Решение №7/1378 решение по жалобе ООО «Олерон» на действия ОАО «РЖД» при пр... от 16 февраля 2022 г.
Текст документа
Сохранить как PDFКомиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю в составе председательствующего: "...", членов Комиссии:"...",
в присутствии представителей:
- ООО «Олерон» - о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлено надлежащим образом, явку представителей не обеспечило;
- ОАО «РЖД» - "...",
рассмотрев жалобу ООО «Олерон», материалы дела №7-11/13 (027/10/18.1-124/2022),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступила жалоба ООО «Олерон» на действия ОАО «РЖД» при проведении открытого аукциона среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме № 6837/ОАЭ-ЦДЗС/21 на право заключения договора поставки инвентаря хозяйственного (извещение № 32110972842).
Из жалобы следует, что ОАО «РЖД» неправомерно отклонена заявка ООО «Олерон», за несоответствие требованиям документации о закупке, а также обжалуются положения документации.
Представитель ОАО «РЖД» с доводами жалобы не согласился, по основаниям, изложенным в письменном возражении на жалобу.
Жалоба рассматривается Комиссией Хабаровского УФАС России по правилам статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).
Комиссия Хабаровского УФАС России, рассмотрев материалы дела, пришла к следующим выводам.
Статьей 18.1. Закона о защите конкуренции установлен порядок обжалования действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее Закон о закупках).
Действия (бездействия) могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов (часть 2 статьи 18.1. Закона о защите конкуренции).
По правилам указанной статьи проверке подлежит соблюдение установленного законодательством и иными нормативно-правовыми актами процедуры организации и проведения торгов, иной закупки, процедуры заключения договоров по результатам торгов, закупок (часть 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).
Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц установлены Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках).
В соответствии с частями 1, 2 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (часть 2 статьи 2 Закона о закупках).
При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
- информационная открытость закупки (пункт 1 часть 1 статьи 3 Закона о закупках);
- равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (пункт 2 часть 1 статьи 3 Закона о закупках);
- целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика (пункт 3 часть 1 статьи 3 Закона о закупках);
- отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки (пункт 4 часть 1 статьи 3 Закона о закупках).
Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 Закона о закупках (часть 9 статьи 3.2 Закона о закупках).
Заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с Законом о закупках и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика (часть 10 статьи 3.2 Закона о закупках).
В силу части 5 статьи 4 Закона о закупках в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная документация, размещение которой в ЕИС предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
Из части 10 статьи 4 Закона о закупках следует, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке: требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара (пункт 1), требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке (пункт 2); требования к участникам такой закупки (пункт 9); критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке (пункт 13); порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке (пункт 14).
22.12.2021 на официальном сайте Российской Федерации в Единой информационной системе www.zakupki.gov.ru ОАО «РЖД» размещено извещение № 32110972842 о проведении аукцион в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства.
Закупка проводится в соответствии с Законом о закупках, Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО «РЖД» от 28.06.2018 (изменения от 30.11.2021), утвержденного решением совета директоров ОАО «РЖД» (далее – Положение о закупке), размещенного на официальном сайте в ЕИС www.zakupki.gov.ru.
Согласно п. 222 Положения о закупке не допускается предъявлять к закупаемым товарам, работам, услугам, условиям исполнения договора требования, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, применяются в равной степени ко всем участникам, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Согласно п.п. 1 п. 223 Положения о закупке при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами: в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки.
Начальная (максимальная) цена договора - 2 621 013,19 рублей.
Дата начала срока подачи заявок - 22.12.2021.
Дата и время окончания подачи заявок - 30.12.2021 в 04:00.
Дата рассмотрения первых частей заявок - 20.01.2022.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок №6837/ОАЭ-ЦДЗС/21/1 от 20.01.2022 на участие в закупке подано 10 заявок. По итогам рассмотрения экспертной группой первых частей заявок отклонено 8 заявок, в том числе заявка ООО «Олерон» (регистрационный номер 8).
Заявка ООО «Олерон» отклонена на основании пункта 3.6.6.4 аукционной документации в связи с несоответствием технического предложения требованиям пункта 3.17.2 аукционной документации и требованиям инструкции по заполнению формы технического предложения, а именно: по позиции №8 технического предложения участника не указаны конкретные значения характеристик, требуемые в соответствии с техническим заданием (при описании значений технических и функциональных характеристик товара в части диаметра и длины метлы указаны диапазонные значения характеристик).
Согласно абз. 1 п. 3.6.4 аукционной документации аукционные заявки участников рассматриваются на соответствие требованиям, изложенным в аукционной документации, на основании представленных в составе аукционных заявок документов, а также иных источников информации, предусмотренных аукционной документацией, законодательством Российской Федерации, в том числе официальных сайтов государственных органов, организаций в сети Интернет.
В силу п. 3.6.6.4 аукционной документации участник аукциона не допускается к участию в аукционе в случаях, установленных аукционной документацией, в том числе:
- аукционная заявка не соответствует форме, установленной аукционной документацией, не содержит документов, иной информации согласно требованиям аукционной документации;
- документы не подписаны должным образом (в соответствии с требованиями аукционной документации);
- техническое предложение не соответствует требованиям аукционной документации.
Согласно приложению 1.1 «Техническое задание» аукционной документации к поставке требуется 24 позиции товара, в том числе метла березовая двойная под черенок (позиция №8):
Ед.изм. |
ШТ |
Нормативные документы, согласно которым установлены требования |
не предусмотрено |
Марка, чертеж |
АРТ.М1 |
Сорт, размер |
D=60-70 L=800-900 |
Требования к безопасности товара |
Требования к безопасности товара не предусмотрены |
Требования к качеству товара
|
Заявленный к поставке товар должен быть новым, ранее не находившимся в эксплуатации и на дату поставки его остаточный срок годности и/или срок службы должен составлять не менее 97%. |
Требования к упаковке, отгрузке товара
|
Товар должен быть упакован способом, позволяющим установить отсутствие доступа к Товару при его транспортировке. Тара и/или упаковка должны быть целостными, не иметь повреждений. Поставщик должен отгружать Товар в таре и/или упаковке, обеспечивающей сохранность Товара от повреждений при его погрузке-разгрузке, перевозке и длительном хранении в складском помещении. |
Сведения о возможности предоставить эквивалентные товары. Параметры эквивалентности |
В техническом предложении участника может быть предложен эквивалентный товар, полностью соответствующий требованиям, изложенным в настоящем техническом задании. |
Иные требования связанные с определением соответствия поставляемого товара, потребностям заказчика
|
В случае, если участником предлагается эквивалентный товар, должно быть представлено его описание, оформленное в соответствии с правилами описания закупаемых эквивалентов материально-технических ресурсов, являющимися приложением к настоящему техническому заданию. Описание предлагаемых участником эквивалентов товаров предоставляется одновременно с техническим предложением. При этом, Заказчик вправе определять взаимозаменяемость (эквивалентность) товаров путем сопоставления их функциональных значений, применения, качественных и технических характеристик, чтобы Заказчик был готов заменить их в процессе потребления, в том числе производственного. |
Материалами дела установлено, что ООО «Олерон» в составе первой части заявки представлены техническое предложение участника, а также форма сведений наименовании страны происхождения поставляемого товара.
Из технического предложения участника следует, что по позиции 8 предлагается метла березовая двойная под черенок:
Ед.изм. |
ШТ |
Нормативные документы, согласно которым установлены требования |
не предусмотрено |
Обозначение (марка, № чертежа) |
АРТ.М1 |
Сорт, размер |
D=60-70 L=800-900 |
Иные характеристики товаров |
|
Эквивалент
|
|
Производитель товара с указанием ИНН
|
ИП Степочкин Денис Валерьевич, |
Приложением № 1.3 «Форма технического предложения» аукционной документации установлена инструкция по заполнению данной формы (далее – Инструкция).
Абзацем 3 Инструкции установлено, что характеристики товаров должны быть изложены таким образом, чтобы при рассмотрении заявок не допускалось их неоднозначное толкование. Описание характеристик должно соответствовать требованиям технического задания, а также форме технического предложения. При поставке товаров в техническом предложении должны быть указаны наименования предлагаемого товара, марка, модель, номер чертежа, артикул, каталожный номер/номер проекта, иные обозначения, идентифицирующие товар (перечисленные характеристики указываются при их наличии), по каждой номенклатурной позиции.
В соответствии с п. 5 приложения № 1.3 «Форма технического предложения» по характеристике «сорт, размер» участник должен перечислить характеристики в соответствии с требованиями технического задания документации и указать их конкретные значения. Например:«длина товара: составляет ___ см».
Вместе с тем, техническое предложение ООО «Олерон» не содержит конкретных показателей длины и диаметра товара по позиции №8.
Таким образом, Комиссией Хабаровского УФАС России установлено, что техническое предложение ООО «Олерон» не соответствует требованиям аукционной документации, следовательно, Заказчиком правомерно отклонена заявка ООО «Олерон».
Доводы Общества о том, что Заказчиком неоднозначно установлены требования к характеристикам поставляемого товара, а также об избыточности установления конкретных характеристик к такому товару, Комиссией Хабаровского УФАС России отклоняются исходя из следующего.
В соответствий с ч. 10 ст. 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных статьей 3 Закона о закупках, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в случаях, установленных частью 10 статьи 3 Закона о закупках.
При этом в соответствии с ч. 2 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Из системного толкования вышеназванных норм следует, что обжаловать действия (бездействия) субъектов контроля Закона о закупках по основаниям, предусмотренным ч. 10 ст. 3 Закона о закупках вправе любые лица, чьи права и законные интересы нарушены неправомерными действиями (бездействием) субъектов контроля Закона о закупках.
При этом необходимо учитывать, что согласно ч. 11 ст. 3 Закона о закупках в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.
Таким образом, жалоба на положения документации о закупке может быть направлена любым лицом в антимонопольный орган до окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Поскольку жалоба ООО «Олерон» поступила в антимонопольный орган после окончания срока подачи заявок, доводы Заявителя в части обжалования положений аукционной документации не рассматриваются.
Исходя из установленных обстоятельств комиссией Хабаровского УФАС России принято решение признать жалобу ООО «Олерон» на действия ОАО «РЖД» при проведении открытого конкурса.
В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1. части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции (часть 20 статьи 18.1. поименованного закона).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО «Олерон» на действия ОАО «РЖД» при проведении открытого аукциона среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме № 6837/ОАЭ-ЦДЗС/21 на право заключения договора поставки инвентаря хозяйственного (извещение № 32110972842) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его принятия.