Решение №ЛИ/7067/23 Решение по жалобе ООО «АмурФерум» на действия заказчика – АО... от 7 июля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ №7-11/105

(027/10/18.1-1004/2023)

 

04 июля 2023 года                                                                                                                                    г.  Хабаровск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю в составе председательствующего <...> <...>, <...>

в присутствии представителей:

от АО «ДГК» - <...>, <...>

от ООО «АмурФерум» - <...>

рассмотрев жалобу ООО «АмурФерум» на действия заказчика – АО «ДГК» при проведении упрощенной закупки на право заключения договора на поставку противокоррозионной мастики для трубопроводов для нужд СП Комсомольские тепловые сети и СП Хабаровские тепловые сети (реестровый номер закупки №RH05062300011), материалы дела №7-11/105 (027/10/18.1-1004/2023),

УСТАНОВИЛА:

В Хабаровское УФАС России поступила жалоба ООО «АмурФерум» на действия заказчика – АО «ДГК» при проведении упрощенной закупки на право заключения договора на поставку противокоррозионной мастики для трубопроводов для нужд СП Комсомольские тепловые сети и СП Хабаровские тепловые сети (реестровый номер закупки №RH05062300011).

Из жалобы следует, что закупочной комиссией при проведении упрощенной закупки на право заключения договора на поставку противокоррозионной мастики для трубопроводов для нужд СП Комсомольские тепловые сети и СП Хабаровские тепловые сети нарушен Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 №223-ФЗ (далее - Закон о закупках), а именно:

1) закупочной комиссией не проверены сертификаты на продукцию, предлагаемой к поставке ООО «Альфастрой» и ООО «ГК Сибснаб»;

2) заказчиком нарушен временной интервал окончания этапов рассмотрения заявок и подведения итогов.

АО «ДГК» представлен отзыв от 03.07.2023 №ДГК-01.8/12439, в соответствии с которым считает жалобу необоснованной в полном объеме.

Заслушав представителей общества, рассмотрев материалы дела, комиссия пришла к следующему выводу.

Жалоба рассматривается комиссией по правилам статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).

В соответствии с частями 1,2 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 данного Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Закон о закупках не определяет порядок закупки товаров, работ, услуг, а устанавливает обязанность заказчиков разработать и утвердить положение о закупке – документ, регламентирующий закупочную деятельность заказчика и содержащий требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, в связи с чем заказчик вправе самостоятельно установить в положении о закупке способы закупок, порядок и условия их применения.

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия из применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно части 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования данного закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона №223-ФЗ заказчики обязаны исходить из принципа целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика.

При этом согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Пунктом 6.1 статьи 3 Закона  о закупках установлено, что при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами: 1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки; 2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки; 3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова «(или эквивалент)», за исключением случаев: а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком; б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование; в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта; г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

Согласно ч. 10 ст. 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны: 1) требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика; 2) требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке; 3) требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик; 4) место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги; 5) сведения о начальной (максимальной) цене договора, либо формула цены и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора; 6) форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги; 7) обоснование начальной (максимальной) цены договора либо цены единицы товара, работы, услуги, включая информацию о расходах на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей; 8) порядок, дата начала, дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке (этапах конкурентной закупки) и порядок подведения итогов такой закупки (этапов такой закупки); 9) требования к участникам такой закупки; 10) требования к участникам такой закупки и привлекаемым ими субподрядчикам, соисполнителям и (или) изготовителям товара, являющегося предметом закупки, и перечень документов, представляемых участниками такой закупки для подтверждения их соответствия указанным требованиям, в случае закупки работ по проектированию, строительству, модернизации и ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства и закупки товаров, работ, услуг, связанных с использованием атомной энергии; 11) формы, порядок, дата и время окончания срока предоставления участникам такой закупки разъяснений положений документации о закупке; 12) дата рассмотрения предложений участников такой закупки и подведения итогов такой закупки; 13) критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке; 14) порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке; 15) описание предмета такой закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона; 16) иные сведения, определенные положением о закупке.

Исходя из требований пп. 1 п. 10 ст. 4 Закона  о закупках, обязанность описания технических и функциональных характеристик, требований к упаковке закупаемой продукции, сохраняется за заказчиком в любом случае, даже когда эквиваленты по закупке не допускаются.

Данные правовые нормы позволяют сделать вывод о том, что именно заказчик (организатор закупки) наделен правом установить в документации о торгах порядок и условия их проведения, установить требования к закупаемому товару, исходя из имеющейся у заказчика потребности. Иные лица подобным правом не обладают.

05.06.2023 АО «ДГК» на официальном сайте www.roseltorg.ru, rushydro.roseltorg.ru размещено извещение о закупке №RH05062300011 о проведении упрощенной закупки на право заключения договора на поставку противокоррозионной мастики для трубопроводов для нужд СП Комсомольские тепловые сети и СП Хабаровские тепловые сети.

Дата начала срока подачи заявок – до 14.06.2023 03:00 (МСК). Дата рассмотрения заявок – до 16.06.2023 03:00 (МСК). Дата подведения итогов – до 19.06.2023 03:00 (МСК). Начальная (максимальная) цена договора – 1 307 447,20 руб.

В соответствии с Единым Положением о закупке продукции для нужд Группы РусГидро (далее – Положение) упрощенная закупка – неконкурентная закупка, которая проводится путем направления предложения о заключении договора конкретному поставщику, выбранному на основании предварительного анализа рынка, проводимого до заключения договора.

Согласно п. 4.1.3 Положения предусмотрены следующие неконкурентные способы закупок:

1) закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика);

2) закупка путем участия в процедурах, организованных продавцами продукции;

3) нерегламентированная закупка;

4) упрощенная закупка;

5) состязательный отбор.

Упрощенная закупка проводится путем направления предложения о заключении договора конкретному поставщику, выбранному на основании предварительного анализа рынка, проводимого до заключения договора. Анализ рынка осуществляется путем рассмотрения полученных от потенциальных поставщиков технико-коммерческих предложений (через систему «электронный магазин» или в ответ на адресные запросы Заказчика) или путем рассмотрения информации, которая опубликована в открытых источниках информации, в том числе публичных оферт, информации с официального интернет-сайта поставщика, специализированных каталогов и т.п. (определение таких открытых источников осуществляется Заказчиком) (п. 4.17.1 Положения).

Упрощенная закупка проводится при условии, что ее стоимость не превышает 1 500 000 (одного миллиона пятьсот тысяч) рублей без НДС (включительно); а в случае, если годовая выручка Заказчика по данным бухгалтерской отчетности Заказчика за отчетный финансовый год составляет более чем 5 000 000 000 (пять миллиардов) рублей, – не превышает 2 000 000 (двух миллионов) рублей без НДС (включительно), и Заказчиком не принято решение о проведении такой закупки конкурентным способом или неконкурентным способом «состязательный отбор». В случае проведения закупок, предусмотренных пп. 5.19.1.1 и 5.19.1.2 настоящего Положения, строительными и ремонтными ПО упрощенная закупка проводится при условии, что ее стоимость не превышает 5 000 000 (пять миллионов) рублей без НДС (включительно) вне зависимости от размера годовой выручки Заказчика по данным бухгалтерской отчетности Заказчика за отчетный финансовый год, и Заказчиком не принято соответствующее решение о проведении такой закупки конкурентным способом (п. 5.16.1 Положения).

В соответствии с п. 7.1.10.1 Положения упрощенная закупка проводится в следующей последовательности:

а) определение основных условий упрощенной закупки и формирование требований к закупаемой продукции в целях обеспечения анализа рынка закупаемой продукции, а также максимально эффективного для Заказчика выбора поставщика;

б) разработка Инициатором договора запроса технико-коммерческих предложений. Запрос должен содержать всю необходимую информацию для подготовки поставщиками своих технико-коммерческих предложений;

в) публикация запроса технико-коммерческих предложений в системах типа «электронный магазин» или адресное направление не менее чем трем поставщикам с использованием средств оперативной связи;

г) прием технико-коммерческих предложений (через системы типа «электронный магазин» и (или) по электронной почте);

д) при необходимости – рассмотрение технико-коммерческих предложений поставщиков и (или) информации, полученной на основании анализа открытых источников информации;

е) составление Инициатором договора аналитической записки по установленной форме и согласование ее с закупочным подразделением. В случае, если продукция может быть приобретена только у одного поставщика, соответствующее обоснование должно быть приведено в составе аналитической записки;

ж) выбор поставщика по самой низкой цене без НДС из предложенных;

з) при необходимости – проведение преддоговорных переговоров; заключение договора с поставщиком;

и) размещение сведений о заключенном договоре в ЕИС;

к) оформление отчета о проведении закупки.

1. Согласно п. 3 Запроса технико-коммерческих предложений в рамках упрощенной закупки (МСМ) единственным критерием выбора контрагента, с которым впоследствии будет заключен договор при условии соответствия технико-коммерческого предложения поставщика установленным требованиям заказчика является цена договора (без учета НДС).

В соответствии с техническими требованиями по лоту ОКПД2 20.30.22.180 «Поставка противокоррозионной мастики для трубопроводов для нужд СП «Комсомольские тепловые сети» и СП «Хабаровские тепловые сети» установлен перечень и объем закупаемой продукции, требования  к продукции.

Пунктом 2.1.1 технических требований установлено, что участник должен принять во внимание, что ссылка в ТТ и приложениях к ТТ на марку (тип) продукции, производителя, носит описательный, а не обязательный характер. В случае если Участником предлагаются эквивалент требуемой Заказчиком продукции, в составе своего предложения он должен в обязательном порядке предоставить подробное (в объёме не менее описанного в техническом требовании) техническое описание предлагаемого к поставке эквивалента. Эквивалентная продукция - это продукция, которая по техническим и функциональным характеристикам не уступает характеристикам, заявленным в документации о закупке, в том числе по гарантийным срокам и срокам эксплуатации.

В соответствии с протоколом рассмотрения заявок от 20.06.2023 по окончании срока подачи заявок до 03 часов 00 минут (время московское) «14» июня 2023 года было подано 3 заявки от участников, с порядковыми номерами: 1, 2, 3. Закупочной комиссией принято решение о допуске всех участников.

В соответствии с протоколом подведения итогов от 20.06.2023 закупочной комиссией рассмотрены следующие заявки участников: 1) ООО «Альфастрой» с ценовым предложением – 1 250 700,00 (без НДС), 1 500 840,00 руб. (с НДС); 2) ООО «АмурФерум» с ценой предложения – 1 305 000,00 руб. (с НДС), 1 566 000,00 руб. (с НДС); 3) ООО «ГК Сибснаб» - 918 200,00 руб. (без НДС), 1 101 840,00 руб. (с НДС).

В результате подведения итогов закупочной комиссией признан победителем процедуры - ООО «ГК СИБСНАБ», предложившего цену контракта 918 200,00 руб. (00 копеек) без НДС.

Из заявки ООО «ГК Сибснаб», поданной на участие в данной закупке, следует, что участник предложил к поставке следующий товар: 1) мастика «Вектор 1025» ТУ 5775-004-17045751-99; 2) Мастика «Вектор 1214» ТУ 5775-004-17045751-99.

ООО «Альфастрой» предложен к поставке следующий товар: 1) мастика «Вектор 1025» страна происхождения Россия; 2) Мастика «Вектор 1214» Страна происхождения Россия.

Из заявки ООО «АмурФерум», поданной на участие в данной закупке, следует, что участник предложил к поставке следующий товар: 1) антикоррозионная мастика «Вектор 1025» ТУ 5775-004-17045751-99; 2)  антикоррозионная Мастика «Вектор 1214» ТУ 5775-004-17045751-99.

Таким образом ссылка в ТТ и приложениях к ТТ на марку (тип) продукции, производителя, носит описательный, а не обязательный характер,  единственным критерием выбора контрагента, с которым впоследствии будет заключен договор при условии соответствия технико-коммерческого предложения поставщика установленным требованиям заказчика является цена договора (без учета НДС).

Поскольку у закупочной комиссии отсутствовала обязанность по проверке ТТ и приложениях к ТТ на марку (тип) продукции, производителя, закупочная комиссия правомерно определила победителя данной закупки ООО «ГК СИБСНАБ», как предложившего наименьшую цену контракта 918 200,00 руб. (00 копеек) без НДС, в данной связи Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о признании данного довода жалобы необоснованным.

2. В соответствии с Инструкцией «Система проведения процедур закупок в электронной форме для нужд Группы «РусГидро» по упрощенной закупке в блоке «Этапы проведения процедуры» заказчик указывает дату и время публикации извещения о проведении процедуры, а также дату и время начала и окончания соответствующих этапов.

Процедура типа «Упрощенная закупка» состоит из следующих этапов:

- подача заявок;

- рассмотрение заявок;

- подведение итогов.

Извещением о проведении данной упрощенной закупки на право заключения договора на поставку противокоррозионной мастики для трубопроводов для нужд СП Комсомольские тепловые сети и СП Хабаровские тепловые сети, размещенной на сайте www.roseltorg.ru определены следующие этапы:

1) публикация извещения – 05.06.2023 08:17:00 (МСК);

2) прием заявок – до 14.06.2023 03:00:00 (МСК);

3) рассмотрение заявок – до 16.06.2023 03:00:00 (МСК);

4) подведение итогов – до 19.06.2023 03:00:00 (МСК).

Как следует из протокола подведения итогов ООО «Альфастрой» подало заявку на участие в данной упрощенной закупке 14.06.2023 в 02:41, то есть до окончания определенной заказчиком даты для подачи заявок.

Согласно протоколу RH05062300011 от 20.06.2023 подведение итогов заказчиком произведено 20.06.2023.

Однако заявителем не представлено в материалы дела доказательств, что подведение итогов позже на 1 день, чем установлено извещением о проведении данной упрощенной закупки, привело к нарушению его прав и законных интересов.

Таким образом, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о соблюдении заказчиком временного интервала в проведении данной закупки, данный довод жалобы также признается необоснованным.

В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1, ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Хабаровского УФАС России

РЕШИЛА:

  Признать жалобу ООО «АмурФерум» на действия заказчика – АО «ДГК» при проведении упрощенной закупки на право заключения договора на поставку противокоррозионной мастики для трубопроводов для нужд СП Комсомольские тепловые сети и СП Хабаровские тепловые сети (реестровый номер закупки №RH05062300011) необоснованной.

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны