Решение №ТТ/4540/24 Решение по отслеженной Хабаровским УФАС России 25 декабря 20... от 6 мая 2024 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по делу № 027/05/5-460/2024
06 мая 2024 года г. Хабаровск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
Председатель Комиссии:
руководитель управления.
Члены Комиссии:
начальник отдела рекламы и недобросовестной конкуренции,
главный специалист-эксперт отдела рекламы и недобросовестной конкуренции,
рассмотрев дело № 027/05/5-460/2024 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения – ИП * рекламы, нарушающей требования части 6 статьи 5 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»),
в отсутствие ИП *, надлежащим образом извещенного о дате, месте и времени рассмотрения дела, заявившего ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие (вх. № 6030/24 от 15.04.2024),
УСТАНОВИЛА:
При осуществлении государственного надзора Хабаровским УФАС России 25 декабря 2023 года и 18 января 2024 года на задних дверях кузовов грузовых автомобилей с регистрационными номерами № Р310МО 27RUS и № Х060СК 27RUS соответственно (в г. Хабаровске) установлено размещение рекламы автосервиса следующего содержания:
«Что смотришь? Арендуй меня!!! Рифрежераторы до -20С, категория «В», микроавтобусы 77-05-13 ул. Луговая, 29, 8-914-191-44-81.
С авто полная ? Тогда тебе к нам, сделаем из → ! 77-05-13 ул. Луговая, 29»
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе») реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с частью 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе» в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.
Хабаровским УФАС России организовано проведение заседания Экспертного совета по применению законодательства о рекламе при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее – Экспертный совет), которое состоялось 22 января 2024 года.
В заседании Экспертного совета приняли участие 24 члена из 27.
На повестку заседания Экспертного совета поставлены вопросы:
- Содержит ли реклама непристойные образы?
- Содержит ли реклама оскорбительные образы?
- Содержит ли реклама непристойные выражение?
- Содержит ли реклама оскорбительные выражения?
- Содержит ли реклама бранные слова?
По итогам заседания Экспертного совета решено (большинством голосом), что в рекламе присутствуют признаки нарушения части 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе», то есть данная реклама содержит непристойные образы (23 голоса из 24), оскорбительные образы (18 голосов из 24) и непристойные выражения (14 голосов из 24).
Кроме того, указанная выше реклама 27 декабря 2023 года (исх. № НК/13122/23) Хабаровским УФАС России направлена в адрес Саморегулируемой организации Ассоциации маркетинговой индустрии «Рекламный совет» в г. Санкт Петербург (далее – СРО АМИ «Рекламный совет») с целью проведения последним экспертизы рекламы и для оценки ее содержания на использование в ней непристойных и (или) оскорбительных образов, непристойных и (или) оскорбительных выражений, бранных слов.
По итогам экспертизы и оценки данной рекламы, проведенной членами комитета по рассмотрению жалоб потребителей и обращений государственных органов и общественных объединений Общественного совета по рекламе Санкт-Петербурга и правового комитета СРО АМИ «Рекламный совет» (вх. № 620-ЭП/24 от 17.01.2024), эксперты большинством голосов (83,3%) пришли к выводу о наличии в рекламе нарушений положений части 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе», нарушений норм, изложенных в Российском Кодексе практики рекламы и маркетинговых коммуникаций (2012 год) и в Кодексе рекламы и маркетинговых коммуникаций МТП.
По мнению экспертов, в рассматриваемом материале видны распространенные в частном общении непристойности, которые не вправе претендовать на навязывание себя неопределенному кругу лиц через рекламу. Графическое изображение непристойных слов можно приравнять к их использованию, ассоциации с ними однозначны.
Таким образом, спорная реклама нарушает требования части 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе».
В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований части 6 статьи 5 Закона несет рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Согласно выписке из реестра Российской системы и плана нумерации телефонный номер 8(4212) 77-05-13, указанный в рекламе автосервиса, принадлежит номерной емкости ПАО «МТС» (г. Хабаровск, Хабаровский край).
В ходе подготовки материалов дела Хабаровским УФАС России сделан запрос ПАО «МТС» (исх. № НК/13121/23 от 27.12.2023), в соответствии с ответом которого (вх. № 479-ЭП/24 от 15.01.2024) абонентский номер 8(4212) 77-05-13 выделен *
Таким образом, рекламодателем вышеуказанной рекламы, лицом, в чьих интересах размещается реклама, является ИП *
До даты рассмотрения дела ИП * представлены письменные пояснения (вх. № 6030/24 от 15.04.2024), в соответствии с которыми умышленно нарушать ФЗ «О рекламе» не планировал и не собирался. ИП * предоставлены фотографии задних дверей кузовов грузовых автомобилей с регистрационными номерами № Р310МО 27RUS и № Х060СК 27RUS, на которых нарушение рекламного законодательства устранено.
На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального Закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу: «Что смотришь? Арендуй меня!!! Рифрежераторы до -20С, категория «В», микроавтобусы 77-05-13 ул. Луговая, 29, 8-914-191-44-81.
С авто полная ? Тогда тебе к нам, сделаем из → ! 77-05-13 ул. Луговая, 29», распространяемую в на задних дверях кузовов грузовых автомобилей с регистрационными номерами № Р310МО 27RUS и № Х060СК 27RUS, поскольку в ней нарушены требования части 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе».
2. Обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения рекламного законодательства ИП * не выдавать в связи с добровольным устранением нарушения до даты рассмотрения дела.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Хабаровского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 06 мая 2024 года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в трехмесячный срок).
Председатель Комиссии
Члены Комиссии: