Решение №7/1067 Решение по жалобе ИП Свиридова В.Н. на действия заказчика – ... от 9 февраля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю в составе председательствующего: ...., членов Комиссии: ...,

в присутствии представителей:

- ИП Свиридов В.Н. – ...

- МАУК «Парк Северный» - ....,

рассмотрев жалобу ИП Свиридова В.Н. на действия заказчика – МАУК «Парк Северный» при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по содержанию (уборке) объектов имущества МАУК «Парк Северный» (извещение №32111002953), материалы дела №7-11/10 (027/10/18.1-85/2022),

УСТАНОВИЛА:

В Хабаровское УФАС России поступила жалоба ИП Свиридова В.Н. на действия заказчика – МАУК «Парк Северный» при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по содержанию (уборке) объектов имущества МАУК «Парк Северный» (извещение №32111002953).

Заявитель указывает в своей жалобе на нарушения заказчиком  требований Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), а именно:

1) заказчиком в конкурсной документации неправомерно установлено ограничение о принятии исключительно тех договоров (контрактов), в которых площадь убираемых газов, имущества (территорий) с усовершенствованным (неусовершенствуемым) покрытием, предусмотрена не менее 60 000 квадратных метров для каждого из исполненных контрактов (договоров);

2) конкурсная комиссия ошибочно пришла к выводу о соответствии 12 договоров (контрактов), представленных участником ООО «Дружба»;

3) конкурсной комиссией необоснованно не приняты к оценке договоры (контракты), представленные в составе заявки ИП Свиридова В.Н.

Доводы, изложенные в жалобе, представители ИП Свиридова В.Н. в заседании Комиссии поддержали в полном объеме.

Представители МАУК «Парк Северный» не согласны с доводами жалобы по основаниям, изложенным в письменных возражениях от 31.01.2022 (вх. №7/1028 от 31.01.2022).

Заслушав представителей сторон, рассмотрев материалы дела, комиссия пришла к следующему выводу.

Жалоба рассматривается комиссией по правилам статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).

Статьей 18.1. Закона о защите конкуренции установлен порядок обжалования действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

Действия (бездействия) могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие  в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного  нормативными  правовыми актами порядка размещения информации  о проведении торгов, порядка подачи  заявок на участие в торгах,  также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или  нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов (часть 2 статьи 18.1. Закона о защите конкуренции).

По правилам указанной статьи проверке подлежит соблюдение установленного законодательством и иными нормативно-правовыми актами процедуры организации и проведения торгов,  иной закупки, процедуры заключения договоров по результатам торгов, закупок (часть 2 статьи 18.1. Закона о защите конкуренции).

Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц установлены Законом о закупках.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (часть 2 статья 2 Закона о закупках).

При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

- информационная открытость закупки (пункт 1 часть 1 статьи 3 Закона о закупках);

- равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (пункт 2 часть 1 статьи 3 Закона о закупках);

- целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика (пункт 3 часть 1 статьи 3 Закона о закупках);

- отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки (пункт 4 часть 1 статьи 3 Закона о закупках).

Положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений настоящего Федерального закона. При этом конкурентные закупки, участниками которых с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 8 настоящей статьи, могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляются в электронной форме. Конкурентные закупки в иных случаях осуществляются в электронной форме, если иное не предусмотрено положением о закупке (часть 2 статьи 3 Закона о закупках).

Участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке (часть 5 статьи 3 Закона о закупках).

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Протокол, составленный по итогам конкурентной закупки (далее - итоговый протокол), должен содержать результаты оценки заявок на участие в закупке, окончательных предложений (если документацией о закупке на последнем этапе ее проведения предусмотрена оценка заявок, окончательных предложений) с указанием решения комиссии по осуществлению закупок о присвоении каждой такой заявке, каждому окончательному предложению значения по каждому из предусмотренных критериев оценки таких заявок (в случае, если этапом закупки предусмотрена оценка таких заявок) (пункт 6 части 14 статьи 3.2 Закона о закупках).

В силу части 5 статьи 4 Закона о закупках в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке,  документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе  закупки, а также иная документация, размещение которой в ЕИС предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

Из части 10 статьи 4 Закона о закупках следует, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке: требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара (пункт 1), требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке (пункт 2); требования к участникам такой закупки (пункт 9); критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке (пункт 13); порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке (пункт 14).

Таким образом, именно на заказчика возложена обязанность устанавливать в закупочной документации требования к участникам закупки, критерии и порядок оценки заявок и участников.

В извещении об осуществлении конкурентной закупки должны быть указаны следующие сведения, в том числе сведения о начальной (максимальной) цене договора (цена лота), либо формула цены, устанавливающая правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора, и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора (пункт 5 части 9 статьи 4 Закона о закупках).

29.12.2021 МАУК «Парк Северный» на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение о закупке № 32111002953 о проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по содержанию (уборке) объектов имущества МАУК «Парк Северный». Дата начала срока подачи заявок – 29.12.2021. Дата окончания срока подачи заявок – 14.01.2021. Дата подведения итогов – 18.01.2021. Начальник (максимальная) цена договора – 12 033 328,32 рублей.

В соответствии с п. 21 Информационной карты для оценки лучших условий исполнения Договора устанавливаются следующие критерии и их значения,  и порядок оценки заявок на участие в конкурсе:

Наименование критерия

Значимость

критерия (показателя) оценки (%)

Коэффициент значимости критерия (показателя) оценки

1

Цена Договора, руб.

60%

0,60

2

Квалификация участника закупки:

40%

0,40

2.1.

Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема

100%

1

 

Согласно пп. 2.1 п. 21 Информационной карты         оценка по показателю «Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема» производится на основании количества заключенных участником закупки не ранее 01.01.2015 года исполненных контрактов (договоров) на оказание услуг сопоставимого характера и объема, с приложением копий исполненных контрактов (договоров) и актов оказанных услуг (их копий). При этом: а) исполненный контракт (договор): контракт (договор) на оказание услуг сопоставимого характера и объема, исполненный в объёме и в сроки, установленные контрактом (договором), по которому исполнителю не были начислены неустойки (штрафы, пени), за исключением случаев, если начисление исполнителю неустойки было признано судом незаконным, информация о котором размещена в Единой информационной системе в сфере закупок (zakupki.gov.ru); б) услуги сопоставимого характера: выполнение комплекса услуг по содержанию (уборке) газонов, имущества (территорий) с усовершенствованным (неусовершенствованным) покрытием, расположенных на земельных участках рекреационного назначения; в) услуги сопоставимого объема: площадь убираемых газонов, имущества (территорий) с усовершенствованным (неусовершенствованным) покрытием, должна быть не менее 60 000 квадратных метров для каждого из исполненных контрактов (договоров).

Количество баллов, присуждаемых по показателю, определяется исходя из 100-балльной шкалы оценки, для этого Заказчиком установлено количество баллов, присуждаемое за определенное значение показателя критерия оценки, предложенное участником:

Количество контрактов (договоров), штук

Количество баллов

от 1 до 3

20

от 4 до 6

50

от 7 и более

100

В случае не представления сведений об опыте участника закупки по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема участник закупки по данному показателю получает 0 баллов.

Установленные в конкурсной документации критерии оценки заявок были выбраны заказчиком исходя из его права на установление критериев, позволяющих определить участника закупки, наиболее удовлетворяющего потребностям заказчика. Действующее законодательство о закупках не содержит норм, непосредственно конкретизирующих содержание критериев, сведений относящихся к критериям, порядок оценки и сопоставления заявок. Сам по себе факт установления нестоимостных критериев не свидетельствует об ограничении количества участников.

Установленное заказчиком требование к участникам закупки о наличии опыта призвано определить участников, обладающих достаточной квалификацией для выполнения работ, являющихся предметом закупки, на уровне, отвечающем законным интересам учреждения.

Установление конкретного нестоимостного критерия не является препятствием для участия в закупке, следовательно, не может служить основанием для отклонения заявки и позволяет участникам закупки конкурировать по иным критериям.

Следовательно, предусмотренные конкурсной документацией критерии оценки в равной степени применяются ко всем участникам закупки и позволяют заказчику объективно сопоставить поданные заявки на предмет их соответствия требованиям, предъявленным документацией, что соответствует п. 6 ст. 3 Закона о закупках.

Таким образом, в действиях заказчика отсутствуют нарушения Закона
о закупках, в связи с чем, указанный довод признан Комиссией Хабаровского УФАС России необоснованным.

В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки вторых частей заявок от 18.01.2022 по результатам рассмотрения первых частей заявок допущено до участия в закупке следующие заявки: 1) ООО «Амур-Комфорт» с ценой предложения – 10 990 000,00 рублей; 2) ООО «Дружба» с ценой предложения – 8 500 000,00 рублей; 3) ИП Волков С.Н. с ценой предложения – 6 900 000,00 рублей; 4) ИП Тимофи А.Ф. с ценой предложения – 6 690 000,00 рублей; 5) ИП Свиридов В.Н. с ценой предложения – 6 200 000,00 рублей; 6) ООО «Специалист» с ценой предложения – 11 619 628,67 рублей.

Конкурсная комиссия оценила и сопоставила заявки по критериям и в порядке, указанным в конкурсной документации следующим образом:

1) заявка №1 (ООО «Амур-Комфорт» - итоговый рейтинг по критерию «Цена договора» - 33,85 баллов, квалификация участника закупки – 0 баллов, опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера – 0 баллов, итоговое количество баллов – 33,85;

2) заявка №2 (ООО «Дружба) – итоговый рейтинг по критерию «цена договора» - 43,76 баллов, квалификация участника закупки – 40 баллов, опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера – 100 балов, итоговое количество баллов – 83,76;

3) заявка №3 (ИП Волков С.Н.) - итоговый рейтинг по критерию «цена договора» - 53,92 балла, квалификация участника закупки – 0 баллов, опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера – 0 баллов, итоговое количество баллов – 53,92;

4) заявка №4 (ИП Тимофи А.Ф.) - итоговый рейтинг по критерию «цена договора» - 53,45 баллов, квалификация участника закупки – 20 баллов, опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера – 50 баллов, итоговое количество баллов – 73,45;

5) заявка №5 (ИП Свиридов В.Н.) - итоговый рейтинг по критерию «цена договора» - 60 баллов, квалификация участника закупки – 8 баллов, опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера – 8 баллов, итоговое количество баллов – 68;

6) заявка №6 (ООО «Специалист») - итоговый рейтинг по критерию «цена договора» - 32,02 балла, квалификация участника закупки – 0 баллов, опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера – 0 баллов, итоговое количество баллов – 32,02.

Конкурсная комиссия приняла решение о признании победителем конкурса ООО «Дружба», набравшим максимальное количество баллов и заключить договор с данным участником по предложенной цене 8 500 000,00 рублей.

Из заявки ООО «Дружба», поданной на участие в данном конкурсе, следует, что участник в качестве подтверждения опыта по успешному оказанию услуг сопоставимого характера представил следующие договоры: 1) договор №13 (реестровая запись 52722094410170000020000) на содержание имущества для нужд заказчика, заключенный с МАУК «Парк Северный», с площадью, подлежащей уборке – 62 455 кв.м.; 2) договор №15 (реестровая запись №52722094410170000040000) на содержание имущества для нужд заказчика, заключенный с МАУК «Парк Северный, с площадью, подлежащей уборке – 62 455 кв.м.; 3) договор №26 (реестровая запись №52722094410170000070000) на содержание имущества для нужд заказчика, заключенный с МАУК «Парк Северный», с площадью, подлежащей уборке – 62 455,1 кв.м.; 4) договор №2017.36688 (реестровая запись №52722094410170000110000) на содержание имущества для нужд заказчика, заключенный с МАУК «Парк Северный», с площадью, подлежащей уборке – 114 851,34 кв.м.; 5) договор №41 (реестровая запись №52722094410170000120000) на содержание имущества для нужд заказчика, заключенный с МАУК «Парк Северный» с площадью, подлежащей уборке – 109 377,54 кв.м.; 6) договор №2018.10317 (реестровая запись №52722094410180000020000) на содержание имущества для нужд заказчика, заключенный с МАУК «Парк Северный» с площадью, подлежащей уборке – 114 851,34 кв.м.; 7) договор №61 (реестровая запись №52722094410180000090000) на содержание имущества для нужд заказчика, заключенный с МАУК «Парк Северный» с площадью, подлежащей уборке – 78 199,84 кв.м.; 8) договор №2019.12920 (реестровая запись №52722094410190000020000) на содержание имущества для нужд заказчика, заключенный с МАУК «Парк Северный» с площадью, подлежащей уборке – 119 313,67 кв.м.; 9) договор №78 (реестровая запись №52722094410190000110000) на содержание имущества для нужд заказчика, заключенный с МАУК «Парк Северный» с площадью, подлежащей уборке – 100 851 кв.м.; 10) договор №4 (реестровая запись №52722094410200000010000) на содержание имущества для нужд заказчика, заключенный с МАУК «Парк Северный» с площадью, подлежащей уборке – 119 313,67 кв.м.; 11) договор №42 (реестровая запись №52722094410200000100000) на содержание имущества для нужд заказчика, заключенный с МАУК «Парк Северный» с площадью, подлежащей уборке – 113 851,51 кв.м.; 12) договор №5 (реестровая запись №52722094410210000020000) на содержание имущества для нужд заказчика, заключенный с МАУК «Парк Северный» с площадью, подлежащей уборке – 119 289,31 кв.м.

