Определение №027/01/11-234/2020 Определение о назначению к рассмотрению дела о нарушении ант... от 11 марта 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) на основании приказа Хабаровского УФАС России от 28.02.2020 № 103 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ООО «Колпак», ООО «Остеон-ДВ» пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) при участии в закупочных процедурах, руководствуясь частью 13 статьи 44 Закона о защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛ:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее – Хабаровское УФАС России) поступило обращение Комитета государственного заказа Правительства Хабаровского края (далее – Комитет) на действия ООО «Колпак» и ООО «Остеон-ДВ» при участии в закупочных процедурах с последующим минимальным снижением начальной максимальной цены контракта.

Правоотношения, связанные с обеспечением государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, регламентируются Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ).

Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (ст. 6).

Принцип обеспечения конкуренции, установленный статьей 8 Закона № 44-ФЗ, определяет, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

В соответствии со статьей 59 Закона № 44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

Подача заявок на участие в электронном аукционе осуществляется только лицами, получившими аккредитацию на электронной площадке. Заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей. Участник электронного аукциона вправе подать заявку на участие в таком аукционе в любое время с момента размещения извещения о его проведении до предусмотренных документацией о таком аукционе даты и времени окончания срока подачи на участие в таком аукционе заявок (ч. 1, 2, 7 ст. 66).

В соответствии со статьей 67 Закона № 44-ФЗ аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг (ч. 1).

По результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе (ч. 3)

Статья 68 Закона № 44-ФЗ устанавливает порядок проведения электронного аукциона, согласно которой электронный аукцион проводится путем снижения начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении о проведении такого аукциона, в порядке, установленном настоящей статьей (ч. 4).

Величина снижения начальной (максимальной) цены контракта (далее – «шаг аукциона») составляет от 0,5 процента до пяти процентов начальной (максимальной) цены контракта (ч. 6).

При проведении электронного аукциона его участники подают предложения о цене контракта, предусматривающие снижение текущего минимального предложения о цене контракта на величину в пределах «шага аукциона» (ч. 7).

При проведении электронного аукциона устанавливается время приема предложений участников такого аукциона о цене контракта, составляющее десять минут от начала проведения такого аукциона до истечения срока подачи предложений о цене контракта, а также десять минут после поступления последнего предложения о цене контракта. Время, оставшееся до истечения срока подачи предложений о цене контракта, обновляется автоматически, с помощью программных и технических средств, обеспечивающих проведение такого аукциона, после снижения начальной (максимальной) цены контракта или поступления последнего предложения о цене контракта. Если в течение указанного времени ни одного предложения о более низкой цене контракта не поступило, такой аукцион автоматически, с помощью программных и технических средств, обеспечивающих его проведение, завершается (ч. 11).

В течение десяти минут с момента завершения в соответствии с частью 11 настоящей статьи электронного аукциона любой его участник вправе подать предложение о цене контракта, которое не ниже чем последнее предложение о минимальной цене контракта независимо от «шага аукциона», с учетом требований, предусмотренных пунктами 1 и 3 части 9 настоящей статьи (ч. 12).

 Далее аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 Закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе. Аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей. Результаты рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе фиксируются в протоколе подведения итогов такого аукциона. Участник электронного аукциона, который предложил наиболее низкую цену контракта и заявка на участие в таком аукционе которого соответствует требованиям, установленным документацией о нем, признается победителем такого аукциона (ч. 1, 2, 8, 10 ст. 69).

В соответствии со статьей 70 Закона № 44-ФЗ по результатам электронного аукциона контракт заключается с победителем такого аукциона, а в случаях, предусмотренных настоящей статьей, с иным участником такого аукциона, заявка которого на участие в таком аукционе в соответствии со статьей 69 настоящего Федерального закона признана соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе.

Таким образом, целью участника торгов является победа в торгах и заключение контракта.

В период с 23.03.2017 по 28.12.2018 Комитетом, КГБУЗ «Магаданская областная больница», КГБУЗ «Находкинская городская больница» на официальном сайте zakupki.gov.ru размещены извещения о проведении электронных аукционов на поставку расходных материалов для травматологии, эндопротезирования, остеосинтеза для нужд медицинских учреждений, в том числе

- Комитетом - реестровые номера 0122200002517003537, 0122200002517003608, 0122200002517007744, 0122200002517007746, 0122200002518000263, 0122200002518002064, 0122200002518002269, 0122200002518002591, 0122200002518002637, 0122200002518003892, 0122200002518005904, 0122200002518005969, 0122200002518006419, 0122200002518008226, 0122200002518008162, 0122200002517000468, 0122200002517000494, 0122200002517000879;

- КГБУЗ «Магаданская областная больница» - № 0347200010017000214;

- КГБУЗ «Находкинская городская больница» - №№ 0320300150417000123, 0320300150418000086.

Общая сумма начальных (максимальных) цен контрактов составляет 159 304 716,31 руб., из которых размещенных Комитетом – 130 569 689,34 руб., КГБУЗ «Магаданская областная больница» - 6 588 911,61 руб., КГБУЗ «Находкинская городская больница» - 22 146 115,36 руб.

В электронных аукционах с указанными реестровыми номерами, проведенными в период с 13.04.2017 по 07.02.2019, приняли участие только 2 участника: ООО «Колпак» (ИНН 2721218938), ООО «Остеон-ДВ» (ИНН 2721201892). В ходе проведения аукционов каждым из участников подано по одному ценовому предложению с минимальным снижением начальной (максимальной) цены контракта, после чего дальнейший торг между ООО «Колпак» и ООО «Остеон-ДВ» не происходил. По результатам проведения электронных аукционов максимальное снижение начальной (максимальной) цены контракта, обеспечивающее победу участнику аукциона, составляет 1,0%.

Согласно протоколам подведения итогов электронных аукционов:

- ООО «Колпак» признано победителем 13 аукционов с реестровыми №№ 0122200002517000468 (протокол от 18.04.2017), 0122200002517000494 (протокол от 18.04.2017), 0122200002517000879 (протокол от 12.05.2017), 0122200002517007744 (протокол от 19.01.2018), 0122200002517007746 (протокол от 23.01.2018), 0122200002518002064 (протокол от 10.05.2018), 0122200002518002591 (протокол от 23.05.2018), 0122200002518002637 (протокол от 28.05.2018), 0122200002518005904 (протокол от 15.10.2018), 0122200002518005969 (протокол от 30.10.2018), 0122200002518006419 (протокол от 06.11.2018), 0122200002518008162 (протокол от 21.01.2019), 0122200002518008226 (протокол от 11.02.2019);

- ООО «Остеон-ДВ» признано победителем 6 аукционов с реестровыми №№ 0320300150417000123 (протокол от 21.04.2017), 0347200010017000214 (протокол от 21.12.2017), 0122200002518000263 (протокол от 28.02.2018), 0320300150418000086 (протокол от 07.05.2018), 0122200002518002269 (протокол от 10.05.2018), 0122200002518003892 (протокол от 25.07.2018).

В соответствии с протоколами подведения итогов от 07.08.2017 электронные аукционы №№ 0122200002517003537, 0122200002517003608 признаны несостоявшимися, т. к. по результатам рассмотрения вторых частей заявок на участие в аукционе заявки ООО «Остеон-ДВ» признаны не соответствующими требованиям, установленным документацией об электронном аукционе. В соответствии с частью 1-3.1 статьи 71 Закона № 44-ФЗ приняты решения об осуществлении закупки у единственного поставщика, заключены контракты с ООО «Колпак».

Общая сумма контрактов, заключенных ООО «Колпак», ООО «Остен-ДВ» с медицинскими учреждениями по результатам проведенных аукционов, составляет 157 125 735,03 руб., из них

- ООО «Колпак» заключены контракты с медицинскими учреждениями Хабаровского края на сумму 119 856 288,12 руб.;

- ООО «Остеон-ДВ» заключены контракты на сумму 37 269 446,91 руб., в том числе с медицинскими учреждениями Хабаровского края – 8 821 770,22 руб., Приморского края - 21 924 654,20 руб., Магаданской области – 6 523 022,49 руб.

Анализ поведения участников электронных аукционов показывает, что ООО «Остеон-ДВ» и ООО «Колпак», подав в ходе аукциона по одному ценовому предложению, отказываются от дальнейшей конкурентной борьбы в пользу другого участника, в результате чего снижение начальной (максимальной) цены контракта составляет 1,0%.

Вместе с тем установлено, что при участии в аукционах других участников указанные компании торгуются, снижая цену контракта. Так, 22.10.2018 Комитетом на официальном сайте размещено извещение о проведении электронного аукциона № 0122200002518006269 на поставку расходных материалов для эндопротезирования тазобедренного сустава с начальной (максимальной) ценой контракта 699 000,00 руб. На участие в электронном аукционе поданы заявки ООО «Остеон-ДВ», ООО «Колпак», ООО «МедГранд». В ходе проведения 06.11.2018 аукциона участниками подано по одному ценовому предложению, при этом ООО «Остеон-ДВ» снижало НМЦК на 1,0% - до 692 010,00 руб., ООО «МедГранд» на 46,781116% - до 372 000,00 руб., ООО «Колпак» на 47% - до 370 470,00 руб. Победителем электронного аукциона признано ООО «Колпак».

Таким образом, ООО «Колпак» и ООО «Остеон-ДВ», принимая участие в электронных аукционах при отсутствии других участников, не торгуются между собой, а лишь создают видимость конкурентной борьбы с целью поддержания цены, а при наличии других участников начинают торговаться, снижая цену контракта.

Анализируя поведение участников торгов, можно сделать вывод, что ООО «Колпак» и ООО «Остеон-ДВ» разделили аукционы по географическому признаку. Так, ООО «Колпак» является победителем аукционов на поставку расходных материалов только для медицинских учреждений Хабаровского края, ООО «Остеон-ДВ» - для медицинских учреждений Хабаровского края, Приморского края и Магаданской области.

Кроме того, электронными торговыми площадками представлены сведения о том, что ООО «Остеон-ДВ» и ООО «Колпак» подавались заявки для участия в торгах и ценовые предложения с одного IP-адреса 212.19.7.85, также указанный IP-адрес использовался при заключении контрактов победителем электронного аукциона как ООО «Колпак», так и ООО «Остеон-ДВ».

Таким образом, электронные аукционы, в которых принимали участие ООО «Остеон-ДВ» и ООО «Колпак», завершались с минимальным снижением начальных максимальных цен контрактов и могут характеризоваться отсутствием конкурентной борьбы за предмет закупки. При участии в торгах участники использовали единую инфраструктуру, включающую одинаковые IP-адреса для подачи заявок для участия в торгах, ценовых предложений, заключения контрактов.

Данные обстоятельства свидетельствуют о наличии между участниками аукционов договоренности о заранее определенном победителе и поддержании цены контракта по максимально возможной цене. Электронные аукционы проводились в разные периоды времени, отличались друг от друга начальной максимальной ценой контрактов, однако участники придерживались одной модели поведения, состоящей из аналогичных повторяющихся действий, прослеживающихся в каждом из вышеописанных аукционов. Реализация данной модели поведения возможна только по предварительному соглашению о действиях каждого участника при проведении аукционов. Итоговый результат исследуемых закупок невозможен без полной информированности ООО «Остеон-ДВ», ООО «Колпак» о поведении и намерениях друг друга. Участники заключили и участвовали в соглашении, целью которого являлась не конкуренция между собой в ходе проведения торгов, а достижение определенного результата - заключение контракта с незначительным понижением начальной максимальной цены контракта, что максимально выгодно для победителя.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами – конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, или между хозяйствующими субъектами, осуществляющими приобретение товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.

В результате анализа имеющихся в распоряжении Хабаровского УФАС России документов и информации в действиях ООО «Колпак», ООО «Остеон-ДВ» усматриваются признаки нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в заключении и участии в антиконкурентном соглашении, которое привело к поддержанию цен на торгах.

Учитывая изложенное, руководствуясь  ст. 39, 44 Закона о защите конкуренции,

 

ОПРЕДЕЛИЛ:

 

1. Назначить дело № 027/01/11-234/2020 к рассмотрению на 11 час. 00 мин. 07 апреля 2020 года по адресу: г. Хабаровск, ул. Запарина, 67, каб. 1.

2. Привлечь к участию в рассмотрении дела в качестве ответчиков ООО «Колпак» (ИНН 2721218938, г. Хабаровск, ул. Павловича, д. 13, этаж 1, помещение I (50-54), ООО «Остеон-ДВ» (ИНН 2721201892,  г. Хабаровск, пер. Ростовский, д. 5).

3. ООО «Колпак», ООО «Остеон-ДВ» в срок до 26 марта 2020 года  представить мотивированный отзыв по делу.

4. Привлечь к участию в деле в качестве заявителя Комитет государственного заказа Правительства Хабаровского края (г. Хабаровск, ул. Фрунзе, д. 71).

В соответствии с частью 1 статьи 43 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» с момента возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства лица, участвующие в деле, имеют право знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, представлять доказательства и знакомиться с доказательствами, задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, заявлять ходатайства, давать пояснения в письменной или устной форме комиссии, приводить свои доводы по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, знакомиться с ходатайствами других лиц, участвующих в деле, возражать против ходатайств, доводов других лиц, участвующих в деле.

Явка ответчика по делу, заинтересованных лиц, или их представителей (с доверенностью на участие в рассмотрении дела) обязательна.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны