Решение №8-01/148 по жалобе ООО «Экоком» на действия МУП города Хабаровска «... от 24 мая 2019 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ №8-01/148 (027/10/18.1-254/2019)

24 мая 2019 года г. Хабаровск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю в составе

<…>,

в присутствии представителей от:

- МУП города Хабаровска «Водоканал» - <…> по доверенности от 23.05.2019 б\н,

- ООО «Экоком» - о дате, времени и месте рассмотрения жалобы уведомлено надлежащим образом, явку представителя не обеспечило,

рассмотрев жалобу ООО «Экоком», материалы дела №8-01\148 (027/10/18.1-254/2019),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступила жалоба ООО «Экоком» на действия МУП города Хабаровска «»Водоканал» при проведении закупки на поставку флокулянта Праестол 853 ВС (извещение №31907704963).

Как следует из жалобы, ООО «Экоком», признанное победителем закупки, лишено возможности заключить договор поставки с заказчиком по причине отказа заказчика внести изменения в договор поставки в части наименовании я закупаемого товара, поскольку вместо флокулянта Праестол 853 ВС общество может поставить флокулянт Суперфлок С496. Заказчик отказался подписать протокол разногласий к договору поставки.

От МУП города Хабаровска «Водоканал» поступили письменные возражения от 17.05.2019 №4358/10, согласно которым общество признано победителем закупки, обязалось поставить товар на условиях закупочной документации.

В заседании комиссии представитель МУП города Хабаровска «»Водоканал» пояснил, что общество в своей заявке предложило к поставке флокулянт Праестол 853 ВС Суперфлок С496 производства Финляндии. Общество допущено к участию в закупке, изменения в договор внесены быть не могут, поскольку технологическим процессом на предприятии требуется флокулянт Праестол 853 ВС.

Жалоба рассматривается по правилам статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Принятие решения по жалобе ООО «Экоком» в соответствии с частью 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции откладывалось до 12:00 24.05.2019.

Комиссия Хабаровского УФАС России, заслушав лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, рассмотрев материалы дела №8-01/148, пришла к следующим выводам.

Статьей 18.1 Закона о защите конкуренции установлен порядок обжалования действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг, отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

Действия (бездействие) могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

По правилам указанной статьи проверке подлежит соблюдение установленной законодательством и иными нормативными правовыми актами процедуры организации и проведения торгов, иной закупки, процедуры заключения договоров по результатам торгов, закупок.

Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц установлены Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках).

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

При закупке товаров, работ, услуг заказчики обязаны руководствоваться следующими принципами: 1) информационная открытость закупки; 2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; 3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; 4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки (статья 3 Закона о закупках).

Участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке (часть 5 статьи 3 Закона о закупках).

В силу части 9 статьи 3.2 Закона о закупках для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего закона.

В единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи (часть 5 статьи 4 Закона о закупках).

Согласно части 10 указанной статьи, в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе: требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика (пункт 1); требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке (пункт 2); требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик (пункт 3); место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (пункт 4); сведения о начальной (максимальной) цене договора (пункт 5); требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям (пункты 9, 10); критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке (пункт 13); порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке (пункт 14).

Согласно части 11 статьи 4 Закона о закупках изменения, вносимые в извещение об осуществлении конкурентной закупки, документацию о конкурентной закупке, разъяснения положений документации о конкурентной закупке размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем в течение трех дней со дня принятия решения о внесении указанных изменений, предоставления указанных разъяснений. В случае внесения изменений в извещение об осуществлении конкурентной закупки, документацию о конкурентной закупке срок подачи заявок на участие в такой закупке должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения в единой информационной системе указанных изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке оставалось не менее половины срока подачи заявок на участие в такой закупке, установленного положением о закупке для данного способа закупки.

29.03.2019 на официальном сайте Российской Федерации в Единой информационной системе www.zakupki.gov.ru МУП города Хабаровска «Водоканал» размещено извещение №31907704963 о проведении открытого аукциона на право заключения договора поставки флокулянта Праестол 853 ВС, аукционная документация. Начальная (максимальная) цена договора – 4 212 000,00 руб. Дата окончания подачи заявок – 16.04.2019. Дата рассмотрения заявок – 17.04.2019. Дата подведения итогов – 19.04.2019.

Согласно закупочной документации, информационной карты, к поставке требуется флокулянта Праестол 853 ВС.

Как следует из пункта 4.2.3. аукционной документации, заявка на участие в аукционе должна содержать:

1) согласие участника аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);

2) при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар: а) наименование страны происхождения товара; б) предложение участника в отношении предмета закупки о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара, качестве работ, услуг и иные предложения об условиях исполнения договора в соответствии с требованиями аукционной документации; конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в аукционе в случае отсутствия в документации об аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об аукционе.

Указанное установлено также приложением №1 к документации о закупке, содержащей требования к содержанию заявки.

Техническая часть аукционной документации содержит функциональные, технические и качественные характеристики закупаемого товара, к поставке требуется флокулянт Праестол 853 ВС, который должен быть подтвержден свидетельством о государственной регистрации в соответствии с решением комиссии таможенного союза от 28.05.2010 №299, паспортом (сертификатом) качества на каждую партию продукции, паспорт безопасности.

Таким образом, из аукционной документации следует, что закупается флокулянт с товарным знаком Праестол 853 ВС.

Сведений о возможности поставки эквивалента (аналога) аукционная документация не содержит.

Установлен приоритет поставки товаров Российского производства.

В соответствии с пунктом 5.1 аукционной документации при рассмотрении заявок на участие в аукционе участник закупки, подавший заявку, не допускается комиссией по осуществлению конкурентной закупки к участию в закупке в том числе в случае: несоответствия предложения в отношении товара, работы, услуги требованиям, установленным документацией о закупке; представления в составе заявки недостоверной информации, в том числе в отношении квалификационных данных.

На участие в закупке поступили 3 заявки, 2 из них допущены к участию в закупке, участнику №3 отказано в допуске к участию в закупке (протокол от 17.04.2019 рассмотрения заявок).

В ходе проведения аукциона ООО «Экоком» (заявка №2) предложило цену в сумме 3 218 940,00 руб. ООО «Промхимсервис» (заявка №4) предложило цену в размере 3 240 000,00 руб. победителем признано ООО «Экоком» (протокол проведения аукциона в электронной форме от 19.04.2019, протокол подведения итогов от 19.04.2019).

Как следует из заявки ООО «Экоком», поданной на участие в закупке, обществом предложен к поставке флокулянт Праестол 853 ВС, с товарным знаком Суперфлок производства Финляндия.

В ходе заключения договора по результатам закупки выяснилось, что общество готово поставить флокулянт Суперфлок производства Финляндии, тогда как заказчику требуется флокулянт Праестол 853 ВС.

Предложение общества о внесении изменений в договор в части товарного знака флокулянта заказчиком обоснованно отклонено, поскольку внесение изменений в закупочную документацию после проведения закупки (проект договора поставки является неотъемлемой частью аукционной документации) в части предмета закупки недопустимо.

В данной части жалоба признается необоснованной.

Вместе с тем в ходе рассмотерния жалобы установлено, что заказчику требуется флокулянт с товарным знаком Праестол 853 ВС, возможность поставки эквивалента заказчиком в связи с особенностями технологического процесса не предусмотрена, в данной связи ООО «Экоком», предложившее к поставке товар с иным товарным знаком (Суперфлок производства Финляндии), необоснованно допущено к участию в аукционе, чем нарушены положения пункта 5.1 аукционной документации.

Исходя из таких обстоятельств, комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу, что действия закупочной комиссии предприятия в связи с необоснованным допуском ООО «Экоком» к участию в закупке и признание его победителем аукциона нарушают принцип равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, установленный пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1. части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции (часть 20 статьи 18.1. поименованного закона).

В связи с выявленными нарушениями порядка проведения аукциона комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о необходимости выдачи предписания.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «Экоком» на действия МУП города Хабаровска «Водоканал» (ИНН 272101001, ОГРН 1032700305000) при проведении аукциона на поставку флокулянта Праестол 853 ВС (извещение №31907704963) необоснованной.

2. Признать действия аукционной комиссии МУП города Хабаровска «»Водоканал» при проведении указанного аукциона нарушающими пункт 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг, отдельными видами юридических лиц».

3. Выдать МУП города Хабаровска «Водоканал» предписание об устранении нарушения порядка проведении торгов.

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

ООО "ЭКОКОМ"
ИНН 6672220456, ОГРН 1069672077276
МУП ГОРОДА ХАБАРОВСКА "ВОДОКАНАЛ"
ИНН 2700001300, ОГРН 1032700305000