Решение №7/5466 Решение по жалобе ООО «ДальАпекс» на действия МАУК «Центр по... от 24 мая 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDFКомиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю в составе председательствующего: заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля закупок Хабаровского УФАС России, членов Комиссии: ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок Хабаровского УФАС России,
в присутствии представителей:
- ООО «ДальАпекс» – "..";
- Муниципальное автономное учреждение культуры «Центр по организации городских культурно-массовых мероприятий» (далее – МАУК «ЦОМ») – "...",
рассмотрев жалобу ООО «ДальАпекс» на действия МАУК «Центр по организации городских культурно-массовых мероприятий» при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по организации и проведению праздничного фейерверка (извещение № 32110169920), материалы дела №8-01/117 (027/10/18.1-640/2021),
УСТАНОВИЛА:
В Хабаровское УФАС России поступила жалоба ООО «ДальАпекс» на действия МАУК «ЦОМ» при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по организации и проведению праздничного фейерверка (извещение № 32110169920).
Из жалобы следует, что установленные в документации требования к опыту выполнения участником закупки услуг в муниципальных образованиях с населением не менее 300 000 человек излишние и создают необоснованные препятствия для участников закупки.
Доводы, изложенные в жалобе, представители ООО «ДальАпекс» в заседании Комиссии поддержали в полном объеме.
Представители МАУК «ЦОМ» не согласны с доводами жалобы по основаниям, изложенным в письменных возражениях от 17.05.2021 № 01-14/67.
Заслушав представителей сторон, рассмотрев материалы дела, комиссия пришла к следующему выводу.
Жалоба рассматривается комиссией по правилам статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).
В заседании Комиссии Хабаровского УФАС России по рассмотрению жалобы ООО «ДальАпекс» объявлялся перерыв до «16» час. «30» мин. «19» мая 2021 г.
Статьей 18.1. Закона о защите конкуренции установлен порядок обжалования действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее- Закон о закупках).
Действия (бездействия) могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов (часть 2 статьи 18.1. Закона о защите конкуренции).
По правилам указанной статьи проверке подлежит соблюдение установленного законодательством и иными нормативно-правовыми актами процедуры организации и проведения торгов, иной закупки, процедуры заключения договоров по результатам торгов, закупок (часть 2 статьи 18.1. Закона о защите конкуренции).
Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц установлены Законом о закупках.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (часть 2 статья 2 Закона о закупках).
При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
- информационная открытость закупки (пункт 1 часть 1 статьи 3 Закона о закупках);
- равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (пункт 2 часть 1 статьи 3 Закона о закупках);
- целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика (пункт 3 часть 1 статьи 3 Закона о закупках);
- отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки (пункт 4 часть 1 статьи 3 Закона о закупках).
Положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений настоящего Федерального закона. При этом конкурентные закупки, участниками которых с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 8 настоящей статьи, могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляются в электронной форме. Конкурентные закупки в иных случаях осуществляются в электронной форме, если иное не предусмотрено положением о закупке (часть 2 статьи 3 Закона о закупках).
Участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке (часть 5 статьи 3 Закона о закупках).
Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Протокол, составленный по итогам конкурентной закупки (далее - итоговый протокол), должен содержать результаты оценки заявок на участие в закупке, окончательных предложений (если документацией о закупке на последнем этапе ее проведения предусмотрена оценка заявок, окончательных предложений) с ука-занием решения комиссии по осуществлению закупок о присвоении каждой такой заявке, каждому окончательному предложению значения по каждому из предусмотренных критериев оценки таких заявок (в случае, если этапом закупки предусмотрена оценка таких заявок) (пункт 6 части 14 статьи 3.2 Закона о закупках).
В силу части 5 статьи 4 Закона о закупках в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная документация, размещение которой в ЕИС предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
Из части 10 статьи 4 Закона о закупках следует, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке: требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара (пункт 1), требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке (пункт 2); требования к участникам такой закупки (пункт 9); критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке (пункт 13); порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке (пункт 14).
Таким образом, именно на заказчика возложена обязанность устанавливать в закупочной документации требования к участникам закупки, критерии и порядок оценки заявок и участников.
В извещении об осуществлении конкурентной закупки должны быть указаны следующие сведения, в том числе сведения о начальной (максимальной) цене договора (цена лота), либо формула цены, устанавливающая правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора, и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора (пункт 5 части 9 статьи 4 Закона о закупках).
Закупка проводится в соответствии с Законом о закупках, Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд МАУК «ЦОМ», утвержденного наблюдательным советом с изменениями от 10.03.2021 (далее – Положение о закупке), размещенного
на официальном сайте в ЕИС www.zakupki.gov.ru.
Дополнительные требования к участникам закупки устанавливаются к наличию: финансовых ресурсов для исполнения договора; на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения договора; опыта работы, связанного с предметом договора, и деловой репутации; необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения договора (ч. 2 ст. 10 Положения о закупке).
08.04.2021 МАУК «ЦОМ» на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение о закупке № 32110169920 о проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по организации и проведению праздничного фейерверка.
Дата начала срока подачи заявок – 08.04.2021. Дата окончания срока подачи заявок – 26.04.2021. Дата рассмотрения первых частей заявок – 26.04.2021. Дата подачи окончательных предложений о цене договора – 27.04.2021. Дата рассмотрения вторых частей заявок - 29.05.2021. Дата подведения итогов конкурса с электронной
форме – 30.04.2021. Начальная (максимальная) цена договора - 4 770 000,00 руб.
Из протокола рассмотрения первых частей заявок от 26.04.2021 следует, что на участие в закупке было подано 2 заявки, обе заявки допущены к участию в конкурсе.
Из протокола рассмотрения вторых частей заявок от 29.04.2021 следует, что участники ООО «Студия «Пироэффект» и ООО «ДальАпекс» соответствуют конкурсной документации и допущены к дальнейшему участию в закупке.
Из протокола подведения итогов от 30.04.2020 следует, что ООО «Студия «Пироэффект» присвоено 56,58 баллов по критерию «Цена договора» (с ценовым предложением 3 170 586.00 руб), 40,00 баллов по критерию «Квалификация участника конкурентной закупки (опыт оказания услуг по организации и проведению праздничного фейерверка в муниципальных образованиях с населением не менее
300 000 (триста тысяч) человек)», что составило в сумме 96,58 баллов. ООО «ДальАпекс» присвоено 60,00 баллов по критерию «Цена договора» (с ценовым предложением 2 990 000.00 руб), 0 баллов по критерию «Квалификация участника конкурентной закупки (опыт оказания услуг по организации и проведению праздничного фейерверка в муниципальных образованиях с населением не менее 300 000 (триста тысяч) человек)», что составило в сумме 60,00 баллов. Победителем закупки признано ООО «Студия «Пироэффект» как участник, предложивший лучшие условия исполнения договора.
П. 25 конкурсной документации установлены дополнительные требования к участникам, а именно: 1) наличие не менее 3 (трех) квалифицированных специалистов, имеющих действующие удостоверения о допуске к обращению с фейерверочными изделиями и проведению показов (с приложением копий удостоверений на каждого специалиста) и действующие удостоверения о прохождении пожарно-технического минимума (с приложением копий удостоверений на каждого специалиста), в подтверждение соответствия данному требованию участник закупки должен представить заполненную Форму 3 Приложения №2 к конкурсной документации, к которой прикладываются копии указанных в требовании документов; 2) наличие опыта оказания услуг организации и проведения праздничного фейерверка в текущем году и за три предшествующих календарных года на сумму не менее 50%
от начальной максимальной цены договора, указанной в пункте 11 документации о проведении конкурса в электронной форме, в подтверждение соответствия данному требованию участник закупки должен представить заполненную Форму 2 Приложения №2 к конкурсной документации, к которой прикладываются копии договоров (контрактов) с приложениями (техническое задание, спецификация) и копии актов выполненных работ, подписанные с двух сторон. Данные договоры (контракты) должны быть заключены участником закупки не ранее 2018 г. в рамках Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее-44-ФЗ), Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – 223-ФЗ). Сведения о Заказчиках,
с которыми заключены договоры (контракты) должны находиться в Реестре зарегистрированных организаций (44-ФЗ, 223-ФЗ) с полномочиями «Заказчик»
в единой информационной системе на сайте zakupki.gov.ru.
Критерии оценки конкурсных заявок, величина значимости таких критериев:
в соответствии с Приложением №5 к конкурсной документации (п. 28 конкурсной документации).
В соответствии с Приложением №5 к конкурсной документации (критерии и порядок оценки заявок на участие в конкурентной закупке) для оценки заявок на участие в настоящей конкурентной закупке используются следующие критерии с соответствующими предельным значимостями:
Номер критерия |
Критерии оценки заявок на участие в конкурентной закупке |
Значимость критерия в процентах
|
1. |
Цена договора |
60 % |
2. |
Квалификация участника конкурентной закупки (опыт оказания услуг по организации и проведению праздничного фейерверка в муниципальных образованиях с населением не менее 300 000 (триста тысяч) человек) |
40 % |
Установленные в конкурсной документации критерии оценки заявок были выбраны заказчиком исходя из его права на установление критериев, позволяющих определить участника закупки, наиболее удовлетворяющего потребностям заказчика. Действующее законодательство о закупках не содержит норм, непосредственно конкретизирующих содержание критериев, сведений относящихся к критериям, порядок оценки и сопоставления заявок. Сам по себе факт установления нестоимостных критериев не свидетельствует об ограничении количества участников.
Установленное заказчиком требование к участникам закупки о наличии опыта призвано определить участников, обладающих достаточной квалификацией
для выполнения работ, являющихся предметом закупки, на уровне, отвечающем законным интересам учреждения.
Следовательно, предусмотренные конкурсной документацией критерии оценки в равной степени применяются ко всем участникам закупки и позволяют заказчику объективно сопоставить поданные заявки на предмет их соответствия требованиям, предъявленным документацией, что соответствует п. 6 ст. 3 Закона о закупках.
Таким образом, в действиях заказчика отсутствуют нарушения Закона
о закупках, в связи с чем, указанный довод признан Комиссией Хабаровского УФАС России необоснованным.
В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает
обжалуемые действия (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона (часть 20 статьи 18.1).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО «ДальАпекс» на действия МАУК «ЦОМ» при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по организации и проведению праздничного фейерверка (извещение № 32110169920) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его принятия.