Решение №7/1378 решение по жалобе ООО «Олерон» на действия ОАО «РЖД» при пр... от 16 февраля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю в составе председательствующего: "...", членов Комиссии:"...",

в присутствии представителей:

- ООО «Олерон» - о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлено надлежащим образом, явку представителей не обеспечило;

- ОАО «РЖД» - "...",

 

рассмотрев жалобу ООО «Олерон», материалы дела №7-11/13 (027/10/18.1-124/2022),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступила жалоба ООО «Олерон» на действия  ОАО «РЖД» при проведении открытого аукциона среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме № 6837/ОАЭ-ЦДЗС/21 на право заключения договора поставки инвентаря хозяйственного (извещение № 32110972842).

Из жалобы следует, что ОАО «РЖД» неправомерно отклонена заявка ООО «Олерон», за несоответствие требованиям документации о закупке, а также обжалуются положения документации.

Представитель ОАО «РЖД» с доводами жалобы не согласился, по основаниям, изложенным в письменном возражении на жалобу.

Жалоба рассматривается Комиссией Хабаровского УФАС России по правилам статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Комиссия Хабаровского УФАС России, рассмотрев материалы дела, пришла к следующим выводам.

Статьей 18.1. Закона о защите конкуренции установлен порядок обжалования действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее Закон о закупках).

Действия (бездействия) могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации  о проведении торгов, порядка подачи  заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или  нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов (часть 2 статьи 18.1. Закона о защите конкуренции).

По правилам указанной статьи проверке подлежит соблюдение установленного законодательством и иными нормативно-правовыми актами процедуры организации и проведения торгов, иной закупки, процедуры заключения договоров по результатам торгов, закупок (часть 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).

Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц установлены Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках).

В соответствии с частями 1, 2 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (часть 2 статьи 2 Закона о закупках).

При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

- информационная открытость закупки (пункт 1 часть 1 статьи 3 Закона о закупках);

- равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (пункт 2 часть 1 статьи 3 Закона о закупках);

- целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика (пункт 3 часть 1 статьи 3 Закона о закупках);

- отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки (пункт 4 часть 1 статьи 3 Закона о закупках).

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 Закона о закупках (часть 9 статьи 3.2 Закона о закупках).

Заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с Законом о закупках и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика (часть 10 статьи 3.2 Закона о закупках).

В силу части 5 статьи 4 Закона о закупках в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная документация, размещение которой в ЕИС предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев,  предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

Из части 10 статьи 4 Закона о закупках следует, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке: требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара (пункт 1),  требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке (пункт 2); требования к участникам такой закупки (пункт 9); критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке (пункт 13); порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке (пункт 14).

22.12.2021 на официальном сайте Российской Федерации в Единой информационной системе www.zakupki.gov.ru ОАО «РЖД» размещено извещение № 32110972842 о проведении аукцион в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства.

Закупка проводится в соответствии с Законом о закупках, Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО «РЖД» от 28.06.2018 (изменения от 30.11.2021), утвержденного решением совета директоров ОАО «РЖД» (далее – Положение о закупке), размещенного на официальном сайте в ЕИС www.zakupki.gov.ru.

Согласно п. 222 Положения о закупке не допускается предъявлять к закупаемым товарам, работам, услугам, условиям исполнения договора требования, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, применяются в равной степени ко всем участникам, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно п.п. 1 п. 223 Положения о закупке при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами: в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки.

Начальная (максимальная) цена договора - 2 621 013,19 рублей.

Дата начала срока подачи заявок - 22.12.2021.

Дата и время окончания подачи заявок - 30.12.2021 в 04:00.

Дата рассмотрения первых частей заявок - 20.01.2022.

Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок №6837/ОАЭ-ЦДЗС/21/1 от 20.01.2022 на участие в закупке подано 10 заявок. По итогам рассмотрения экспертной группой первых частей заявок отклонено 8 заявок, в том числе заявка ООО «Олерон» (регистрационный номер 8).

Заявка ООО «Олерон» отклонена на основании пункта 3.6.6.4 аукционной документации в связи с несоответствием технического предложения требованиям пункта 3.17.2 аукционной документации и требованиям инструкции по заполнению формы технического предложения, а именно: по позиции №8 технического предложения участника не указаны конкретные значения характеристик, требуемые в соответствии с техническим заданием (при описании значений технических и функциональных характеристик товара в части диаметра и длины метлы указаны диапазонные значения характеристик).

Согласно абз. 1 п. 3.6.4 аукционной документации аукционные заявки участников рассматриваются на соответствие требованиям, изложенным в аукционной документации, на основании представленных в составе аукционных заявок документов, а также иных источников информации, предусмотренных аукционной документацией, законодательством Российской Федерации, в том числе официальных сайтов государственных органов, организаций в сети Интернет.

В силу п. 3.6.6.4 аукционной документации участник аукциона не допускается к участию в аукционе в случаях, установленных аукционной документацией, в том числе:

- аукционная заявка не соответствует форме, установленной аукционной документацией, не содержит документов, иной информации согласно требованиям аукционной документации;

- документы не подписаны должным образом (в соответствии с требованиями аукционной документации);

- техническое предложение не соответствует требованиям аукционной документации.

Согласно приложению 1.1 «Техническое задание» аукционной документации к поставке требуется 24 позиции товара, в том числе метла березовая двойная под черенок (позиция №8):

 

Ед.изм.

ШТ

Нормативные документы, согласно которым установлены требования

не предусмотрено

Марка, чертеж

АРТ.М1

Сорт, размер

D=60-70 L=800-900

Требования к безопасности товара

Требования к безопасности товара не предусмотрены

Требования к качеству товара

 

Заявленный к поставке товар должен быть новым, ранее не находившимся в эксплуатации и на дату поставки его остаточный срок годности и/или срок службы должен составлять не менее 97%.

Требования к упаковке, отгрузке товара

 

Товар должен  быть упакован способом, позволяющим установить отсутствие доступа к Товару при его  транспортировке. Тара и/или упаковка должны быть целостными, не иметь повреждений. Поставщик должен отгружать Товар в таре и/или упаковке, обеспечивающей сохранность Товара от повреждений при его погрузке-разгрузке, перевозке и длительном хранении в складском помещении.

Сведения о возможности предоставить эквивалентные товары. Параметры эквивалентности

В техническом предложении участника может быть предложен эквивалентный товар, полностью соответствующий требованиям, изложенным в настоящем техническом задании.

Иные требования связанные с определением соответствия поставляемого товара, потребностям заказчика

 

 

В случае, если участником предлагается эквивалентный товар, должно быть  представлено его описание, оформленное в соответствии с правилами описания закупаемых эквивалентов материально-технических ресурсов, являющимися приложением к настоящему техническому заданию. Описание предлагаемых участником эквивалентов товаров предоставляется одновременно с техническим предложением. При этом, Заказчик вправе определять взаимозаменяемость (эквивалентность) товаров путем сопоставления их функциональных значений, применения, качественных и технических характеристик, чтобы Заказчик был готов заменить их в процессе потребления, в том числе производственного.

Материалами дела установлено, что ООО «Олерон» в составе первой части заявки представлены техническое предложение участника, а также форма сведений наименовании страны происхождения поставляемого товара.

Из технического предложения участника следует, что по позиции 8 предлагается метла березовая двойная под черенок:

 

Ед.изм.

ШТ

Нормативные документы, согласно которым установлены требования

не предусмотрено

Обозначение (марка, № чертежа)

АРТ.М1

Сорт, размер

D=60-70 L=800-900

Иные характеристики товаров

 

Эквивалент

 

 

Производитель товара с указанием ИНН

 

ИП Степочкин Денис Валерьевич,
ИНН 321402497603

 

Приложением № 1.3 «Форма технического предложения» аукционной документации установлена инструкция по заполнению данной формы (далее – Инструкция).

Абзацем 3 Инструкции установлено, что характеристики товаров должны быть изложены таким образом, чтобы при рассмотрении заявок не допускалось их неоднозначное толкование. Описание характеристик должно соответствовать требованиям технического задания, а также форме технического предложения. При поставке товаров в техническом предложении должны быть указаны наименования предлагаемого товара, марка, модель, номер чертежа, артикул, каталожный номер/номер проекта, иные обозначения, идентифицирующие товар (перечисленные характеристики указываются при их наличии),  по каждой номенклатурной позиции.

В соответствии с п. 5 приложения № 1.3 «Форма технического предложения» по характеристике «сорт, размер» участник должен перечислить характеристики в соответствии с требованиями технического задания документации и указать их конкретные значения. Например:«длина товара: составляет ___ см».

Вместе с тем, техническое предложение ООО «Олерон» не содержит конкретных показателей длины и диаметра товара по позиции №8.

Таким образом, Комиссией Хабаровского УФАС России установлено, что техническое предложение ООО «Олерон» не соответствует требованиям аукционной документации, следовательно, Заказчиком правомерно отклонена заявка ООО «Олерон».

Доводы Общества о том, что Заказчиком неоднозначно установлены требования к характеристикам поставляемого товара, а также об избыточности установления конкретных характеристик к такому товару, Комиссией Хабаровского УФАС России отклоняются исходя из следующего.

В соответствий с ч. 10 ст. 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных статьей 3 Закона о закупках, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в случаях, установленных частью 10 статьи 3 Закона о закупках.

При этом в соответствии с ч. 2 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Из системного толкования вышеназванных норм следует, что обжаловать действия (бездействия) субъектов контроля Закона о закупках по основаниям, предусмотренным ч. 10 ст. 3 Закона о закупках вправе любые лица, чьи права и законные интересы нарушены неправомерными действиями (бездействием) субъектов контроля Закона о закупках.

При этом необходимо учитывать, что согласно ч. 11 ст. 3 Закона о закупках в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.

Таким образом, жалоба на положения документации о закупке может быть направлена любым лицом в антимонопольный орган до окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

Поскольку жалоба ООО «Олерон» поступила в антимонопольный орган после окончания срока подачи заявок, доводы Заявителя в части обжалования положений аукционной документации не рассматриваются.

Исходя из установленных обстоятельств комиссией Хабаровского УФАС России принято решение признать жалобу ООО «Олерон» на действия ОАО «РЖД» при проведении открытого конкурса.

В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений. 

По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1. части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции (часть 20 статьи 18.1. поименованного закона).

 На основании изложенного, руководствуясь статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

                                               

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «Олерон» на действия  ОАО «РЖД» при проведении открытого аукциона среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме № 6837/ОАЭ-ЦДЗС/21 на право заключения договора поставки инвентаря хозяйственного (извещение № 32110972842) необоснованной.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны