Решение №8-01/236 по жалобе ООО «Промышленный обогрев» на действия заказчика А... от 18 июля 2019 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ № 8-01/236

по делу № 027/01/18.1-438/2019

18 июля 2019 года г. Хабаровск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю в составе

<…>

,

в присутствии представителей:

ООО «Промышленный обогрев» - уведомлено о дате и месте рассмотрения обращения надлежащим образом, явку своих представителей не обеспечило;

АО «Хабаровский судостроительный завод» (далее – АО «ХСЗ») – <…> по доверенности;

рассмотрев жалобу ООО «Промышленный обогрев» на действия заказчика – АО «Хабаровский судостроительный завод» (далее – АО «ХСЗ»), материалы дела № 027/01/18.1-438/2019,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступила жалоба ООО «Промышленный обогрев» на действия заказчика АО «Хабаровский судостроительный завод» при проведении запроса предложений на поставку системы борьбы с обледенением электрообогревом для морского буксира, пр. 00440 (зав.№ 241, 242) (извещение № 31907956125).

Из жалобы общества следует, что при запросе предложений в электронной форме заявка ООО «Промышленный обогрев» отклонена необоснованно, что противоречит требованиям Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее Закон № 223-ФЗ).

АО «ХСЗ» в представленном отзыве и его представитель в заседании комиссии доводы жалобы отклонили, пояснив, что заявка Заявителя отклонена, так как в техническом предложении не раскрыты требования предъявляемые к оборудованию в соответствии с закупочной документацией.

Поскольку доводы жалобы подпадают под основания, указанные в части 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), жалоба рассматривается комиссией по правилам статьи 18.1 Федерального закона от 26.06.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, рассмотрев материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.

Статьей 18.1 Закона о защите конкуренции установлен порядок обжалования действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги признаны несостоявшимися.

Действия (бездействие) могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

По правилам указанной статьи проверке подлежит соблюдение организатором торгов, оператором электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссией установленной законодательством Российской Федерации процедуры организации и проведения торгов, процедуры заключения договоров по результатам торгов.

Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц установлены Законом о закупках.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Закон о закупках не определяет порядок закупки товаров, работ, услуг, а устанавливает обязанность заказчиков разработать и утвердить положение о закупках – документ, регламентирующий закупочную деятельность заказчика и содержащий требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения, а также порядок заключения и исполнения договоров, в связи с чем заказчик вправе самостоятельно установить в положении о закупке способы закупок, порядок и условия их применения.

При закупке товаров, работ, услуг заказчики обязаны руководствоваться следующими принципами: 1) информационная открытость закупки; 2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; 3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; 4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки (статья 3 Закона о закупках).

Частью 5 статьи 4 Закона о закупках установлено, что при осуществлении закупки в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке.

Из части 10 статьи 4 Закона о закупках следует, что в документации о конкурентной закупке, в числе прочего, должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара; требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке; требования к участникам такой закупки.

Частью 6.1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ установлено, что при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами: 1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки; 2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки; 3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова «(или эквивалент)».

В целях информационного обеспечения закупки, названные сведения должны быть достаточными, позволять потенциальному участнику сформировать свое предложение.

В соответствии с частью 3 статьи 3.2 Закона № 223-ФЗ любой участник конкурентной закупки вправе направить заказчику в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и положением о закупке, запрос о даче разъяснений положений.

05.06.2019 АО «ХСЗ» на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru разместило извещение № 31907956125 о проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора поставки системы борьбы с обледенением электрообогревом для морского буксира, пр. 00440 (зав.№ 241, 242) и закупочную документацию.

Дата начала срока подачи заявок 05.06.2019, дата окончания подачи заявок – 19.06.2019.

Дата подведение итогов – 09.07.2019.

Начальная (максимальная) цена договора 2 788 047,05 руб.

Место поставки – г. Хабаровск, ул. Суворова, 1.

В соответствии с протоколом от 19.06.2019 № 205/06 вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе предложений в торговой процедуре № 190386100038, на участие в закупке поданы 2 заявки.

Согласно протоколу от 01.07.2019 № 292/07-2019 заседания Закупочной комиссии по рассмотрению заявок участников к дальнейшему участию в закупке, была допущена только одна заявка № 78830. Заявка № 86761 участника ООО «Промышленный обогрев» признана не удовлетворяющей по существу требованиям и условиям закупочной документации, а именно техническое предложение не соответствует позиция 6 технического предложения, в том числе пунктам 2.1.2, 2.1.3, 2.1.4, 2.1.7 отсутствует информация, также отсутствуют информация о поставке технической документации – в соответствии с пунктами 3.2, 3.3, 5.2.

В пункте 2 Приложения №1 Закупочной документации «Технические требования на поставку системы борьбы с обледенением электрообогревом для морского буксира проекта 00440 № 00440-066-016» установлены требования к поставляемому оборудованию и его комплектации.

В соответствии с пунктом 2.4.1 в состав заявки должно быть включено предложение о функциональных характеристиках (потребительских свойствах), качественных характеристиках товара, о качестве работ, услуг, наименование страны происхождения продукции и иные предложения об условиях исполнения договора, в том числе предложение о цене договора, о цене единицы продукции, а именно:

заявка на участие в запросе предложений, составленная по форме 1, в соответствии с инструкциями, приведенными в настоящей документации (подраздел 7.1), с указанием номера и названия каждого лота, на который подается заявка. Форма заполняется и подается по каждому лоту отдельно;

техническое предложение, составленное по форме 2, в соответствии с инструкциями, приведенными в настоящей документации (подраздел 7.2), с указанием номера и названия каждого лота, на который подается заявка. Форма заполняется и подается по каждому лоту отдельно. В техническом предложении должно содержаться в том числе: а) описание функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, его количественных и качественных характеристик; б) указание на зарегистрированные товарные знаки или знаки обслуживания товара, патенты, полезные модели или промышленные образцы, которым будет соответствовать товар; в) указание производителя и страны происхождения товара; г) описание комплектации товара; д) описание выполняемых работ и оказываемых услуг (в том числе состав работ, услуг и последовательность их выполнения, сроки выполнения работ и услуг, планируемые результаты); е) указание количества товаров, объема работ или услуг;

коммерческое предложение, составленное по форме 3, в соответствии с инструкциями, приведенными в настоящей документации (подраздел 4.1), с указанием номера и названия каждого лота, на который подается заявка.

Согласно подпункту «в» пункта 3.9.3 Закупочной документации в ходе рассмотрения заявок организатор вправе направить запросы участникам процедуры: о разъяснении положений заявок на участие в запросе предложений. При этом не допускаются запросы, направленные на изменение существа заявки, включая изменение условий заявки (цены, валюты, сроков и условий поставки продукции, графика поставки продукции или платежа, иных условий). Кроме того, допускаются уточняющие запросы, в том числе о технических условиях заявки (уточнение перечня предлагаемой продукции, ее технических характеристик, иных технических условий), при этом данные уточнения не должны изменять предмет проводимой процедуры закупки и объем предлагаемой участником продукции.

Пунктом 3.9.7 Закупочной документации установлено, что при рассмотрении заявок на участие в запросе предложений участник процедуры закупки не допускается закупочной комиссией к участию в запросе предложений в случае: непредставления обязательных документов, указанных в пунктах 2.4.1.1 и 2.4.1.2, либо наличия в таких документах недостоверных сведений об участнике процедуры, а также о предлагаемых участником товарах, работах, услугах; несоответствия участника (коллективного участника) процедуры требованиям, установленным в закупочной документации; непредставления обеспечения заявки на участие в запросе предложений, если требования обеспечения заявки установлено в пункте 4.1.19; несоответствия заявки на участие в запросе предложений требованиям закупочной документации, в том числе наличие в таких заявках предложения о цене договора, превышающей начальную (максимальную) цену договора, начальную (максимальную) цену единицы продукции; наличия сведений об участнике процедуры закупки в федеральных реестрах недобросовестных поставщиков, если такое требование установлено в документации процедуры закупки.

Согласно пункту 3.9.8 Закупочной документации отказ в допуске к участию в запросе предложений по иным основаниям не допускается.

Материалами дела установлено, что заявка участника ООО «Промышленный обогрев» состояла из следующих документов: заявка, анкета, техническое предложение (с приложениями), коммерческое предложение, копии учредительных документов, Выписка из ЕГРЮЛ, документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени юридического лица, документы, подтверждающие квалификацию Участника закупки, декларация о соответствии Участника закупки критериям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, бухгалтерский баланс, отчет о при

былях и убытках. Документы приложены участником в отношении продукции содержат описание предлагаемой к поставке продукции, которая является предметом настоящей закупки.

Также в состав заявки включена форма 2 с приложением технического описания предлагаемой системы обогрева к техническому предложению, в котором указано: описание предмета закупки, описание его работы, сертификаты, механизмы, отвечающие за управление включения питания системы, комплектация оборудования, перечислены запасные части, приспособления и инструмент (далее – ЗПИ), с указанием поставки ЗИП с одновременной поставкой комплекта оборудования.

Таким образом, заявителем в состав заявки включены все документы и сведения в полном объёме, требуемые закупочной документацией, следовательно, жалоба ООО «Промышленный обогрев» по необоснованному отклонению заявки, обоснована.

Комиссией установлено, что в закупочной документации отсутствует конкретное описание предмета закупки, неустановленны сроки предоставления технической и эксплуатационной документации, как это предусмотрено частями 9 и 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ.

В связи с тем, что указанное нарушение не является доводом жалобы заявителя, Комиссией решено передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Хабаровского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, доводы в жалобы заявителя обоснованны, действия заказчика, неправомерно отказавшего в допуске к участию в запросе предложений, поскольку предложенные характеристики системы борьбы с обледенением участником закупки не противоречат требованиям Заказчика, тем самым нарушил требования пунктом 1 части 1 статьи 3, пункты 1 и 9 части 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ.

Поскольку допущенное нарушение может повлиять на результат закупки, комиссия полагает необходимым выдать организатору закупки предписание об устранении допущенных нарушений.

В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона (часть 20 статьи 18.1).

На основании изложенного, руководствуясь статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «Промышленный обогрев» на действия АО «Хабаровский судостроительный завод» при проведении запроса предложений на поставку системы борьбы с обледенением электрообогревом для морского буксира, пр. 00440 (зав.№ 241, 242) (извещение № 31907956125) обоснованной.

2. Признать действия АО «Хабаровский судостроительный завод» при проведении указанной закупки нарушающими пунктом 1 части 1 статьи 3, пункты 1 и 9 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг, отдельными видами юридических лиц».

3. Выдать АО «Хабаровский судостроительный завод» предписание об устранении допущенных нарушений.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Хабаровского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

АО «Хабаровский судостроительный завод»
ИНН 2723112662, ОГРН 1082723009500
ООО "ПРОМЫШЛЕННЫЙ ОБОГРЕВ"
ИНН 7801408323, ОГРН 5067847024790