоставлении в составе заявки нотариально заверенного свидетельства СРО. Гарантийное письмо по обеспечению исполнения государственного контракта требуется в качестве декларации способа его обеспечения. Представитель ООО «РемЕвроСтрой» на заявленных требованиях, изложенных в жалобе настаивал.
В результате анализа аукционной документации и приложенных документов на предмет соблюдения Федерального Закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», установлено. Документация о проведении открытого аукциона, в соответствии с ч. 1 ст. 34 Закона № 94-ФЗ разрабатывается и утверждается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией.
Предметом государственного контракта является реконструкция базы ГУ ДВРПСО МЧС России. Приложение № 6 Аукционной документации содержит техническое задание, в котором содержатся сведения: основание для строительства, наименование объекта, заказчик, место нахождения объекта, вид строительства, наличие проектно-сметной документации, состав проекта в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87, требование к инженерному обеспечению объекта, очередность строительства, особые условия строительства, календарный график работ и другие. А также техническое задание содержит информацию, что «в связи с большим объемом проектно-сметной документации, технического задания и ограниченным сетевым ресурсом у государственного заказчика нет возможности разместить данную информацию на сайте в полном объеме, для ознакомления с ней необходимо обратиться с запросом о предоставлении информации».
Частью 3 статьи 33 Закона № 94-ФЗ определено, что извещение о проведении открытого аукциона должно содержать сведения, предусмотренные пунктами 1,2,4,5,12 части 4 статьи 21 Закона № 94-ФЗ. Согласно п. 4 ч. 4 ст. 21 Закона № 94-ФЗ, в извещении о проведении открытого конкурса должен быть указан предмет государственного или муниципального контракта с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг. В извещении и документации о проведении открытого аукциона в нарушение п. 4 ч. 4 ст. 21 Закона № 94-ФЗ, сведения об объеме выполняемых работ не указаны. Ссылка заказчика о предоставлении информации по запросу участника размещения заказа (Приложение № 6 Документации об аукционе), не освобождает государственного обязанности заказчика от указания в предмете заказа и аукционной документации объема выполняемых работ.
В соответствии с ч. 2 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ) при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе необоснованное ограничение допуска к участию в торгах. Следовательно, в действиях государственного заказчика, выразившиеся в не указании в извещении и документации об аукционе сведений об объеме требуемых работ, содержатся признаки нарушения ч. 2 ст. 17 Закона № 135. В соответствии с п. 7 ч. 9 Информационной карты документации о проведении открытого аукциона, п. 2.7 проекта государственного контракта авансирование выполняемых работ возможно по усмотрению заказчика в размере не более 30% от годовых лимитов выделенных денежных средств на исполнение контракта. Установление авансовых платежей по государственным или муниципальным контрактам является правом, но не обязанностью заказчика.
Вместе с тем, в соответствии с ч. 4 ст. 34 (ч.2 ст. 22) Закона № 94-ФЗ аукционная документация должна содержать четкие сведения о форме, сроках и порядке оплаты работ. Формулировка, указанная в ч. 9 Информационной карты и п. 2.7 проекта государственного контракта не позволяет потенциальным участникам определить порядок оплаты работ и рассчитать свои возможности. Раздел 10 приложения № 6 к документации об аукционе «Требование к инженерному обеспечению объекта» содержит информацию о предусмотрении уличного освещения, которое необходимо согласовать с заказчиком при проектировании. В процессе рассмотрения жалобы представитель ГУ ДВРПСО МЧС России пояснил, что проект на реконструкцию базы разработан, сведения о согласовании с заказчиком проектирования уличного освещения, ошибочно размещены в документации об аукционе.
Вместе с тем, аналогичное положение указано в разделе 10 приложения № 6 к аукционной документации об аукционе «Очередность строительства» - монтаж электроподстанции, рабочий проект и монтаж ЛЭП. По данному положению заказчик пояснил, что указанный проект действительно необходимо разработать. В силу ч. 1 ст. 11 Закона № 94-ФЗ при размещении заказа путем проведения торгов устанавливаются обязательные требования к участникам размещения заказа, в том числе, соответствие участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.
Статья 3.2 Федерального закона 22.07.2008 № 148-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации» определяет осуществление предпринимательской деятельности по выполнению архитектурно-строительного проектирования, которое разрешается по выбору исполнителя соответствующих видов работ на основании выданного саморегулируемой организацией в области архитектурно-строительного проектирования в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, свидетельства о допуске к работам по подготовке проектной документации. Требования к инженерному обеспечению также включают в себя оборудование здания охранно-пожарной сигнализацией. Положение п. 39 ч. 1 ст. 17 Федерального закона 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» устанавливает, производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежит лицензированию.
На основании постановления Правительства Российской Федерации от 25 октября 2006г. № 625 «О лицензировании деятельности в области пожарной безопасности», государственному заказчику необходимо установить в документации об аукционе требование, о предоставлении участниками размещения заказа лицензии на производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений. Отсутствие в аукционной документации требования о предоставлении участниками размещения заказа в составе аукционной заявки свидетельства СРО о допуске к работам по подготовке проектной документации, а также лицензии на осуществление работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности, нарушают ч. 1 ст. 11 закона № 94-ФЗ.
Документация об аукционе, согласно ч. 3.1 ст. 34 Закона № 94-ФЗ, не может содержать требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа. Включение в один предмет торгов различных работ (строительство и проектирование), на производство которых необходимы различные разрешительные документы, содержит нарушение ч. 3.1 ст. 34 Закона № 94-ФЗ и признаки нарушений ч. 2 ст. 17 Закона № 135-ФЗ. Требование о нотариально заверенном свидетельстве СРО и предоставлении в составе заявки гарантийного письма на обеспечение исполнения обязательств по государственному контракту установлено заказчиком в п. 3 разделе «Заявка на участие в аукционе должна содержать», и пункте 3 раздела 16 Информационной карты аукционной документации. Частью 2 статьи 35 Закона № 94-ФЗ установлен исчерпывающий перечень документов и сведений, которые должна содержать аукционная заявка. Руководствуясь ч. 3 ст. 35 Закона № 94-ФЗ, требовать от участников размещения заказа за исключением предусмотренных ч. 2 ст. 35 Закона № 94-ФЗ документов и сведений не допускается.
Таким образом, действия государственного заказчика по установлению требований о приложении в составе аукционной заявки нотариально заверенного свидетельства СРО и гарантийного письма на обеспечение исполнения обязательств по государственному контракту, нарушают ч. 2 ст. 35 Закона № 94-ФЗ. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 17, 60 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО «РемЕвроСтрой» на действия государственного заказчика ГУ «Дальневосточный поисково-спасательный отряд Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» - обоснованной.
2. Признать в действиях государственного заказчика ГУ «Дальневосточный поисково-спасательный отряд Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» нарушения ст. 11, ч. 3 ст. 33, ч. 3.1, ч. 4 ст. 34, ч. 3 ст. 35 Федерального закона от 21.05.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
3. Выдать государственному заказчику ГУ «Дальневосточный поисково-спасательный отряд Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о размещении заказов.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его оглашения.
ПРЕДПИСАНИЕ
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю в сфере размещения заказов на основании своего решения от 05.02.2010 по делу № 7-1/20 о нарушении ГУ ДВРПСО МЧС России законодательства о размещении заказов (ст. 11, ч. 3 ст. 33, ч. 3.1, ч. 4 ст. 34, ч. 3 ст. 35 Федерального закона от 21.05.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд») при размещении государственного заказа путем проведения открытого аукциона на выполнение работ по реконструкции базы ГУ ДВРПСО МЧС России по адресу: 680505, с. Ракитное, Хабаровский район, Хабаровский край,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Государственному заказчику - ГУ ДВРПСО МЧС России устранить нарушения законодательства о размещении заказов (ст. 11, ч. 3 ст. 33, ч. 3.1, ч. 4 ст. 34, ч. 3 ст. 35 Федерального закона от 21.05.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»), допущенные при проведении открытого аукциона на выполнение работ по реконструкции базы ГУ ДВРПСО МЧС России по адресу: 680505, с. Ракитное, Хабаровский район, Хабаровский край, путем внесения изменений в документацию об аукционе в соответствии с действующим законодательством о размещении заказов и с учетом замечаний, изложенных в решении Хабаровского УФАС России от 05.02.2010 г.
2. О принятом решении по исполнению настоящего предписания уведомить Хабаровское УФАС России в срок до 15 февраля 2010г. (с приложением подтверждающих документов).
Настоящее предписание может быть обжаловано в Арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Примечание: в соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного предписания, требования органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, его территориального органа, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 50 тысяч рублей, на юридических лиц – в размере 500 тысяч рублей.