Решение №ЛИ/11914/23 О принятии решения по жалобе ИП Трунова А.А. (вх. №17665-ЭП/... от 27 ноября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ №7-11/167

(027/10/18.1-1601/2023)

 

22 ноября 2023 года                                                                             г. Хабаровск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю в составе председательствующего: <...>, членов Комиссии: <...>, <...>,

в присутствии представителей:

от заказчика – АО «<...>» - <...>,

от заявителя - индивидуального предпринимателя <...> (далее – ИП <...>) - уведомлен о дате, времени и месте рассмотрения дела, участие представителей в заседании комиссии не обеспечил,

рассмотрев жалобу ИП <...> и материалы дела №7-11/167 (027/10/18.1-1601/2023),

УСТАНОВИЛА:

В Хабаровское УФАС России поступила жалоба ИП <...> (вх. №17665-ЭП/23 от 01.11.2023) на действия заказчика – АО «<...>» при проведении запроса цен в электронной форме на оказание услуг по дератизации и дезинсекции на объектах, расположенных в Приморском крае (извещение №32312861102 от 17.10.2023).

По мнению подателя жалобы, заказчиком при проведении рассматриваемого запроса цен в электронной форме нарушен Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 №223-ФЗ (далее - Закон о закупках), Федеральный закон от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», а именно: закупочной комиссией заказчика необоснованно принято решение об отклонении заявки ИП <...>.

Представитель заказчика АО «<...>» не согласен с доводами жалобы по основаниям, изложенным в письменных возражениях от 07.11.2023 №2201/23, в связи с чем просит жалобу признать необоснованной.

Заслушав представителей общества, рассмотрев материалы дела, комиссия пришла к следующему выводу.

Жалоба рассматривается комиссией по правилам статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).

В соответствии с частями 1,2 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 данного Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Закон о закупках не определяет порядок закупки товаров, работ, услуг, а устанавливает обязанность заказчиков разработать и утвердить положение о закупке – документ, регламентирующий закупочную деятельность заказчика и содержащий требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, в связи с чем заказчик вправе самостоятельно установить в положении о закупке способы закупок, порядок и условия их применения.

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия из применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно части 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования данного закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона №223-ФЗ заказчики обязаны исходить из принципа целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика.

При этом согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Пунктом 6.1 статьи 3 Закона  о закупках установлено, что при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами: 1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки; 2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки; 3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова «(или эквивалент)», за исключением случаев: а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком; б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование; в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта; г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

Согласно ч. 10 ст. 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны: 1) требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика; 2) требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке; 3) требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик; 4) место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги; 5) сведения о начальной (максимальной) цене договора, либо формула цены и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора; 6) форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги; 7) обоснование начальной (максимальной) цены договора либо цены единицы товара, работы, услуги, включая информацию о расходах на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей; 8) порядок, дата начала, дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке (этапах конкурентной закупки) и порядок подведения итогов такой закупки (этапов такой закупки); 9) требования к участникам такой закупки; 10) требования к участникам такой закупки и привлекаемым ими субподрядчикам, соисполнителям и (или) изготовителям товара, являющегося предметом закупки, и перечень документов, представляемых участниками такой закупки для подтверждения их соответствия указанным требованиям, в случае закупки работ по проектированию, строительству, модернизации и ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства и закупки товаров, работ, услуг, связанных с использованием атомной энергии; 11) формы, порядок, дата и время окончания срока предоставления участникам такой закупки разъяснений положений документации о закупке; 12) дата рассмотрения предложений участников такой закупки и подведения итогов такой закупки; 13) критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке; 14) порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке; 15) описание предмета такой закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона; 16) иные сведения, определенные положением о закупке.

Исходя из требований пп. 1 п. 10 ст. 4 Закона  о закупках, обязанность описания технических и функциональных характеристик, требований к упаковке закупаемой продукции, сохраняется за заказчиком в любом случае, даже когда эквиваленты по закупке не допускаются.

Данные правовые нормы позволяют сделать вывод о том, что именно заказчик (организатор закупки) наделен правом установить в документации о торгах порядок и условия их проведения, установить требования к закупаемому товару, исходя из имеющейся у заказчика потребности. Иные лица подобным правом не обладают.

17.10.20233 АО «<...>» на официальном сайте https://zakupki.gov.ru  размещено извещение о закупке №32312861102 о проведении запроса цен в электронной форме на оказание услуг по дератизации и дезинсекции на объектах, расположенных в Приморском крае.

Дата начала срока подачи заявок – 17.10.2023. Дата окончания срока подачи заявок – 27.10.2023. Дата подведения итогов – 30.10.2023. Начальная (максимальная) цена договора – 2 517 765,70 руб.

В соответствии с п. 6.3 документации о закупке при рассмотрении заявок на участие в закупках Участник закупки не допускается к участию в процедуре в случае:

1)        непредставления документов (их копий), требование о предоставлении которых содержалось в извещении о закупке, либо наличия в таких документах недостоверных сведений об участнике закупки или о продукции, являющейся предметом закупки (лота);

2)        несоответствия требованиям, предъявляемым к участникам закупки;

3)        непредставления документа или копии документа, подтверждающего внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, если требование обеспечения заявок указано в извещении о закупке;

4)        несоответствия заявки на участие в закупке требованиям извещении о закупке, в том числе наличие в заявке предложения о цене договора, превышающей начальную (максимальную) цену договора, указанную в извещении о закупке.

5)        невнесение в срок, указанный в извещении денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, если требование обеспечения заявок указано в извещении.

6)        наличие в заявке предложения о цене договора, превышающий НМЦ договора, указанную в извещении;

7) установления требований по демпингу цены в соответствии с пунктами 6.4. извещения.

Закупочная комиссия не рассматривает и отклоняет заявки, если участник запроса цен или заявка такого участника не соответствуют требованиям, установленным в извещении о закупке и информационной карте, или предложенная в заявках цена товаров, работ, услуг превышает начальную максимальную цену, указанную в извещении о проведении запроса цен и в информационной карте. Заявки на участие, поданные участниками закупки, не являющимися субъектами малого и среднего предпринимательства, подлежат отклонению (в случае если данное условие предусмотрено в Извещении о закупке). Отклонение заявок по иным основаниям не допускается.

Согласно п. 6.4 документации о закупке заказчик вправе отклонить заявку участника, если он установил, что предложенная в ней цена занижена на двадцать пять  или более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене договора, указанной в извещении о закупке, и в составе заявки отсутствует расчет предлагаемой цены договора и ее обоснование, либо по итогам проведенного анализа представленных в составе заявке расчета и обоснования цены договора Заказчик пришел к обоснованному выводу о невозможности участника исполнить договор на предложенных им условиях.

При выявлении разночтений в предложении Участника запроса цен действуют следующие правила:

  • при наличии разночтений между суммой, указанной словами, и суммой, указанной цифрами, преимущество имеет сумма, указанная прописью;
  • при наличии разночтений между ценой, указанной в заявке и ценой, получаемой путем суммирования итоговых сумм по каждой строке, преимущество имеет итоговая цена, указанная в заявке;
  • при несоответствии итогов умножения единичной цены на количество (арифметическая ошибка) преимущество имеет итоговая цена, указанная прописью в заявке;
  • при наличии разночтений между суммой, указанной на ЭТП и суммой, указанной в заявке участника, преимущество имеет итоговая цена, указанная в заявке участника (п. 6.6 документации о закупке).

По итогам рассмотрения заявок единая закупочная комиссия принимает решение о соответствии заявок и участников закупки требованиям, установленным в извещении о закупке и о признании таких участников закупки участниками запроса цен либо о несоответствии заявок или участников закупки установленным требованиям и об отказе таким участникам в признании их участниками запроса цен и в допуске к участию в запросе цен (п. 6.7 документации о закупке).

В соответствии с приложением №1 к документации о закупке «Техническое предложение» заказчиком установлено следующее:

№ п/п

Наименование услуги

Площадь м2

Стоимость за 1 м2 дезинсекции

Стоимость за 1 м2 дератизации (руб.)

Общая стоимость (руб.)

1

Услуги по дератизации

43 711,21

м.кв

 

 

2

Услуги по дезинсекции

43 711,21

м.кв

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Согласно части IV документации о закупке «Обоснование начальной (максимальной) цены договора» заказчиком установлено следующее:

Оказание услуг по дератизации и дезинсекции на объектах, расположенных в Приморском крае

№п/п

Наименование

ед. изм.

кол-во

Периодичность

Цена за ед.  без НДС

Ставка НДС

Итого с НДС

КП №1

КП№2

КП №1

КП №2

1

Услуги по дератизации

м.кв.

43711,21

6 мес.

3,00

2,70

20%

786 801,78

708 121,60

2

Услуги по дезинсекции

м.кв.

43721,21

6 мес.

5,00

5,80

20%

1 311 336,30

1 521 150,11

 

 

 

 

  Итого с учетом НДС:

2 098 138,08

2 229 271,71

 Итого без НДС:

2 517 765,70

2 675 126,05

Также заказчиком определено: в качестве начальной (максимальной) цены договора принято коммерческое предложение №1, как наиболее выгодное по цене.

В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в запросе цен в электронной форме №235/2023/32312861102 от 30.10.2023 на участие в данном запросе цен поданы следующие заявки: 1) заявка ООО «<...>»; 2) заявка ИП <...>.; 3) заявка ООО «<...>»; 4) заявка ООО «<...>»; 5) заявка ИП <...>.

Закупочной комиссией принято решение об отклонении заявки ИП <...> на следующем основании:

- В заявке участника предложенная цена за единицу услуги превышает начальную (максимальную) цену за единицу услуги, указанную в извещении о закупке, что при пересчете на общую цену договора превышает начальную (максимальную) цену договора с учетом периодичности (кратности), указанной в части VI Извещения (Обоснование начальной (максимальной) цены) (несоответствие п. 1.2.1).

Как следует из заявки ИП <...>, поданной на участие в данном запросе цен, индивидуальный предприниматель предложил следующее наименование услуг, количество и цену услуг:

№ п/п

Наименование услуги

Площадь м2

Ед. измерения

Стоимость за 1 м2 (руб.)

Общая стоимость (руб.) за 2 обработки за 6 месяцев. Без НДС.

1

Услуги по дератизации

43 711,21

м.кв

2,50

218 556,05

2

Услуги по дезинсекции

43 711,21

м.кв

8,00

699 379,36

ИТОГО: 917 935,41

Таким образом, участником предложено цена за услуги по дезинсекции в размере 8,00 руб. за 1 м.2, что не соответствует требованиям заказчика.

Поскольку предложение участника ИП <...>за услуги по дезинсекции в размере 8,00 руб. за 1 м.2, превышает начальную (максимальную) цену за единицу услуги, указанную в извещении о закупке, а именно 5,00 руб., что не соответствует требованиям заказчика, закупочной комиссией заказчика правомерно принято решение об отклонении данной заявки, в данной связи Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о признании жалобы необоснованной.

В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.  

По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона (часть 20 статьи 18.1).

На основании изложенного, руководствуясь статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

Признать жалобу ИП <...> на действия заказчика – АО «<...>» при проведении запроса цен в электронной форме на оказание услуг по дератизации и дезинсекции на объектах, расположенных в Приморском крае (извещение №32312861102 от 17.10.2023) необоснованной.

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны