Решение б/н Решение по делу о нарушении закона о защите конкуренции адми... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 14

 

Комиссия Хабаровского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) при участии: от администрации Де-Кастринского  сельского поселения Ульчского муниципального района (далее – Администрация),  поступило  ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии своего представителя; МУП «Жилищно-Коммунальное хозяйство Де-Кастринского сельского поселения» (далее – Предприятие), извещено, явку своего представителя не обеспечило, рассмотрев дело № 8-01/12 по признакам нарушения Администрацией части 1 статьи 15 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Хабаровское УФАС России поступили постановления заместителя прокурора Ульчского района о возбуждении дел об административных правонарушениях в отношении главы Де-Кастринского сельского поселения  Де-Кастринского  сельского поселения Ульчского муниципального района Хабаровского края. Основанием для возбуждения административного дела послужили действия Администрации при передаче в пользование Предприятия по договору аренды от 02.05.2012 №№ 62, 63 объектов движимого, недвижимого муниципального имущества, в том числе коммунального назначения, предназначенного для оказания услуг электро, - тепло-, водоснабжения, водоотведения.

Из письменных пояснений Администрации следует, что в целях устранения нарушения антимонопольного законодательства, допущенного при заключении указанных договоров, Администрацией в отношении имущества, являющегося предметом договоров, 13.01.2013 проведен открытый конкурс на право его аренды (информация о проведении торгов размещена на сайте www.torgi.ru, извещение № 261212/1199806/01), с победителем заключены договоры.

Комиссия, рассмотрев материалы дела, пришла к следующим выводам.

Между Администрацией и Предприятием 02.05.2012 заключены договоры аренды муниципального имущества №№ 62,63. Из условий договоров следует, что арендодатель передает, а арендатор принимает в аренду муниципальное имущество, относящееся к коммунальной инфраструктуре, для производства, передачи и распределения тепловой энергии, водоснабжения и водоотведения в границах поселения, в соответствии с перечнем передаваемого в аренду имущества и актом приема-передачи имущества. Срок действия договоров установлен с 02.05.2012 по 31.03.2013. В приложениях № 1 к договорам, определен перечень муниципального имущества, подлежащего передаче в арендное пользование Предприятия.

Передача имущества по договорам осуществлена согласно актам приема-передачи  02.05.2012.

В соответствии со статьей 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления,  возможно только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением установленных Законом случаев.

По смыслу данной нормы, любые договоры, которые предусматривают переход прав владения и (или) пользования в отношении объектов публичной собственности, подлежат заключению с соблюдением установленных статьей 17.1 Закона о защите конкуренции особенностей.

Пункты 1.1 договоров аренды муниципального имущества от 02.05.2012 №№ 62, 63 предусматривают переход права пользования объектами аренды к Предприятию, соответственно к данным договорам подлежит применению статья 17.1 Закона о защите конкуренции.

В заседании Комиссии установлено, что договоры аренды заключены без проведения торгов, оснований, указанных в статье 17.1 Закона о защите конкуренции, позволяющих Администрации заключить спорные договоры без проведения торгов, в ходе рассмотрения дела не установлено.

Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и осуществлять действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе предоставление государственных и муниципальных преференций в нарушение порядка, установленного главой 5 настоящего закона.

Из данного положения следует, что достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.

Под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (пункт 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

В тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

Передача муниципального имущества в пользование определенного хозяйствующего субъекта, без соблюдения установленного законом публичного порядка, обеспечивает такому субъекту преимущественные условия осуществления предпринимательской деятельности, исключает возможность иных хозяйствующих субъектов в равных (конкурентных) условиях претендовать на получение муниципального имущества в пользование, ведет к недопущению конкуренции за право обладания таким имуществом.

В соответствии с пунктом 20 статьи 4 Закона о защите конкуренции предоставление органами местного самоуправления отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот является муниципальной преференцией.

Передача муниципального имущества хозяйствующему субъекту на безконкурсной основе, в отсутствие законодательно установленных оснований, в понятии Закона о защите конкуренции является муниципальной преференцией, порядок предоставления которой установлен статьями 19, 20 данного закона.

Частью 3 статьи 19 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что муниципальная преференция может быть предоставлена только с предварительного письменного согласия антимонопольного органа. В данном случае администрацией сельского поселения согласия на предоставление Предприятию преференции не испрашивалось.

Согласно пунктам 11, 16, 18 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» теплоснабжающая организация - организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии.

Теплосетевая организация - организация, оказывающая услуги по передаче тепловой энергии.

Регулируемый вид деятельности в сфере теплоснабжения - вид деятельности в сфере теплоснабжения, при осуществлении которого расчеты за товары, услуги в сфере теплоснабжения осуществляются по ценам (тарифам), подлежащим в соответствии с настоящим Федеральным законом государственному регулированию, а именно:

а) реализация тепловой энергии (мощности), теплоносителя, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, при которых допускается установление цены реализации по соглашению сторон договора;

б) оказание услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя;

в) оказание услуг по поддержанию резервной тепловой мощности, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, при которых допускается установление цены услуг по соглашению сторон договора.

В свою очередь в понятии пунктов 1, 2, 4 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» организация коммунального комплекса - юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее эксплуатацию системы (систем) коммунальной инфраструктуры, используемой (используемых) для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, и (или) осуществляющее эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.

Системы коммунальной инфраструктуры - совокупность производственных, имущественных объектов, в том числе трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, технологически связанных между собой, расположенных (полностью или частично) в границах территорий муниципальных образований и предназначенных для нужд потребителей этих муниципальных образований.

Производственная программа организации коммунального комплекса - программа деятельности указанной организации по обеспечению производства ею товаров (оказания услуг) в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, которая включает мероприятия по реконструкции эксплуатируемой этой организацией системы коммунальной инфраструктуры и (или) объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.

Тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов подлежат регулированию (подпункт 1 пункта 2 статьи 1 Закона № 210-ФЗ).

По смыслу приведенных норм возможность входа на рынки услуг тепло-, водоснабжения, водоотведения обусловлена наличием в собственности либо в пользовании хозяйствующего субъекта соответствующих инфраструктурных объектов коммунального назначения.

Постановлением Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 28.11.2012 № 37/49 установлены тарифы на тепловую энергию для потребителей Предприятия, в том числе на территории пос. Де-Кастри, которые вводятся в действие с 01.01.2013, с календарной разбивкой (тарифное дело от 16.11.2012 № 508).

Из содержания указанного постановления регулирующего органа следует, что Предприятию установлены тарифы на тепловую энергию на период с 01.01.2013 по 30.06.2013, с 01.07.2013 по 31.12.2013.

Постановлением Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 28.11.2012 № 37/49 установлены тарифы на услуги по передаче тепловой энергии по сетям Предприятия, в том числе на территории пос. Де-Кастри, которые вводятся в действие с 01.01.2013, с календарной разбивкой (тарифное дело от 16.11.2012 № 509).

Из содержания указанного постановления регулирующего органа следует, что Предприятию установлены тарифы на услуги по передаче тепловой энергии по сетям Предприятия на период с 01.01.2013 по 30.06.2013, с 01.07.2013 по 31.12.2013.

Постановлением Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 28.11.2012 № 37/52 согласована производственная программа Предприятия, в том числе в пос. Де-Кастри. Этим же постановлением установлен тариф на холодную воду и водоотведение для потребителей Предприятия на территории ряда поселений, в числе которых пос. Де-Кастри. Тарифы установлены на период с 01.01.2013 по 30.06.2013, с 01.07.2013 по 31.12.2013 (тарифное дело от 16.11.2012 № 510).

Таким образом, заключив договоры аренды муниципального имущества, до проведения конкурсных процедур, Администрация обеспечила Предприятию возможность входа на рынки услуг тепло-, водоснабжения, водоотведения, установления тарифов на оказываемые Предприятием услуги, создала Предприятию преимущественные условия в осуществлении хозяйственной деятельности, что является недопустимым с позиции части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

При указанных обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу, что действия Администрации, связанные с заключением спорных договоров аренды без проведения торгов и без получения предварительного письменного согласия антимонопольного органа на предоставление муниципальной преференции, являются нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Администрацией издано распоряжение от 21.12.2012 № 145-р об изъятии с 01.01.2013 из пользования Предприятия имущества, переданного ему по указанным договорам, а также издано распоряжение от 14.01.2013 № 3 о передаче с 14.01.2013 Предприятию имущества, являвшегося предметом торгов, в связи с чем выдача предписания не приведет к устранению нарушения антимонопольного законодательства, рассматриваемого в рамках настоящего дела.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать действия администрации Де-Кастринского сельского поселения Ульчского муниципального района, выразившиеся в передаче МУП «Жилищно-Коммунальное хозяйство Де-Кастринского сельского поселения» муниципального имущества по договорам аренды от 02.05.2012 №№ 62, 63 без проведения торгов и без получения предварительного письменного согласия антимонопольного органа на предоставление муниципальной преференции, нарушением части 1 статьи 15 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Предписание не выдавать.

3. Передать материалы дела № 8-01/12 в отдел контроля органов власти Хабаровского УФАС России для проведения проверки соблюдения администрацией Де-Кастринского сельского поселения Ульчского муниципального района статьи 17 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» при проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды муниципального имущества (извещение о проведении торгов № 261212/1199806/01 размещено 27.12.2012 на сайте http://torgi.gov.ru).

4. Передать материалы дела № 8-01/12 уполномоченному должностному лицу  Хабаровского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны