Заключение №027/01/17-532/2019 Заключение об обстоятельствах дела по признакам нарушения Пр... от 10 декабря 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

      председатель Комиссии:

– руководитель   Хабаровского УФАС России,

      членов Комиссии:

      – заместитель руководителя Хабаровского УФАС России;

      – начальник отдела по борьбе с картелями Хабаровского УФАС России,

         рассмотрев дело № 027/01/17-532/2019 по признакам нарушения Правительством Хабаровского края (ИНН 2700000786, ОГРН 1022700931868, г. Хабаровск, ул. Карла Маркса, 56), КГАУ «Дом молодежи» (ИНН 2703074105, ОГРН 1132721003920, г. Комсомольск-на-Амуре, пр. Мира, 2), ООО «Экстрим Сервис» (ИНН 2717009868, ОГРН 1022700833066, Хабаровский край, Солнечный район, территория 5.5 км на северо-запад от п. Солнечный), ООО «Флагман» (ИНН 2703025700, ОГРН 1042700022562, Хабаровский край, Солнечный район, р.п. Солнечный, 4230 м к западу от здания ПУ-34, ГЛК Холдоми) пункта 1 части 1 статьи 17  Федерального Закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

        в присутствии на заседании представителей:

        - представитель Правительства Хабаровского края по доверенности от 24.12.2018 № 12.3.19-32635,

    - представитель Комитета по молодежной политике Правительства Хабаровского края по доверенности от 15.11.2019,

– представитель Краевого государственного автономного учреждения «Дом молодежи» по доверенностиь от 19.11.2019,

        – представитель ООО «Флагман» по доверенности от 06.02.2019,

        ООО «Экстрим Сервис», уведомленное о дате, времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя в заседание комиссии не обеспечило,

        руководствуясь статьёй 48.1 Закона о защите конкуренции,

 

УСТАНОВИЛА:

       

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции, приказом Хабаровского УФАС России от 29.07.2019 № 250 возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства № 027/01/17-532/2019 по признакам нарушения Правительством Хабаровского края (ИНН 2700000786, ОГРН 1022700931868, г. Хабаровск, ул. Карла Маркса, 56), КГАУ «Дом молодежи» (ИНН 2703074105, ОГРН 1132721003920, г. Комсомольск-на-Амуре, пр. Мира, 2), ООО «Экстрим Сервис» (ИНН 2717009868, ОГРН 1022700833066, Хабаровский край, Солнечный район, территория 5.5 км на северо-запад от п. Солнечный), ООО «Флагман» (ИНН 2703025700, ОГРН 1042700022562, Хабаровский край, Солнечный район, р.п. Солнечный, 4230 м к западу от здания ПУ-34, ГЛК Холдоми)  пункта 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

         Основанием для возбуждения дела послужили сообщения средств массовой информации о закупке ООО «Флагман» типовых каркасных палаток для проживания в палаточном лагере на базе туристического комплекса «Холдоми», по результатам анализа которых выявлены признаки нарушения пункта 1 части1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

        Определением Хабаровского УФАС России от 09.08.2019 № 5/7531 дело №  027/01/17-532/2019 назначено к рассмотрению на 05.09.2019, в качестве ответчиков привлечены: Правительство Хабаровского края, КГАУ «Дом молодежи», ООО «Экстрим Сервис», ООО «Флагман». У ответчиков и иных организаций запрошены документы (информация) и в последующем приобщены к материалам дела №  027/01/17-532/2019.

        В связи с возникновением необходимости получения дополнительных доказательств, рассмотрение дела №  027/01/17-532/2019 откладывалось (определения об отложении рассмотрения дела: от 09.09.2019 № 5/8897, от 18.10.2019 № 5/10452). Необходимые документы (информация) запрошены у ответчиков и в последующем приобщены к материалам дела № 027/01/17-532/2019.

         Определением о прекращении участия ответчика по делу в рассмотрении  дела № 027/01/17-532/2019 от 16.10.2019 № 8/10541 участие Правительства Хабаровского края  в рассмотрении настоящего дела в качестве ответчика прекращено, поскольку согласно представленным документам Правительство не является учредителем КГАУ «Дом молодежи». Этим же определением Правительство Хабаровского края привлечено к участию в рассмотрении дела № 027/01/17-532/2019 в качестве заинтересованного лица.

         Определением о привлечении в качестве ответчика по делу № 027/01/17-532/2019 от 16.10.2019 № 5/10540 в связи с тем, что функции и полномочия учредителя КГАУ «Дом молодежи» от имени Правительства Хабаровского края осуществляет Комитет по молодежной политике Правительства Хабаровского края, который также принимал участие в подготовке и проведении Всероссийского молодежного образовательного форума «Амур»,  Комитет по молодежной политике Правительства Хабаровского края  (ИНН 2721222719, ОГРН 1162724057781, г. Хабаровск, ул. Гоголя, 21Б) привлечен к участию в рассмотрении дела № 027/01/17-532/2019 в качестве ответчика по делу.

        Определением Хабаровского УФАС России от 08.11.2019 № 5/11650,  в связи с

возникновением необходимости получения дополнительных доказательств, принято решение о продлении срока рассмотрения дела до 08.05.2020.        

        Определением об отложении рассмотрения дела от 03.12.2019 № 5/12401 рассмотрение дела отложено в связи с  необходимостью получения дополнительных доказательств и информации. Все документы, предоставленные ответчиками во исполнение вышеуказанных определений, приобщены к материалам дела.

        В рамках рассмотрения дела № 027/01/17-532/2019, в соответствии с частью 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции подготовлены аналитические отчеты по результатам анализа состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.

        Согласно пункту  1.3 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного Приказом ФАС России от 28.04.2010 №220,  (далее - Порядок проведения анализа), по делам, возбужденным по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, анализ состояния конкуренции проводится в объеме, установленном пунктом 10.9 настоящего Порядка.

        В соответствии с пунктом 10.9 Порядка проведения анализа состояния конкуренции, анализ состояния конкуренции включает: 1. определение временного интервала исследования; 2. определение предмета торгов; 3.  определение состава хозяйствующих субъектов, участвующих в торгах.

        Анализ состояния конкуренции охватывает временной интервал с даты размещения извещения о проведении торгов до даты окончания исполнения договора.

        Из аналитических отчетов Хабаровского УФАС России от 31.10.2019, 04.12.2019  по результатам анализа состояния конкуренции при проведении открытого аукциона  в электронной форме на оказание услуг по питанию, проживанию, организации работы и обеспечению инфраструктуры палаточного лагеря участников  Всероссийского молодежного образовательного форума «Амур», проведенных в соответствии с пунктом 10.9 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 №220,  следует, что общий период исследования определен с 20.04.2018 по 30.09.2018. Предметом  открытого аукциона в электронной форме является оказание услуг по питанию, проживанию, организации работы и обеспечению инфраструктуры палаточного лагеря участников  Всероссийского молодежного образовательного форума «Амур».

        Состав хозяйствующих субъектов, участвующих в торгах:  единственный участник  - ООО «Экстрим Сервис». Анализ произведен в пределах, установленных указанным Порядком.

         Анализ проведен в целях полного, объективного, всестороннего рассмотрения дела, в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или отсутствии нарушения антимонопольного законодательства при участии в аукционе на право заключения договора на оказание услуг по питанию, проживанию, организации работы и обеспечению инфраструктуры палаточного лагеря участников Всероссийского молодежного образовательного форума «Амур», рассматриваемом в рамках дела № 027/01/17-532/2019 о нарушении антимонопольного законодательства.

         Аналитические отчеты по результатам исследования состояния конкуренции при проведении открытого аукциона № 31806395344 приобщены к материалам настоящего дела.

        В  рамках рассмотрения настоящего дела от сторон поступили письменные пояснения по делу.

        В отзыве и пояснениях КГАУ «Дом молодежи» (далее – Учреждение) указывается, что Учреждением с 2016 года проводились закупочные процедуры на право заключения договоров на оказание услуг по питанию, проживанию, организации работы по обеспечению инфраструктуры участников Всероссийского образовательного форума «Амур». 26.02.2018, за два месяца до размещения на официальном сайте извещения о проведении указанного аукциона, ООО «Флагман» заключен договор с ООО «НПФ ОРТ» на поставку палаток «Пальмир-30».

         Решение о проведении Всероссийского образовательного форума «Амур» (далее – Форум) в соответствии с приказом Федерального агентства по делам молодежи (Росмолодежь) принято 07.03.2018, в то время как договор поставки указанных палаток заключен в феврале 2018 года, что свидетельствует, что указанные палатки приобретались не для предстоящего форума, а для использования в уставной деятельности ООО «Флагман». Сведения о ООО «Экстрим Сервис» размещены в Реестре организации отдыха детей и их оздоровления Хабаровского края.

         02.04.2018 Губернатором Хабаровского края принято распоряжение  № 152-р об организации и проведении Всероссийского образовательного форума «Амур» в 2018 году. 17.04.2018 Комитетом по молодежной политике Правительства Хабаровского края (далее – Комитет) и КГАУ «Дом молодежи» заключено дополнительное соглашение о предоставлении субсидии из краевого бюджета КГАУ «Дом молодежи» и принято решение о выделении финансирования на организацию и проведение указанного форума, в связи с чем Учреждение приобрело право на осуществление процедур закупки товаров, работ, услуг для организации и проведения форума.

        До размещения извещения о проведении аукциона Учреждением направлены нескольким юридическим лицам запросы о предоставлении коммерческих предложений на оказание услуг по питанию, проживанию, организации работы и обеспечению инфраструктуры палаточного лагеря участников  Всероссийского молодежного образовательного форума «Амур».  Коммерческие предложения представили три организации – ООО «Экстрим Сервис» - 22951250,00 руб., ООО «Амут сноу лейк» - 18512700 руб., Филиал ОАО «РЖД» Дирекция социальной сферы Детский оздоровительный лагерь им. Заслоново – 27368800,00 руб. Исходя из того, что начальная (максимальная) цена контракта составила 22944250,00 руб., две организации имели возможность принять участие в аукционе. Таким образом, заказчиком в закупочной документации  «блокираторы» не устанавливались.

        На участие в аукционе подана только одна заявка - ООО «Экстрим Сервис», иных заявок не подавалось и организатором не отклонялись. Жалоб по результатам проведения торгов не поступало.

        Объединение в один лот оказания услуг по питанию, проживанию и организации работы и услуг по обеспечению инфраструктуры палаточного лагеря  направлено не на ограничение конкуренции, а на более рациональное расходование и контролирование бюджетных средств и исходило из функциональной и технологической взаимосвязи услуг, входящих в предмет закупки.

         Способ закупки – открытый  аукцион в электронной форме, установлен Положением о закупке товаров, работ, услуг КГАУ «Дом молодежи», и выбран на основании применения цены договора как единственного критерия для выбора победителя аукциона.

        Выбор места проведения форума отвечал потребностям заказчика, которые установлены в организационных документах всероссийского мероприятия.

         Установление в закупочной документации согласия собственника комплекса «Холдоми»  на право пользования победителем аукциона инфраструктурой комплекса, беспрепятственный заезд на территорию базы отдыха не могло быть установлено, так как названные условия  в силу пункта 1 части 6.1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ не относятся к функциональным, техническим, качественным, эксплуатационным характеристикам закупаемого комплекса услуг, которые должны быть отражены в закупочной документации.

         ООО «Флагман» в своих пояснениях заявлено, что общество осуществляло закупку палаток у ООО « НПФ ОРТ» по договорам в 2018 и в 2019 годах. Извещение о проведении закупки о проведении форума и технические требования к ней размещены 20.04.2018, палатки приобретены 26.02.2018, соответственно приобретение указанных палаток обществом не связано с проведением Форума.

         ООО «Экстрим-Сервис» поддержало позицию ООО «Флагман», пояснив, что в полномочия  Кузнецова М.Г. входила организация работы кафе на территории лагеря, директором которого он являлся. В полномочия Кузнецова М.Г. не входило проведения переговоров на предмет заключения гражданско-правовых договоров, в частности договора на закупку палаток в 2018 году.

         Комитет по молодежной политике Правительства Хабаровского края в своих пояснениях указал, что Комитет осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств краевого бюджета, предусмотренных на реализацию возложенных на Комитет функций главного администратора доходов краевого бюджета. Комитет является ответственным исполнителем. Между Комитетом и Учреждением заключено соглашение о предоставлении субсидии из краевого бюджета на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) от 02.01.2018 № 2. Соглашением предусмотрено финансирование на выполнение государственного задания, в том числе по целевой статье расходов «Проведение мероприятий для детей и молодежи в рамках государственной программы Хабаровского края «Развитие молодежной политики в Хабаровском крае», включающей в себя, в том числе, бюджетные ассигнования на проведение форума в 2018 году.

        Место проведения форума определено пунктом 4.1 Положения о Форуме, утвержденного Приказом от 07.03.2018 № 60 «О проведении Форума», согласно которому площадка Форума представляет собой лагерь, размещающийся на территории базы отдыха горнолыжного комплекса «Холдоми», оборудованный необходимой социально-бытовой инфраструктурой. Общее руководство подготовкой и проведением форума осуществляет Всероссийский организационный комитет Форума, состав которого утверждается приказом Росмолодежи. Из указанного приказа № 60, Положения о Форуме следует, что федеральным органом исполнительной власти определено место его проведения.  Место проведения Форума определено Росмолодежью до размещения Учреждением 20.04.2018 закупки.