Поскольку данные договоры, представленные ООО «Дружба», соответствуют условиям конкурсной документации, в том числе сведения о них размещены в реестре договоров, конкурсной комиссией правомерно приняты данные договоры к оценке и признаны соответствующими, в данной связи Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы.

Из состава заявки ИП Свиридова В.Н. следует, что индивидуальный предприниматель в качестве подтверждения опыта по успешному оказанию услуг сопоставимого характера представил следующие договоры (контракты): 1) муниципальный контракт №0122300006121000013_334021 на очистку незакрепленных территорий района Краснофлотского от снега и подсыпка песком, заключенного с Комитетом администрации города Хабаровска по управлению Краснофлотским районом; 2) муниципальный контракт №0122300006121000127_334021 на погрузку и вывоз мешков с мусором и веток, собранных на территории Краснофлотского района, заключенного с Комитетом администрации города Хабаровска по управлению Краснофлотским районом; 3) муниципальный контракт №01223000061210004593_334021 на ликвидацию последствий загрязнения участков земель в водоохранных и прибрежных зонах, заключенного с Комитетом администрации города Хабаровска по управлению Краснофлотским районом; 4) муниципальный контракт №0122300006121000923_334021 очистку незакрепленных территорий Краснофлотского района от отходов производства и потребления, заключенного с Комитетом администрации города Хабаровска по управлению Краснофлотским районом; 5) муниципальный контракт №0122300006121001015_334021 на погрузку и вывоз мешков с мусором и веток, собранных на территории Краснофлотского района, заключенного с Комитетом администрации города Хабаровска по управлению Краснофлотским районом; 6) муниципальный контракт №3340210122300006121001268_334021 на очистку незакрепленных территорий Краснофлотского района от снега, подсыпка песком, заключенного с Комитетом администрации города Хабаровска по управлению Краснофлотским районом.

Исходя из представленных ИП Свиридовым В.Н. договоров (контрактов) в составе своей заявки, конкурсной комиссией принят лишь один договор, а именно: муниципальный контракт №01223000061210004593_334021 на ликвидацию последствий загрязнения участков земель в водоохранных и прибрежных зонах, заключенного с Комитетом администрации города Хабаровска по управлению Краснофлотским районом с площадью, подлежащей уборке 71 500,00 кв.м.

Поскольку договоры (контракты), представленные ИП Свиридовым В.Н. в составе своей заявки, не соответствуют установленному критерию оценки и не подтверждают оказание услуг сопоставимого объема (площадь убираемых территорий по таким договорам меньше требуемой), конкурсной комиссией правомерно не приняты к оценке данные договоры, в данной связи Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о признании данного довода жалобы необоснованным.

В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.  

По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона (часть 20 статьи 18.1).

На основании изложенного, руководствуясь статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

Признать жалобу ИП Свиридова В.Н. на действия заказчика – МАУК «Парк Северный» при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по содержанию (уборке) объектов имущества МАУК «Парк Северный» (извещение №32111002953) необоснованной.

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны