Решение б/н Рассмотрение заявления на действия КГБУЗ «Краевая клиническа... от 30 апреля 2020 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ № 5

г. Хабаровск

Резолютивная часть решения оглашена 16 апреля 2020 года.

Решение изготовлено в полном объёме 30 апреля 2020 года.

 

Комиссия Хабаровского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <…> (далее – Комиссия), рассмотрев дела №3-1/54, №3-1/55, №3-1/58, объединённые в одно производство, по признакам нарушения КГБУЗ «Краевая клиническая психиатрическая больница» Министерства здравоохранения Хабаровского края (далее – КГБУЗ «Краевая клиническая психиатрическая больница») части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в установлении приказом КГБУЗ «Краевая клиническая психиатрическая больница» от 27 декабря 2016 года №689/п  и применении монопольно высокой цены услуги исследования мочи на иммунохроматографическом анализаторе IK 200609 на опиаты, растительные и синтетические каннабиноиды, фенилалкиламины (амфетамин, метамфетамин), синтетические катионы, кокаин, метадон, бензодиазепины, барбитураты, 02.01.045, в присутствии на заседании:

I. Представителей ответчика – КГБУЗ «Краевая клиническая психиатрическая больница»:

1. <…> представителя по доверенности №94-д от 22.01.2019.

2. <…> представителя по доверенности №95-д от 23.01.2019.

3. <…> представителя по доверенности №13д от 09.01.2020.

Заявители <…> участие в заседаниях Комиссии не принимали, явку своих представителей не обеспечили, надлежащим образом уведомлены,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее – Хабаровское УФАС России) 24 января 2017 года поступило заявление <…> на действия КГБУЗ «Краевая клиническая психиатрическая больница» по увеличению в январе 2017 года стоимости услуги химико-токсикологического исследования мочи на наличие в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов. По информации <….> стоимость данной услуги выросла с 800 рублей до 3000 рублей за проведение одного исследования (анализа).

25 января 2017 года в Хабаровское УФАС России поступило заявление <…> на действия КГБУЗ «Краевая клиническая психиатрическая больница» по увеличению в январе 2017 году стоимости услуги химико-токсикологического исследования мочи на наличие в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов. По информации <…> стоимость данной услуги выросла с 800 рублей в ноябре 2016 года до 3000 рублей в январе 2017 года за проведение одного исследования (анализа).

01 февраля 2017 года в Хабаровское УФАС России поступило заявление <…> на действия Центра лицензионно-разрешительной работы по городу Хабаровску УМВД России по Хабаровскому краю и КГБУЗ «Краевая клиническая психиатрическая больница». Как следует из приложенных к заявлению документов, КГБУЗ «Краевая клиническая психиатрическая больница» информирует <…> о том, что повышение в 2017 году стоимости услуги химико-токсикологического исследования мочи на наличие в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов до 3022 рублей стало следствием издания приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30.06.2016 №441н «О порядке проведения медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием и химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов», утвердившего новый порядок проведения медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием и химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, который вступил в действие с 01 января 2017 года.

 

В соответствии со статьёй 13 Федерального закона от 13.12.1996 №150ФЗ «Об оружии» (далее – Закон об оружии) право на приобретение гражданского огнестрельного оружия ограниченного поражения имеют граждане Российской Федерации, достигшие возраста 21 года, граждане Российской Федерации, не достигшие возраста 21 года, прошедшие либо проходящие военную службу, а также граждане, проходящие службу в государственных военизированных организациях и имеющие воинские звания либо специальные звания или классные чины юстиции. Право на приобретение газового оружия, огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны, спортивного оружия, охотничьего оружия, сигнального оружия, холодного клинкового оружия, предназначенного для ношения с национальными костюмами народов Российской Федерации или казачьей формой, имеют граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет.

Для получения лицензии на приобретение оружия гражданин Российской Федерации обязан представить в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, или его территориальный орган по месту жительства заявление, составленное по установленной форме, документ, удостоверяющий гражданство Российской Федерации, документы о прохождении соответствующей подготовки и периодической проверки знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием, медицинское заключение об отсутствии медицинских противопоказаний к владению оружием, а также медицинское заключение об отсутствии в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, полученное после прохождения химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, и другие предусмотренные настоящим Федеральным законом документы.

Перечень заболеваний, при наличии которых противопоказано владение оружием, определяется Правительством Российской Федерации. Порядок проведения медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием и химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, форма медицинского заключения об отсутствии медицинских противопоказаний к владению оружием и форма медицинского заключения об отсутствии в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. Срок действия медицинского заключения об отсутствии медицинских противопоказаний к владению оружием для получения лицензии на приобретение оружия составляет один год со дня его выдачи. Осмотр врачом-психиатром, врачом-психиатром-наркологом при проведении медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием и химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов осуществляются в медицинских организациях государственной или муниципальной системы здравоохранения по месту жительства (пребывания) гражданина Российской Федерации. Медицинское освидетельствование на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием и химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов осуществляются за счет средств граждан.

 

Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30.06.2016 №441н (вступил в силу с 01.01.2017) утверждён «Порядок проведения медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием и химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов» (далее – Порядок медицинского освидетельствования).

Согласно пункту 8 Порядка медицинского освидетельствования химико-токсикологические исследования проводятся в наркологических диспансерах (наркологических больницах) или иных медицинских организациях государственной или муниципальной системы здравоохранения по месту жительства (пребывания) освидетельствуемого, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей выполнение работ (услуг) по «клинической лабораторной диагностике» или «судебно-медицинской экспертизе вещественных доказательств и исследованию биологических объектов (биохимической, генетической, медико-криминалистической, спектрографической, судебно-биологической, судебно-гистологической, судебно-химической, судебно-цитологической, химико-токсикологической)».

Медицинское освидетельствование и химико-токсикологические исследования осуществляются за счёт средств граждан (пункт 9 Порядка медицинского освидетельствования).

В соответствии с пунктом 10 Порядка медицинского освидетельствования химико-токсикологические исследования проводятся в два этапа:

– предварительные химико-токсикологические исследования иммунохимическими методами с применением анализаторов, обеспечивающих регистрацию и количественную оценку результатов исследования путем сравнения полученного результата с калибровочной кривой;

– подтверждающие химико-токсикологические исследования методами газовой и (или) жидкостной хроматографии с масс-спектрометрическим детектированием с помощью технических средств, обеспечивающих регистрацию и обработку результатов исследования путем сравнения полученного результата с данными электронных библиотек масс-спектров.

Как установлено пунктом 11 Порядка медицинского освидетельствования предварительные химико-токсикологические исследования проводятся в срок не позднее 24 часов с момента отбора биологического объекта (мочи) в клинико-диагностической лаборатории или химико-токсикологической лаборатории медицинских организаций, указанных в пункте 8 настоящего Порядка.

Согласно пункту 12 Порядка медицинского освидетельствования подтверждающие химико-токсикологические исследования проводятся в химико-токсикологических лабораториях медицинских организаций, указанных в пункте 8 настоящего Порядка.

Химико-токсикологическое исследование в обязательном порядке проводится на следующие химические вещества, включая их производные, метаболиты и аналоги: опиаты, растительные и синтетические каннабиноиды, фенилалкиламины (амфетамин, метамфетамин), синтетические катиноны, кокаин и метадон, бензодиазепины, барбитураты. Химико-токсикологическое исследование проводится на иные вещества, которые могут повлечь неблагоприятные последствия при деятельности, связанной с источником повышенной опасности (пункт 13 Порядка медицинского освидетельствования).

Согласно пункту 18 Порядка медицинского освидетельствования по окончании предварительного химико-токсикологического исследования в случае отсутствия в образце биологического объекта (моче) наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, подтверждающее химико-токсикологическое исследование не проводится.

По окончании предварительного химико-токсикологического исследования в случае наличия в образце биологического объекта (моче) наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов и вне зависимости от их концентрации проводится подтверждающее химико-токсикологическое исследование. Срок доставки образца биологического объекта (мочи) в медицинскую организацию, проводящую подтверждающее химико-токсикологическое исследование, не должен превышать 10 рабочих дней с момента отбора образца биологического объекта (мочи).

 

Хабаровское УФАС России запросило у КГБУЗ «Краевая клиническая психиатрическая больница» документы и информацию, связанные с оказанием в 2017 году услуги химико-токсикологического исследования мочи на наличие в организме человека наркотических средств, психотропных препаратов и их метаболитов, в том числе по установлению размера цены (тарифа) данной услуги.

 

Как следует из представленных КГБУЗ «Краевая клиническая психиатрическая больница» в Хабаровское УФАС России документов и информации, в целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 04.10.2012 №1006 «Об утверждении правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг», приказа Министерства здравоохранения Хабаровского края от 30.11.2011 №28 «Об утверждении порядка определения платы для физических и юридических лиц за услуги (работы), относящиеся к основным видам деятельности государственных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Министерства здравоохранения Хабаровского края, оказываемые ими сверх установленного государственного задания, а также в случаях, определённых федеральными законами, в пределах установленного государственного задания», 27 декабря 2016 года главным врачом КГБУЗ «Краевая клиническая психиатрическая больница» издан приказ №689/п «О введении изменений и дополнений в перечень платных услуг и тарифов» (далее – Приказ №689/п).

Согласно пункту 1 Приказа №689/п с 09.01.2017 вводится в действие изменение в перечень платных услуг и тарифов, утверждённый приказом главного врача КГБУЗ «Краевая клиническая психиатрическая больница» от 06.10.2015 №604/п «О введении нового перечня платных услуг и тарифов» согласно приложению №1.

Пунктом 2 Приказа №689/п с 09.01.2017 вводится в действие дополнение в перечень платных услуг и тарифов, утверждённый приказом главного врача КГБУЗ «Краевая клиническая психиатрическая больница» от 06.10.2015 №604/п «О введении нового перечня платных услуг и тарифов» согласно приложению №2.

Приложением №2 к Приказу №689/п «Дополнение к перечню платных услуг и тарифов, оказываемых КГБУЗ «Краевая клиническая психиатрическая больница» в раздел 8 «Лабораторные исследования» внесены две услуги:

1. Исследование мочи на иммунохроматографическом анализаторе IK 200609 на опиаты, растительные и синтетические каннабиноиды, фенилалкиламины (амфетамин, метамфетамин), синтетические катиноны, кокаин, метадон. Код услуги 02.01.042. Предельный максимальный тариф 2883,3 руб. без НДС.

2. Исследование мочи на иммунохроматографическом анализаторе IK 200609 на опиаты, растительные и синтетические каннабиноиды, фенилалкиламины (амфетамин, метамфетамин), синтетические катиноны, кокаин, метадон, бензодиазепины, барбитураты. Код услуги 02.01.045. Предельный максимальный тариф 3022,0 руб. без НДС.

По информации КГБУЗ «Краевая клиническая психиатрическая больница» в 2016 году стоимость исследования мочи мультитестами на 5 видов наркотиков составляла 758,3 руб. за одно исследование, на 4 вида наркотиков 786,4 руб. за одно исследование. С 09 января 2017 года стоимость проведения химико-токсикологического исследования мочи на иммунохроматографическом анализаторе для обследования, для получения медицинского заключения об отсутствии медицинских противопоказаний к владению оружием, составляет 3022,0 руб. за одно исследование.

В качестве причины увеличения стоимости исследования мочи на наличие в организме человека наркотических средств, психотропных препаратов и их метаболитов КГБУЗ «Краевая клиническая психиатрическая больница» указывает изменение порядка проведения медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием и химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, в связи с изданием приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30.06.2016 №441н.

 

Хабаровское УФАС России рассмотрело представленный КГБУЗ «Краевая клиническая психиатрическая больница» расчёт стоимости услуги исследования мочи на иммунохроматографическом анализаторе IK 200609 на опиаты, растительные и синтетические каннабиноиды, фенилалкиламины (амфетамин, метамфетамин), синтетические катионы, кокаин, метадон, бензодиазепины, барбитураты, 02.01.045.

Данный расчёт не содержит подробной расшифровки статей затрат (расходов), в расчёте отсутствует обоснование исходных параметров (значений) на основании которых составлен расчёт, к расчёту не приложены подтверждающие документы.

Кроме того, представленные КГБУЗ «Краевая клиническая психиатрическая больница» документы и информация не позволяют установить соблюдение требований пунктов 10 и 18 Порядка медицинского освидетельствования при формировании (расчёте) цены (тарифа) рассматриваемой услуги в части проведения предварительного и подтверждающего исследований.

 

Таким образом, имеющиеся в распоряжении Хабаровского УФАС России документы и информация не позволяют определить необходимость расходов и обоснованность размера расходов и размера прибыли, учитываемых при формировании (расчёте) цены (тарифа) услуги химико-токсикологического исследования мочи на наличие в организме человека наркотических средств, психотропных препаратов и их метаболитов, введённой в действие Приказом №689/п с 09.01.2017.

 

Также в связи с рассмотрением заявлений <…> Хабаровским УФАС России проведён анализ состояния конкуренции на рынке услуг по проведению лабораторных химико-токсикологических исследований на наличие в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов на территории города Хабаровска. По результатам данного анализа установлено, что КГБУЗ «Краевая клиническая психиатрическая больница» имеет признаки доминирующего положения на рынке услуг по проведению лабораторных химико-токсикологических исследований на наличие в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов (для установления наличия (отсутствия) противопоказаний к владению оружием) на территории города Хабаровска.

 

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе установление, поддержание монопольно высокой цены товара (пункт 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции).

Частью 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции установлено, что монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее – сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами.

В результате анализа имеющихся в распоряжении Хабаровского УФАС России документов и информации в действиях КГБУЗ «Краевая клиническая психиатрическая больница» по установлению и взиманию в 2017 году цены (тарифа) услуги химико-токсикологического исследования мочи на наличие в организме человека наркотических средств, психотропных препаратов и их метаболитов усматриваются признаки нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

 

На основании изложенного издан приказ Хабаровского УФАС России от 24 апреля 2017 года №291 о возбуждении дел №3-1/54, №3-1/55, №3-1/58, объединённых в одно производство, о нарушении антимонопольного законодательства и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения КГБУЗ «Краевая клиническая психиатрическая больница» (680038, г. Хабаровск, ул.Серышева, 33) части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

 

11 декабря 2018 года в Хабаровское УФАС России поступило письмо КГБУЗ «Краевая клиническая психиатрическая больница» от 11.12.2018 №4003 с ходатайством о продлении срока представления документов и информации, запрошенных определением Хабаровского УФАС России от 12 октября 2018 года об отложении дел №3-1/54, №3-1/55, №3-1/58, объединённых в одно производство, о нарушении антимонопольного законодательства (исх. Хабаровского УФАС России от 15.10.2018 №3/9545) после 25 декабря 2018 года, и с ходатайством об отложении рассмотрения дел №3-1/54, №3-1/55, №3-1/58, объединённых в одно производство, о нарушении антимонопольного законодательства.

Комиссия приняла решение об удовлетворении данных ходатайств КГБУЗ «Краевая клиническая психиатрическая больница».

 

В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон о лицензировании отдельных видов деятельности) настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности.

Лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается (часть 1 статьи 2 Закона о лицензировании отдельных видов деятельности).

Согласно пункту 2 статьи 3 Закона о лицензировании отдельных видов деятельности лицензия – специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.

В силу части 1 статьи 9 Закона о лицензировании отдельных видов деятельности лицензия предоставляется на каждый вид деятельности, указанный в части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона.

Частью 4 статьи 9 установлено, что лицензия действует бессрочно.

В соответствии с пунктом 46 части 1 статьи 12 Закона о лицензировании отдельных видов деятельности лицензированию подлежит медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 №291 утверждены «Положение о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)» и «Перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность», в который включено медицинское освидетельствование на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием.

 

Как следует из имеющихся в распоряжении Комиссии документов и информации КГБУЗ «Краевая клиническая психиатрическая больница» осуществляет медицинскую деятельность на основании Лицензии №ЛО-27-01-001926 от 16 декабря 2015 года, выданной Министерством здравоохранения Хабаровского края. Виды работ (услуг), выполняемых (оказываемых) в составе лицензируемого вида деятельности, в соответствии с частью 2 статьи 12 Закона о лицензировании отдельных видов деятельности, указаны в приложениях к лицензии.

 

Согласно Приложению №1 к лицензии №ЛО-27-01-001926 от 16 декабря 2015 года на осуществление медицинской деятельности, КГБУЗ «Краевая клиническая психиатрическая больница» при осуществлении лицензируемого вида деятельности выполняет, в том числе, следующие работы:

- при проведении медицинских освидетельствований – по медицинскому освидетельствованию на наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством, медицинскому освидетельствованию на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием, медицинскому освидетельствованию на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсикологического), психиатрическому освидетельствованию.

 

В рамках рассмотрения дел №3-1/54, №3-1/55, №3-1/58, объединённых в одно производство, о нарушении антимонопольного законодательства проведён анализ состояния конкуренции на рынке услуг по проведению лабораторных химико-токсикологических исследований на наличие в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов (для установления наличия (отсутствия) противопоказаний к владению оружием) в границах города Хабаровска в целях определения положения на данном рынке КГБУЗ «Краевая клиническая психиатрическая больница».

Анализ проведён в объёме, необходимом для принятия решения о наличии или отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.

Основные нормативные правовые акты, используемые при проведении анализа:

- Федеральный закон от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»;

- Федеральный закон от 13.12.1996 №150-ФЗ «Об оружии»;

- Приказ Минздравсоцразвития РФ от 27.01.2006 №40 «Об организации проведения химико-токсикологических исследований при аналитической диагностике наличия в организме человека алкоголя, наркотических средств, психотропных и других токсических веществ»;

- Приказ Минздрава России от 30.06.2016 №441н «О порядке проведения медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием и химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов».

 

Анализ проведён в соответствии с «Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» (далее – Порядок проведения анализа), утверждённым Приказом ФАС России от 28.04.2010 №220, «Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией» (далее – Административный регламент по установлению доминирующего положения), утверждённым приказом ФАС России от 25.05.2012 №345.

В качестве источников исходной информации при проведении исследования использованы сведения и документы, представленные КГБУЗ «Краевая клиническая психиатрическая больница», информация, представленная медицинскими учреждениями государственной, муниципальной системы здравоохранения, осуществляющими деятельность на территории города Хабаровска, общедоступная информация, размещённая в сети Интернет (официальные сайты Министерства здравоохранения Хабаровского края, Федеральной налоговой службы), также использованы результаты ранее проведённого анализа состояния конкуренции на рынке услуг по проведению лабораторных химико-токсикологических исследований на наличие в организме человека наркотических, психотропных веществ и их метаболитов (для установления наличия (отсутствия) противопоказаний к владению оружием) в границах города Хабаровска, нормативные правовые акты, регламентирующие соответствующую деятельность.

 

В соответствии с пунктом 2.1 Порядка проведения анализа временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка. Наименьший временной интервал анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта должен составлять один год или срок существования товарного рынка, если он составляет менее чем один год. Согласно пункту 2.2 Порядка проведения анализа, в связи с необходимостью изучения характеристик рассматриваемого товарного рынка, которые сложились до момента проведения исследования, исследование носит ретроспективный характер.

С учетом изложенного, в соответствии с целями исследования и доступностью информации временным интервалом исследования является 2016 год, I полугодие 2017 года.

 

В соответствии со статьёй 4 Закона о защите конкуренции товар – объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот. Товарный рынок – сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

В соответствии с пунктом 3.4 Порядка проведения анализа предварительное определение продуктовых границ товарного рынка проводится на основе условий договора, заключенного в отношении товара, нормативных актов, регулирующих соответствующую деятельность, а также общероссийских классификаторов продукции, работ, услуг, видов экономической деятельности.

Таким образом, в качестве продуктовых границ для проведения исследования приняты услуги по проведению лабораторных химико-токсикологических исследований на наличие в организме человека наркотических, психотропных веществ и их метаболитов (для установления наличия (отсутствия) противопоказаний к владению оружием).

 

В соответствии с пунктом 4.1 Порядка проведения анализа географические границы товарного рынка – это границы территории, на которой приобретатель приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами.

При выявлении условий обращения товара, ограничивающих экономические, технические или иные возможности приобретения товара, учитываются, в том числе, организационно-транспортные схемы приобретения товара приобретателями, наличие, доступность и взаимозаменяемость транспортных средств для перемещения приобретателя рассматриваемого товара, возможность перемещения товара к покупателю или покупателя к товару, расходы, связанные с поиском и приобретением товара, а также транспортные расходы.

Согласно пункту 4.4 Порядка проведения анализа, если в связи с приобретением товара, поставляемого с каких-либо территорий (от продавцов, расположенных на каких-либо территориях), приобретатель несет значительные издержки, превышающие, как правило, 10 процентов от средневзвешенной цены товара, доступного приобретателю в пределах предварительно определенных географических границ рассматриваемого товарного рынка, то такие территории (продавцы) должны относиться к другим товарным рынкам.

Потребители, проживающие (пребывающие) в городе Хабаровске, понесут значительные транспортные, а также временные затраты, связанные с поиском, перемещением и приобретением исследуемой услуги, оказываемой за пределами города Хабаровска.

Таким образом, в качестве географических границ исследования, исходя из экономической целесообразности, методом установления фактических районов продаж (местоположения потребителей), хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продажи на рассматриваемом товарном рынке, определена территория, ограниченная административными границами города Хабаровска.

 

В результате проведения анализа состояния конкуренции установлено, что КГБУЗ «Краевая клиническая психиатрическая больница» являлось единственным хозяйствующим субъектом, оказывающим в 2016 году, в I полугодии 2017 года услуги по проведению лабораторных химико-токсикологических исследований на наличие в организме человека наркотических, психотропных веществ и их метаболитов на территории города Хабаровска.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции КГБУЗ «Краевая клиническая психиатрическая больница» имеет признаки доминирующего положения на рынке услуг по проведению лабораторных химико-токсикологических исследований на наличие в организме человека наркотических, психотропных веществ и их метаболитов (для установления наличия (отсутствия) противопоказаний к владению оружием) на территории города Хабаровска в 2016 году, в I полугодии 2017 года.

 

Также проведены исследования в целях установления наличия (отсутствия) сопоставимых товарных рынков, в результате которого установлено, что товарные рынки сопоставимые по составу покупателей, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование, рынку услуг по проведению лабораторных химико-токсикологических исследований на наличие в организме человека наркотических, психотропных веществ и их метаболитов (для установления наличия (отсутствия) противопоказаний к владению оружием) в границах города Хабаровска, и функционирующие в условиях конкуренции, отсутствуют.

 

В ходе рассмотрения дел №3-1/54, №3-/55, №3-1/58, объединённых в одно производство, о нарушении антимонопольного законодательства КГБУЗ «Краевая клиническая психиатрическая больница» представило в Комиссию расчёт стоимости услуги исследования мочи на иммунохроматографическом анализаторе IK 200609 на опиаты, растительные и синтетические каннабиноиды, фенилалкиламины (амфетамин, метамфетамин), синтетические катионы, кокаин, метадон, бензодиазепины, барбитураты, 02.01.045. Данный расчёт проведён на основании служебной записки заведующей клинико-диагностической лабораторией <…>  от 09 декабря 2016 года, составленной, в том числе, в связи с изданием приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30.06.2016 №441н «О порядке проведения медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием и химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов», утвердившего новый порядок проведения медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием и химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов.

Как следует из представленных в Комиссию документов и информации в расчёт стоимости услуги исследования мочи на иммунохроматографическом анализаторе IK 200609 на опиаты, растительные и синтетические каннабиноиды, фенилалкиламины (амфетамин, метамфетамин), синтетические катионы, кокаин, метадон, бензодиазепины, барбитураты, 02.01.045 КГБУЗ «Краевая клиническая психиатрическая больница» включило расходы на заработную плату (с отчислениями от заработной платы) сотрудников, участвующих в проведении исследования, расходы на амортизацию оборудования, расходы на медикаменты и материалы, накладные расходы. Рентабельность составляет 25%.

 

В оказании услуги исследования мочи на иммунохроматографическом анализаторе IK 200609 на опиаты, растительные и синтетические каннабиноиды, фенилалкиламины (амфетамин, метамфетамин), синтетические катионы, кокаин, метадон, бензодиазепины, барбитураты, 02.01.045 принимают участие фельдшер-лаборант и врач клинической лабораторной диагностики. В соответствии с приказом КГБУЗ «Краевая клиническая психиатрическая больница» от 05 декабря 2016 года №636/п проведено хронометражное наблюдение по выполнению химико-токсикологических исследований мочи на иммунохроматографическом анализаторе IK 200609 на опиаты, растительные и синтетические каннабиноиды, фенилалкиламины (амфетамин, метамфетамин), синтетические катионы, кокаин, метадон, бензодиазепины, барбитураты, результаты которго зафиксированы в листах наблюдений от 09 и 12 декабря 2016 года.

На основании полученных в результате хронометражного наблюдения показателей проведены расчёты расходов на заработную плату фельдшера-лаборанта и врача клинической лабораторной диагностики.

Расходы на заработную плату фельдшера-лаборанта включены в стоимость в полном объёме, расходы на заработную плату врача клинической лабораторной диагностики включены в стоимость в размере 10%, в связи с рекомендациями главного внештатного специалиста по аналитической и судебно-медицинской токсикологии Министерства здравоохранения Российской Федерации, заведующего кафедрой аналитической токсикологии, фармацевтической химии и фармакологии профессора <…>

 

В расходы на амортизацию оборудования КГБУЗ «Краевая клиническая психиатрическая больница» включило расходы на амортизацию анализатора для химико-токсикологических исследований IK 200609 (используется для проведения предварительного исследования) и расходы на амортизацию анализатора Agilent 7890В/5977А (используется для проведения подтверждающего исследования).

 

В расходы на медикаменты и материалы включены расходы на медикаменты и материалы, необходимые для проведения исследования мочи на иммунохроматографическом анализаторе IK 200609 на опиаты, растительные и синтетические каннабиноиды, фенилалкиламины (амфетамин, метамфетамин), синтетические катионы, кокаин, метадон, бензодиазепины, барбитураты, 02.01.045.

 

Накладные расходы включены в размере 118,4% в соответствии с приказом КГБУЗ «Краевая клиническая психиатрическая больница» от 19 декабря 2016 года №675/п.

 

Рентабельность установлена в размере 25% на основании приказа Министерства здравоохранения Хабаровского края от 30.11.2011 №28 «Об утверждении порядка определения платы для физических и юридических лиц за услуги (работы), относящиеся к основным видам деятельности государственных бюджетных учреждений, находящихся в ведении министерства здравоохранения Хабаровского края, оказываемые ими сверх установленного государственного задания, а также в случаях, определённых федеральными законами, в пределах установленного государственного задания». Средства, полученные за счёт рентабельности, направляются  на приобретение дорогостоящего оборудования, на проведения капитального ремонта, на закрепление медицинских кадров.

Как утверждает КГБУЗ «Краевая клиническая психиатрическая больница» в приложении к письму от 29.01.2018 №288 и в письме от 21.01.2019 б/н, относительно уровня рентабельности, прибыльности медицинских услуг не существует нормативных документов, которые бы определяли этот уровень. В общепринятой практике рентабельность – это соотношение плановой прибыли к плановой себестоимости услуги. Рентабельность услуги определяется в целом по учреждению, а не по каждой отдельной услуге.

Исходя из заявок и планов, учреждение формирует фонд развития больницы, в который включаются следующие расходы: приобретение основных средств, материальная помощь сотрудникам, выплата стипендий, расходы на текущий и капитальный ремонт больницы, как сторонними организациями, так и собственными силами.

В 2016 году КГБУЗ «Краевая клиническая психиатрическая больница» за счёт прибыли от оказания платных услуг планировало:

- приобретение системы автоматического капиллярного электрофореза на сумму 14133,2 тысяч рублей;

- проведение ремонтов (капитальный ремонт пожарных сигнализаций, капитальный ремонт помещений туберкулёзного отделения, капитальный ремонт канализационной сети, текущий ремонт помещений охраны, текущий ремонт помещений психотерапевтического отделения и т.п.) на сумму 1500,0 тысяч рублей;

- приобретение строительных материалов для проведения текущих ремонтов собственными силами на сумму 1500,0 тысяч рублей;

- выплату материальной помощи на сумму 460,0 тысяч рублей;

- выплату стипендий на сумму 187,7 тысяч рублей.

Всего плановый фонд развития, формирующийся за счёт прибыли, полученной от оказания платных услуг, составил 17620,2 тысяч рублей.

Плановая себестоимость продукции, согласно производственной программе расходов, осуществляемых за счёт средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, составила 69564,81 тысяч рублей.

 

Комиссия, рассмотрев представленные КГБУЗ «Краевая клиническая психиатрическая больница» документы и информацию по вопросам установления стоимости (цены) услуги исследования мочи на иммунохроматографическом анализаторе IK 200609 на опиаты, растительные и синтетические каннабиноиды, фенилалкиламины (амфетамин, метамфетамин), синтетические катионы, кокаин, метадон, бензодиазепины, барбитураты, 02.01.045, установила, что действия КГБУЗ «Краевая клиническая психиатрическая больница» по установлению стоимости (цены) рассматриваемой услуги нарушают пункт 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Как указывалось ранее, монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее – сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами.

Кроме того, согласно пункту 1.10 «Порядка определения платы для физических и юридических лиц за услуги (работы), относящиеся к основным видам деятельности государственных бюджетных учреждений, находящихся в ведении министерства здравоохранения Хабаровского края, оказываемые ими сверх установленного государственного задания, а также в случаях, определённых федеральными законами, в пределах установленного государственного задания» (далее – Порядок определения платы за услуги), утверждённого приказом министерства здравоохранения Хабаровского края от 30.11.2011 №28, размер платы за услуги (работы) формируется исходя из себестоимости и необходимой прибыли с учетом конъюнктуры рынка, качества и потребительских свойств услуг, степени срочности исполнения заказа и налога на добавленную стоимость.

В соответствии с пунктом 1.9 Порядка определения платы за услуги определение состава затрат, применяемых для расчёта платы за услугу (работу) и оценки её обоснованности, производится в соответствии с главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации.

Предельный уровень рентабельности при формировании цены на платные медицинские услуги устанавливается в размере не более 25 процентов (пункт 1.11 Порядка определения платы за услуги).

Следовательно, учитывая требования пунктов 1.9, 1.10, 1.11 Порядка определения платы за услуги, при расчёте стоимости услуги иммунохроматографического исследования мочи на наркотики, должны учитываться расходы, необходимые для оказания данной услуги, в размере себестоимости оказания услуги, и необходимый размер прибыли, но не выше 25 процентов.

Таким образом, и статья 6 Закона о защите конкуренции, и пункты 1.9, 1.10, 1.11 Порядка определения платы за услуги, содержат положения о формировании стоимости (цены) товара (услуги) исходя из себестоимости товара (услуги) и необходимого размера прибыли. То есть, размер прибыли рассчитывается исходя из необходимости получения определённой суммы, которую планируется (предполагается) израсходовать в связи с производством и реализацией товара (услуги исследования мочи на иммунохроматографическом анализаторе IK 200609 на опиаты, растительные и синтетические каннабиноиды, фенилалкиламины (амфетамин, метамфетамин), синтетические катионы, кокаин, метадон, бензодиазепины, барбитураты, 02.01.045).

 

По мнению Комиссии расходы на приобретение системы автоматического капиллярного электрофореза, на капитальный ремонт помещений туберкулёзного отделения, на текущий ремонт помещений психотерапевтического отделения, на выплату материальной помощи, на выплату стипендий, учитываемые при определении размера рентабельности при расчёте стоимости (цены) услуги исследования мочи на иммунохроматографическом анализаторе IK 200609 на опиаты, растительные и синтетические каннабиноиды, фенилалкиламины (амфетамин, метамфетамин), синтетические катионы, кокаин, метадон, бензодиазепины, барбитураты, 02.01.045, никак не связаны с процессом оказания данной услуги и относятся к иным услугам, оказываемым КГБУЗ «Краевая клиническая психиатрическая больница», то есть, не являются необходимыми для производства и реализации рассматриваемой услуги.

 

Кроме того, включение в стоимость (цену) услуги исследования мочи на иммунохроматографическом анализаторе IK 200609 на опиаты, растительные и синтетические каннабиноиды, фенилалкиламины (амфетамин, метамфетамин), синтетические катионы, кокаин, метадон, бензодиазепины, барбитураты, 02.01.045 расходов на проведение подтверждающего химико-токсикологического исследования для всех получателей услуги также свидетельствует о нарушении КГБУЗ «Краевая клиническая психиатрическая больница» пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Согласно пункту 18 Порядка медицинского освидетельствования подтверждающее химико-токсикологическое исследование проводится только в случае наличия по окончании предварительного химико-токсикологического исследования в образце биологического объекта (моче) наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, и не проводится в случае отсутствия по окончании предварительного химико-токсикологического исследования в образце биологического объекта (моче) наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов. То есть, не всем получателям услуги требуется проведения и предварительного и подтверждающего исследований.

Следовательно, определённая часть получателей услуги исследования мочи на иммунохроматографическом анализаторе IK 200609 на опиаты, растительные и синтетические каннабиноиды, фенилалкиламины (амфетамин, метамфетамин), синтетические катионы, кокаин, метадон, бензодиазепины, барбитураты, 02.01.045 (в случае, если проведение подтверждающего химико-токсикологического исследования не требуется) вынуждена оплачивать расходы, не связанные с полученной услугой, но включённые в стоимость (цену) данной услуги.

 

Вышеизложенные обстоятельства свидетельствуют о нарушении КГБУЗ «Краевая клиническая психиатрическая больница» части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, что выразилось в установлении приказом КГБУЗ «Краевая клиническая психиатрическая больница» от 27 декабря 2016 года №689/п  и применении монопольно высокой цены услуги исследования мочи на иммунохроматографическом анализаторе IK 200609 на опиаты, растительные и синтетические каннабиноиды, фенилалкиламины (амфетамин, метамфетамин), синтетические катионы, кокаин, метадон, бензодиазепины, барбитураты, 02.01.045.

 

В ходе рассмотрения дел №3-1/54, №3-1/55, №3-1/58, объединённых в одно производство, о нарушении антимонопольного законодательства КГБУЗ «Краевая клиническая психиатрическая больница» информировало Комиссию о снижении стоимости (цены) услуги исследования мочи на иммунохроматографическом анализаторе IK 200609 на опиаты, растительные и синтетические каннабиноиды, фенилалкиламины (амфетамин, метамфетамин), синтетические катионы, кокаин, метадон, бензодиазепины, барбитураты, 02.01.045.

Приказом КГБУЗ «Краевая клиническая психиатрическая больница» от 09 марта 2017 года №205/п «О введении дополнений и изменений в перечень платных услуг и тарифов» с 13 марта 2017 года установлена стоимость (цена) услуги исследования мочи на иммунохроматографическом анализаторе IK 200609 на опиаты, растительные и синтетические каннабиноиды, фенилалкиламины (амфетамин, метамфетамин), синтетические катионы, кокаин, метадон, бензодиазепины, барбитураты, 02.01.045 в размере 2021,00 рублей.

Изменение цены произошло в связи с тем, что после введения услуги исследования мочи на иммунохроматографическом анализаторе IK 200609 на опиаты, растительные и синтетические каннабиноиды, фенилалкиламины (амфетамин, метамфетамин), синтетические катионы, кокаин, метадон, бензодиазепины, барбитураты, 02.01.045 практика показала, что кратность подтверждающих химико-токсикологических исследований была значительно ниже, чем принятая плановая величина (10%). Всего за 9 месяцев 2017 года проведено 6781 исследований, а подтверждающих химико-токсикологических исследований проведено 27 (0,4%). Соответственно из расчёта стоимости услуги исследования мочи на иммунохроматографическом анализаторе IK 200609 на опиаты, растительные и синтетические каннабиноиды, фенилалкиламины (амфетамин, метамфетамин), синтетические катионы, кокаин, метадон, бензодиазепины, барбитураты, 02.01.045 были исключены расходы на проведение подтверждающего химико-токсикологического исследования.

В соответствии с частью 5 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции лица, участвующие в деле, вправе представлять комиссии пояснения, доказательства и приводить доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании комиссии.

 

26 марта 2019 года Комиссия приняла решение об отложении дел №3-1/54, №3-1/55, №3-/58, объединённых в одно производство, о нарушении антимонопольного законодательства по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции – в связи с принятием Комиссией заключения об обстоятельствах дела.

Копия заключения от 02 апреля 2019 года об обстоятельствах дел №3-1/54, №3-1/55, №3-1/58, объединённых в одно производство, о нарушении антимонопольного законодательства (исх. Хабаровского УФАС России от 02.04.2019 №3/2516) направлена лицам, участвующим в делах №3-1/54, №3-1/55, №3-1/58, объединённых в одно производство, о нарушении антимонопольного законодательства.

 

16 апреля 2020 года в Хабаровское УФАС России поступило письмо КГБУЗ «Краевая клиническая психиатрическая больница» от 16.04.2020 №1254 с возражениями в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела.

Рассмотрев возражения, изложенные в письме КГБУЗ «Краевая клиническая психиатрическая больница» от 16.04.2020 №1254, Комиссия не принимает их в качестве доказательств отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях КГБУЗ «Краевая клиническая психиатрическая больница».

Довод КГБУЗ «Краевая клиническая психиатрическая больница» о несогласии с выводом Комиссии об отсутствии в представленных документах и пояснениях подробной информации, обосновывающей расчёт исходных параметров, так как КГБУЗ представленные «Краевая клиническая психиатрическая больница» письменные доказательства и устная информация, позволяют объективно рассмотреть доводы учреждения, опровергающие выводы Комиссии о наличии в действиях больницы признаков административного правонарушения, не принимается по следующим основаниям:

В рамках рассмотрения заявлений <…> КГБУЗ «Краевая клиническая психиатрическая больница» не представило в Хабаровское УФАС России документы и информацию, позволяющие определить необходимость расходов и обоснованность размера расходов и размера прибыли, учитываемых при формировании (расчёте) цены (тарифа) услуги химико-токсикологического исследования мочи на наличие в организме человека наркотических средств, психотропных препаратов и их метаболитов, введённой в действие Приказом №689/п с 09.01.2017, то есть свидетельствующих о том, что рассматриваемая цена не может быть признана монопольно высокой ценой товара в соответствии с частью 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции, что послужило основанием для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Представленные КГБУЗ «Краевая клиническая психиатрическая больница» уже в рамках рассмотрения дел №3-1/54, №3-1/55, №3-1/58, объединённых в одно производство, о нарушении антимонопольного законодательства документы и информация свидетельствуют о том, что при установлении цены исследования мочи на иммунохроматографическом анализаторе IK 200609 на опиаты, растительные и синтетические каннабиноиды, фенилалкиламины (амфетамин, метамфетамин), синтетические катионы, кокаин, метадон, бензодиазепины, барбитураты, 02.01.04 в размере 3022,00 руб. КГБУЗ «Краевая клиническая психиатрическая больница» допустило нарушение пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

 

Довод КГБУЗ «Краевая клиническая психиатрическая больница» о том, что представленные КГБУЗ «Краевая клиническая психиатрическая больница» письменные доказательства и устная информация позволяют объективно рассмотреть доводы учреждения, опровергающие выводы Комиссии о наличии в действиях больницы признаков административного правонарушения не принимается Комиссией в связи с тем, что по состоянию на дату принятия настоящего решения дело об административном правонарушении в отношении КГБУЗ «Краевая клиническая психиатрическая больница» в связи с установлением в 2017 году монопольно высокой цены услуги химико-токсикологического исследования мочи на наличие в организме человека наркотических средств, психотропных препаратов и их метаболитов Хабаровским УФАС России не возбуждалось. Настоящим решением, принятым по результатам рассмотрения дел №3-1/54, №3-1/55, №3-1/58, объединённых в одно производство, о нарушении антимонопольного законодательства КГБУЗ «Краевая клиническая психиатрическая больница» признано нарушившим часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции (то есть, установлен факт нарушения антимонопольного законодательства), а не признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Довод КГБУЗ «Краевая клиническая психиатрическая больница» о том, что причиной увеличения с 01 января 2017 года цены услуги химико-токсикологического исследования мочи на наличие в организме человека наркотических средств, психотропных препаратов и их метаболитов явилось увеличение стоимости материальных затрат на проведение исследований, а не издание Приказа №441 не принимается Комиссией в связи со следующим:

Как установлено Комиссией причиной увеличения стоимости исследования мочи на наличие в организме человека наркотических средств, психотропных препаратов и их метаболитов является изменение порядка проведения медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием и химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, в том числе порядка прохождения химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов  в связи с изданием приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30.06.2016 №441н, что привело к увеличению расходов на проведение химико-токсикологических исследований.

Таким образом, данный довод КГБУЗ «Краевая клиническая психиатрическая больница» не противоречит выводам Комиссии.

 

Довод КГБУЗ «Краевая клиническая психиатрическая больница» об отсутствии у него доминирующего положения на рынке услуг на рынке услуг по проведению лабораторных химико-токсикологических исследований на наличие в организме человека наркотических, психотропных веществ и их метаболитов (для установления наличия (отсутствия) противопоказаний к владению оружием) на территории города Хабаровска опровергается материалами, полученными в ходе проведения анализа состояния конкуренции на рынке оказания услуг по проведению лабораторных химико-токсикологических исследований на наличие в организме человека наркотических, психотропных веществ и их метаболитов (для установления наличия (отсутствия) противопоказаний к владению оружием) на территории города Хабаровска. Сведения, представленные иными медицинскими организациями, свидетельствуют о том, что никто из них не проводит химико-токсикологические исследования, подобные исследованиям, рассматриваемым в рамках настоящего дела о нарушении антимонопольного законодательства.

 

Довод КГБУЗ «Краевая клиническая психиатрическая больница» о том, что оформление результата исследования только по результатам предварительного химико-токсикологического исследования противоречит вышеуказанным нормативным правовым актам опровергается пунктом 18 Порядка медицинского освидетельствования, согласно которому по окончании предварительного химико-токсикологического исследования в случае отсутствия в образце биологического объекта (моче) наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, подтверждающее химико-токсикологическое исследование не проводится.

 

По мнению Комиссии, информация, изложенная в возражениях КГБУЗ «Краевая клиническая психиатрическая больница» от 16.04.2020 №1254, опровергается документами и сведениями, представленными в материалы дел №3-1/54, №3-1/55, №3-1/58, объединённых в одно производство, о нарушении антимонопольного законодательства.

 

Каких-либо документов и сведений, иных доказательств и доводов относительно обстоятельств, изложенных в заключении от 02 апреля 2019 года об обстоятельствах дел №3-1/54, №3-1/55, №3-1/58, объединённых в одно производство, о нарушении антимонопольного законодательства (исх. Хабаровского УФАС России от 02.04.2019 №3/2516), кроме представленных ранее в материалы дел №3-1/54, №3-1/55, №3-1/58, объединённых в одно производство, о нарушении антимонопольного законодательства, КГБУЗ «Краевая клиническая психиатрическая больница» до окончания рассмотрения дел №3-1/54, №3-1/55, №3-1/58, объединённых в одно производство, о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании комиссии не представило.

 

Исходя из вышеизложенного, Комиссия пришла к выводу, что рассмотренные Комиссией запрещённые частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции действия КГБУЗ «Краевая клиническая психиатрическая больница» по установлению монопольно высокой цены услуги химико-токсикологических исследований на наличие в организме человека наркотических, психотропных веществ и их метаболитов (для установления наличия (отсутствия) противопоказаний к владению оружием) привели к ущемлению интересов неопределённого круга потребителей.

 

Названные действия указывают на пренебрежительное отношение КГБУЗ «Краевая клиническая психиатрическая больница» к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к требованиям публичного права и свидетельствуют о наличии в действиях КГБУЗ «Краевая клиническая психиатрическая больница» существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

При этом, согласно пункту 4 постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 №30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применениями арбитражными судами антимонопольного законодательства», исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и стаей 3 и 10 Закона о защите конкуренции, для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц. Также антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку приведённый в названной части перечень не является исчерпывающим. При этом, оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции, и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

 

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, Комиссия считает, что вина КГБУЗ «Краевая клиническая психиатрическая больница» выражается в том, что оно имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых действующим законодательством предусмотрена ответственность, однако не принимало все зависящие от него меры по их соблюдению.

 

В ходе рассмотрения дел №3-1/54, №3-1/55, №3-1/58, объединённых в одно производство, о нарушении антимонопольного законодательства КГБУЗ «Краевая клиническая психиатрическая больница» не были представлены доказательства того, что его действия могут быть признаны допустимыми в соответствии с требованиями части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции, Комиссией обстоятельств, свидетельствующих о допустимости вышеуказанных действий КГБУЗ «Краевая клиническая психиатрическая больница» также установлено не было.

 

Таким образом, оценив в совокупности обстоятельства дел №3-1/54, №3-1/55, №3-1/58, объединённых в одно производство, о нарушении антимонопольного законодательства, Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи КГБУЗ «Краевая клиническая психиатрическая больница» предписания, предусмотренного статьей 23 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выдает в случаях, указанных в настоящем Федеральном законе, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания, в том числе, о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции (подпункт «б»); о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства (подпункт «д»).

Вместе с тем, частью 1 статьи 1 Закона о защите конкуренции установлено, что настоящий Федеральный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

 

Как было указано выше приказом КГБУЗ «Краевая клиническая психиатрическая больница» от 09 марта 2017 года №205/п «О введении дополнений и изменений в перечень платных услуг и тарифов» с 13 марта 2017 года установлена стоимость (цена) услуги исследования мочи на иммунохроматографическом анализаторе IK 200609 на опиаты, растительные и синтетические каннабиноиды, фенилалкиламины (амфетамин, метамфетамин), синтетические катионы, кокаин, метадон, бензодиазепины, барбитураты, 02.01.045 в размере 2021,00 рубль. То есть, данным приказом с 13 марта 2017 года прекращено применение цены услуги исследования мочи на иммунохроматографическом анализаторе IK 200609 на опиаты, растительные и синтетические каннабиноиды, фенилалкиламины (амфетамин, метамфетамин), синтетические катионы, кокаин, метадон, бензодиазепины, барбитураты, 02.01.045 в размере 3022,00 рубля.

Учитывая изложенное, Комиссией установлена необходимость выдачи КГБУЗ «Краевая клиническая психиатрическая больница» предписания, целью которого будет являться предупреждение совершения КГБУЗ «Краевая клиническая психиатрическая больница» действий, результатом которых может явиться нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, аналогичное установленному настоящим решением.

 

Руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьёй 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА

1. Установить доминирующее положение КГБУЗ «Краевая клиническая психиатрическая больница» на рынке оказания услуг по проведению химико-токсикологических исследований мочи на наличие в организме человека наркотических средств, психотропных препаратов и их метаболитов (для установления наличия (отсутствия) противопоказаний к владению оружием) на территории города Хабаровска.

2. Признать КГБУЗ «Краевая клиническая психиатрическая больница» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» в части совершения действий по установлению и применению в 2017 году монопольно высокой цены услуги химико-токсикологического исследования мочи на наличие в организме человека наркотических средств, психотропных препаратов и их метаболитов в размере 3022,00 рубля, установленной приказом КГБУЗ «Краевая клиническая психиатрическая больница» от 27 декабря 2016 года №689/п «О введении изменений и дополнений в перечень платных услуг и тарифов».

3. Выдать КГБУЗ «Краевая клиническая психиатрическая больница»  предписание о недопущении действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны