Решение б/н Решение по делу о нарушении антимонопольного законодательств... от 10 марта 2013 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ №87

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, рассмотрев дело №8-01/134 по признакам нарушения ООО «РН-Востокнефтепродукт»  части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), в присутствии представителей ООО «РН-Востокнефтепродукт», ООО «Транзит - ДВ», представитель ООО «Корпорация передовых автотехнологий» на рассмотрение дела не явился, общество уведомлено о месте, дате и времени рассмотрения дела,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Хабаровское УФАС России поступило заявление ООО «Корпорация передовых автотехнологий» с жалобой на действия ООО «РН-Востокнефтепродукт» при проведении запроса цен на оказание услуг по установке и обслуживанию тахографов для 48 единиц автотранспорта (извещение №31300264148).

По мнению заявителя, победителем указанной процедуры незаконно признано ООО «Транзит - ДВ», так как заявка общества должна была быть отклонена по тем же основаниям, что и заявка ООО «Корпорация передовых автотехнологий», соответственно запрос цен должен быть признан несостоявшимся, организатор должен был провести процедуру запроса цен повторно, ООО «Транзит - ДВ» не имело права участвовать в запросе цен, так как не имеет права оказывать услуги,  являющиеся предметом закупки.

Согласно письменным пояснениям ООО «РН-Востокнефтепродукт» ООО «Корпорация передовых автотехнологий» участвовало в тендере по предоставлению цен на установку тахографов для автотранспортных средств общества. Документы от участника запроса цен получены в установленный срок, но не в полном объеме. В частности, в соответствии с техническим заданием указанного запроса цен, общество не представило: сертификат соответствия с маркировкой взрывозащиты ЕХ на применение тахографа для автомобилей, перевозящих опасные грузы (пункт 1.9 технического задания); сведения о гарантии на товар и установку приборов (пункт 1.4 технического задания); сведения о наличии паспортов на устанавливаемые приборы (пункт 1.7 технического задания). Участник закупки ООО «Транзит - ДВ» является авторизированным сервисным центром ООО «Инкотекс - Трейд» (имеет заводское клеймо и клеймо мастерской Росавтотранса RUS 202, порядковый номер в реестре №109) по оснащению транспортных средств контрольным устройством (тахограф) «Меркурий ТА - 001» с аппаратурой спутниковой навигации, на что имеется соответствующий сертификат.  Между сервисным центром ООО «Инкотекс – Трейд», заводом - изготовителем тахографов «Меркурий ТА – 001» ООО «Астор – Трейд» и ООО «Транзит - ДВ» заключен договор на установку и гарантийное обслуживание тахографов «Меркурий ТА – 001».  ООО «Транзит – ДВ» выступает от лица ООО «Инкотекс – Трейд» на территории ДФО в качестве авторизированного сервисного центра, производит установку, гарантийное и послегарантийное обслуживание тахографов производителя приборов ООО «Астор – Трейд», имеет заводское клеймо и клеймо мастерской ООО «Инкотекс – Трейд». ООО «Транзит – ДВ» представило все указанные в техническом задании документы, в том числе сертификат соответствия №0466473 на контрольные устройства «Меркурий ТА – 001» (тахограф) с маркировкой взрывозащиты ЕХ. В связи с тем, что заявка ООО «Транзит – ДВ» соответствует требованиям документации о закупке и в соответствии с разделом 6.9 Положения о закупке, закупочной комиссией принято решение заключить договор с единственным участником закупки. Кроме того стоимость услуг, представленная ООО «Транзит - ДВ» ниже, чем у заявка ООО «Корпорация передовых автотехнологий».

В заседании комиссии представители ООО «РН-Востокнефтепродукт» доводы отзыва поддержали. Дополнительно пояснили, что договор на оказание услуг заключен и исполнен на 90%.

Представитель ООО «Транзит - ДВ» пояснил, что общество является авторизированным сервисным центром ООО «Инкотекс - Трейд», на оказание услуг заключен договор подряда. ООО «Инкотекс - Трейд» имеет заводское клеймо и клеймо мастерской Росавтотранса. ООО «Транзит - ДВ» собственного клейма не имеет, так как процедура выдачи разрешения занимает длительное время, в настоящее время оформляются документы для получения собственного клейма.

Комиссия Хабаровского УФАС России, рассмотрев материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, пришла к следующим выводам.

18.04.2013 на официальном сайте Российской Федерации zakupki.gov.ru размещено извещение №31300264148 о проведении открытого запроса цен на оказание услуг по установке и обслуживанию тахографов для 48 единиц автотранспорта (бензовозы), находящегося в эксплуатации в г. Хабаровске, г. Комсомольске-на-Амуре, г. Биробиджан (ЕАО), в Сахалинской области: г. Южно - Сахалинск, г. Корсаков, пгт. Ноглики, закупочная документация.

Дата окончания подачи заявок - 29.04.2013. Дата рассмотрения заявок - 29.04.2013. Подведение итогов назначено на 30.04.2013. Начальная максимальная цена договора  - 2 988 000,0 рублей с НДС.

Согласно положениям проекта договора на оказание услуг по установке тахографов исполнитель услуг обязуется оказать услуги по установке оборудования на транспортные средства заказчика, а заказчик обязуется принять и оплатить их. Список транспортных средств и стоимость тахографов указаны в приложении №1, являющимся неотъемлемой частью договора. Подлежащие к выполнению виды работ и их количество определяются исходя из заявки, поданной заказчиком, заполненной по образцу (приложение №3 к договору). При этом техническим заданием предусмотрено, что выполненные работы должны включать в себя установку, настройку, пломбировку, калибровку тахографов.

Как следует из протокола закупочной комиссии от 22.05.2013, на участие в закупке, подано две заявки: ООО «Корпорация передовых автотехнологий», ООО «Транзит - ДВ».  Заявка ООО «Корпорация передовых автотехнологий» отклонена по причине несоответствия требованиям технического задания по качеству: не представлено разрешение ЕХ Ростехнадзора на  применение тахографов для автомобилей, перевозящих опасные грузы (пункт 1.9 технического задания); отсутствия сведений о гарантии на товар и установку приборов, паспортов на устанавливаемые приборы (пункты 1.4, 1.7 технического задания), иных оснований отклонения заявки общества протокол не содержит. Заявка ООО «Транзит - ДВ» признана соответствующей требованию закупочной документации, закупка признана несостоявшейся и договор заключен с обществом как с единственным участником закупки.

Статьей 17 Федерального закона  от 26.07.2006  №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) при проведении торгов, запроса котировок цен на товары запрещаются действия, которое приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Из данной нормы следует, что достаточным основанием для признания действий при проведении запроса котировок нарушающих антимонопольное законодательство, является нарушение установленных данной нормой запретов, которые влияют на конкуренцию при проведении запроса котировок.

Согласно части 1 статьи 42 Федерального закона от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон №94-ФЗ) под запросом котировок понимается способ размещения заказа, при котором информация о потребностях в товарах, работах, услугах для нужд заказчиков сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса котировок и победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, предложивший наиболее низкую цену контракта.

В соответствии с разделом 1 Положения запрос цен - конкурентный способ закупки, не являющийся торгами, единственным критерием оценки для выбора победителя по которому является наименьшая цена, при выполнении установленных требований. В данной связи раздел 1 Положения определяет запрос цен аналогично части 1 статьи 42 Закона № 94-ФЗ как запрос котировок.

Документацией о закупке определены требования к участникам, к перечню документов, представляемых в составе заявки, порядок проведения закупки.

Документацией о закупке установлено, что победителем запроса цен признается допущенный участник, предложивший наименьшую цену договора и наилучшие технические характеристики предлагаемой продукции, при условии соответствия его заявки требованиям документации о закупке (пункт 5).

Пунктом 1 технического задания закупочной документации установлены требования к работам и товару, в частности:

- участник предоставляет  копию сертификата соответствия на выполняемые работы (1.2);

- качество товара должно соответствовать государственным стандартам (ГОСТ), техническим условиям (ТУ), требованиям завода-изготовителя и иной нормативно-технической документации на данный вид товаров и подтверждаться сертификатами соответствия (копии сертификатов должны прилагаться к коммерческому предложению) (1.3);

- участник предоставляет сведения о гарантии на товар и установку приборов (1.4);

-  участник предоставляет информацию о наличии и номере клейма (1.6);

- участник указывает наличие паспортов на устанавливаемые приборы (1.7);

- участник указывает наличие мастерской (сервисного центра) для установки тахографов в местах дислокации автомобилей (1.8);

- участник указывает наличие разрешения EX Ростехнадзора на применение тахографа для автомобилей, перевозящих опасные грузы (1.9);

В соответствии с пунктом 9.1.12.5 «Положения о закупке товаров, работ, услуг  ООО «РН - Востокнефтепродукт», утвержденного решением единственного участника ООО «РН-ВНП» №4 от 28.12.2012 (далее - Положение), по итогам отборочной стадии закупочный орган на своем заседании  в отношении каждого участника принимает решение о допуске к дальнейшему участию в закупке либо об отказе в допуске в соответствии с критериями отбора и в порядке, которые установлены в документации, по основанию несоответствия участника требованиям документации.

Основанием отклонения заявки в соответствии с закупочной документацией является несоответствие заявки по составу (за исключением случаев непредставления документов и (или) сведений, необходимых исключительно для целей оценки и сопоставления заявок, если это было предусмотрено документацией), содержанию и оформлению (подпункт «а» пункта 9.1.12.5 Положения).

В случае признания запроса цен несостоявшимся по причине отсутствия заявок (пункт  9.1.19.1.б) организатор запроса цен вправе:

-заключить договор у единственного поставщика в порядке, указанном в пункт  9.1.19.6 Положения;

- повторно провести процедуру запроса цен, изменив ее условия для целей создания конкурентной среды.

Повторная процедура запроса цен (пункт 9.6.12.1.б) может повторяться неограниченное число раз.

Положение части 1 статьи 20 Закона о безопасности дорожного движения об оснащении транспортных средств техническими средствами контроля, обеспечивающими непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств (тахографами) подлежит применению с 01.01.2013 (часть 2 статьи 12 Федерального закона № 78-ФЗ от 14.06.2012).

Статьей 2 Федерального закона №184-ФЗ от 27.12.2002 «О техническом регулировании» (далее - Закон №184-ФЗ) регламентировано, что документом, устанавливающим обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям или к связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации) является технический регламент.

Постановлением Правительства Российской Федерации №720 от 10.09.2009 в соответствии с Законом №184-ФЗ утвержден «Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств»  (далее - Технический регламент).

Данный Технический регламент устанавливает требования к безопасности колесных транспортных средств при их выпуске в обращение на территории Российской Федерации и их эксплуатации независимо от места их изготовления в целях защиты жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, защиты имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества и предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей колесных транспортных средств (пункт 1).

Пунктом 8(1) Технического регламента установлено, что транспортные средства категорий М2, М3, N2 и N3, осуществляющие коммерческие перевозки пассажиров и грузов, подлежат оснащению техническими средствами контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха.

В соответствии с пунктом 8(1) Технического регламента транспортные средства категорий М2, М3, N2 и N3, осуществляющие коммерческие перевозки пассажиров и грузов, подлежат оснащению техническими средствами контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха.

Порядок оснащения указанными техническими средствами транспортных средств, находящихся в эксплуатации, определяется Минтрансом России.

Во исполнение пункта 8(1) Технического регламента Минтрансом России приказом от 14.12.2011 №319  утвержден Порядок оснащения транспортных средств, находящихся в эксплуатации, техническими средствами контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха.

Пунктом 4 указанного Порядка установлено, что оснащение транспортного средства контрольным устройством обеспечивается владельцем транспортного средства и осуществляется сервисными центрами (мастерскими), допущенными к выполнению данных работ в рамках процедур допуска.

Пунктом 5 этого же Порядка установлено, что в ходе оснащения транспортного средства контрольным устройством сервисный центр (мастерская) производит:

1) установку контрольного устройства;

2) активацию контрольного устройства;

3) калибровку (проверку) контрольного устройства;

4) опломбирование контрольного устройства.

Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 23.11.2012 №1213 установлено, что требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, правила их использования, обслуживания и контроля их работы утверждаются Минтрансом России по согласованию с ФСБ России и МВД России, порядок оснащения транспортных средств тахографами устанавливаются Минтрансом России.

Во исполнение указанного постановления приказом Минтранса России от 13.02.2013 №36, вступившим в силу 01.04.2013, утверждены: «Требования к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства» (далее – Требования к тахографам), «Категории и виды транспортных средств, оснащаемых тахографами» (далее – Категории и виды транспортных средств), «Правила использования тахографов, установленных на транспортные средства» (далее - Правила использования тахографов), «Правила обслуживания тахографов, установленных на транспортные средства» (далее – Правила обслуживания тахографов), «Правила контроля работы тахографов, установленных на транспортные средств» (далее – Правила контроля работы тахографов).

Согласно перечню Категорий и видов транспортных средств тахографами оснащаются следующие категории и виды транспортных средств, выпускаемые в обращение и находящиеся в эксплуатации на территории Российской Федерации:

- транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых не превышает 5 тонн (категория M2);

- транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых превышает 5 тонн (категория M3);

- транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу свыше 3,5 тонны, но не более 12 тонн (категория N2);

- транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу более 12 тонн (категория N3);

за исключением:

- транспортных средств категории M2, M3, осуществляющих городские и пригородные регулярные перевозки в соответствии с Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 г. №112;

- транспортных средств, допущенных к осуществлению международных автомобильных перевозок в соответствии с карточкой допуска на автотранспортное средство для осуществления международных автомобильных перевозок грузов и пассажиров.

Список таких транспортных средств указан в приложение №1 к проекту договора на оказание услуг по установке тахографов.

Пунктом 2 Правил обслуживания тахографов установлено, что деятельность по установке, проверке, техническому обслуживанию и ремонту устанавливаемых на транспортные средства тахографов должна осуществляться мастерскими, сведения о которых учтены ФБУ «Росавтотранс» в перечне мастерских.

Пунктом 2 Правил использования тахографов установлено, что на транспортном средстве устанавливается, активизируется и используется один тахограф, соответствующий Требованиям к тахографам, сведения о котором включены Федеральным бюджетным учреждением «Агентство автомобильного транспорта» (далее - ФБУ «Росавтотранс») в перечне сведений о моделях тахографов.

Согласно пункту 13 Правил использования тахографов транспортные предприятия обязаны осуществлять работы по установке, проверке, техническому обслуживанию и ремонту устанавливаемых на транспортные средства тахографов в мастерских, сведения о которых учтены ФБУ «Росавтотранс» в перечне мастерских; направлять неисправный или функционирующий со сбоями тахограф на ремонт в мастерскую, сведения о которой учтены ФБУ «Росавтотранс» в перечне мастерских.

При этом из подпункта 3 пункта 89 Требований к тахографам следует, что активировать блок СКЗИ тахографа, соответствующего указанным Требованиям, соответственно, ввести его в эксплуатацию по прямому назначению имеет право в соответствии с законодательством только указанная мастерская.

Согласно пункту 3 «Порядка ведения реестра допущенных сервисных центров (мастерских), осуществляющих деятельность по установке, проверке, техническому обслуживанию и ремонту контрольных устройств, устанавливаемых на транспортных средствах», утвержденного приказом Минтранса России от 21.05.2012 №148 (далее – Порядок ведения реестра) ведение реестра осуществляет Минтранс России, внесение информации в реестр осуществляет ФБУ «Росавтотранс».

Информация о реестре размещается на сайтах Минтранса России и ФБУ «Росавтотранс» (пункт 7 Порядка ведения реестра).

Согласно пункту 4 Порядка ведения реестра процедуры регистрации в реестре включают в себя:

1) присвоение регистрационного номера свидетельству о допуске сервисных центров (мастерских) к деятельности по установке, проверке, техническому обслуживанию и ремонту контрольных устройств, устанавливаемых на транспортных средствах, включающего обозначение Российской Федерации <*> и порядковый номер;

2) внесение в реестр информации, отражающей содержание свидетельства, включая:

- регистрационный номер свидетельства;

- срок действия свидетельства;

- наименование сервисного центра (мастерской);

- фамилию, имя и отчество руководителя сервисного центра (мастерской);

-адрес выполнения работ по установке, проверке, техническому обслуживанию и ремонту контрольных устройств, устанавливаемых на транспортных средствах;

- контактную информацию сервисного центра (мастерской);

3) актуализацию данных реестра.

При допуске сервисного центра (мастерской) на новый срок его регистрация в реестре производится с использованием ранее присвоенного номера (пункт 5 Порядка ведения реестра).

В зависимости от состояния сервисных центров (мастерских), осуществляющих деятельность по установке, проверке, техническому обслуживанию и ремонту контрольных устройств, устанавливаемых на транспортных средствах, изменяется статус записи в реестре: действующий, архивный (пункт 6 Порядка ведения реестра).

Внесение сведений о мастерских в перечень мастерских, осуществляющих деятельность по установке, проверке, техническому обслуживанию и ремонту тахографов осуществляет ФБУ «Росавтотранс», в соответствии с «Порядком учёта сведений в перечне мастерских, осуществляющих деятельность по установке, проверке, техническому обслуживанию и ремонту тахографов, устанавливает требования к мастерским, а также сроки и процедуру рассмотрения заявлений для внесения и учета в перечень мастерских, осуществляющих деятельность по установке, проверке, техническому обслуживанию и ремонту тахографов» (далее – Порядок учета сведений), утвержденным приказом ФБУ «Росавтотранс» от 28.03.2013 г. № 25.

Порядок  учета сведений в перечне мастерских, осуществляющих деятельность по установке, проверке, техническому обслуживанию и ремонту тахографов размещен на сайте ФБУ «Росавтотранс» в разделе «Система тахографического контроля РФ».

Порядком учета сведений установлено, что заявителю необходимо обратиться в ФБУ «Росавтотранс»  с заявлением для включения в перечень мастерских, осуществляющих деятельность по установке, проверке, техническому обслуживанию и ремонту тахографов. К заявлению приложить копии документов, заверенных в установленном действующим законодательством порядке и подтверждающих соответствие мастерской требованиям, указанным в Приложении № 2 к указанному Порядку.

Указанные требования к сервисным центрам (мастерским) установлены приказами Минтранса России от 13.03.2012 №59, от 17.01.2012 №7 и включены в Приложение №2 к Порядку учета сведений.

В число таких требований входит:

- наличие возможности выполнять работы по установке, проверке, техническому обслуживанию и ремонту тахографов зарегистрированных в перечне моделей тахографов.

- мастерские должны иметь лицензию или договор с организацией, имеющей лицензию в соответствии с Положением о лицензировании деятельности по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнению работ, оказанию услуг в области шифрования информации, техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 № 313, на деятельность по передаче шифровальных (криптографических) средств; по монтажу, установке (инсталляции), наладке, обслуживанию шифровальных криптографических) средств;

- мастерская должна иметь в своём штате не менее одного сотрудника непосредственно выполняющего активизацию тахографа, активизацию блока СКЗИ тахографа, настройку (корректировку) установочных данных тахографа и его проверку, техническое обслуживание тахографа, периодическую проверку тахографа, замену блока СКЗИ тахографа, ремонт тахографа, замену тахографа в связи с его поломкой или окончанием срока его эксплуатации, направляющего в ФБУ «Росавтотранс» сведения о переданном тахографе и сведения об утилизированном тахографе, прошедшем специальную подготовку по программе объёмом не менее чем предусмотрено приказом Минтранса России от 17.01.2012 № 7 и программе в части установки и активации блоков СКЗИ тахографа применительно к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства на основании приказа Минтранса России от 13.02.2013  № 36 «Об утверждении требований к тахографам, категорий и видов оснащаемых ими транспортных средств, правил их использования, обслуживания и контроля их работы».

- мастерская должна располагать на праве собственности или на ином законном основании зданием (помещением), прилегающей территорией с линейным участком территории не менее 20 м с ровным твердым покрытием и подъездами к данному участку, обеспечивающими маневрирование крупногабаритного автотранспортного средства, а также оборудованием, инструментами и средствами измерения, обеспечивающими выполнение работ по установке, активации, проверке, техническому обслуживанию и ремонту тахографов, в объёме не менее, чем предусмотрено в приказе Минтранса России от 13.03.2012 № 59.

Реестр допущенных сервисных центров (мастерских) размещен на сайте ФБУ «Росавтотранс»: rosavtotransport.ru.

Таким образом, внесение ФБУ «Росавтотранс» сервисного центра (мастерской)  в указанный реестр означает, что такой сервисный центр (мастерская) имеет допуск к осуществлению деятельности по установке, проверке, техническому обслуживанию и ремонту тахографов.

 Из материалов дела следует, что ООО «Транзит - ДВ» в указанном реестре не состоит, в составе заявки на участие в закупке документов, свидетельствующих о допуске ООО «Транзит - ДВ» к указанной деятельности, обществом не представлено.

Учитывая, что ООО «Транзит - ДВ» не имеет допуска к осуществлению деятельности по предмету рассматриваемой закупки, действия ООО «РН-Востокнефтепродукт» в части допуска общества к участию в закупке  нарушают  требования, установленные пунктом 1.6 технического задания, привели к созданию преимущественных условий участия в проведенном запросе цен данному участнику закупки, что противоречит пункту 2 части 1  статьи 17 Закона о защите конкуренции.

В свою очередь в составе заявки ООО «Корпорация передовых автотехнологий» представлено уведомление о внесении общества в перечень сервисных центров (мастерских), осуществляющих деятельность по установке, проверке, техническому обслуживанию и ремонту контрольных устройств (тахографов) с присвоением регистрационного номера RUS 134, предназначенного для использования при опломбировании контрольных устройств, нанесения на табличках, бланках, иных документах, связанных с выполнением работ по установке, проверке, техническому обслуживанию и ремонту контрольных устройств (тахографов).

Доводы ответчика, ООО «Транзит - ДВ» о том, что общество на основании заключенного с ООО «Астор Трейд», ООО «Инкотекс – Трейд» договора на оказание услуг (выполнение работ) от 01.04.2013 №265/13 имеет право на осуществление деятельности по предмету закупки Комиссией отклоняются.

Согласно части 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Вместе с тем, передача права на осуществление деятельности по установке, проверке, техническому обслуживанию и ремонту контрольных устройств (тахографов) иным лицам не предусмотрена действующим законодательством, в силу чего указанное право не может быть передано по договору возмездного оказания услуг.

В приложении к проекту договора на оказание услуг по установке тахографов указан перечень транспортных средств, которые, в соответствии с Приказом Минтранса России от 13.02.2013 №36, должны быть оснащены тахографами.

В силу пункта 5 статьи 7 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – Закон  №116 - ФЗ) технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, в процессе эксплуатации подлежат экспертизе промышленной безопасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности, если иная форма оценки соответствия таких технических устройств обязательным требованиям к ним не установлена техническими регламентами.

Законом №116-ФЗ установлены категории опасных производственных объектов (приложение №1 к указанному закону) и классификация опасных производственных объектов (приложение №2 к указанному закону), к числу которых относятся объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества, в том числе горючие, взрывчатые, токсичные вещества.

В соответствии с частью 6 статьи 7 Закона №116 - ФЗ применение технических устройств на опасных производственных объектах осуществляется при условии получения разрешения, выдаваемого федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности, если иная форма оценки соответствия технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, обязательным требованиям к ним не установлена техническими регламентами.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 №401 «О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» таким органом является Ростехнадзор.

Приказом Ростехнадзора от 07.04.2011 №168 «Об утверждении требований к ведению государственного реестра опасных производственных объектов в части присвоения наименований опасным производственным объектам для целей регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов» (далее – Приказ №168) обозначены особенности идентификации опасных производственных объектов.

Бензовозы не относятся к опасным производственным объектам, поскольку не соответствуют совокупности критериев, указанных в Приказе №168, следовательно, установленное  Законом №116-ФЗ требование о получении разрешения Ростехнадзора на установку на таком объекте устройств в данном случае применению не подлежит, а установление в закупочной документации требования о предоставлении такого разрешения незаконно и невыполнимо в условиях отсутствия соответствующего нормативного требования.

Согласно пояснениям представителей ООО «РН-Востокнефтепродукт» фактически для участия в закупке не требовалось разрешение Ростехнадзора на применение тахографов для автомобилей, перевозящих опасные грузы, требовалось предоставление свидетельства о соответствии тахографов требованиям государственных стандартов, в том числе по взрывозащите.  

Приказом Минтранса РФ от 08.08.1995 №73 утверждены «Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом» (далее - Правила), устанавливающие на территории Российской Федерации порядок перевозки опасных грузов автомобильным транспортом по улицам городов и населенных пунктов, автомобильным дорогам общего пользования, а также ведомственным и частным дорогам, не закрытым для общего пользования, вне зависимости от принадлежности опасных грузов и транспортных средств, перевозящих эти грузы, и обязательны для всех организаций, а также индивидуальных предпринимателей. Правила определяют основные условия перевозок опасных веществ автомобильным транспортом, общие требования по обеспечению безопасности при их транспортировке, регламентируют взаимоотношения, права и обязанности участников перевозки опасных грузов.

Пунктом 1.5 Правил установлено, что опасные грузы по требованиям ГОСТ 19433-88 «Грузы опасные. Классификация и маркировка» и ДОПОГ распределяются на следующие классы:

1 - взрывчатые материалы (ВМ);

2 - газы, сжатые, сжиженные и растворенные под давлением;

3 - легковоспламеняющиеся жидкости (ЛВЖ);

4 - легковоспламеняющиеся твердые вещества (ЛВТ), самовозгорающиеся вещества (СВ); вещества, выделяющие воспламеняющиеся газы при взаимодействии с водой;

5 - окисляющие вещества (ОК) и органические пероксиды (ОП);

6 - ядовитые вещества (ЯВ) и инфекционные вещества (ИВ);

7 - радиоактивные материалы (РМ);

8 - едкие и (или) коррозионные вещества (ЕК);

9 - прочие опасные вещества.

В связи с тем, что бензовозы используются для перевозки опасных грузов, установленные указанными Правилами требования, подлежат применению к спорным отношениям.

Постановлением Правительства РФ от 10.09.2009 №720 утвержден «Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств» (далее - Регламент), согласно которому к компонентам транспортных средств  относятся тахографы.

Регламентом установлены требования к транспортным средствам, находящимся в эксплуатации (приложение №7).

Средства измерения скорости (спидометры) и пройденного пути должны быть работоспособны. Спидометры и одометры должны быть работоспособны. Тахографы должны быть работоспособны, метрологически проверены в установленном порядке и опломбированы (подпунктом 7.9 пункта 7 приложения №7 Регламента).

Регламентом также установлены требования к маркировке и обеспечению возможности идентификации транспортных средств (приложение №8).

Знаком обращения на рынке маркируются транспортные средства (шасси), на которые оформлено одобрение типа транспортного средства (одобрение типа шасси), а также компоненты транспортных средств, на которые оформлены сертификаты соответствия или декларации о соответствии требованиям настоящего технического регламента (пункт 4.1 приложения №8 Регламента).

Дополнительные требования к специализированным и специальным транспортным средствам установлены в приложении №6 Регламента.

Электрооборудование, устанавливаемое в отсеке технологического оборудования и органов управления этим оборудованием, должно быть взрывозащищенным, а электропроводка должна быть уложена в металлической оболочке, или должны быть предусмотрены меры по изоляции электрооборудования от контакта с технологическим оборудованием (пункт 1.18.13 приложения №6 Регламента).

Согласно пункту 1.3 технического задания качество товара должно соответствовать государственным стандартам (ГОСТ), техническим условиям (ТУ), требованиям завода-изготовителя и иной нормативно-технической документации на данный вид товаров и подтверждаться сертификатами соответствия (копии сертификатов должны прилагаться к коммерческому предложению).

Согласно пояснениям представителя ООО «РН-Востокнефтепродукт» и материалам дела в составе заявки ООО «Транзит - ДВ» представлен сертификат соответствия требованиям нормативных документов (ГОСТ Р МЭК 60079-0-2007, ГОСТ Р МЭК 60079-15-2010) №0466473 на контрольное устройство «Меркурий ТА - 001» (тахограф) с маркировкой взрывозащиты ЕХ, в составе заявки ООО «Корпорация передовых автотехнологий» подобный сертификат не представлен, что является основанием для отклонения такой заявки от дальнейшего участия в процедуре закупки в соответствии с пунктом 9.1.11.3 Положения. Вместе с тем заявка ООО «Корпорация передовых автотехнологий» по этому основанию закупочной комиссией не отклонялась.

Согласно пункту 1.4 технического задания участник предоставляет сведения о гарантии на товар и установку приборов.

В соответствии с проектом договора оказания услуг, прилагаемому к закупочной документации исполнитель гарантирует качество оказанных услуг по установке оборудования  и ремонту в течение 12 месяцев с даты подписания актов приемки оказанных услуг (пункт 8.1). Таким образом, заказчиком установлен минимальный гарантийный срок на качество оказанных услуг, что не освобождает участников запроса цен от обязанности представить сведения о гарантии на товар и установку приборов исходя из указанных требований. ООО «Корпорация передовых автотехнологий» в своей заявке не указало сведений о гарантии на товар и установку приборов, ООО «Транзит - ДВ» в заявке указало только сведения о гарантии на товар.

Требование технического задания об указании в заявке на наличие паспортов на устанавливаемые приборы (пункт 1.7) участниками запроса цен не исполнено.

В ходе рассмотрения дела Комиссией установлено, что заявка ООО «Корпорация передовых автотехнологий» отклонена ООО «РН-Востокнефтепродукт» обосновано в связи с непредставлением обществом указанного сертификата соответствия, информации о гарантии на товар и услуги, информации о наличии паспортов на тахографы. При  этом допуск заявки ООО «Транзит - ДВ» закупочной комиссией к участию в запросе цен, заключению договора с обществом при отсутствии в заявке документов, подтверждающих возможность осуществлять обществом работы по установке, проверке, техническому обслуживанию и ремонту контрольных устройств (тахографов), информации о наличии паспортов на тахографы, сведений о гарантии на услуги по установке приборов, создало обществу преимущественные условия участия в  запросе цен и привело к нарушению пункта 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

14.05.2013 ООО «РН-Востокнефтепродукт» заключен договор с ООО «Транзит - ДВ» №0332913/196Д на оказание услуг по установке тахографов, расторжение которого в данном случае возможно по решению суда либо по соглашению сторон, в связи с чем, выдача предписания не приведет к устранению нарушения антимонопольного законодательства.

На основании изложенного комиссия, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

1.Признать действия ООО «РН-Востокнефтепродукт» при проведении открытого запроса цен на оказание услуг по установке тахографов для 48 единиц автотранспорта (извещение №31300264148), выразившиеся в допуске к участию в указанной закупке ООО «Транзит - ДВ», создании данному обществу преимущественных условий участия в закупке, нарушением пункта 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Предписание не выдавать.

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны