Решение №7/12151 Решение по жалобе ООО «Атлас» на действия МАДОУ «Детский сад... от 2 декабря 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю в составе председательствующего "...", членов Комиссии: "...",

в присутствии представителей:

- МАДОУ «Детский сад №23» - "...",

- ООО «Атлас» - "...",

рассмотрев жалобу ООО «Атлас» на действия МАДОУ «Детский сад №23» при проведении аукциона в электронной форме на монтаж системы пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре на объекте, расположенном по адресу: 680045, г. Хабаровск, ул. Юности, 6А (извещение № 32110792284), материалы дела №8-01/262 (027/10/18.1-1582/2021),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Хабаровское УФАС России поступила жалоба ООО «Атлас» на действия МАДОУ «Детский сад №23» при проведении аукциона в электронной форме на монтаж системы пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре на объекте, расположенном по адресу: 680045, г. Хабаровск, ул. Юности, 6А (извещение № 32110792284).

Из жалобы и дополнений к ней следует, что заказчиком использовалось в описании предмета закупки указание на товарный знак без сопровождения словосочетания «(или эквивалент)», а также заказчиком установлено требование к заполнению первой части заявки, что противоречит Федеральному закону от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Доводы, изложенные в жалобе, представитель ООО «Атлас» в заседании комиссии поддержал в полном объеме.

МАДОУ «Детский сад №23» представлен отзыв на жалобу (вх. №7/16320 от 24.11.2021), согласно которому заказчик считает жалобу необоснованной в полном объеме.

В заседании Комиссии Хабаровского УФАС России по рассмотрению жалобы ООО «Атлас» объявлялся перерыв до «10» час. «10» мин. «29» ноября 2021 г.

Заслушав представителя общества, заказчика, рассмотрев материалы дела №8-01/262 (027/10/18.1-1582/2021), комиссия пришла к следующему выводу.

Жалоба рассматривается комиссией по правилам статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).

Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц установлены Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон № 223-ФЗ).

В соответствии с частями 1,2 статьи 2 Закона №223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закон №223-ФЗ не определяет порядок закупки товаров, работ, услуг, а устанавливает обязанность заказчиков разработать и утвердить положение о закупке – документ, регламентирующий закупочную деятельность заказчика и содержащий требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, в связи с чем заказчик вправе самостоятельно установить в положении о закупке способы закупок, порядок и условия их применения.

Согласно части 1 статьи 1 Закона №223-ФЗ целями регулирования данного закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона №223-ФЗ заказчики обязаны исходить из принципа целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика.

Частью 6.1. статьи 3 Закона №223-ФЗ установлено, что при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами: 1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки; 2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки; 3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова «(или эквивалент)», за исключением случаев: а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком; б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование; в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта; г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

Таким образом, по общему правилу документация о закупке должна содержать описание выполняемых работ, требования к качеству и объему выполняемых работ. В описании объекта закупки допускается указание на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент», а также с определением характеристик товаров, позволяющих предложить эквивалентный товар, в том числе при выполнении работ.

Согласно ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в том числе: требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика (п. 1); требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке (п. 2); требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик (п. 3); требования к участникам такой закупки (п. 9).

Данные правовые нормы позволяют сделать вывод о том, что именно заказчик (организатор торгов) наделен правом установить в документации о торгах порядок и условия их проведения, установить требования к закупаемому товару, исходя из имеющейся у заказчика потребности. Иные лица подобным правом не обладают.

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия из применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

08.11.2021 МАДОУ «Детский сад №23» на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение о закупке № 32110792284 о проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на Монтаж системы пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре на объекте, расположенном по адресу: 680045, г. Хабаровск, ул. Юности, 6А.

Дата начала срока подачи заявок – 08.11.2021.

Дата окончания срока подачи заявок – 24.11.2021.

Дата подведения итогов – 25.11.2021.

Начальная (максимальная) цена договора – 2 405 738,00 рублей.

В соответствии с ч. 2 ст. 19 Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд МАДОУ «Детский сад №23» установлено, что в случае осуществления конкурентной закупки на выполнение работ в состав документации о конкурентной закупке в обязательном порядке должно входить: - по работам, не требующим наличие проектной документации, - ведомость объемов работ; - по работам, требующим наличие проектной документации (капитальный ремонт, строительство, реконструкция), - утвержденная проектная документация и наличие положительного заключения государственной экспертизы (в случае, если проведение экспертизы предусмотрено действующим законодательством Российской Федерации).

Согласно ч. 9 ст. 29 Положения результатом выполненной работы по договору, предметом которого в соответствии с ГрК Российской Федерации является выполнение проектных и (или) изыскательских работ, являются проектная документация и (или) документ, содержащий результаты инженерных изысканий. В случае если в соответствии с ГрК Российской Федерации проведение экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий является обязательным, проектная документация и (или) документ, содержащий результаты инженерных изысканий, признаются результатом выполненных проектных и (или) изыскательских работ по такому договору при наличии положительного заключения экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.

В соответствии с п. 4.1, 4.2, 4.3 раздела 4 документации требования к поставляемым товарам (в случае если предметом аукциона является поставка товара), их функциональных характеристиках (потребительских свойствах), их количественных и качественных характеристиках, требования к выполняемой работе, оказываемой услуге, их количественных и качественных характеристиках (в случае если предметом аукциона является выполнение работ либо оказание услуг), содержатся в Проектной документации, Техническом задании и локальных сметных расчетах. (п. 4.1). Требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установлены в Техническом задании и проектной документации. (п. 4.2)  Участники аукциона должны осуществлять поставку товаров,  выполнение работ, оказание услуг  в полном соответствии с указанными требованиями (п. 4.3).

Пунктом 1.3 Технического задания приложения №2 к договору оборудование системы ПС и СОУЭ, строительные материалы и изделия, используемые при выполнении работ, предусмотренных Договором, должны соответствовать проектной документации, являющейся неотъемлемым приложением к Договору. Применяемые в процессе работ материалы и изделия должны быть новыми. Применение материалов и изделий, бывших в употреблении, недопустимо.

В соответствии с п. 4.1 Технического задания работы по монтажу системы ПС и СОУЭ выполняются согласно проектной документации (Приложение 3 к Договору) монтаж системы ПС, СОУЭ, выполненной ООО «ПСК Инвиктус». Работы по монтажу и пусконаладочные работы производятся в соответствии с проектом производства работ (ППР), разрабатываемым Подрядчиком после согласования с Заказчиком в соответствии с условиями Договора. Любые отступления от проектной документации, включая изменения, связанные с заменой проектного оборудования, места его размещения, не допускаются без согласования с Заказчиком, с проектной организацией – разработчиком проекта, с органами государственного пожарной надзора (при необходимости).

В соответствии с проектной документацией определена спецификация оборудования согласно которой установлено следующее:

 

Спецификация оборудования

Позиция

Наименование и техническая характеристика оборудования и материалов, завод-изготовитель (для импортного оборудования – страна, фирма)

Тип, марка оборудования. Обозначение документа и номер опросного листа.

1

Извещатель пожарный дымовой оптико-электронный адресно-аналоговый

ДИП 34А-03

2

Извещатель тепловой адресный

С2000-ИП-03

3

Извещатель пожарный ручной адресный

ИПР 513-3АМ

4

Прибор речевого оповещения

Рупор-300

5

Оповещатель настенный

ОПР-С106.1 (6 / 3 / 1,5 Вт)

6

Модуль контроля линий адресный

Рупор-300-МК

7

Оповещатель охранно-пожарный световой (Выход)

«Топаз 12»

8

Оповещатель охранно-пожарный световой (табло)

Топаз 12-ОП «Выход»

9

Блок разветвительно-изолирующий

БРИЗ

10

Пульт контроля и управления

С 2000М

11

Блок контрольно-пусковой

С 2000 КПБ

12

Контроллер двухпроводной линии связи

С 2000 КДЛ

13

Блок индикации с клавиатурой

С 2000 БКИ

14

Источник питания резервированный

РИП 12 Исп. 56

15

Оповещатель охранно-пожарный комбинированный свето-звуковой

«Маяк-12-КП»

16

Аккумулятор герметичный свинцово-кислотный

Аккумулятор 12В, 40А/ч

17

Аккумулятор герметичный свинцово-кислотный

Аккумулятор 12В, 17А/ч

18

Автоматический выключатель 16А

 

19

Коробка разветвительная скрытой установки

 

20

Кабель для систем ОПС и СОУЭ огнестойкий, с низким дымо и газовыделением

КПСнг(А)-FRLSLTx 1х2х0,8 (0,5 кв мм)

21

Кабель для систем ОПС и СОУЭ огнестойкий, с низким дымо и газовыделением

КПСнг(А)-FRLSLTx 1х2х0,97 (0,75 кв мм)

 

Кабель силовой огнестойкий

ВВГнг(А)-FRLSLTx 3х1,5 -1 кВ (ГОСТ)

 

Кабельканал 25х25 мм

Е60-Е90

22

Кабельканал 40х25 мм

Е60-Е90

22

Кабельканал 40х40 мм

Е60-Е90

25

Огнестойкая кабельная линия (ОКЛ Экопласт) Труба ПВХ гофрир. легкая, с зондом,= 20 мм

E60-E90

26

Монтаж шкафа упраления ПС и СОУЭ

Распределительный шкаф с монтажной платой 1600х600х400мм, IP66, IK10

27

Блок сигнально-пусковой

С2000-СП1 исп. 01

28

Светильник аварийного освещения

KL-60

29

Выключатель скрытой установки IP20, 16А

 

 

Согласно ч. 2 ст. 48 ГрК Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.

Состав проектно-сметной документации определяется Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 №87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» (далее - Положение).

В пункте 3 Положения указано, что проектная документация состоит из текстовой части, которая содержит сведения в отношении объекта капитального строительства, описание принятых технических и иных решений, пояснения, ссылки на нормативные и (или) технические документы, используемые при подготовке проектной документации и результаты расчетов, обосновывающие принятые решения; из графической части, которая отражает принятые технические и иные решения и выполняется в виде чертежей, схем, планов и других документов в графической форме, иными словами, содержит требования к результату выполняемых работ.

При этом, установленные ГрК Российской Федерации и Положением требования к составу и содержанию проектной документации не имеют положений, требующих сопровождения указания на товарный знак словами «или эквивалент».

Поскольку включение проектной документации является надлежащим исполнением требований в части описания объекта закупки, а также отсутствие в ГрК Российской Федерации и подзаконных актах обязанности сопровождать товарные знаки словами «или эквивалент», следовательно указание в спецификации оборудования в проектной документации товарных знаков не противоречит действующему законодательству, таким образом Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о признании данного довода жалобы необоснованным.

В соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона №223-ФЗ положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что положения документации не должны противоречить Положению о закупках товаров, работ, услуг.

В соответствии с п. 13 ст. 22 Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд МАДОУ «Детский сад №23» первая часть заявки на участие в аукционе содержит: 1) согласие участника аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных аукционной документацией и не подлежащих изменению по результатам проведения такого аукциона; 2) при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар: а) наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором (в том числе в случае, если поставка товара предусмотрена условиями договора на выполнение работ, оказание услуг) в случае установления Заказчиком в аукционной документации приоритета товарам российского происхождения, работам, услугам, выполняемым, оказываемым российскими лицами, в соответствии с пунктом 3 статьи 11 настоящего Положения о закупке. При отсутствии в заявке на участие в закупке страны происхождения поставляемого товара не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке, и такая заявка рассматривается как содержащая предложение о поставке иностранных товаров; б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в аукционной документации, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в аукционе в случае отсутствия в аукционной документации указания на товарный знак или в случае, если участник аукциона предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в аукционной документации.

Согласно ч. 13.1 ст. 22 Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд МАДОУ «Детский сад №23» первая часть заявки на участие в электронном аукционе, в случае включения в документацию о закупке в соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 11 настоящего Положения о закупке проектной документации, должна содержать исключительно согласие участника закупки на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе.

Пунктом 6.6 документации установлено, что первая часть заявки на участие в аукционе заполняется в соответствии с разделом 15 настоящей документации и содержит: 1) Форма 15.1.1. - согласие участника аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных аукционной документацией и не подлежащих изменению по результатам проведения такого аукциона.

Поскольку в проектной документации присутствует указание на товарный знак, заказчиком правомерно установлено требование к содержанию в первой части заявки на участие в данной закупке согласия участника конкурса на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных конкурсной документацией и не подлежащих изменению по результатам проведения конкурса, что соответствует Положению о закупках товаров, работ, услуг для нужд МАДОУ «Детский сад №23», в данной связи Комиссия Хабаровского УФАС России приходит о признании жалобы необоснованной.

В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.  

По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона (часть 20 статьи 18.1).

На основании изложенного, руководствуясь статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

                                                   РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «Атлас» на действия МАДОУ «Детский сад №23» при проведении аукциона в электронной форме на монтаж системы пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре на объекте, расположенном по адресу: 680045, г. Хабаровск, ул. Юности, 6А (извещение № 32110792284) необоснованной.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны