Постановление №ТТ/8945/23 Постановление по жалобе Дальневосточного главного управления... от 31 августа 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDFПОСТАНОВЛЕНИЕ № 22
о назначении административного наказания по делу
№ 027/04/14.3-1106 /2023 об административном правонарушении
31 августа 2023 года г. Хабаровск
Руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю , рассмотрев протокол об административном правонарушении от 10 августа 2023 года и материалы дела № 027/04/14.3-1106/2023 об административном правонарушении, в отношении ИП * в связи с распространением ненадлежащей рекламы,
в отсутствие ИП *, извещенного надлежащим образом о дате, месте и времени рассмотрения дела,
УСТАНОВИЛА:
В адрес Хабаровского УФАС России поступило заявление Дальневосточного главного управления Центрального Банка Российской Федерации (вх. № 8432/23 от 29.05.2023) о распространении ненадлежащей рекламы финансовых услуг ИП *.
Как следует из материалов дела, в результате проведения банковского надзора, установлено, что по адресам: г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Юбилейная, д. 1 и ул. Аллея Труда, д. 26, под брендом «Центральный комиссионный магазин» распространяется реклама об оказании ИП * услуг по предоставлению потребительских займов населению без соответствующих разрешений Банка России.
На фасаде здания по адресу: г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Юбилейная, д.1 размещен рекламный баннер, содержащие следующую информацию: «Центральный комиссионный магазин. Ремонт сотовых телефонов, ноутбуков, компьютеров, планшетов…». В офисе размещены буклеты, визитные карточки.
Визитные карточки, размещенные по адресам в г. Комсомольске-на-Амуре по ул. Юбилейная, д. 1 и ул. Аллея Труда, д. 26 содержат следующую информацию: « Мы больше, чем ЛОМБАРД! Покупка, продажа, залог б/у техники»
Размещенные по указанным адресам визитные карточки являются одним из способов распространения рекламы неопределенному кругу лиц, направленным на привлечение внимания потребителей к реализуемому товару (услуге).
В силу пункта 5 части 1 статьи 3 Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» (далее – ФЗ «О займе») профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов - деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя по предоставлению потребительских займов в денежной форме.
Согласно статье 4 ФЗ «О займе» профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов осуществляется кредитными организациями, а также некредитными финансовыми организациями в случаях, определенных федеральными законами об их деятельности.
Соответственно, действующим законодательством определен перечень субъектов, имеющих право осуществлять профессиональную деятельность по выдаче потребительских займов. В частности, к ним относятся кредитные организации, микрофинансовые организации, кредитные кооперативы и ломбарды.
В соответствии с требованиями части 1 статьи 358 ГК РФ принятие от граждан в залог движимых вещей, предназначенных для личного потребления, в обеспечение краткосрочных займов может осуществляться в качестве предпринимательской деятельности специализированными организациями – ломбардами
Регулирование деятельности кредитных организаций и некредитных финансовых организаций (далее – профессиональные кредиторы) по предоставлению потребительских займов осуществляется Банком России, который ведет Книгу государственной регистрации кредитных организаций и государственные реестры микрофинансовых организаций, потребительских кооперативов, а также ломбардов, и обеспечивает соответствие сведений о профессиональных кредиторах в указанных реестрах сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ.
Дальневосточным главным управлением Центрального Банка Российской Федерации предоставлена информация (вх. № 8432/23 от 29.05.2023) о лице, оказывающем финансовые услуги по адресам: г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Юбилейная, д. 1 и ул. Аллея Труда, д. 26, данным лицом является индивидуальный предприниматель *.
В ЕГРИП содержатся сведения о действующем индивидуальном предпринимателе * . Основным видом экономической деятельности является «торговля розничная бывшими в употреблении товарами в магазинах» (код ОКВЭД 47.79).
В государственных реестрах профессиональных кредиторов Банка России, размещенных в свободном доступе на сайте www.cbr.ru, данные об ИП* отсутствуют, а также ИП * не внесен в Книгу государственной регистрации кредитных организаций.
Таким образом, ИП* размещает рекламу услуг по предоставлению потребительских займов, о приеме имущества в залог, не имея на это права, вводя в заблуждение потенциальных потребителей о лице, оказывающем услугу.
Согласно части 14 статьи 28 ФЗ «О рекламе» если оказание банковских, страховых и иных финансовых услуг или осуществление финансовой деятельности может осуществляться только лицами, имеющими соответствующие лицензии, разрешения, аккредитации либо включенными в соответствующий реестр или являющимися членами соответствующих саморегулируемых организаций, реклама указанных услуг или деятельности, оказываемых либо осуществляемой лицами, не соответствующими таким требованиям, не допускается.
В соответствии с частью 13 статьи 28 ФЗ «О рекламе» реклама услуг по предоставлению потребительских займов лицами, не осуществляющими профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», не допускается.
В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований частей 13, 14 статьи 28 Закона несет рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Таким образом, рекламодателем, в чьих интересах распространяется реклама, является ИП *.
На основании части 1 статьи 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) нарушение рекламодателем, рекламораспространителем законодательства о рекламе (ненадлежащая реклама) влечет наложение административного штрафа.
Согласно части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела П КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 4.1.1 КоАП РФ.
Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба (часть 3.2 статьи 3.4 КоАП).
Таким образом, для применения части 1 статьи 4.1. КоАП РФ, помимо соблюдения условий, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ, необходимо чтобы нарушение было совершено впервые и выявлено в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
ИП * включен в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства и относится к категории микропредприятие.
Ранее ИП *по статье 14.3 КоАП РФ к ответственности не привлекался.
Административное правонарушение, совершенное предпринимателем не входит в перечень административных правонарушений, указанных в части 2 статьи 4.1.1 КоАП РФ.
В совершенном предпринимателем правонарушении отсутствует причинение вреда или угроза причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угроза чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также отсутствует имущественный ущерб.
Кроме того, согласно статье 56 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О центральном банке Российской Федерации (Банке России) Банк России является органом банковского регулирования и банковского надзора.
Выявленное Дальневосточным главным управлением Центрального Банка Российской Федерации нарушение осуществлено в рамках надзора за соблюдением кредитными и некредитными организациями требований ФЗ «О займе».
Учитывая наличие совокупности изложенных выше обстоятельств, руководствуясь частями 1, 2 статьи 3.5, частью 1 статьи 4.1.1, статьями 23.48, 29.9, а также частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛА:
Признать ИП * виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде предупреждения.
В соответствии с пунктом 3 части 1 и частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ, а также частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно статье 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.