         В соответствии с государственной программой края «Развитие молодежной политики в Хабаровском крае» на Комитет возложена организация и проведение на территории края форумов молодежи.

        Комитетом принято распоряжение от 09.04.2018 № 28р «О проведении Форума в 2018 году», на основании которого поручено сформировать исполнительную дирекцию Форума, обеспечить исполнение мероприятий, предусмотренных планом по подготовке и проведению Форума. В соответствии с распоряжением Комитета организатором и финансовым оператором Форума определено Учреждение, поскольку одними из видов его деятельности является участие в организации и проведении Всероссийских мероприятий в сфере молодежной политики. Таким образом, потребность заказчика в закупке услуг  по питанию, проживанию, организации работы и обеспечению инфраструктуры палаточного лагеря участников Форума на территории туристического комплекса «Холдоми» определялась Приказом № 60, Положением о Форуме, соответственно указание места в технической части договора является обоснованным. В рамках проведения Форума его Положением предусматривалось создание инфраструктуры, организации питания, оборудования палаток. Формат размещения участников Форума в палаточном лагере определен на федеральном уровне Росмолодежью.

         Закупка осуществлена Учреждением в соответствии с требованиями Закона № 223-ФЗ, поскольку в силу части 2 статьи 1 он регулирует закупочную деятельность автономных учреждений. Закупка осуществлялась за счет средств краевого бюджета – субсидии, предусмотренной Учреждению на выполнение государственного задания. Учреждение осуществило указанную закупку путем проведения открытого аукциона в электронной форме в соответствии с Положением. Закупка должна быть осуществлена только конкурентным способом в электронной форме, в связи с чем Учреждение выбрало конкурентный способ размещения закупки в целях соблюдения требований закона. Объединение в один лот услуг по питанию, проживанию и услуг по организации работы и обеспечению инфраструктуры палаточного лагеря не противоречит требованиям Закона № 223-ФЗ и Закона о защите конкуренции. Правила описания заказчиком предмета закупки в документации установлены частью 6 статьи 3 закона № 223-ФЗ. Положения Закона № 223-ФЗ не содержат норм, устанавливающих запрет на объединение товаров в один лот при проведении закупки, объединение заказчиком в один лот различных товаров, работ, услуг само по себе не является нарушением принципов, предусмотренных законом. Заказчик, руководствуясь своими потребностями, вправе самостоятельно определять детализацию  предмета закупки, устанавливать требования к качеству и техническим (функциональным)  характеристикам товара, являющегося предметом закупки, при условии соблюдения правил, установленных частью 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ, и без ограничения конкуренции.

         Необходимость в закупке услуги по организации работы и обеспечению инфраструктуры палаточного лагеря на базе отдыха указана Росмолодежью. Данная услуга является туристской услугой, которая согласно ГОСТ Р 50690-2017 является услугой по удовлетворению потребностей туристов в организации и осуществлении путешествий, отдыха и рекреации, в том числе услугах перевозки, размещения, питания, экскурсий. Туристская деятельность включает в себя оказание основных и дополнительных (сопутствующих) туристских услуг, к которым относятся услуги по размещению (проживанию) туристов, по организации питания туристов, прочие виды услуг.

        В закупочной документации, технической части договора заказчиком указано, что закупаемая услуга по обустройству палаточного лагеря должна соответствовать Национальному стандарту РФ ГОСТ Р 55319-2012 «Общие требования к специализированным средствам размещения», которым установлены общие требования к специализированным средствам размещения, предназначенным для временного проживания туристов и представляемым в них услугам.

        К специализированным средствам размещения для отдыха, труда, развлечений (досуга) относятся средства размещения, предоставляющие туристам услуги проживания и, как правило, услуги питания, а также дополнительные услуги по организации развлечений, досуга, руда и отдыха.

        Из приведенных положений ГОСТ Р 55319-2012 следует, что закупка услуги по размещению в специализированных средствах размещения включает в себя услуги по проживанию, питанию, поскольку они являются комплексными и функционально связаны между собой. В связи с чем, с учетом требований ГОСТ Р 55319-2012 Учреждение правомерно объединило в один лот основные и сопутствующие услуги, включающие в себя услуги по питанию, проживанию и услуги по организации работы и обеспечению инфраструктуры палаточного лагеря, которые являются комплексными, функционально связанными между собой и объединены одной целью для организации размещения участников Форума. Объединение в один лот услуг направлено Учреждением на качественное, своевременное оказание услуг в целях недопущения срыва проведения Форума.

        Установление в закупочной документации права победителя на беспрепятственный заезд на территорию базы отдыха «Холдоми», согласование использования территории и имущества с ее собственником в данном случае не могло быть установлено, поскольку в силу пункта 1 части 6.1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ названные условия не относятся к функциональным, техническим, качественным характеристикам закупаемого комплекса услуг, которые должны быть отражены в закупочной документации. При этом заказчик не вправе устанавливать в закупочной документации какие-либо требования в отношении пользования, распоряжения частной собственностью,  вмешиваться в деятельность хозяйствующих субъектов.

         Место проведения Форума не может быть блокатором, поскольку обоснованно организационными документами всероссийского мероприятия и потребностью заказчика.

        В действиях должностных лиц Правительства края, Комитета, Учреждения отсутствуют признаки заключения антиконкурентного соглашения по пункту 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции. Квалифицирующим признаком антиконкурентного соглашения применительно к обстоятельствам данного дела является факт того, что такое соглашение приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. Между Правительством края, Комитетом и хозяйствующими субъектами отсутствует сговор в отношении размещения закупки. Какие-либо указания в отношении участия в закупке должностными лицами Комитета не давались. В материалах дела отсутствуют доказательства, соответствующие требованиям закона и подтверждающие заключении  антиконкурентного соглашения.

         Общество приняло участие в закупке на общих основаниях в порядке, установленным Законом № 223-ФЗ, было единственным участником, подавшим заявку на участие в аукционе, и с которым, как с победителем торгов заключен договор. Действия Учреждения и общества по заключению договора не повлекли последствий, запрещенных пунктом 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

         У антимонопольного органа не имелось правовых оснований для возбуждения дела в порядке статьи 44 Закона о защите конкуренции. Антимонопольный орган в рамках осуществленной Учреждением закупки вправе рассмотреть жалобу по настоящему делу на нарушение процедуры торгов  и порядка заключения договоров в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, которая регламентирует порядок действий антимонопольного органа (процедуру) при рассмотрении жалоб участников закупок, осуществляемых в соответствии с Законом № 223-ФЗ, но не определяет основания компетенции (полномочия) антимонопольного органа, которые установлены частью 10 статьи 3 названого закона. Действия заказчиков, не указанные в части 10 статьи 3 Закона № 223-ФЗ, подлежат обжалованию в судебном порядке.

        В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие выявленные антимонопольным органом в действиях Учреждения нарушения части 10 статьи 3 Закона № 223-ФЗ. Срок на рассмотрение жалобы антимонопольным органом в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции пропущен.

       В целях получения дополнительной информации Хабаровским УФАС России направлены запросы в адрес государственных органов, лиц, участвующих в деле и иных организаций. Запросы и ответы на них приобщены к материалам дела № 027/01/17-532/2019.

         Комиссией Хабаровского УФАС России также проведен анализ документов (информации), находящихся в открытом доступе и размещенных в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

        В результате исследования совокупности документов и информации, имеющихся в материалах дела № 027/01/17-532/2019, заслушав доводы и пояснения лиц участвующих в деле, Комиссия установила следующее.

 

         КГАУ «Дом молодежи» (организатор, заказчик), Комитет по молодежной политике Правительства Хабаровского края  (учредитель КГАУ «Дом молодежи», распорядитель финансовых средств), ООО «Экстрим Сервис» (участник аукциона), ООО Флагман (поставщик части товара по предмету аукциона) заключили и реализовали устное антиконкурентное соглашение, с целью создания преимущественных условий для ООО «Экстрим Сервис»  при подготовке и проведении аукциона № 31806395344, которое могло привести к ограничению конкуренции.

        О заключении и реализации устного соглашения свидетельствуют следующие документы и информация, имеющиеся в материалах дела о нарушении антимонопольного законодательства № 027/01/17-532/2019.

         20.04.2018 на официальном сайте Российской Федерации www. zakupki.gov.ru КГАУ «Дом молодежи» размещено извещение № 31806395344 о проведении открытого аукциона  в электронной форме на оказание услуг по питанию, проживанию, организации работы и обеспечению инфраструктуры палаточного лагеря участников  Всероссийского молодежного образовательного форума «Амур», аукционная документация. Дата окончания подачи заявок – 10.05.2018, дата рассмотрения заявок – 11.05.2018, дата подведения итогов – 14.05.2018.  Начальная (максимальная) цена договора - 22944250 руб.

        В соответствии с Информационной картой аукционной документации цена договора включает в себя стоимость оказания услуг, в том числе стоимость продуктов питания, расходы на их доставку, оплату труда персонала исполнителя, все затраты и издержки, а также налоги, сборы и другие обязательные платежи, взимаемые с исполнителя в связи с исполнением договора.

        Место оказания услуг: Российская Федерация, Хабаровский край, Солнечный муниципальный район, на территории горнолыжного комплекса «Холдоми»         Срок оказания услуг: возведение и обустройство палаточного лагеря до 31.05.2018 года. Работа палаточного лагеря в период проведения трех смен форума.

        Питание и проживание: 1 смена: с 05 июня 2018 г. по 11 июня 2018 г. (включительно), 2 смена: с 13 июня 2018 г. по 19 июня 2018 г. (включительно), 3 смена: с 21 июня 2018 г. по 27 июня 2018 г. (включительно).  

        На участие в аукционе 08.05.2018 поступила заявка ООО «Экстрим Сервис», признанная  соответствующей требованиям аукционной документации. Закупочной комиссией Учреждения принято решение заключить договор с ООО «Экстрим Сервис» (протокол от 14.05.2019).

        В соответствии с Положением о закупке товаров, работ, услуг краевого государственного автономного учреждения «Дом Молодежи» (далее – Положение) договор заключается заказчиком в порядке, установленном настоящим Положением,  с учетом положений действующего законодательства (п. 1.11.1).

        Согласно пункту 1.11.3 Положения заказчик передает победителю аукциона (единственному участнику) оформленный, подписанный и скрепленный печатью договор в течение пяти дней со дня подписания протокола проведения аукциона (протокола рассмотрения заявок, если договор передается единственному участнику). Победитель аукциона (единственный участник) в течение пяти дней со дня получения договора подписывает договор, скрепляет его печатью и возвращает заказчику.

        В соответствии с Обзором по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере, утвержденным  Президиумом Верховного Суда РФ 16.03.2016, сокращение заказчиком законодательно установленного десятидневного срока на обжалование в антимонопольный орган действий организаторов торгов, аукционной или конкурсной комиссии является нарушением части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции и противоречит требованиям, установленным Законом № 223-ФЗ и Законом о защите конкуренции, в соответствии с которыми порядок заключения договоров направлен на обеспечение участникам закупки возможности реализации их права на обжалование действий заказчика (организатора торгов) в антимонопольный орган в процедуре, установленной статьей 18.1 Закона о защите конкуренции и частью 10 статьи 3 Закона № 223-ФЗ.

         14.05.2018 Учреждением  с нарушением установленного действующим законодательством и Положением срока заключения договора с ООО «Экстрим Сервис» заключен договор № 64, стоимость которого составила 22944250,00 руб.

         Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что заключение договора в короткий период времени с нарушением требований закона при отсутствии объективной потребности в подобном сокращении времени свидетельствует о создании преимущественных  условий обществу, так как лишило возможности потенциальных участников защитить свои права в установленном законом порядке.

        Согласно аукционной документации предметом договора является оказание услуг по питанию, проживанию, организации работы и обеспечению инфраструктуры палаточного лагеря участников Всероссийского молодежного образовательного форума «Амур».

         Согласно Техническому заданию аукционной документации исполнитель по договору должен оказывать следующие услуги, входящие в состав объекта закупки:

         1. Организация работы и обеспечение инфраструктуры палаточного лагеря для комфортного проживания участников, волонтеров.

         2. Оказание услуг по организации проживания и питания участников Всероссийского молодежного образовательного форума «Амур».

        Технической частью аукционной документации установлено, что в организацию работы и обеспечение инфраструктуры палаточного лагеря для комфортного проживания участников, волонтеров входят сроки выполнения работ: возведение и обустройство палаточного лагеря до 31.05.2018 года (п. 8.1).

        Пунктом 8 Технической части аукционной документации утверждены общие требования к работам и материалам:  исполнитель обязан обеспечить качество используемых материалов, соответствие применяемого оборудования и комплектующих изделий, конструкций и систем требованиям ГОСТ, СНиП, техническим условиям, стандартам, санитарным нормам и другим нормативным документам; обеспечить соответствие результатов работ требованиям качества, безопасности жизни и здоровья, а также иным требованиям, установленным настоящей документацией и действующим законодательством Российской Федерации. Исполнитель выполняет все работы с использованием собственного оборудования, конструкций, изделий и материалов и прочего. Исполнитель обязан иметь соответствующие сертификаты, технические паспорта или другие документы, удостоверяющие качество материалов и оборудования, включая радиационную безопасность, в случае если это установлено законодательством. Используемые материалы и оборудование должны быть новыми, не бывшими в употреблении, не восстановленными, а также свободными от прав и обязанностей третьих лиц.

         Учитывая, что услуги по питанию, проживанию, и организация работ и услуг по обеспечению инфраструктуры палаточного лагеря имеют разные коды ОКВЭД - (деятельность по предоставлению мест для краткосрочного проживания – код ОКВЭД 55.20, деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания  - код ОКВЭД 56.10, деятельность в области отдыха и развлечений  - код ОКВЭД 93.19 (93.2), 93.29), в связи с чем Комиссия приходит к выводу, что услуги по питанию, проживанию, и организация работ и услуг по обеспечению инфраструктуры палаточного лагеря являются самостоятельными видами работ, различны по своей специфике, методам исполнения, необходимым трудовым и техническим ресурсам, выполняются различными специалистами.

         Вместе с тем, оказание услуг по питанию, проживанию, и организации работы и услуг по обеспечению инфраструктуры палаточного лагеря в аукционной документации объединены в один лот, что может свидетельствовать о наличии в техническом задании аукционной документации барьера для потенциальных поставщиков в виде одновременного предоставления организации работы и обеспечении инфраструктуры, а также  оказания услуг по организации проживания и питания.

         Ранее Учреждением подготовлено обоснование начальной (максимальной) цены контракта методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка).

         В целях обосновании начальной (максимальной) цены контракта и получения ценовой информации заказчиками направлены запросы о предоставлении ценовой информации пяти исполнителям, получены коммерческие предложения от троих (ООО «Экстрим Сервис», ООО «Амут сноу лэйк», Филиал ОАО «РЖД» Дирекция социальной сферы Детский оздоровительный лагерь им. Заслоново), на основании которых осуществлен расчет  начальной (максимальной) цены контракта.

         Учреждению представлены коммерческие предложения, на основании которых произведен расчет начальной (максимальной) цены контракта, по следующим позициям: оказание услуг по организации проживания участников Форума; оказание услуг по организации питания участников Форума, оказание услуг по  организации работы и обеспечение инфраструктуры палаточного лагеря для комфортного проживания участников Форума.

         Предложение  ООО «Экстрим Сервис» от 16.04.2018 составило: оказание услуг по организации проживания участников Форума – 7560000,00 руб.; оказание услуг по организации питания участников Форума – 8111250,00 руб., оказание услуг по  организации работы и обеспечение инфраструктуры палаточного лагеря вместимостью до 190 человек, 24 палатки – 7280000,00 руб., итого – 22951250,00 руб.

        Предложение  ООО «Амут сноу лэйк» от 16.04.2018 составило: оказание услуг по организации проживания участников Форума – 5040000,00 руб.; оказание услуг по организации питания участников Форума – 6272700,00 руб., оказание услуг по  организации работы и обеспечение инфраструктуры палаточного лагеря вместимостью до 190 человек, 24 палатки – 7200000,00 руб., итого - 18512700,00 руб.

         Предложение  Филиала ОАО «РЖД» от 17.04.2018 составило: оказание услуг по организации проживания участников Форума – 10080000,00 руб.; оказание услуг по организации питания участников Форума – 9949800,00 руб., оказание услуг по  организации работы и обеспечение инфраструктуры палаточного лагеря вместимостью до 190 человек, 24 палатки – 7339000,00 руб., итого - 27368800,00 руб.

         При этом следует учесть, что каждая позиция коммерческих предложений потенциальных исполнителей рассчитана отдельно по виду деятельности.

        Исходя из изложенного, Комиссия приходит к выводу, что объединение разных по типу исполнения видов деятельности - оказание услуг по питанию, проживанию, и организации работы и услуг по обеспечению инфраструктуры палаточного лагеря и отсутствие в закупочной документации согласия собственника комплекса на право пользования инфраструктурой комплекса свидетельствует о формировании закупочной документации с целью привлечения к участию в конкурсе конкретного хозяйствующего субъекта, исключает возможность иных потенциальных хозяйствующих субъектов при прочих равных условиях претендовать на заключение данного договора.

        Согласно информации, представленной в аналитическом отчете по результатам исследования состояния конкуренции при проведении открытого аукциона № 31806395344, участие в указанном аукционе при отсутствии ограничений могли принять 25 хозяйствующих субъектов.

 

        В соответствии информационной карте аукционной документации место оказания услуг расположено на территории горнолыжного комплекса «Холдоми», находящегося в собственности хозяйствующего субъекта.

        Вместе с тем, в аукционной документации указано, что оказание услуг должно проводиться силами и средствами исполнителя, при этом не установлено право победителя аукциона  на беспрепятственный въезд на территорию комплекса и исполнение обязательств, предусмотренных договором, отсутствует возможность согласования собственником   права пользования территорией и имуществом, необходимых для исполнения договора.

        В ходе изучения информации, представленной АО «ЕЭТП», установлено, что  при подаче заявок ООО «Экстрим Сервис» использует одну электронную почту, единый номер телефона,  один IP-адрес с ООО «Флагман» (Таблица 1).

         Заявка ООО «Экстрим Сервис» на участие в указанном аукционе подана с   IP-адреса ООО «Флагман».

        Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 04.05.2018, поданной в составе заявки ООО «Экстим Сервис» на участие в аукционе, правопредшественниками ООО «Экстрим Сервис» являются ООО «Крона плюс» и ООО «Крона 1». Правопреемником общества является ООО «ГЛК Холдоми», созданное путем реорганизации в форме  выделения.

        Юридическим адресом ООО «ГЛК Холдоми» является Хабаровский край, Солнечный район, территория 5.5 км на северо-запад от п. Солнечный, который является также юридическим адресом ООО «Экстрим Сервис». Учредителем ООО «ГЛК Холдоми» также является гр. Б.

        ООО «Экстрим Сервис» в составе заявки на участие в аукционе поданы Санитарно-эпидемиологическое заключение Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю № 27.99.23.000.М.000282.05.16 от 16.05.2016 на использование водного объекта (скважина № 0411) в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения ООО «ГЛК Холдоми» (5,5 км северо-запад от п. Солнечный, в 500 м левее от автодороги Комсомольск-на-Амуре – п. Горный), выданное ООО «ГЛК Холдоми», лицензия на пользование недрами СОЛ 00512ВЭ Министерства природных ресурсов Хабаровского края, выданная ООО «ГЛК Холдоми» на добычу подземных вод из скважины № 0411.

        Таким образом, в связи с тем, что ООО «Экстрим Сервис», с которым заключен договор, и ООО «ГЛК Холдоми», на территории которого проводится Форум, имеют одного учредителя и один юридический адрес, ООО «Экстрим Сервис» не требовалось разрешение на беспрепятственный заезд на территорию комплекса.

         Проанализировав изложенную информацию Комиссия полагает, что проведение Форума на территории горнолыжного комплекса «Холдоми» при отсутствии согласия собственника комплекса на право пользования инфраструктурой комплекса исключило возможность  иных хозяйствующих субъектов при прочих равных условиях  претендовать на заключение договора.     

        Кроме того, сформированные в Технической части аукционной документации технические характеристики палаток практически полностью соответствуют Техническим условиям палаток «Памир – 30», закупленных ООО «Экстрим Сервис».

        Технической частью аукционной документации установлены следующие технические характеристики палаток (Таблица 1).  

                                                                                                                  

 

                                                                                                                           Таблица 2

Кол-во,шт

Наименование товара (материала)

Показатели, значение которых не может изменяться

Показатели, содержащие минимальные/максимальные значения

24

Палатка каркасного типа

Предназначен для временного размещения людей в полевых условиях воинских подразделений или мирного населения, для организации медицинских пунктов, а также организации коммунально-бытовых помещений, полевых столовых в любых климатических зонах (всесезонность).

Может эксплуатироваться при следующих метереологических условиях:

 - диапазон температуры окружающей среды, не менее: от -45º до +50º С; - Соответствие

- допустимая скорость ветра не менее 24 м/с; - Соответствие

-допустимая снеговая нагрузка не менее 24 кг/м2;  - Соответствие

Габаритные размеры палатки:

- Ширина, м не менее 6,0 и не более 7

Длина, м не менее 6,8 и не более 8

-Высота боковой стенки, м не менее 2,2 и не более 2,8

- Высота гребня, м не менее 3,0 и не более 3,2

- Площадь палатки, м. не менее 40,5 и не более 50

- Кол-во мест, чел не менее 8 и не более 30

Материалы палатки:

- каркас палатки – стальной с антикоррозионным защитным покрытием;

-наличие стойки каркаса с подпружиненными фиксаторами внутри соединительных крестов – Соответствие;

- внешний намет – водонепроницаемая ткань с герметичными швами из ткани с ПВХ покрытием;

- внутренний намет – бязь (отбеленная/плотная) или иглопробивное полотно;

- пол – из ткани с ПВХ-покрытием

 

В конструкции палатки предусмотрены:

- двускатная крыша, боковые и торцевые стенки;

- наличие не менее 2-х входов и 2-х тамбуров;

- рукава воздуховода;

- рукава для подвода электропроводки;

- вентиляционные окна и отверстие в крыше для вывода печной трубы;

- наличие на торцевых и боковых стенках окон с противомоскитными сетками и светозащитными шторками

- рукава воздуховода диаметром не менее 420 мм

- рукава для подвода электропроводки диаметром не менее 130 мм,

Упаковка палатки должна обеспечивать транспортировку, защиту от влаги и мелких механических повреждений, иметь соответствующую маркировку и ручки для переноски. - Соответствие

 

 

 

       Технические условия палаток «Памир – 30»: палатка каркасного типа, предназначена для временного проживания людей во все времена года. Длина – 6,75 м, ширина – 6, 00 м, высота боковой стенки, м – 2,16, высота гребня, м – 3,05, площадь палатки, м. - 40,5, может эксплуатироваться при следующих климатических условиях: диапазон температуры окружающей среды, не менее: от -40º до +40º С;  допустимая скорость ветра до 20 м/с; допустимая снеговая нагрузка до 20 кг/м2.

       Таким образом, Комиссия пришла к выводу, что это также может являться косвенным доказательством предварительного согласования технического задания аукционной документации с потенциальным исполнителем указанного аукциона.

        В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции группой лиц признается юридическое лицо и осуществляющие функции единоличного исполнительного органа этого юридического лица физическое лицо или физическое лицо. Также в силу пункта 1 части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции группой лиц признается хозяйственное общество (товарищество, хозяйственное партнерство) и физическое лицо или юридическое лицо, если такое физическое лицо или такое юридическое лицо имеет в силу своего участия в этом хозяйственном обществе (товариществе, хозяйственном партнерстве) либо в соответствии с полномочиями, полученными, в том числе на основании письменного соглашения, от других лиц, более чем пятьдесят процентов общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале этого хозяйственного общества (товарищества, хозяйственного партнерства).

         По результатам анализа сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, Комиссией установлены группы лиц по признаку, указанному пунктом 2 части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции: ООО «Флагман», Бурлаков В.Г. - единоличный исполнительный орган – директор (с 06.02.2018); ООО «Экстрим Сервис», Бурлаков В.Г. - единоличный исполнительный орган – директор (с 16.09.2013 по 28.10.2019). 

        ООО «Флагман», ООО «Экстрим Сервис», ООО ГЛК «Холдоми» составляют группу лиц по признаку, указанному в пункте 1 части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции, поскольку согласно выпискам из ЕГРЮЛ в обществах единственный учредитель  - Бурлаков В.Г. владеет 100% долей в уставном капитале. (ООО «Флагман» - с 18.03.2004, ООО «Экстрим Сервис» - с 16.09.2013, ООО ГЛК «Холдоми» - с 16.09.2013). Таким образом, каждая из указанных групп находится под контролем одного физического лица.        

        Таким образом, Комиссия полагает, что организатор аукциона заранее зная, что договор будет заключен с ООО «Экстрим Сервис», которому не требуется разрешение на беспрепятственный заезд на территорию комплекса, не включил  такое требование в аукционную документацию. 

        В этой связи действия заказчика в части установления «блокаторов» в закупочной документации под одного  участника противоречат Закону №223-ФЗ и идут в разрез с принципами и целями сферы размещения закупок отдельными видами юридических лиц  в части расширения возможностей и стимулирования участия физических и юридических лиц в закупках и развития добросовестной конкуренции.

       Данные обстоятельства подтверждаются следующими документами.

       Хабаровским УФАС  России 05.08.2019 направлен запрос о предоставлении информации, имеющей значение для рассмотрения дела № 027/01/17-532/2019 (договоры, заключенные с ООО «Экстрим Сервис», ООО «Флагман», запросы коммерческих предложений от этих обществ) в адрес ООО «Научно-производственная фирма ОРТ», которое является производителем и продавцом палаток,

         Письмом от 19.08.2019 № 19-08/юр/19 ООО «Научно-производственная фирма ОРТ» представило письменные пояснения, копии документов и информацию.

        В указанном письме обществом пояснено, что 20.02.2018 с электронной почты 8270000@mail.ru за подписью заместителя генерального директора ООО «Экстрим Сервис» (ГЛК Холдоми, Солнечный район Хабаровского края) Кузнецова Максима Геннадьевича поступил письменный запрос: «Наше предприятие планирует закупить некоторое количество палаток для участников Всероссийского молодежного форума «Амур». Интересуют палатки… «Памир-30». Необходимое количество палаток – 25 штук…. Палатки планируем эксплуатировать  в летнее время на деревянном подиуме».

       20.02.2018 ООО «НПФ ОРТ» с адреса info@ort.com.ru направлен ответ с коммерческим предложением на изготовление и поставку палаток «Памир-30» а в количестве 25 штук.

       20.02.2018   с адреса 8270000@mail.ru в адрес общества пришло письмо с подтверждением получения коммерческого предложения.

       21.02.2018  с адреса 8270000@mail.ru в адрес общества пришло письмо с одобрением варианта комплектации за  124900 руб., доставка будет организовываться самостоятельно, и просьбой выставить счет на следующие реквизиты. Фактически  указаны реквизиты ООО «Экстрим Сервис».

       24.02.2018 на адрес общества (ООО «НПФ ОРТ») от отправителя 8270000@mail.ru пришло письмо: «нужен будет договор с вашей стороны на палатки. И ещё, отправляю реквизиты нашего юридического лица, которое работает с НДС. Договор оформляем на него, счёт выставляем тоже..».  Фактически во вложении указаны реквизиты ООО «Флагман».

        26.02.2018 ООО «НПФ ОРТ» направлены в адрес ООО «Флагман» счет и договор. 03.04.2018 покупателю направлено письмо с адресом выдачи товара  и просьбой о предоставлении доверительного письма ООО «Флагман» о заборе груза транспортной компанией. 04.04.2018 поставщик сообщил об отправке  бухгалтерских документов  и договора почтой по адресу: 681000, г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Молодогвардейская, д. 4, оф. 1.

         05.04.2018 поставщиком в адрес покупателя направлено сообщение с просьбой о направлении ссылки на мероприятие, которое будет проходить в рамках молодежного форума «Амур». 05.04.2018 покупателем сообщено, что как только будет размещена подробная информация после аукционов и торгов, ссылку предоставит.

          Материалами дела установлено, что 26.02.2018 ООО «Флагман» заключен договор № 07-м с ООО «НПФ ОРТ» на поставку 25 палаток «Памир-30», оплаченный ООО «Флагман» (платежные поручения от 07.03.2018 № 860, от 03.04.2018 № 1253).            

          Исходя из изложенного следует, что ООО «Флагман» 26.02.2018 для ООО «Экстрим Сервис» закуплены указанные палатки, то есть до размещения извещения о закупке КГАУ «Дом молодежи» (20.04.2018) для проведения указанного Форума, что является косвенным доказательством осведомленности хозяйствующего субъекта  о заключении с ним договора.

         Данные обстоятельства в совокупности свидетельствуют о взаимосвязи действий Учреждения и указанных обществ при проведении аукциона и заключении договора.

        Заключение и реализация соглашения, направленного на создание Комитетом, Учреждением преимущественных условий для ООО «Экстрим Сервис» в ходе подготовки и проведения аукциона, которое могло привести к ограничению конкуренции, подтверждается следующим.

        Правовое положение автономных учреждений, порядок их создания, реорганизации и ликвидации, цели, порядок формирования и использования их имущества, основы управления автономными учреждениями, основы отношений автономных учреждений с их учредителями, с участниками гражданского оборота, ответственность автономных учреждений по своим обязательствам определены Федеральным законом Российской Федерации от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее - Закон № 174-ФЗ).

         В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона № 174-ФЗ субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах), может создаваться автономное учреждение.

        На основании части 7 статьи 2 Закона №174-ФЗ автономное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными федеральными законами и уставом, путем выполнения работ, оказания услуг в сферах, указанных в части 1 этой же статьи.

         Распоряжением Правительства Хабаровского края от 13.04.2016 № 226-рп создано краевое государственное автономное бюджетное учреждение «Дом молодежи». В соответствии с указанным распоряжением Комитет по молодежной политике Правительства края осуществляет от имени края функции и полномочия учредителя краевого государственного автономного учреждения «Дом молодежи».

         Согласно пункту 3.25 Положения о комитете по молодежной политике Правительства Хабаровского края, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 27.02.2016 № 44-пр, к функциям Комитета относится осуществление в отношении находящихся в ведении Комитета краевых государственных учреждений функций и полномочий учредителя учреждения в соответствии с постановлением Губернатора Хабаровского края от 26.01.2017 № 11 «О полномочиях органов исполнительной власти Хабаровского края по осуществлению прав собственника имущества краевых государственных унитарных предприятий и функций, и полномочий учредителя краевых государственных учреждений» и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и Хабаровского края.

         Пунктом 1.5 Устава  КГАУ «Дом молодежи» установлено, что учредителем Учреждения является Хабаровский край. Органом исполнительной власти Хабаровского края, осуществляющим функции и полномочия учредителя, является комитет по молодежной политике Правительства Хабаровского края.

        Пунктом 3.8 Устава Учреждения установлено, что непосредственный контроль за выполнением Учреждением законодательства Российской Федерации, настоящего Устава, его финансово-хозяйственной деятельностью осуществляет Учредитель в рамках своей компетенции, установленной законодательством Российской Федерации. К компетенции Учредителя относится, в числе прочего, формирование и утверждение государственного задания Учреждения в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации; планирование бюджетных ассигнований в виде субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного задания и субсидий на иные цели, не связанные с выполнением государственного задания; контроль за деятельностью Учреждения и целевым использованием закрепленного за ним имущества (в ред. 2018 г.) (п. 3.9).

      Таким образом, Комитет, осуществляющий функции и полномочия учредителя Учреждения, имеет непосредственную возможность контролировать Учреждение и влиять на его деятельность.

        Краевым государственным автономным учреждением «Дом молодежи» (далее – КГАУ «Дом молодежи») с 2016 года проводились закупочные процедуры на право заключения договоров на оказание услуг по питанию, проживанию, организации работы и обеспечению инфраструктуры участников Всероссийского молодежного образовательного форума «Амур» (в 2016 году – Дальневосточный молодежный образовательный форум «Амур»): в 2016 году на сумму 9534000 руб., 2017 – 8253000 руб., 2018 – 24779994 руб.

        Приказом Федерального агентства по делам молодежи (Росмолодежь) от 07.03.2018 № 60 утверждено Положение о Всероссийском молодежном образовательном форуме «Амур» и установлены сроки его проведения– с 13 по 27 июня 2018 года.

        В соответствии с распоряжением Губернатора Хабаровского края  от 02.04.2018 № 152-р утвержден План мероприятий по подготовке и проведению Всероссийского молодежного образовательного форума «Амур»  на территории горнолыжного комплекса «Холдоми» Солнечного муниципального района Хабаровского края в 2018 году, Комитету по молодежной политике Правительства края поручено подготовить смету расходов на организацию и проведение Форума, предусматривающую источники финансирования мероприятий, включенных в План.

        Распоряжением  Комитета по молодежной политике Правительства Хабаровского края от 09.04.2018 № 28р «О проведении Всероссийского молодежного образовательного форума «Амур» в 2018 году» назначено финансовым оператором Форума краевое государственное автономное учреждение «Дом молодежи».

В соответствии с частью 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса РФ в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с государственным (муниципальным) заданием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ). Из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели. Порядок определения объема и условия предоставления указанных субсидий из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов устанавливается соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией.

Комитетом с Учреждением заключено соглашение о предоставлении субсидии из краевого бюджета  КГАУ «Дом молодежи»  на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) от 02.01.2018 № 2. Соглашением предусмотрено финансирование на выполнение государственного задания, в том числе по целевой статье расходов 1300303140 «Проведение мероприятий для детей и молодежи в рамках государственной программы Хабаровского края «Развитие молодежной политики в Хабаровском крае, которая включает в себя, в том числе, бюджетные ассигнования на проведение Форума. Субсидии Учреждению в 2018 году перечислены в соответствии с соглашением.

        Исходя из изложенного, следует, что Комитет имеет возможность координировать действия подконтрольного лица при проведении закупок. 

        Системная оценка действий Комитета, КГАУ «Дом молодежи», ООО «Экстрим Сервис», ООО «Флагман» позволяет Комиссии сделать вывод, что между ними была достигнута договоренность (заключено устное антиконкурентное соглашение), позволяющая обеспечить победу в проведенной закупке.

        Данные выводы также подтверждаются материалами уголовного дела, представленными Шестым следственным управлением  главного следственного управления СК России.

«(…..)»

        Согласно пункту 9 Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере, утвержденным Президиумом Верховного Суда РФ 16.03.2016, законодательством не определено и не может быть определено, какие доказательства подтверждают антиконкурентное соглашение, а также не установлены и не могут быть установлены требования к форме подтверждающих документов. Доказательствами по делу о нарушении антимонопольного законодательства могут служить и полученные в установленном законом порядке доказательства по уголовным делам, переданные в антимонопольный орган (с учетом положений статьи 161 УПК РФ). При этом необходимо иметь в виду, что материалы (копии материалов) уголовных дел могут использоваться в качестве доказательств по делам о картелях вне зависимости от наличия или отсутствия приговора по уголовному делу, поскольку в рамках производства по антимонопольному делу устанавливается факт наличия или отсутствия нарушения антимонопольного законодательства, а не факт совершения преступления или виновность/невиновность лица в совершении преступления.

         Таким образом, при рассмотрении настоящего дела Комиссия Хабаровского УФАС России вправе использовать в качестве доказательной базы материалы, представленные СК России в рамках уголовного дела в отношении должностных лиц ООО «Экстрим Сервис» и Комитета.         

        Проанализировав представленные материалы, Комиссия приходит к выводу,  что решение о проведении указанного форума на базе комплекса «Холдоми» принято до издания приказа Росмолодежи от 07.03.2018 №60.  

        Также в материалах дела имеются материалы, подтверждающие, что гр.К. работает в ООО «Экстрим Сервис» с 01.08.2015.

 

        Кроме того, согласно данным ОПФР по Хабаровскому краю, в региональной базе данных на застрахованное лицо гр. К., имеются сведения, составляющие пенсионные права. Сведения для включения в индивидуальный лицевой счет предоставлены страхователем ООО «Экстрим Сервис».

        Пунктом 1 части 1, частью 5 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) при проведении торгов, запроса котировок цен, запроса предложений и иных проводимых в соответствии с Законом № 223-ФЗ закупок запрещено совершать действия, которые приводят либо могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, координировать организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключать соглашения между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

        Из данной нормы следует, что признаками нарушения являются: действия, которые осуществляются при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений; такие действия должны приводить или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции; такие действия должны выражаться в координации организатором торгов или заказчиком деятельности их участников;  эти действия могут выражаться в заключении соглашений между организатором торгов и (или) заказчиком с участниками торгов, если цель таких соглашений ограничение конкуренции и (или) создание преимущественных условий для каких-либо участников.

         Согласно части 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

        При этом под соглашениями между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, указанными в пункте 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции понимаются любые договоренности между указанными субъектами как в устной, так и в письменной форме, приводящие либо которые могут привести к ограничению конкуренции.

         Конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (п.7 ст. 4).

        Признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации (п. 17 ст. 4).

        Комиссия Хабаровского УФАС России полагает, что не установленное законодательством ограничение в доступе к торгам ущемляет как права каждого желающего принять в них участие, так и интерес организатора торгов в привлечении максимального числа участников, а также публичные интересы.

        Действующее законодательство Российской Федерации относит аукцион к одной из форм торгов. Торги - это универсальная модель приобретения различного рода прав.

         Торги выступают специальной юридической процедурой, опосредующей процесс предоставления какого-либо права, включая право на заключение договора.

         Сущность предназначения торгов определяется:

         - субъективным юридически значимым интересом одного лица (продавца, действующего по поручению государства) устроить соревнование по заранее определенным правилам между двумя и более лицами (претендентами) с тем, чтобы только лишь одному из них предоставить особое право на заключение такого договора, одновременно выявив наиболее предпочтительные его условия;

        - наличием двух и более претендентов, желающих заключить данный договор и готовых к состязательности (соперничеству) друг с другом.

        Состязательность (соперничество) - главенствующий признак любых торгов, объективно определяющий их сущность. В отсутствие состязательности торги утрачивают всякий смысл.

         В рассматриваемой ситуации один субъект рынка, на территории которого проводится Форум, приобрел необоснованные преимущества по отношению к другим участникам, не обладающим такими правами. По сути, в таком случае ограничивается или может быть ограничена возможность таких участников претендовать на право заключения договора по итогам торгов на равных условиях, что нарушает принципы обеспечения конкуренции, закрепленные в части 1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ, а также не соответствует организационным и правовым основам защиты конкуренции, установленным федеральным законодательством.       

       

        Комиссия Хабаровского УФАС России по рассмотрению дела №  027/01/17-532/2019 о нарушении антимонопольного законодательства, учитывая совокупность имеющихся доказательств, приходит к выводу о необходимости квалифицировать действия Комитета по молодежной политике Правительства Хабаровского края, КГАУ «Дом молодежи» и ООО «Экстрим Сервис», ООО «Флагман», выразившиеся в заключении и реализации устного антиконкурентного соглашения, направленного на создание преимущественных условий для ООО «Экстрим Сервис» при подготовке и проведении аукциона  № 31806395344, которое могло привести к ограничению конкуренции  по  пункту 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

         В соответствии с частью 5  статьи 48.1 Закона о защите конкуренции  комиссия принимает заключение об обстоятельствах дела, лица, участвующие в деле, вправе представить комиссии пояснения, доказательства и приводить доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании комиссии.

Связанные организации

Связанные организации не указаны