Решение №7/2869 решение по жалобе ООО «Имтрейд» на действия организатора зак... от 29 марта 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю в составе председательствующего: "...", членов Комиссии: "...",

в присутствии представителей:

- ООО «Имтрейд» – "...";

- АО «Южные Элекрические Сети Камчатки» - о дате, времени, месте рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом, явку представителя не обеспечили;

- АО «РусГидро Снабжение» - "...",

 

рассмотрев жалобу ООО «Имтрейд» на действия организатора закупки - АО «РусГидро Снабжение» при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку дизельного топлива для нужд АО «ЮЭСК» по лоту: Лот №5 (ГКПЗ № 277011-ОСН ТОПЛИВО-2021-ЮЭСК): «Дизельное топливо» (извещение № 32110398516), материалы дела №7-11/31 (027/10/18.1-392/2022),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Хабаровское УФАС России поступила жалоба ООО «Имтрейд» на действия организатора закупки - АО «РусГидро Снабжение» при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку дизельного топлива для нужд АО «ЮЭСК» по лоту: Лот №5 (ГКПЗ № 277011-ОСН ТОПЛИВО-2021-ЮЭСК): «Дизельное топливо» (извещение № 32110398516).

Из жалобы и дополнений к ней следует, что организатором закупки принято неправомерное решение о признании ООО «Имтрейд» уклонившимся от заключения договора, об исключении ООО «Имтрейд» из Перечня Квалифицированных участников по результатам предварительного отбора.

АО «ЮЭСК» и АО «РусГидро Снабжение» представлены письменные возражения на жалобу, согласно которым, считают ее необоснованной.

Заслушав представителя сторон, рассмотрев материалы дела, комиссия пришла к следующему выводу.

Жалоба рассматривается комиссией по правилам статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).

В заседании Комиссии Хабаровского УФАС России по рассмотрению жалобы ООО «Имтрейд» объявлялся перерыв до «15» час. «30» мин. «24» марта 2021 г.

Статьей 18.1. Закона о защите конкуренции установлен порядок обжалования действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках).

Действия (бездействия) могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов (часть 2 статьи 18.1. Закона о защите конкуренции).

По правилам указанной статьи проверке подлежит соблюдение установленной законодательством и иными нормативно-правовыми актами процедуры организации и проведения торгов, иной закупки, процедуры заключения договоров по результатам торгов, закупок.

Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц установлены Законом о закупках.

В соответствии с частями 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (часть 2 статья 2 Закона о закупках).

При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

- информационная открытость закупки (пункт 1 часть 1 статьи 3 Закона о закупках);

- равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (пункт 2 часть 1 статьи 3 Закона о закупках);

- целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика (пункт 3 часть 1 статьи 3 Закона о закупках);

- отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки (пункт 4 часть 1 статьи 3 Закона о закупках).

Положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений настоящего Федерального закона. При этом конкурентные закупки, участниками которых с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 8 настоящей статьи, могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляются в электронной форме. Конкурентные закупки в иных случаях осуществляются в электронной форме, если иное не предусмотрено положением о закупке (часть 2 статьи 3 Закона о закупках).

Участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке (часть 5 статьи 3 Закона о закупках).

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Протокол, составленный по итогам конкурентной закупки (далее - итоговый протокол), должен содержать результаты оценки заявок на участие в закупке, окончательных предложений (если документацией о закупке на последнем этапе ее проведения предусмотрена оценка заявок, окончательных предложений) с указанием решения комиссии по осуществлению закупок о присвоении каждой такой заявке, каждому окончательному предложению значения по каждому из предусмотренных критериев оценки таких заявок (в случае, если этапом закупки предусмотрена оценка таких заявок) (пункт 6 части 14 статьи 3.2 Закона о закупках).

В силу части 5 статьи 4 Закона о закупках в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке,  документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе  закупки, а также иная документация, размещение которой в ЕИС предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

Из части 10 статьи 4 Закона о закупках следует, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке: требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара (пункт 1), требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке (пункт 2); требования к участникам такой закупки (пункт 9); критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке (пункт 13); порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке (пункт 14).

Таким образом, именно на заказчика возложена обязанность устанавливать в закупочной документации требования к участникам закупки, критерии и порядок оценки заявок и участников.

Закупка проводится в соответствии с Законом о закупках, Единым Положением о закупке продукции для нужд Группы РусГидро, утвержденного решением совета директоров 04.10.2018 (далее – Положение о закупке), размещенного на официальном сайте в ЕИС www.zakupki.gov.ru.

Согласно п. 7.8.13.1 Положения о закупке заключение договора осуществляется в порядке, аналогичном порядку, указанному в п. 7.2.17 настоящего Положения.

В соответствии с п. 7.2.17.2 Положения о закупке 7.2.17.2. если Участник, который признан победителем, не подписал договор либо не обеспечил выполнение всех условий, необходимых для заключения договора в течение установленного в документации о закупке срока, то он утрачивает статус победителя, а Заказчик (Организатор закупки) имеет право удержать обеспечение заявки на участие в закупке и выбрать новую выигравшую заявку из числа остальных действующих. Возврат обеспечения заявки на участие в закупке победителю конкурса производится только после заключения договора между Заказчиком и победителем конкурса.

Договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее чем через 10 (десять) дней и не позднее чем через 20 (двадцать) дней с даты размещения в ЕИС итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки (п. 9.6 Положения о закупке).

21.06.2021 АО «ЮЭСК» на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение о закупке № 32110398516 о проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку дизельного топлива для нужд АО «ЮЭСК» по лоту: Лот №5 (ГКПЗ № 277011-ОСН ТОПЛИВО-2021-ЮЭСК): «Дизельное топливо».

Дата начала срока подачи заявок – 21.06.2021. Дата окончания срока подачи заявок – 29.06.2021. Дата подведения итогов - 19.07.2021. Начальная (максимальная) цена договора - 169 500 000,00 руб.

Согласно протоколу от 19.07.2021 № 1-ВП запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку дизельного топлива было принято решение заключить договор на поставку с победителем закупки по Лоту № 5 - ООО «Имтрейд».

На основании протокола от 20.08.2021 № 3/ВП запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку дизельного топлива с победителем закупки по Лоту № 5, в связи с тем, что ООО «Имтрейд» не предоставил копии документов, обязательных к предоставлению Победителем закупки в соответствии с требованиями Приложения № 1 к Документации о закупке «Технические требования», согласно пункту 5.3.1 документации о закупке ООО «Имтрейд» признан уклонившимся от заключения договора и утратившим статус победителя и исключен из Перечня Квалифицированных участников по результатам предварительного отбора в соответствии с пунктом 5.3.2 документации о закупке.

Согласно пункту 1 Технических требований документации о закупке, предметом закупки является поставка дизельного топлива согласно таблице 1.

Из содержания таблицы № 1 пункта 1 Технических требований следует, что пунктом поставки является склад ГСМ ООО «Запад-Восток Сервис» в Усть-Камчатском районе Камчатского края.

Согласно подпункту d) пункта 3 Технических требований поставка нефтепродуктов производится в береговые резервуары склада ГСМ АО «ЮЭСК» в пункте поставки (склад ГСМ ООО «Запад-Восток сервис» в Усть-Камчатском районе Камчатского края). Раскачка нефтепродуктов с танкера в емкости покупателя выполняется посредством шланговой линии поставщика либо с привлечением плашкоутов для рейдовой разгрузки. Услуги по прокладке шланговой линии, ее обслуживанию, услуги по постановке танкера на разгрузку, а также услуги по рейдовой разгрузке танкера поставщик закладывает в конечную стоимость поставки.

Аналогичные условия поставки топлива включены в пункт 3.1.2 проекта договора, размещенного в составе документации о закупке.

В представленной в заявке предварительной логистической карте основных этапов реализации схемы поставки дизельного топлива в резервуары заказчика ООО «Имтрейд» указало, что перевалка топлива в резервуары будет осуществлена с использованием шланговой линии в течение 2-3 дней с уточнением по погоде. При этом в коммерческом предложении стоимость услуг перевалки топлива в пункте приемки оценена обществом в 1 500 000,00 рублей без учета НДС.

В пункте 5 Технических требований установлено, что участник, признанный победителем закупочной процедуры, в течении 5 рабочих дней после размещения протокола подведения итогов закупки на сайте www.zakupki.gov.ru (до заключения договора) должны предоставить в адрес Заказчика АО «ЮЭСК»:

- Письмо-подтверждение от завода-производителя либо собственника нефтепродуктов (со ссылкой на настоящую закупку и указанием места нахождения ресурса на дату отправки Письма - подтверждения) о возможности отгрузки необходимого количества дизельного топлива в период осуществления поставок в заявленном Участником объеме (ресурсная справка).

- Копии гарантийных писем от компаний, которые будут задействованы в поставке дизельного топлива, согласно логистической карты, подтверждающие возможность оказания услуг в период осуществления поставок по настоящей закупке в заявленном Участником объеме:

- от компаний судовладельцев, подтверждающих готовность выделения судов, требуемого класса для перевозки договорных объемов,

- от компаний с портами погрузки и выгрузки,

- от компаний, оказывающих услуги по перевалке дизельного топлива в указанных портах,

- от компаний, осуществляющих разгрузку в пункте поставки дизельного топлива.

В случае не предоставления документов, указанных в разделе 5 настоящего технического задания Участник признаётся уклонившемся от подписания Договора, в соответствии с условиями пункта 5.3 документации о закупке.

Исходя из пояснений Заказчика 28.07.2021 от ООО «Имтрейд» поступила часть документов: ресурсная справка и гарантийные письма о выделении судов требуемого класса (танкера), что также недостаточно для выполнения условий документации о закупке. Документов с информацией об осуществлении распаузки в месте поставки дизельного топлива (склад ГСМ ООО «Запад-Восток сервис» в Усть-Камчатском районе Камчатского края) не поступило.

Указанное также подтверждается представленной в материалы дела переписки по электронной почте из которой следует, что Заказчик просит победителя закупки представить гарантийное письмо от нефтебазы в Усть-Камчатске, которое подтверждало бы ее готовность к приемке топлива.

Вместе с тем, Комиссия Хабаровского УФАС России отмечает, что по условиям пункта 2.1.1 проекта договора поставки, покупатель обязуется принять и оплатить нефтепродукты надлежащего качества на условиях, согласованных Сторонами договора.

Пунктом 3.1 проекта договора предусмотрено, что поставка нефтепродуктов производится с выгрузкой в береговые резервуары складов ГСМ Покупателя в следующих пунктах поставки: - склад ГСМ ООО «Запад-Восток Сервис», расположенный в Усть-Камчатском районе Камчатского края. До начала погрузки танкеров, направляемых в пункты поставки, Поставщик должен согласовать с Покупателем точное количество отгружаемых нефтепродуктов, а также согласовать сроки подхода танкера под выгрузку в пункте поставки.

Таким образом, по условиям проекта договора и документации о закупке, взаимоотношения по поставке топлива, связанные с выгрузкой топлива в резервуары Покупателя, возникают между Поставщиком и Покупателем и не предусматривают наличие каких-либо взаимоотношений Поставщика и владельца склада, в котором находятся резервуары Покупателя.

При этом проектом договора прямо предусмотрено, что согласование сроков подхода танкеров под выгрузку проводится Поставщиком с Покупателем, а не с владельцем склада.

Соответственно именно на Покупателе лежит обязанность по принятию топлива, поставленного Поставщиком, а из Технических требований и проекта договора прямо не следует обязанность Поставщика согласовывать с владельцем склада возможность отгрузки топлива в резервуары Покупателя, при том, что проектом договора прямо предусмотрена возможность раскачки топлива в резервуары Покупателя по шланговой линии, что и было предложено ООО «Имтрейд».

Исходя Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о неправомерности признания ООО «Имтрейд» уклонившимся от заключения договора и как следствие исключение победителя из Перечня Квалифицированных участников по результатам предварительного отбора.

Аналогичная позиция отражена в решении Арбитражного суда Хабаровского края от 25.01.2022 № А73-16824/2021, вступившем в законную силу.

Довод организатора закупки – АО «РусГидро Снабжение» о том, что жалоба не подлежит рассмотрению Хабаровским УФАС России, поскольку по аналогичным доводам принято решение Камчатского УФАС России, не принимаются в силу следующего.

19.08.2021 ООО «Имтрейд» подана жалоба на действия заказчика АО «Южные Элекрические Сети Камчатки» выразившихся в нарушении сроков направления договора на подписание победителю закупки.

П. 4 ч. 9 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что жалоба возвращается заявителю в случае если антимонопольным органом принято решение относительно обжалуемых актов и (или) действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.

Ч. 21 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия прекращает рассмотрение жалобы в случаях, предусмотренных пунктами 3 - 5 части 9 настоящей статьи.

31.08.2021 вынесено решение о признании жалобы необоснованной.

Решением Камчатского УФАС России дана оценка действиям заказчика. Оценка действиям организатора закупки и протоколу признания ООО «Имтрейд» уклонившимся от заключения договора не дана.

Поскольку в Хабаровском УФАС России обжалуются действия организатора закупки по признанию незаконным протокола уклонения победителя от заключения договора, жалоба не подлежит возврату на основании п. 4 ч. 9, ч. 21 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции.

Исходя из изложенного, Комиссия Хабаровского УФАС России усматривает в действиях заказчика, организатора закупки нарушение п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.  

По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона (часть 20 статьи 18.1).

При разрешении вопроса о выдаче предписания комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу об отсутствии оснований для его выдачи, поскольку договор по оспариваемой закупке заключен и исполнен в полном объеме. На основании изложенного, руководствуясь статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

                                                   РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Имтрейд» на действия организатора закупки - АО «РусГидро Снабжение» при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку дизельного топлива для нужд АО «ЮЭСК» по лоту: Лот №5 (ГКПЗ № 277011-ОСН ТОПЛИВО-2021-ЮЭСК): «Дизельное топливо» (извещение № 32110398516) обоснованной;

2. Признать организатора закупки - АО «РусГидро Снабжение» нарушившим 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках;

3. Предписание не выдавать;

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны